Отпевание

      Хоронили  раба Божьего Николая - отца моего товарища. Гроб с высохшим телом старика стоял возле могилы. Отпевал батюшка -    невысокий широкоплечий мужчина с седыми космами, в рясе, в золотистом фартуке, в черным колпаком на голове.  Подпевала ему  полная   седовласая женщина в черной косынке на голове.
   Палило  солнце.Казалось, что на улице не сентябрь, а знойный июль.
    С погасшей свечой я  стоял во второй шеренге. Стоять было психологически тяжело, мне хотелось погулять по  кладбищу, пока идет служба, но, вспомнив, что мне уже шестьдесят,  что люди не простят мне нарушения правил приличия, я остался в рядах скорбящих.         
   Наконец, батюшка оторвался от толстой книги в церковном переплете,  открыл банку со святой водой и с помощью помазка опрыскал покойника. Я думал, что это заключительная фаза отпевания, но я ошибся. Служба продолжилась. "Можно было бы и сократить, - подумал я. - Никто, даже покойник,  не был бы в претензии".
   Вдруг я увидел, как женщины, стоявшие в первом  ряду,  бросились к помощнице попа, подхватили ее под руки.  Оказалось, она упала в обморок. Скамейки поблизости не было, ее подтащили к ограде соседней могилы. Я подошел к ней, взял под руку. Женщины растормошили ее, сняли с нее  косынку, накрыли голову  мокрым полотенцем, напоили газированной водой.  Она немного пришла в себя. Мы отвели ее на скамейку, стоявшую поодаль.
     Меня поразило поведение священника. Пока мы приводили в чувства его помощницу, он продолжал службу, будто ничего не произошло.
   Женщины оставили меня присматривать за помощницей батюшки, а сами вернулись в строй.
   Она открыла глаза. Они были еще тусклые, рассеянные. Она еще плохо соображала, но, услышав пение батюшки, она сразу стала ему подпевать.
  - Да вы пока не пойте, - сказал я. - Ведь вы плохо себя чувствуете. 
    Я спросил ее , зачем они служат так долго. Она ответила, что так велит им устав, что если  они нарушат его, то им придется отпевать  после смерти,  в загробном мире - в порядке наказания. Уж лучше здесь, за земле, отпеть, чем на том свете мучиться.
     Я понял, почему она сразу начала подпевать... Бедная, она боялась наказания в загробном мире.
   - У меня на солнце  часто такое бывает, - сказала женщина тихим голосом. - Да и возраст...
  - А сколько Вам лет? - поинтересовался я.
  - Шестьдесят пять.
  - Да разве это возраст! Вы еще молоды...
  - Да как сказать...
  - А почему у других священников служба бывает короче?
  - Сокращают... Но мы никогда не сокращаем.
  "Почему же другие не боятся сокращать? - подумал я. - Неужели не боятся наказания Божьего. А может, не верят в Бога?"

  Наконец, служба закончилась. От женщин я узнал, что помощница попа - его законная жена, что у них трое взрослых сыновей.
   Теперь я знал, почему  священник сохранял нечеловеческую выдержку, когда на его глазах матушка  потеряла сознание: он боялся кары божьей. 
       По его словам,  матушка, оказываясь на солнце, часто   теряет сознание, но  потом  всегда приходит в себя.   
  На прощанье батюшка дал нам несколько христианских напутствий и  призвал нас хранить верность православной церкви. 
  Он очень понравился женщинам. У меня он тоже вызвал симпатию. "Намного приятнее   Чаплина", - думал я.   


Рецензии