Этапы развития надочаговых структур Попигайского т

На севере Сибирской платформы в начале кайнозоя сформировалась вулкано-тектоническая структура, получившая название Попигайской (по реке Попигай) [2]. Генезис данной структуры, представляющей собой уникальное месторождение технических алмазов, является предметом острой дискуссии. Многие исследователи рассматривают её как астроблему, то есть как явление случайное по отношению к общему историко-геологическому фону [3]. Однако, в ходе исследований, проведённых в 1985 году группой геологов ЦНИГРИ, было установлено, что попигайская структура имеет безусловно эндогенное происхождение [1]. Ими также были приведены данные о геологической истории развития этого объекта, которая насчитывает более 36 млн лет.

В этой истории выделено три этапа [1, 4]. На первом из них, продолжительностью около 20 млн лет в толще коры образовался магматический очаг, предпосылкой чего могло являться  только появление крупного сквозьлитосферного разлома, по которому из верхней астеносферы к коре устремились раскалённые до 1500°С газы [4]. Давление этих газов и флюитизированного материала на кровлю очага, вероятно, и привело, в конечном счёте, к появлению на дневной поверхности сводового поднятия [4].

На втором этапе, продолжавшемся 16 млн лет, происходили «мощные поверхностные эксплозии» [1] и накопление алмазоносного вулканогенного материала более чем полуторакилометровой мощности [3].

В начале третьего этапа началось обрушение надочаговой толщи, а на дневной поверхности образование котловины. Активная просадка отдельных блоков продолжается и в настоящее время [4].

Таким образом, Попигайский объект прошёл три этапа в своём развитии, в результате чего появилась структура, которую, по нашему мнению, следует называть «надочаговой». В настоящее время она представляет собой комплекс блоков различных размеров и конфигураций, находящихся в режиме опускания с различной скоростью [4].

Каждый из перечисленных этапов развития Попигайской структуры отличается своими геолого-геоморфологическими, тектоническими и литологическими особенностями.
Как уже отмечалось, появление и формирование Попигайского очага было обусловлено образованием крупного сквозьлитосферного разлома. Войдя в толщу коры, этот разлом, по всей видимости, расщепился на линейно вытянутые, параллельные друг другу серии мелких трещин, что на дневной поверхности нашло отражение в резких и однонаправленных изгибах мелких водотоков, образовав в общей сложности линейно-вытянутую зону трещиноватости шириной до 50 км [4].
Именно к этой зоне, к её северо-западному плечу и приурочена Попигайская структура (рис.1). Анализ гидросети позволил проследить данную зону от Попигайского объекта в юго-восточном направлении более чем на 300 км., вплоть до среднего течения р. Малой Куонамки. Здесь на междуречье указанной реки с её правым притоком, р. Лучакан, обнаружена структура, которая по формам и размерам (43 х 55 км) сопоставима с Попигайской (рис. 1). Также как и Попигайская, данная структура представляет собой комплекс блоков различных размеров и с различным характером гидросети (рис. 2), но в отличие от Попигайской все они находятся в режиме воздымания. Наиболее чётко это выражается в срединной части структуры (рис 2 - I). Здесь берёт начало абсолютное  большинство водотоков, вершины которых зачастую разветвлены, образуя в сумме густую сеть. Долины наиболее крупных водотоков спрямлены, так как заложены, вероятно, по разрывным нарушениям. Все они северо-восточного простирания. Самое крупное из них проходит по главному водоразделу структуры и делит её на две почти равные по величине части. К этому разлому приурочены два локальных поднятия округлой формы (рис. 2 – I-б,  I-в). Из них поднятие I-б с поперечником 12 км испытывает, вероятно, наиболее интенсивные вертикальные движения положительного характера,  о чём свидетельствует очень глубокий врез всех притоков протекающего здесь ручья.

На периферии структуры, ширина которой колеблется от 5 до 20 км, процесс воздымания выражен слабо. Тем не менее, ориентировка всех протекающих здесь водотоков имеет четко выраженный центробежный характер. Судя по количеству водотоков, более активное воздымание испытывает блок, расположенный на юго-востоке структуры (рис. 2 – I-в). Кроме того, на северной окраине структуры, в районе слияния рр. М. Куонамки и Лучакан (рис. 1), а также в её центральной части, в долине ручья Уксис-Юрях-Дибгус (рис. 2), обнаружены признаки, предположительно погребённых кратеров древних вулканических аппаратов.
Мелкие разрывные  нарушения, составляющие зону трещиноватости, в северо-западной части структуры имеют азимут простирания 320°, а в юго-восточной 303° (рис. 1,2).

Приуроченность данной структуры, для которой предполагается название «Лучаканская», к той же зоне трещиноватости, то есть к тому же сквозьлитосферному разлому, что и Попигайская, позволяет считать, что её появление обусловлено деятельностью ещё одного магматического очага, расположенного под ней в толще коры. Судя по тому, что движения блоков в пределах Лучаканской структуры носят положительный характер, можно считать, что данный объект в настоящее время продолжает проходить лишь первый этап своего развития.


Список литературы

1. Ваганов В.И., Иванкин П.Ф., Кропоткин П.Н. и др. Взрывные кольцевые структуры щитов и платформ. Москва, «Недра», 1985 г.
2. Зинчук Н.Н., Савко А.Д., Шевырёв Л.Т. Историческая мирагения. Т.2, Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2007г.
3. Массайтис В.Л., Дангилин А.Н., Мащак М.С. и др. Геология астроблем. Москва.: Недра, 1980.
4. Фомин Ю.М. Генезис Попигайской алмазоносной структуры. «Руды и металлы», Москва, ЦНИГРИ, 2014г., №3.


Рецензии