Глава2 Опасная прогулка по подземелью

                – Босс, а вдруг там кто-нибудь живёт, и мы свалимся ему на голову? – пытался заглянуть в отдушину Сумар, но так ничего и не смог разглядеть в темноте.
                – Не проблема! – в руках Фрарана сверкнул фрэк, и отражение света заплясало яркими бликами в воде. С крыши визгливо каркнула мокрая ворона, чем-то шлёпнув в лужу. Даша брезгливо отскочила к Фрарану, а тот уже начал протискиваться в дыру.
       Когда складки босса исчезли в недрах фундамента, за ним поспешил Сумар. Он уже почти скрылся в отверстии, но вскоре высунул наружу помятый нос:
                – Давай, Даша, полезай за нами! Наконец-то, у нас будет свой дом, а не помойка!
               – Легко сказать – полезай! Вы умеете растягиваться! А я как пролезу? – засомневалась кукла, но всё же попробовала протиснуть резиновую голову в отдушину.
Голова быстро прошла, а туловище застряло на полпути.
               – Ой, кажется, я навсегда останусь в таком положении! – жалобно запищала она.
   Её тоненькие ножки торчали под дождём, а голова уже была в подвале.
               – Не волнуйся! Если голова пролезла, значит, вся пройдёшь! – успокоил её Сумар и ухватился за кукольную руку.
   Один рывок – и Даша проскользнула в здание вместе со своей мокрой сумкой. И вовремя! Потому что снаружи снова послышался голос противной вороны.
               – Ах, как здесь уютно! – радостно воскликнула кукла, спрыгнув на сухой пол.
Она стряхнула воду с волос, натянула слетевшие сапожки и принялась вместе с друзьями осматривать незнакомое помещение.
      Луч фрэка запрыгал по стенам, по раскиданным всюду деревянным ящикам и остановился в метре от стены. Перед их глазами предстала широкая, как бревно, труба парового отопления. Оттуда на них смотрел большой рыжий кот. Он сидел на тёплой подстилке, и его глаза светились в темноте.
          – Эй! Ты кто? – нарушил тишину хриплый голос Фрарана.
          – Кот… – неуверенно прозвучало в ответ.
          – Сами видим, что не хорёк! – развеселился Сумар. – А кличка у тебя имеется?
          – Я ничей… И никакой клички у меня нет. – промямлил кот. – Впрочем, местная уборщица называет меня полыгалом. Видимо, потому что я бегаю, где попало. Вообще-то, она женщина добрая, хоть и ворчит всё время.
          – Как это ворчит?
          – Как все люди. Когда меня нет, она сердится: «Это не кот, а какое-то вечное полыгало! Вот где его сейчас леший носит, а?!»
          – Ну, вот! А ты говоришь: клички нет! – развеселился Сумар. – Квартирантов на ночь пустишь, Полыгало?
          – Ночуйте, если хотите. Только на моё тёплое место не претендуйте.
          – Не беспокойся, мы не мерзлячие!
Сумар оглядел помещение. Ему тут всё нравилось. А, главное, было сухо. Они с Фрараном не стали терять время и принялись грохотать пустыми ящиками, выстраивая из них что-то наподобие крепостной стены. Даша с радостью бросилась им помогать и ловко подволакивала по бетонному полу новые «стройматериалы».
          – Вот тут будет моя комната! – мечтала она, придерживая очередной ящик, который Фраран ставил наверх.
         Но тут кот опять заговорил:
          – Мне, конечно, всё равно. Но завтра сюда явятся грузчики и вынесут все это. Люди глупы! Они каждое утро уносят старые ящики, а потом зачем-то затаскивают новые… Никакого покоя! Если бы ни эта тёплая труба да ни уборщица, которая приносит мне колбасные обрезки, я бы давно уже ушёл жить в сытную мусорку при каком-нибудь ресторане. Там всегда полно мясных отходов.
   Закончив свою умную речь, кот задрал заднюю лапу и начал лениво чесать ухо.
          – Хорошенькое дельце! – растерянно заморгал Сумар. – Так чего же мы стараемся, рвём свой полиэтилен?!
       Вместо ответа в руке Фрарана снова блеснул луч, который пробежался по углам и резко остановился на решетчатом люке в каменном полу.
          – Что это?! – вспыхнули глаза босса.
          – Туда лучше не соваться! – с опаской шепнул кот. – Разве не слышите?!
   Все замерли…
Откуда-то снизу и вправду доносилась чья-то возня и шум бегущей воды.
          – Там крысы! Огромные, как собаки! –  хвост Полыгала заработал как помело. Он занервничал. – Сюда они не могут попасть, потому что решётка крепкая. Уборщица сыплет через решётку крысиный яд пачками... Да толку мало. Они только огрызаются да ругаются с ней.
            – Как это ругаются? – усмехнулся Сумар. – Они что говорить умеют?!
            – Представь себе, умеют!
            – Крысы, говоришь? – Фраран решительно приблизился к люку и вынул фрэк. Луч с треском ударил по решетке. Прикипевшая к бетону железяка дрогнула.
Заметив на полу крепкую дощечку, босс приказал:
             – Сумар, принеси-ка мне этот славный инструмент!
Тот послушно приволок плоский обломок ящика.
     Надо заметить, что мягкие руки Фрарана хоть и были из полиэтилена, но на деле поражали невиданной силой. Это объяснялось тем, что вышеупомянутый луч имел необычные свойства. Почти всё, чего он даже вскользь касался, оживало и приобретало силу. Это была ещё неизвестная людям энергия, способная даже обычную обёртку от шоколадки сделать мыслящей и физически сильной. Но об этом позже. А пока что Фраран протиснул дощечку под крышку тяжёлого люка и со скрежетом сдвинул её.
     В нос ударил резкий запах сырого подземелья. Валявшиеся под ногами фантики от конфет и пустой спичечный коробок ожили и заверещали на разные голоса:
          – Свобода, свобода…
Сумар даже замахнулся на них:
          – Кыш, балаболки!
    Но те уже не слышали его, потому что радостно улетели в открытый люк.
Босс первым полез следом за ними. Он опустился на железную скобу в стенке колодца и сползл вниз на следующую. Его товарищи стояли у отверстия и с опаской заглядывали в его чёрные глубины.
          – Полыгало, ты с нами? Давай, присоединяйся! – воскликнул Сумар, увидев с каким интересом принюхивается кот. – Хватит тебе прозябать в этом подвале! Один ты – ничто, а вместе мы – сила!
          – А как же уборщица? – задумался кот.– Придёт она утром с обрезками, а меня нет…
          – Чепуха! Эта тётка даже не заметит, что ты исчез! Люди, они такие… И, вообще, скоро у нас будет целая куча колбасных обрезков и куриных пупков впридачу!
        Через пару минут все скрылись в бетонном колодце. Босс освещал путь лучом, и было достаточно светло, чтобы не споткнуться. Лестница, по которой они спускались, представляла собой железные скобы, вбитые в стену. Они были рассчитаны на взрослых людей, поэтому мешкам, вроде Фрарана с Сумаром, приходилось осторожно сползать с одной скобы на другую, чтобы не зацепиться за какой-нибудь выступ и не порвать свой полиэтилен. Следом за ними спускалась Даша. За Дашей – кот. Он ловко перемещался с помощью своих когтистых лап и при этом позволял кукле держаться за свой хвост.
          – Как-то нехорошо получилось с уборщицей… – не переставал он бурчать себе под нос.
          – Не смеши народ, Полыгало! – язвил Сумар. – За колбасные обрезки продался?
          – Вовсе не за обрезки,… а за доброту! – обиделся кот.
 Сидевшая на его ухе жирная блоха неожиданно тоже подала голос:
         – Ох! Как же в этом мире не хватает доброты! Как не хватает!
    Эта блоха час назад вместе с котом обрела возможность говорить и решила поддержать своего хозяина.
          – А кто это тут пищит? – удивился Сумар.
          – Это я, блошка. И не пищу, а вещаю!
          – Тогда скажи, блошка, что нас ждёт внизу? – обрадовалась Даша.
          – Страшные приключения! Вам не позавидуешь... – зловеще прошептала блоха и нырнула в густую кошачью шерсть.
          – Ну, это мы и сами знаем! – хмыкнул Сумар. – Открыла Америку!

     Метров через семь скобы закончилась. Узкий бетонный колодец навис своим основанием над широким подземельем, по дну которого журчала дождевая вода.. Фраран повис на последней скобе и прикидывал, как бы удачнее спрыгнуть. Но, как он ни старался приземлиться на камни, а всё ж немного не долетел и шлёпнулся в воду. Хорошо, что ему удалось схватиться за выступавшую из воды ржавую ножку застрявшего стула, иначе его бы унесло течением.
          – Не бойтесь, прыгайте! – крикнул он друзьям, отползая на сухое место.
          – Надеюсь, пираньи здесь не водятся… – весело полетел вслед за Фрараном Сумар.
Несмотря на свой оптимизм, он распластался лепёхой по подхватившей его воде. Ему повезло, что следом за ним прыгнула Даша. Она приземлилась на обе ноги и успела выхватить товарища из потока.
               – Благодарю! – отряхнулся Сумар и влез вместе с ней на камень.
     Холодная дождевая вода была Даше чуть выше колен. Кукла почувствовала, как внутри сапожек противно забулькало. Подсушить их было негде, так как путь назад был окончательно отрезан. Она задрала голову и с тревогой поглядела на дыру, из которой всё ещё выглядывал Полыгало. Это было так высоко! Кот в ужасе сверкал оттуда глазами и никак не решался прыгнуть. Если честно, он уже хотел сказать Фрарану, что передумал, но… вдруг со скрежетом сорвался вниз. Издав чисто кошачий вопль, бедолага приземлился в ручей на все четыре лапы. Коты не любят воду, поэтому он брезгливо отряхнулся и запрыгнул на узкую площадку у стены. Эта площадка неровным порогом тянулась вдоль ручья и терялась где-то в глубине подземелья. Следом за котом все влезли и какое-то время стояли, молча осматривая подземелье. 
Несмотря на мрачный вид, здесь было по-своему красиво. Голубоватый пар,  поднимающийся над водой, окутывал слабым свечением всё видимое пространство. Этот таинственный свет падал на другой узкий порог – с противоположной стороны ручья, откуда мерцали четыре зловещих огонька. Это были глаза двух местных крыс. Полыгало не обманул: они и вправду были размером с небольшую собаку.
          – Что я вам говорил? – прошипел кот. – Они с меня ростом...
        Он с тоской посмотрел наверх, где темнело отверстие уже недоступного ему колодца со скобами.
      А между тем, одна из крыс вскочила на кривоватые задние лапы и неразборчиво запищала:
            – Эй, вы, на том берегу! Убирайтесь прочь! – при этом она жадно втягивала ноздрями воздух. 
    Видимо, что-то учуяв, крыса вдруг «изменилась в лице» и радостно оскалилась:
             – А кот у вас хороший! Жирненький! Жаль, на всех не хватит...
      Не дав ей допищать, Фраран поднял над головой фрэк. Луч прорезал сумерки, и обеих крыс как ветром сдуло.
Сумар вначале стоял, разинув рот. Но быстро обрёл дар речи:
             – Мне одному показалось? Или же все слышали, что крысы говорили человеческим языком?
             – Я слышала… – подала испуганный голос Даша.
             – А я вас ещё в подвале предупреждал! – напомнил Полыгало. – Только вы не поверили. Уборщица всё время ругалась с ними через решётку, а они угрожали ей вполне человеческими словами.
             – Как это можно объяснить, босс? – ждал ответа Сумар.
             – Выясним! А пока – вперёд!
И все отправились следом за Фрараном исследовать местность.
Они начали свой славный поход вдоль каменной стены. Стена была неровной и щелястой. Кое–где из дыр выглядывали любопытные усатые головы: местные тараканы, размером с палку сервилата, странной породы пауки – с крупное яблоко. Одни просто таращились на незнакомцев, другие же, пытались скрыться с глаз долой и втискивали свои брюшки обратно в щель. У многих тараканов на конце брюшек торчали увесистые «сундуки» – такие коконы, в которых они выращивали своих личинок. Прямо перед Дашей один жук второпях уронил свой сундук, и тот покатился ей под ноги.
          – Фу, какая гадость! – вскрикнула Даша, перешагивая этот «подарок».
Она вздрагивала при виде любого пещерного насекомого и каждый раз в ужасе хватала кота за пушистый хвост.
     Полыгало вначале терпел такую бесцеремонность, так как тоже не любил букашек. Но, в конце концов, ему надоело, и он предложил кукле сесть на свою спину… Едва Даша влезла на кота, как мимо них по воде пронеслись  две громадные многоножки. Светло-серого цвета, ростом со средних змей, они мелькнули коротенькими хвостами и исчезли вдали.
         – Ого! – обрадовался Сумар. – Кого тут только не встретишь! Я не удивлюсь, если и змеи здесь водятся!
         – Только не змеи! – испугалась Даша. – Ведь с нами Полыгало! Нам-то ничего, а он живой!
Тут с потолка на них свалился тяжёлый таракан, вызвав настоящий переполох. Фраран среагировал мгновенно – яркий луч,… и только рваный пепел закружился у стены.

Целых два часа брели они по подземелью. Впереди шагал Фраран. От него не отставал Сумар. И последним мягко ступал рыжий кот с Дашей на спине.
         – Ну, и местечко! – никак не могла успокоиться кукла и уже жалела, что ввязалась в эту авантюру. При виде очередного таракана, она прятала голову в мохнатую шерсть Полыгала, чтобы не было так противно.
– Просто кошмар какой-то! – жаловалась она. – А ведь так хотелось, чтобы у нас был дом, где чисто и светло...
          – Не грусти, Даша! Скоро у нас будет целый дворец! С прислугой и швейцаром у входа! – решил подбадрить её Сумар.
          – Кого это ты имеешь в виду? – насторожилась кукла.
          – Крыс, конечно! Кого же ещё?! Мы покорим этих грызунов! Фрарану ничего не стоит заставить их работать на нас! Они будут ходить на задних лапках, как собачки!
          – Ну, уж нет! Я не хочу жить с крысами! И, вообще, никакого дворца с прислугой мне не надо! – с досады Даша чуть не свалилась с кошачьей спины. 
Сумар понял, что ляпнул лишнее и замолчал.
Вскоре всем стало тревожно оттого, что подземелье никак не кончалось. Один поворот за другим, а свет в конце туннеля так и не появлялся. Голубоватые блики от воды скакали по стенам и тревожным лицам друзей. Пещерки, которые им попадались на пути, были слишком малы, чтобы обустроить в них дом. И вдобавок они стали замечать, что сухая площадка у стены стала уменьшаться за счёт расширившегося ручья. Видимо, наверху до сих пор лил дождь и продолжал наполнять подземелье водой. Эта вода быстро прибывала, накатывая водопадами из частых городских решёток над головами.   
Мало того, с каждым новым поворотом дорога становилась всё более обитаемой. Теперь луч Фрарана натыкался то на парочку летучих мышей на каменном потолке, то на какие-то расплывчатые фигуры людей. Эти полупрозрачные люди бесшумно брели им навстречу прямо по воде, возникая ниоткуда и непостижимым образом растворяясь прямо в воздухе.
  Кот вздыбил шерсть:
         – Это же привидения!
         – Ну и что? Подумаешь, привидения! У них свои дела, а у нас свои. Мы друг другу не мешаем! – шутил Сумар.
         – Не трогай мёртвого, и он тебя не тронет! – философски изрёк Фраран и опустил фрэк, на который призраки не обращали никакого внимания. Они не боялись луча и продолжали проплывать сквозь него целыми толпами с лошадьми и телегами.  Друзья засмотрелись на них и не сразу заметили над головами ещё одну крысу. Грызун затаился в выемке стены. Никто и глазом не успел моргнуть, как коварный хищник совершил прыжок. Сумар тут же был смят, а кот сбит с ног. Падая, Полыгало успел выпустить острые когти в крысиный бок, но это не спасло Дашу. Она полетела с кошачьей спины прямо в бурлящую воду. Ручей подхватил её лёгкое тельце и понёс за собой.
       Когда босс ударил лучом, наглая крыса полетела кубарем в темноту.

     Скрывшуюся в потоке Дашу бросились догонять все вместе.
Кот, как самый длинноногий, легко скакал впереди, а за ним, словно две большие птицы, летели Фраран с Сумаром.
   Но разве можно перегнать бурный поток?!
     Через полчаса изнурительной погони друзья остановились. Остановились не потому что устали, а потому что очутились в каком-то совершенно возмутительном месте!
         – А это ещё что за чудеса в решете?! – пробормотал Сумар, изумлённо вытаращив глаза.


Рецензии
Интересное развитие событий, и придраться не к чему!
Полыгало хорош! Фантики понравились!

Людмила Танкова   16.01.2016 19:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила! А я начало Вашей повести вечером домашним пересказывал. Всем понравилось (особенно про деда с буханкой хлеба). Сегодня буду читать дальше.
Хорошего дня!

Дедушка Тимофей   17.01.2016 04:43   Заявить о нарушении
У нас с вами взаимо чтения в домашнем кругу.
Кстати моим - понравилось начало, требуют продолжения "банкета".

Людмила Танкова   17.01.2016 13:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.