Мерцающие Шахматы. Необходимые дополнения

Часть первая: Другие разновидности самой игры

Здесь речь пойдёт о том, какие разновидности этой игры были апробированы самим разработчиком, то есть автором этих строк. Определяясь с границами применимости Мерцающих шахмат к распространённым разновидностям ортодоксальной игры мною лично были проверены и признаны вполне пригодными следующие:

1.Композиция:

А)Учебные задачи – захватывающий раздел. Необыкновенно разнообразная тематика
Б)Задачи на мат в 1 серию ходов – отнюдь не примитивные задания требующие больших усилий для решения!
В)Задачи на мат в 2 серии ходов: сверхсложный материал, классической для меня является моя первая «двухсерийка» «мат Ллойда», которую я уже опубликовал и здесь, и на ХайВее и на Ютьюбе.
Г)Задачи на несколько серий ходов. Здесь для примера в разделе «Мерцающие шахматы.Задачи» я привожу задачу «Конная лава» к сожалению частично утраченную.
Д)Задачи на ретроанализ. Интереснейший раздел композиции, здесь я привожу задачу опубликованную мною на обложке моей первой книжечки «Мерцающие шахматы»
Е)Этюды: совершенно чудесный раздел. Здесь у меня представлен этюд, когда первое впечатление таково, что белые останутся с одним конём, вместо двух, и это при том, усвоенном с детства понимании, что «мат двумя конями не ставится»
Ж) Композиция на изменённых досках: гексагональные задачи, задачи на фрагментах обычной доски, задачи на цилиндрических, тороидальных и шарообразных досках, а также на досках Мёбиуса. И в каждом разделе есть совершенно потрясающие композиции! Особый раздел – задания на доске 96 клеток «на троих» представленной мною в клипе «Мы с тобой увидим разные», где слон меняет таки цвет своих полей!!!
З)Задания со сказочными фигурами. Первая идея – мат коню, мат ладье, мат слону и мат ферзю. Далее идут классические фигуры Рона, Рата, визирь, магараджа, жираф, зебра, ультраконь и десятки других.
Е) Проверены и задания на кооперативный мат, на «мат одним ходом» когда играют только короли и пешки, а фигуре позволяется сделать только один заключительный ход и масса других.

2.Игра по переписке

Здесь сразу после выхода статьи Супрунюка Г.А. был организован и успешно проведен первый заочный турнир. Чем замечательна эта игра в отличие от ортодокса? Компьютеры здесь бессильны, справочники невозможны и участники играют самостоятельно! За этой формой, я полагаю большое будущее. Единственное отличие от обычных шахмат в том, что участники в каждой своей серии рисуют стартовую и  конечную диаграммы серии, а запись самой серии требует большой аккуратности.

3. Игра по телефону.

Здесь единственной проблемой в ранний период была большая дороговизна созвона. Естественно вместо букв при проговаривании применялись имена собственные: Алексей, Борис, Сергей, Дмитрий, Елена, Фёдор, Жанна, Шарлотта. А в целом вполне приятное времяпровождение! Понятно, что ныне нет проблем к игре по скайпу и по Интернету. А с учётом того, что компьютер против вас никто не выставит – одно удовольствие!

4.Игра вслепую.

Никаких проблем!!! В молодости я успешно играл вслепую в ортодоксальные шахматы против первого разряда на десяти досках. В мерцающих шахматах мне удалось проверить игру на трёх досках. Это требует определённого напряжения, но тем не менее при хорошем посреднике, или при надёжном партнёре проблем не возникает! Игра как игра!

5.Сеансы одновременной игры.

Честно говоря мне, как опытному сеансёру – сеансы учебные – моя повседневная многолетняя практика с детьми, в том числе сеансы Деда Мороза – намного интереснее давать сеансы именно в Мерцающие шахматы – и веселее и совсем не так скучно! Самый известный свой сеанс я дал в Ленинградском шахматном клубе имени М.И. Чигорина, чем особенно горжусь. Выиграл тогда у трех кандидатов в мастера черными все три партии. Свидетелем игры был Геннадий Николаевич Лукин, к сожалению  уже давно погибший.

6.Игра блиц:

с Владимиром Николаевичем Щепёткиным мы как-то сыграли длиннющую серию в несколько десятков партий. Я проверял такие контроли, как по пять минут на партию, по три минуты на партию, по две минуты на партию. По три минуты на партию вслепую. Игра по одной минуте и меньше вырождается в состязание на искусство быстро нажимать на кнопочку. Блиц «со звоном» в этой игре – то есть когда разрешено комментирование вслух – вызывает потрясающие потоки образов и искрометные взрывы юмора, иронии и сарказма. Захватывающая игра! Очаровательное зрелище!

7.Игра против консультантов.

Основной вид игры с неопытными любителями, вызывающий повышенный интерес. Здесь у партнеров одной стороны широчайшее поле для обмена мнениями и подсказок. Одно из самых любимых развлечений при «игре на публику».

8.Игра с форой.

Я проверял самые различные форы: от пешки до ферзя и двух ладей. Даже против кандидатов в мастера игра с форой ладьи не выглядит самоубийством. Особенно, если на часах у партнера менее пяти минут. Всё-таки это другие мыслительные процессы и здесь опыт ортодоксальных шахмат не помогает, если не выразиться жёстче. Я помню как в Киеве группа сильнейших мастеров играя со мной поочерёдно «на вылет» практически ничем не отличалась в поведении от стайки начинающих мальчишек. Точно те же реакции, те же бурные восторги по поводу проигрыша товарища, те же комментарии и насмешки. В общем люди остаются людьми!

Часть вторая: Где были представлены Мерцающие шахматы лично автором

Примечание: в моих публичных представлениях мне иногда активно помогали мои ученики, наиболее часто мой сын Володя, мой ученик Александр и несколько других моих учеников : Виталий, Павел, Андрей, Геннадий. Но здесь я описываю только те места, где основным представляющим лицом был я сам.

1.Старый Арбат в Москве неподалеку от стены Цоя. Дело в том, что я частенько останавливался в доме на Кривоарбатском переулке и поэтому выставлял столик и табуретки, доску, оформлял это плакатиком и часами показывал игру всем желающим.

2.Центральный Шахматный клуб в Москве. Здесь эта игра не только демонстрировалась всем желающим. Здесь я представлял её лично Ю.Л. Авербаху в редакции «Шахматы в СССР», директору ЦШК В.Д. Батуринскому, руководителю федерации Н.В. Крогиусу, Б.С. Вайнштейну, представленному им Бронштейну, сотрудникам команд Ботвинника и Карпова. Но о персоналиях ниже.

3.Гоголевский бульвар в Москве, где на лавочках частенько размещались любители блица на ставочку.

4.Редакция «64» напротив Военторга в Москве.

5.Невский проспект в Ленинграде.

6.Скверик Екатерины Великой, где также постоянно играли любители блица на ставочку.

7.Ленинградский шахматный клуб имени М.И. Чигорина

8.Общежитие Ленгосуниверситета в Ленинграде на Васильевском острове №4.

9.Старый Петергоф на аллеях парка.

10.На набережной Невы.

11.Киев – Крещатик. Парк им. Т.Г. Шевченко – летний шахматный клуб.

12.Киев – детская шахматная школа в двух шагах от обелиска Победы рядом с Цирком.

13.Свердловск-Екатеринбург: Дворец шахмат на 8-е марта, шахматная школа на Радищева, Исторический сквер в центре города, набережная городского пруда, стадион «Динамо»

14.Севастополь – Учкуевка, центральный парк около летнего театра, сквер напротив Драмтеатра

15.Архангельск – областной шахматный клуб на главном проспекте города в квартале от железнодорожного вокзала. К слову именно здесь проходило знаменитое собрание шахматного актива города, где В.П. Балабин натурально предложил приискать на «пост изобретателя Мерцающих шахмат кандидатуру более достойную, чем А.А.Ратушный».

16.Сочи, Адлер на пляжах и в скверах

17.Иркутск: на набережной и на главном проспекте города

18.Новосибирск – на набережной Оби около Нового моста через Обь.

19.Омск – на центральном проспекте города.

20. Тюмень – в центральном сквере города, на пешеходном мосту через Туру, в шахматном клубе

21.Здесь я перечислю еще несколько городов без подробностей, где при появлении я не упускал возможности показывать эту игру: Качканар, Котлас, Пермь, Нижний Тагил, Краснодар (у Авроры на Красной!!!, и в парке где Черный лебедь на пруду), Волгоград, Нижневартовск,  Дмитров,  Хабаровск, Красноярск, Ангарск, Томск, Радужный, Ханты-Мансийск, Нягань,  Вологда, Пенза, Саратов, Энгельс, Владивосток. Естественно Урай!!!

Согласен: немного. Но я сделал всё, что мог. Кто сможет, пусть сделает больше.

Часть третья: СМИ и организации

О Мерцающих шахматах я сразу официально уведомил ЦК КПСС и был приглашен в Москву на 10 дней, «чтобы дать Вам возможность представить материал лично всем, кому вы считаете необходимым». Этой возможностью я воспользовался так:
редакция журнала «Наука и Жизнь» - Кипнис,
редакция «64» - Рошаль,
редакция «Шахматы в СССР» - Авербах,
редакция журнала «Проблемы мира и социализма» - Линдер (историк шахмат), 
редакция «Квант» - Гик,
редакция «Комсомольской правды»,
Центральный шахматный клуб – Батуринский,
Госкомитет по изобретениям и открытиям – оформил заявки.

Следует учесть, что я уже выигрывал ряд Всесоюзных конкурсов, о чем сообщали и «64» и «Студенческий меридиан», являлся директором областного шахматно-шашечного клуба и был по сути руководителем шахматной жизни в области, то есть имел и опыт и специальные знания и какие-то наработанные связи.
Поэтому мои движения в Москве были вполне осмысленны и продуманы.
Полагаю, что время было использовано с максимально возможной отдачей.

В дальнейшем Архангельское областное телевидение сделало отдельную передачу о Мерцающих шахматах (в цикле передач «Три встречи с Алексеем Ратушным») , упоминало их и Центральное телевидение, даже вне связи с Чатурангой.
Вызовы Каспарову публиковались в
Тюмени,
Ленинграде,
Екатеринбурге и
Москве.

Эпилог

Все эти годы Рошаль, Авербах и другие СОЗНАТЕЛЬНО замалчивали факт их существования.
Большинство шахматных отделов в СССР и затем в России находятся под контролем ортодоксальных шахматистов, поэтому по сей день держава не знает ни о гексагональных шахматах, ни о десятках других игр, а такой молодой игре в информационном пространстве просто не оставляют места.

Поэтому я завершу этот обзор теоретическим выводом моей общей теории игр:
На распространение новой игры в условиях тотальной информационной блокады потребуются десятки лет.

Обнадёживает то, что современные информационные технологии по существу подорвали интерес к состязаниям в ортодоксальные шахматы.

Монофигурная игра обречена на компьютерное вымирание.
Альтернативы полифигурным играм в этом смысле пока не видно.


Рецензии