Письмо 130. К духовному труду надо готовиться
Добрый день, дорогой во Христе Николай Павлович!
Как у Вас дела? Как работа, жена, дети-внуки? Все здоровы?
Хотел с Вами посоветоваться по одному вопросу. Если честно, то держать "диету" в чтении не совсем получилось, хоть и старался не читать "духовных" книг. Исключение сделал для Петра Иванова и Вассулы. Также читал публицистику и худлит понемногу.
И я вот что хочу Вас спросить. Я вот тут стал чувствовать, что немного профессионально захряс в своём состоянии, как мне кажется. Свой слог не подпитываю новыми ассоциациями, новыми книгами хорошей художественной ценности. И метафоры у меня стали повторяться, сам замечаю.
Я тут задумал, для некоторого профессионального толчка перечитать классику - Гоголя, Пушкина, Лермонтова, а также что-нибудь из нового, например японца Мураками и пр. В общем, зарядить мозг эдакой "литературной" субстанцией, для проф. роста.
Как Вы думаете, эта мысль от Бога?
С уважением,
Саша
12 декабря 2012 года
Саша, дорогой, здравствуй!
Сегодня у меня свободный день. Слава Богу!
Да, думаю, что повышать свой профессиональный уровень это задача каждого человека. Этим мы прославляем Создателя, Который один и есть истинным совершенством и Который Сам сказал нам: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5,48).
Саша, ты, наверное лучше меня чувствуешь художественное слово. Поделюсь с тобою своим опытом. В свое время я изучал русских писателей. Вот какая у меня иерархия выстроилась. На вершине русского художественного слова стоит Н.В.Гоголь, за ним А.С.Хомяков, потом Д.С.Мережковский, А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, Г.Р.Державин, А.П.Чехов, М.Ю.Лермонтов, А.С.Грибоедов, И.А.Крылов, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевский, С.А.Есенин, С.Т.Аксаков, А.А.Блок;
мыслители: М.В.Ломоносов, Г.С.Сковорода, А.С.Хомяков, В.С.Соловьев, И.А.Ильин, Н.И.Кареев, А.И.Введенский, В.Ф.Эрн.
Конечно, порядок также обусловлен и моими личными симпатиями.
Я тебе уже писал, что тебе следовало бы впитать в себя творчество Н.В.Гоголя, А.С.Хомякова, А.П.Чехова и Ф.М.Достоевского. Хоть стили у них иногда сильно разнятся, они едины духом. То же можно сказать об остальных отмеченных тут писателях. Каждый из них своеобразен и есть чему у него поучиться, но дух у них един.
И.А.Крылов, например, обладает редкой лаконичностью, юмором и исключительной честностью, отчего его полностью никогда не публиковали (явление такое относится еще только лишь к Дж.Свифту).
Д.С.Мережковский – уникальное явление в литературе, он был весь как бы пропитан любовью к Иисусу Христу.
А.С.Пушкин – классика лаконизма и точности языка, во многом, однако, уступает А.С.Хомякову.
В.А.Жуковский и Г.Р.Державин – их можно было бы назвать учителями русского слова.
М.Ю.Лермонтов – особняком стоящий гений, редкое сочетание сердца, ума и тонкого разумения психики человека.
А.С.Грибоедов и А.Н.Островский - тонкий ум, особенное чувство меры и редкая наблюдательность.
С.А.Есенин – душечка, исключительно доброе сердце, запутавшееся в сетях мира, блистающее яркостью, лаконичностью и точностью выражения смысла.
С.Т.Аксаков - талантливый писатель в полном смысле этого слова, к сожалению, во многом не понятый.
А.А.Блок – редкого мужества художник слова, скромный, но истинный патриот, пожелавший без многих слов жизнью своей следовать за возлюбленным Иисусом Христом.
М.В.Ломоносов – уникальный мыслитель, искренний, честный и нечестолюбивый ученый, во многом опередивший свое время; точный и лаконичный поэт и писатель.
О каждом из оставшихся можно много-много писать.
Г.С.Сковорода, например, поражает своей самобытностью – слово его вырывается из его сердца как бы непосредственно.
А.С.Хомяков, В.С.Соловьев, И.А.Ильин, А.И.Введенский – мыслители, с которыми не могу в ряд поставить ни одного из мне известных мыслителей Запада.
Н.И.Кареев и В.Ф.Эрн – удивительно простым языком могли излагать серьезные философские и научные вещи.
Так, дорогой мой, если понемногу (но от сердца) познакомишься с перечисленными мною тружениками слова, то, возможно, ближе поймешь мой взгляд на Россию и ее предназначение; на характер души русского человека и его историческую уникальность; на универсальность Божественного учения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; искусственность и произвол человеческих разделений внутри Единой Церкви Христовой.
Ты пишешь: «Если честно, то держать "диету" в чтении не совсем получилось, хоть и старался не читать "духовных" книг. Исключение сделал для Петра Иванова и Вассулы».
Дорогой мой, ты, видно, и не собирался всерьез смотреть на этот духовный труд. И вот сейчас, говоря об этом, сам себя обличаешь, употребив слово «диета», в то время, как у меня нигде такового не употребляется.
Это серьезный, очень серьезный духовный труд, а ты его (ясно, что беззлобно, шутя) называешь «диетой». Тяжесть этого труда несоизмерима ни с постом (даже строгим), ни с малоспанием, ни с многочасовым ежедневным молением, ни с тяжким ежедневным физическим или умственным трудом. Мне удалось перенести этот труд только благодаря благодати Божьей, явленной через обстоятельства (в то время я находился в тяжких обстоятельствах, ради изменения которых был готов пойти на какой угодно труд) и духовное укрепление (ощущаемое мною как внутреннюю силу, дававшую мне незыблемую уверенность в том, что делаю я это, как необходимость и что такова воля Божья).
Теперь ты из опыта знаешь насколько это непростой труд, и что просто так (из желания его совершить) к нему не подступишься. К тому же ты говоришь, что «Исключение сделал для Петра Иванова и Вассулы». Как же можно приступать к высушиванию ковра, открыв над ним два краника воды? Как это у тебя могло в голове совместиться два совершенно несовместимых действия? Вместил в себе самоотрицание и хотел при этом что-то сделать?!
Пусть, однако, опыт этот послужит тебе в том, что к духовному труду и работе над собой следует заранее готовиться и внутренне решиться на это во что бы то тебе (лично) это ни стало. Самое же главное это узнать волю Божью об этом деле и просить Его о даровании благодати и сил труд этот понести. А сейчас ты, подобно ребенку, протянул пальчик до чего-то очень горячего и резко его отдернул. Благодари Господа и Божью Матерь. Я некогда, необдуманно взявшись за одно дело, со слезами просил потом Господа простить мне мою спесивость. И Господь простил. Мне мой духовник иногда говорил: «Старайся не давать Богу каких-либо обещаний, ибо, если не выполнишь обещанного, то обманешь Самого Бога».
Господь наш Иисус Христос сказал: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». Мы ответственны за каждое свое слово, тем более - ответственны за каждое свое дело.
Вот, например, думают, что самое трудное умерщвление тела состоит в строгом посте с бдением и долговременным молением, однако есть еще более трудный подвиг. Он настолько простой, что о нем совсем забыли. Этот подвиг состоит в том, чтобы досконально не мыть свое тело. Ох, как это не легко! Человеку, порой, кажется, что все его тело горит; он готов бы был броситься в любой водоем, возле которого он проходит мимо. С терпением однако это чувство проходит, и так – до следующего приступа. Известны и подвижники, выдержавшие этот подвиг, у нас это св.Серафим Саровский: он всю свою подвижническую жизнь позволял себе лишь иногда вытирать тело свое влажной тряпочкой. Существует подвиг еще более тяжкий: это говорить лишь только то, что нужно – ни слова больше, ни слова меньше.
Любой подвиг, однако, как говорят, св.отцы Церкви, следует исполнять только, если на то будет воля Божья, и только, если это не выше собственной меры, ибо «что выше меры, добру не служит». Когда бесу удастся внушить нечто человеку (доброе за злое, или злое за доброе), и тот поверит этому, то святые называют это поруганием человека. Бесы смеются над человеком. Ведь и у людей всякие комичные вещи на сцене именно этим и смешат зрителей: неадекватностью действительности действий человека (актера) – и чем это более разительно, тем и смешнее. В духовном смысле, если человек поверит таковым внушениям бесов, принимая это за Божье, таковое называют прелестью. Не дай Бог подобного никому!
Вот так, дорогой мой, следует быть очень ответственным к своим решениям. Правда, мы люди, не Ангелы, и конечно – можем ошибаться. Вот, милосердный Господь и даровал нам Таинство Покаяния. Слава Ему!
Привет Ю. с детками А. и О.!
С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем,
НПК
В начало: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2015/09/24/1211
Свидетельство о публикации №215092401200