Из дневника 22 сентября 2015, вт
===
Я несколько лет думаю над тем, как сделать так, чтобы самыми безответственными людьми в церкви перестали называть самых ответственных служителей. Сначала я предлагал такие решения: завести служителю календарный план служения (да, это было в новинку и да, это до сих пор не работает), думал про вариант с секретарем или помощником по организационным вопросам, думал о том, чтобы обязать тех пресвитеров, что поответственнее, хотя бы десяток книг про тайм-менеджмент, GTD и менеджмент верхнего звена прочитать... А сегодня, читая одну книжку о советских реалиях, вдруг подумал: не приведет ли такое насильственное привитие навыков эффективности тем, кто "ну совсем никак", к тому, что случилось с советской плановой экономикой? Когда планы будут писаться, а сходить с бумаги в жизнь не будут, когда служения будут "огалочивать" и "оптичивать" и т.п.?.. И что делать (вопрос "Кто виноват?" оставим в стороне)? Продолжаю считать, что причина - в перегрузке, в набирании на себя служений, которые принимать не следует (т.к. из-за этого страдают те служения, что набраны раньше) и в распределении усилий, а выход - в подготовке достаточного количества служителей. Именно в подготовке, а не в ожидании, что они откуда-то сами появятся - уже готовые и ровно столько, сколько их надо (а надо много).
===
Еще пара слов на эту тему. Одна из причин нехватки в церкви служителей (наряду с другими причинами: молодежь не поощряют к этому и не готовят, инициативным и способным, но неудобным или имеющим "неправильную" фамилию подрезают крылья и т.п.): это то, что образ служителя в церкви не привлекателен. О духовности у нас, мне кажется, очень искаженное представление. Духовный тот, у кого сдвинуты брови, кто мрачен и уныл, кто говорит высокопарным языком, не играет в футбол и кого боятся дети. Когда носители всех (или хотя бы части) этих качеств составляют в когорте служителей большинство, у молодежи пропадает желание пополнять эти ряды, ведь здоровые молодые люди, как правило, не ходят со сдвинутыми бровями, не мрачны и не унылы, не говорят высокопарным языком, играют в футбол и нормально контактируют с детьми. Павел прославлял служение свое (Рим.11:13), когда то же станет делать большая часть нынешних служителей, положение это станет желанным для молодежи.
===
Раскрепощение больнее, болезненнее порабощения, особенно если оно (освобождение) происходит быстро. Так боль отходящей после отмораживания руки намного сильнее боли в руке замерзающей.
===
Пр.12:12-13. Нечестивый а) улавливает других в сеть зла и б) улавливается сам. Здесь есть связь. Праведные, которых пытаются уловить нечестивые, отличаются тем, что имеют корень, т.е. некий внутренний стержень, духовно организующий их жизнь, и этот корень тверд. Это позволяет им выходить из беды.
Попутно о нечестивых. Это ведь не просто грешники, неверующие, коренные язычники. Нечестивец в Библии - это тот, кто был верующим, был праведником, но перестал им быть. В Израиле ведь не было людей, не верующих в существование Бога, а язычников в нем было сравнительно небольшое число. Нечестивцами в Израиле были именно отступники, как, например, те молодые люди, с которыми повелся Ровоам после смерти Соломона, автора Притч.
===
В чем праведник должен быть подобен с херувимами? В прямоте, последовательности и твердости: "Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою" (Прит.4:25); "во время шествия своего не оборачивались, но к тому месту, куда обращена была голова, и они туда шли" (Иез.10:11).
===
Прочитал сотую книгу в этом году. Я часто даю авторам, которые не понравились мне в доску, второй шанс. Допускаю, что книжка не та попалась, что я был невыспавшийся, много чего допускаю. После "Джамили", которой я поставил 1/10, решил прочитать еще что-нибудь у Айтматова. Больше всего хвалят "Плаху", за нее и взялся. Что ж, два диагноза подтвердились: Ч.А. - не мой писатель, а я - не его читатель.
За первые две трети книги (линия Авдия) ставил бы отрицательную оценку по десятибальной шкале, она насквозь картонная, неестественная, высосанная из пальца. Не ведут себя люди так, как Авдий, а его диалоги с Гришаном - даже октябрят 50 лет назад не убедили бы, настолько нежизненно действуют оба они.
Из минуса в легкий плюс (но очень легкий) книжку для меня вывели линия Бостона и волчицы. Пошли сильные абзацы и страницы в духе Джека Лондона и компании, но это слишком небольшая часть книги. В целом моя оценка - 3/10. К Айтматову возвращаться не собираюсь.
===
И две цитаты:
Вообще, чтобы поработить человека, надо выполнить всего-навсего два условия: во-первых, лишить его притока разнообразной информации и, во-вторых, целиком и полностью отдать под власть тайной полиции. Все! Готово! Человек в течение двух или трех пятилеток психологически превращается в раба. И это рабство для большинства людей может быть достаточно уютным состоянием души. Нет проблем социальных, нет проблем идеологических, нет проблем мировоззренческих. Главное, что ты должен знать о мире, тебе напишут в газетах, покажут по телевизору, объяснят по радио. Регулярно происходят политинформации, на которых тебе втолковывают, как ты должен понимать политические события. И ты сидишь в вонючем своем, уютном закутке, и тебе кажется, что ты дышишь воздухом свободы…
И вдруг такого человека бросают в чистое поле, где одни кричат одно, другие — другое, а что на самом деле является правдой, понять совершенно невозможно. Вчерашние кумиры оказываются кровавыми идолами. Кто такие новые кумиры — не говорят. «Ну кто у нас теперь главный, скажите?» — кричит несчастный обыватель, которому плевать на политику, который, вообще-то говоря, и должен плевать на политику.
Борис Стругацкий. Мы были уверены, что так и сгинем в мире несвободы
===
Джордж Оруэлл ничего не предсказал. Он только фантазировал на хорошо уже разработанную тему — разработанную до него и не им, а специалистами-дрессировщиками по крайней мере четырех стран. Но он правильно НАЗВАЛ то, что происходило с дрессируемым человеком. Он ввел понятие «двоемыслие» (double think).
В тоталитарном мире можно выжить только в том случае, если ты научишься лгать. Ложь должна сделаться основою всех слов твоих и всех поступков. Если ты сумеешь ВОЗЛЮБИТЬ ложь, у тебя появится дополнительный шанс на продвижение вверх (вкуснее жрать, пьянее пить, слаще спать), но как минимум ты должен НАУЧИТЬСЯ лгать. Это не даст тебе абсолютной гарантии выживания (в тоталитарном мире абсолютной гарантии нет вообще ни у кого), но это увеличит вероятность благоприятного исхода, как сказал бы специалист по теории вероятности.
Воображение рисует целые поколения людей «со скошенными от постоянного вранья глазами». Действительность проще и скучней. (Действительность всегда скучнее воображения, поэтому мы зачастую не понимаем прорицаний даже тогда, когда они по сути своей верны.) Действительность демонстрирует нам хорошо выдрессированного человека, у которого способность и умение лгать перешли уже на уровень инстинкта. Он всегда и совершенно точно знает, что можно говорить и что нельзя; когда надо разразиться аплодисментами, а когда надо сурово промолчать; когда СИГНАЛИЗИРОВАТЬ в инстанции надлежит немедленно, а когда можно рискнуть и воздержаться; когда задавать вопросы совершенно необходимо, а когда нельзя их задавать ни в коем случае. Без всякой специальной подготовки он годен работать цензором. И даже главным редактором. И вообще — идеологом. Он до такой степени пропитан идеологией, что в душе его не остается более места ни для чего другого. Понятия чести, гуманности, личного достоинства становятся экзотическими. Они существуют только с идеологическими добавками: честь — РАБОЧАЯ, гуманность — ПРОЛЕТАРСКАЯ, достоинство — ПОДЛИННОГО АРИЙЦА.
Поскольку ложь объявлена (и внутренне признана!) правдой, правда должна стать ложью... ей просто ничего более не остается, как сделаться ложью... у нее вроде бы попросту нет другого выхода...
Однако дрессированный человек, раб XX века, находит выход. У него арестован и расстрелян — «десять лет без права переписки» — любимый дядя, убежденный большевик с дореволюционным стажем, который, разумеется, ни в чем не виноват, он просто НЕ МОЖЕТ быть в чем-либо виноват!.. Но в то же время ОРГАНЫ НЕ ОШИБАЮТСЯ, они просто НЕ МОГУТ ошибаться... И остается только одно: хранить в сознании обе эти ПРАВДЫ, но таким образом, чтобы они никогда друг с другом не встречались. Вот это искусство не позволять двум правдам встречаться в сознании и называется двоемыслием.
Двоемыслие помогает выжить. Двоемыслие спасает от безумия и от смертельно опасных поступков. Двоемыслие помогает сознанию рационализировать совершенно иррациональный мир. Двоемыслие поддерживает в глупом человеке спасительный уровень глупости, а в ловком человеке — необходимый уровень нравственной увертливости. Двоемыслие — полезнейшее благоприобретенное свойство дрессированного человека. Оно продляет жизнь в условиях тоталитарной системы. И оно продлевает жизнь самой тоталитарной системы. Ибо, окажись человек неспособен к двоемыслию, тоталитарные системы вместе со своими подданными убивали бы сами себя, как убивают себя штаммы наиболее беспощадных вирусов, вызывающих пандемии.
Аркадий и Борис Стругацкий. Вопросы без ответов или "Куда ж нам плыть..."
Свидетельство о публикации №215092300637