Проецирующая синестезия

ПРОЕЦИРУЮЩАЯ СИНЕТЕЗИЯ



«Существует проецирующая и ассоциирующаяся синестезия в психологии. Последняя связана с впечатлениями, которые закрепились на подсознательном уровне…»

Да, существует. Но я бы не стал переводить стрелки на т.н. звуковую, слуховую или цветовую синестезию,  на вкусовую и тактильную.  Эксперименты в этой области проводились и результаты их более чем впечатляют. Простой пример, голос Левитана: «Говорит Москва, работают все радиостанции Советского Союза».  Реакция слушателей незамедлительна, это вам не «Угадайка» какая-нибудь.

Иными словами синестетика давно и прочно вошла в наше сознание, в поэтику и стилистику литературных и музыкальных произведений, в сценическую работу режиссеров и шоуменов. В изобразительном искусстве примерно тоже самое, и именно искусство более чего-либо другого – поле чудес для прохвостов и шарлатанов, а Страна Дураков как будто только этого и ждет.
Шарлатанами были и остаются небезызвестные Глазунов и Церетели, Шемякин и Шилов, Никас Сафронов и в значительной степени Константин Васильев, и конца этому шарлатанству не видно.

В цветоведении – есть такая наука – тоже давно и подробно описано психофизиологическое воздействие цветов и их сочетаний. Военная форма армий многих государств на протяжении столетий отличалась контрастными или взаимопротивоположными цветами, например, сочетание синего и красного, или красного и зеленого различных оттенков. Желтый с ярко зеленым (яичница с луком) всегда были сочетанием повышенной яркости, хотя это и не «дополнительные цвета». Оранжевый всегда привлекает внимание на планете атмосфера которой голубого цвета – оранжевый – цвет одежды спасателей.
Сочетание темного фиолетового с белым или с серебром создает ощущения
богатства, изысканности, иногда – «благородства», некой торжественности и еще ряд схожих ассоциаций, фиолетовый – цвет одежды высшего духовенства, епископов. Отряды боевиков в фашисткой Германии одевали в черно-коричневую униформу, эти цвета могут вызывать раздражение и страх…

Да, целая наука… для студентов второго курса серьезного ВУЗа. Арнхейм – «Искусство и визуальное восприятие», не читали? Ну, ничего страшного.
Бергсон (Анри) – «Эволюция творчества», тоже интересно…

В стихах Б.Пастернака мы часто видим «предметную синестезию»:

Мне хочется домой, в огромность
Квартиры, наводящей грусть.
Войду, сниму пальто, опомнюсь,
Огнями улиц озарюсь.

Перегородок тонкоребрость
Пройду насквозь, пройду, как свет,
Пройду, как образ входит в образ
И как предмет сечет предмет.

Но и звуковые (шумовые) и цветовые ассоциации Пастернаку не чужды:

На днях, в тот миг, как в ворох корпии
Был дом под Костромой искромсан,
Удар того же грома копию
Мне свел с каких-то незнакомцев.

Он свел ее с их губ, с их лацканов,
С их туловищ и туалетов,
В их лицах было что-то адское,
Их цвет был светло-фиолетов.

Он свел ее с их губ и лацканов,
С их блюдечек и физиономий,
Но, сделав их на миг мулатскими,
Не сделал ни на миг знакомей.

И бесполезно искать причины возникновения этого метафорического ряда в практике поэтов-символистов, в «акмеизме Пастернака» или в его «умеренном футуризме». Любой идиот может назвать сам себя хоть чертом, но рога у него вырастут скорее всего совсем по другой причине.
Все и всегда сводится к личности автора, к его способность видеть мир более объемным и красочным, чем сухой бухгалтерский расчет. Бухгалтерам это конечно невдомек…
Метафорическое сознание основанное на скрытом сравнении в равной степени необходимо и поэту, и ученому, военному инженеру. Представьте, человек много лет разрабатывал торию боевой эффективности (танков), основываясь на основных положениях теории вероятности, и в конце концов пришел к выводу, что ОБТ может быть неуязвим или почти неуязвим для обычных вооружений.
В результате было изобретено новое вещество, энергоноситель совершенно нового типа. Прошло уже более четверти века и сейчас по сходному принципу устроены термобарические (объемно вакуумные заряды), правда, не такие эффективные. Художники работают не только в Автопроме, но и в оборонке, авиации, космонавтике.

Американский писатель Курт Воннегут как-то сказал, что он не может объяснить что такое творчество, и «по-видимому все происходит само собой».  Нет, не только само собой, иногда и под воздействием «коллективного бессознательного» (синектика, фундаментальный дизайн Мэтчетта FDM и другие методики «мозгового штурма»), и даже под воздействием некоторых психотропных средств (ЛСД) на группу проектировщиков.

Поэты, музыканты, художники чаще всего работают в одиночестве, а вот промышленный дизайн – это всегда коллективный труд ориентированный на большое число потребителей, но художник-проектировщик должен понимать, что удовлетворяя потребности «большинства», он неизбежно будет вынужден потакать дурному вкусу…

Цель данного обзора не в попытке чему-то кого-то научить, в подавляющем большинстве случаев это занятие бесполезное. И только очень немногим эта информация может помочь определить свои возможности и их границы.

Но вернемся к проецируемому ассоциативному сознанию.

...когда исконному повесе
наскучит долгий разговор,
острот оскомина и прессинг
вокабул, выстрелы в упор,
цитат скучнейших синекура
и цитадели эпиграмм,
и клавишных фиоритуры,
и мандолины филигрань,

когда стрельба по манекенам
и вскачь на розовом коне
не прибавляет вам презренных
на депозит и в портмоне,
когда дантист как пьяный кучер
клиент by Hilton и Lido,
как альпинист штурмует кручу
и мерседеса передок,

когда банкир с фальшивой почкой
потягивает Эннеси,
(а был когда-то между прочим
незаурядный теннисист),
когда умолкли менестрели
а терпсихоры в neglige,
(они немного надоели
к шестому месяцу уже),
и разворачивает свиток –
сиречь указ очередной –
каков наряд – таков пресвитер –
вчера пиджак сегодня свитер,
а послезавтра – кимоно,
когда курзал в изнеможенье
и гардероб загоревал
мы остановим предложенье
на тридцать третьей, arial…
_______________________________________________
(Одно бездыханное лето)











.


Рецензии