В гости к таежным Духам

По воле Судьбы и Высших сил в очередной раз удалось вырваться в горы. Провел две ночи на берегу реки Узнезя в урочище Каратурук у отрогов горы Чолобо.

Река Узнезя – правый приток р.Катунь, длиной 25 км. Другие названия: Узнези, Угнезя, Усть-Узнезя, Узнеся. Название происходит от «Суу-Ээзи» или «Озон-Ээзи», что значит «ствол, сердцевина, протока» или «Оз-» - «течь», «Ээ-» - «хозяин», то есть «Дух, Хозяин протоки; речной Дух». Вдоль русла Узнези идет дорога до села Бешпельтир. Еще в 1936 году это была дорога в Ойрот-Тура (современный город Горно-Алтайск). «Беш-Бельтир» означает «пять устьев» или как говорил ярлыкчи Бахтушка Бахтушкин из рода кергил - «пять долин». В районе села Бешпельтир проживают сеоки: кобок, мундус, тодош, чапты, тоожан. В 1999г. сеок чапты провел у села Бешпельтир родовой праздник. Справа от р. Узнезя и урочища Кара-Турук расположился хребет Мажиган (вершины Кара-Таш – 1288 и Ахташ - 1194). Можиган в оригинале должен звучать как «Мош-кан», что в калмык. означает «виток, виться, крутиться, вертеться».

Урочище Каратурук находится в 10 км от слияния р.Узнезя и р.Катунь. Узкая долина Узнези в этом месте резко расширяется в котловину. Река Кара-Турук – левый приток р.Узнезя, спадает с горы Чолобо. Археологи обнаружили в этом месте одну из древнейших на Алтае палеолитических стоянок человека каменного века с развитой кремневой индустрией. Полное название реки «Алтыгы-Кара-Турук» (Нижний Каратурук). Значение слова: «Кара» - «черный, подземный, родниковый, прозрачный, злой, недобрый». «Турук» - уйгур. – «стоянка»; тувин. – «скала». Можно перевести как «Черное место» или «Родниковое место». Вода в Каратуруке действительно родниковая, ледяная и кристально чистая, но название реки и места, скорее всего, связано с именем горы – Чолобо. Это место, связанное с шаманами, а значит и с отцом («Ада» - «отец») всех шаманов, и черным владыкой подземных вод ханом Эрликом.

… Ранее субботнее утро встретило меня ледяным пронизывающим ветром и обильной росой. Но всё равно - радость. Таежный воздух разрывает легкие свежестью трав и запахом хвои. То там, то здесь начали просыпаться и петь свои утренние песенки птички. Совершив небольшой пробег вдоль поймы Узнези, собираю топляк и разжигаю костер. Немного погодя и в казане уже кипит кусок жирного барашка… Вот уже и солнышко весело улыбается из-за горы. Ярким зеленым ковром раскинулись альпийские луга, покрытые цветущим клевером и ромашками. Позавтракав, отправляюсь в таежный поход на поиски горы Чолобо. По карте тропа проходит по левую сторону от русла Кара-Турука. Подойдя к устью Кара-Турука, встречаю небольшую черную собачку. Сначала она набрасывается на меня звонко лая и пытаясь укусить, но потом, виляя хвостом, начинает ластиться. В черной (Кара) собачке тоже дух места. Она и есть дух. Может сам Эрлик или Хозяин Мефистофель? И я с ним подружился. Наконец, преодолев небольшой альпийский луг, я нахожу заветную звериную тропу, которая уводит вглубь тайги. Теперь только вперед и вверх… Кто бродил по таежным тропам, тот подтвердит, что это просто прекрасно. Каждый шаг наполняет тебя прекрасным, таинственным, чудесным. Древние кедры, березы, мхи, ягодные кустарники, грибы, трухлявые пни, поваленные деревья… И за каждым прячется леший… По дороге встретил стадо лошадей. Это тоже дух горы Чолобо. Несколько раз из-под ног на ветки испуганно выпрыгивали глухари… Два раза в зарослях дикой малины терял тропу. Ветки выше человеческого роста и стоят стеной. Таежный бурелом. Но вот вновь находится тропинка, и она уводит меня вниз к водам Каратурука, к подножию отрогов Чолобо. Спускаюсь, припадаю устами к ледяной воде. Умываю лицо целебной водой. Два с половиной часа пути за плечами. Теперь только вверх по склону горы. На вершину хребта. Цепляясь за ветки и траву, карабкаюсь по склону. Иногда срываюсь и качусь вниз. Руки изодраны колючками, ноги заплетаются в ветках хмеля. Путешествие в одиночестве по тайге и горам, без еды и воды, на встречу неизведанному, как возможность испытать себя, как Путь, как инициация... Добравшись до хребта, нахожу узкую тропку, которая, виляя по кустам, крутым бомам, скальным выступам, ведет меня все выше и выше. Здесь уже иная растительность. Раскоряженные, как бы прижатые небесной тяжестью к земле, к скалам толстенные пихты и кедры. Чем выше поднимаюсь, тем величественнее виды и дали вокруг. И вот за час подъема вершина первой горы преодолена и моему взору открываются два хозяина здешней тайги: шаманская Чолобо и гигантский по сравнению с окружающими горами - Адыган.

Адыган по одной из алтайских легенд – брат-богатырь горы Бабырган. Во время потопа великан Адыган был послан из созвездия Орион на помощь людям. После того как люди были спасены, Адыган вместе со своими братьями стал помогать людям. На земле воцарилась спокойная жизнь, но однажды великан Адыган увидел на небе прекрасную и лукавую красавицу Синильгу, которой он хотел завладеть. Адыган ринулся к Синильге, но она уклонилась, и великан рухнул за реку Куюм, где и превратился в гору. У Г.Н. Потанина в «Очерках…» имя горы Адыган упоминается в связи с именем Большой Медведицы у алтайцев – «Итыган», которое схоже с именем этого созвездия у теленгитов и тува-урянхайцев: «Джедыган», «Джитыган» или «Джетыган», «Джеды-бурхан» образ которого приравнивается к образу «Джедай-хана» у качинских татар, который в свою очередь сравнивается с богом Эрликом.

Гора Чолобо своими причудливыми скалами напоминает огромных горных духов, троллей, а в некоторых можно разглядеть огромных рыцарей в каменных плащах. Имя горы Чолобо может звучать как: «Чолобу», «Чёлёбе», «Чолбу» в переводе с алт. – «куски жертвенного мяса, разбрасываемые во время камлания». Интересно, что имя «Чолобо» созвучно с именем Венеры в алтайском шаманизме – «Чолмон» или у северных народов «Чолбон» - могучее и грозное божество. У якутов Чолбон – женское божество из разряда злых духов-абаасы, связанное с мотивом войны. Чолбон – звезда предвестница войны, а также насылает холод на землю. Гора Чолобо – шаманские врата в мир богов. В «Отчете об Алтайской Духовной Миссии» за 1911 г. (Томские епархиальные ведомости, № 16, 15 августа 1912 г.) сообщается, что у шаманистов Алтая кроме богов и духов Неба и Подземного царства имеется «реальный бог» олицетворяемый в виде «iер-су, или, как просто говорят, Алтай». Каждый сеок имеет свой Алтай. «К Алтаю кам когда летит, проходит семь препятствий или семь дверей». Одной из таких дверей является гора Чолобо: «Алты кырлу Кан Чолобо» («Шестигранный Кан-Чолобо»).

Возможно ли равенство между именами горы «Чолобо», «Чолбу» и звездой «Чолбон»? Упомяну в очередной раз, что в цикле центрально-азиатских легенд о Венере – «Чолмон-Чолбон-Долман» – сброшенный с Неба шаманский Камень, Окаменевший Человек который сопоставим с Чашей Грааля. В шаманских славословиях горам, которые приводит А.В. Анохин в «Материалах по шаманизму у алтайцев» есть слова о горе Чолобо: «Аigыр jалдў к;н-Чолобо!» - «К;н-Чолобо (гора) имеющая гриву жеребца!»… Кода-то у подземного бога Эрлика был белый конь, которого обманом у него забрал небесный Уч-Курбустан. У римлян Люцифер на белом коне – Утренняя Звезда. Но и у алтайцев имеются легенды, где облик утренней белой звезды Венеры [Чолмон]  принимает вознёсшийся на небо конь героя. Итак, звезда Чолмон = конь, но и гора Чолобо также конь. А теперь вспомним картины Н.К. Рериха «Сокровище мира – Чинтамани» (1924 г.) или «Белый Камень» (1933 г.), где изображен конь, несущий на себе Чашу с пламенем – Камень из созвездия Ориона. Это Камень, воспетый на Западе миннезингерами как Чаша Грааля, которую Лоэнгрин, согласно преданию, принес с гор Азии. Но ведь, и великан-гора Адыган, стоящий рядом с горой Чолобо также по преданию прилетел из Ориона, камень – спаситель (Кристос) человечества.

«Ваш путник, слушая эту легенду, шепнет вам: «Камень этот чёрен, необуздан и пахуч и зовется Началом Мира. И он шевелится, как одухотворенный. Так завещал Парацельс». А другой наш путник улыбнется: «Камень изгнанник, блуждающий камень Вольфрама фон Эшенбаха… Черный камень скитается по земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище мира - так называется чудесный камень». (Н.К.Рерих. «Эрдени Мори»)… Черный камень. На Алтае много топонимов «Черный Камень». Вот и с правой стороны от реки Узнезя на хребте Мажиган имеется гора Кара-Таш... Черный Камень, Грааль выпал из чела, короны Люцифера, а когда он, Люцифер, падал на Землю, то «вертелся, кружился в воздухе» (Сервантес «Дон Кихот…»). Мажиган - «виток, виться, крутиться, вертеться». Символы европейских легенд отлиты на Алтае в тысячелетний камень…

К сожалению, у меня совсем мало времени и пора уже возвращаться на свою стоянку. Прощаюсь с Чолобо и Адыганом, этими пришедшими когда-то с Небес великанами, спасителями человечества, хранящими в себе тайну Камня Грааля, тайну Чаши Грааля, тайну сброшенного с Неба бога Грааля, тайну утренней Звезды – Люцифера… И разгадка этой тайны где-то совсем рядом. Символы указывают на это, а духи тайги, гор и рек ведут меня к раскрытию этих скрытых низверженных с Небес сокровищ…

В воскресенье в пятом часу утра выхожу из избушки и на ещё темнеющем небе над ущельем Кара-Турука над отрогами горы Чолобо вижу ярчайшую звезду Венеру. Ещё один Знак, ещё одно благословление.


Рецензии