Свадьба вторая. Дочь. 1982й Томск

Родились дети. Трое. Росли-подрастали-и-выросли.
Сын уехал в Ленинград учиться. Дочка уехала в Томск – учиться. С нами оставалась еще третья – школьница.
1982й год. Дочь в Томске на втором курсе в престижном институте учится. А уехала она учиться вместе со своим одноклассником Сашей.
С давнего детства они знали друг друга, в одном пионерском лагере отдыхали, в одном классе в Андижанской школе учились. В одном микрорайоне жили.
Короче, дружили-дружили  и сообщают они нам в письме однажды, что они решили пожениться. В Томске. А мы в Андижане. Мама жениха тоже в Андижане.  Папы у жениха нет.
Собрались мы втроем – муж мой, то бишь отец невесты, я - мама невесты и мама жениха. Стали рассуждать, как нам эту свадьбу – гулять или не гулять. Решили – гулять.  А поскольку мы – семья, а она – пол-семьи, то и расходы на свадьбу – две трети наших.
Ну что ж. Начала я готовиться к этой свадьбе. Купила отрез хорошего белого тонкого кримплена на платье свадебное, отправила почтой. Благо, почта в те годы работала на «пятерочку» - точно в срок и без потерь – времена советские еще были, надёжные.  Купила еще пару платьев невесте красивых – на второй и третий день после свадьбы. Уже такие были нравы и обычаи. Не менее 3х платьев свадебных – на первый, второй и третий день.  Отправила денег на туфли, чтобы она там себе по ноге купила.
Дальше – интереснее.  В Томск из Андижана тогда ходил прямой поезд.
И мы – по нашим узбекским традициям – затариваем два больших чемодана зелеными помидорами. Это доход в окупаемость проездных билетов.  А дорога из Андижана до Томска – трое суток.  В вагонном тепле, и всё же лето, наши помидоры в чемоданах созрели и стали красными. Где-то в районе Кемерово муж мой оптом сдает эти помидоры в вагон-ресторан и приносит денежки. Один чемодан, пустой, уже за ненадобностью кому-то подарили там же, в вагоне. С другим едем дальше.
Муж мой впервые видит «просторы» РОССИИ – Кемеровскую черноту от угля. Меня спрашивает – почему здесь так всё черно? –Так это же КУЗБАСС – говорю ему, уголь тут добывают почти открытым способом.
Едем-едем-едем. Люди заходят-выходят. Разные люди. И пьяных много. Мой муж тоже не относился к трезвенникам, но то, что он увидел по дороге этой за три дня – его очень удивляло и даже возмущало. Вот такое у него было первое впечатление от России. Я-то много раз бывала в командировках в России, работала я уже тогда на руководящей должности, и выпадали мне такие командировки. Так я не удивлялась. Только ему поясняла.
Дальше из вагона поезда – тайга-тайга. Это совсем не Узбекистан.
Проехали станцию Тайга, и поезд будто повернул назад. Снова у моего мужа удивление – куда мы едем? Куда мы заехали? А станция Тайга – тупик – потом поворачивается поезд на другую ветку и идёт до Томска.
Таким образом – приехали в Томск. Дети наши живут в институтском общежитии. Ну и мы туда же поселились. Всё нормально.
На другой день – деньги в руки, и пошли по магазинам, приданое детям покупать. Не везти же его было из Андижана.
Купили. Постель, белье постельное, посуду, чего-то там еще. Свадьбу наметили в каком-то кафе.  Тоже на субботу. 6 июля 1982 года. Перед днём Ивана Купалы.
А в пятницу – девишник и мальчишник.  Вот у нас в мою молодость, я такого не помню. Не было у нас такой традиции.
Ну девишник, так девишник. Собрались в одной комнате девушки – пели, танцевали, веселились, «пропивали подружку». Помнится, поздно вечером все пошли гулять и слышу песню – «Ох, надену сине платье и косынку синюю. Отдаю подружку замуж самую любимую»  Так запомнилась мне эта частушка из всех, которые там пели. 
А  мальчики – тоже – по - своему веселились, но девушкам туда входа не было.
Дальше. Наступила суббота.  В первой половине дня, перед обедом, заперли невесту с её подружкой в комнате на ключ, а ключ …опустили в трёхлитровую банку с молоком.   Так вот жених, чтобы получить невесту, должен был достать этот ключ, то есть выпить молоко. Помогали дрУжки. Под улюлюканье, под смех и гам, ключ был добЫт, комната открыта, невесту подружка торжественно вручила жениху.
Обряд выкупа по студенчески был завершён.  Молодые поехали кататься по городу, а гости потихоньку стали подруливать к кафе, месту торжества. Гости – все студенты. И мы – родители – трое нас. Вообще было что-то.
В кафе было очень оригинально всё украшено -  транспарантики на стенах с надписями по случаю, шары, цветы, всё чин-чином.
И свадьба начала гулять. Весело, задорно, по молодёжному.
Проходит часа два свадебного застолья, вдруг муж мой ко мне подбегает – Слушай, Наташке плохо, что ли стало? Её на руках девчата унесли.
Я этот момент не видела, и тоже не на шутку всполошилась, подумалось мне – пока по городу катались они – укачало нашу невесту.
К Раисе Степановне – матери жениха:
 – Что случилось?
А она смеётся – да здесь такой ритуал, невесту украсть, «умыкание» называется, и чтобы жених её во второй раз выкупил.
Вот это для нас, узбекистанцев, тоже было открытием.
Короче, шум, гам, тарарам, где моя невеста? Только туфлю под столом нашли ребята.  И  жениху говорят:
-  Так, теперь ты под каблуком у жены. Наливаем в туфлю шампанского, выпьешь – отдаём тебе твою суженую.
Налили.  И  как  он  -  жених, пил из туфли это шампанское. Чудно было. Выпил,  привели невесту в одной туфле, посадили её НА свадебный стол, и жених сам одел ей вторую туфлю. Потом уже был свадебный танец молодых.    Красиво был обставлен этот ритуал.
Свадьба  пела и плясала еще до полуночи. После полуночи нас уже из кафе  попросили.  Свадьба отгуляла.
Возвращаемся в то общежитие, Кто на чем. А уже началось 7 июля – значит день Ивана Купалы.  Что творилось в здании общежития, мы просто обалдели. Вселенский потоп. Все студенты стояли на лестничных пролетах с кружками, с ковшиками, с чашками и на всех плескали водой. День Иван-Купалы – поливай кого-попало! Вода на этажах ручьём. Шум, гам, тарарам.    Вот какая была у нас, в нашей жизни, вторая свадьба. Русская. Сибирская.


Рецензии
Какие чудесные воспоминания... Представила Наташу, молодую, такую же красивую!
Все такие счастливые, мечтающие... А день Ивана Купалы и через много лет я прочувствовала на себе в Северске.
С улыбкой, Ксения.

Ксения Байкальская   08.12.2016 21:18     Заявить о нарушении
Спасибо. Пусть играются свадьбы. Это продолжение нашей жизни.

Алла Растворцева 2   13.05.2017 15:59   Заявить о нарушении