Трифоновские чтения на Мурмане

Трифоновские образовательные чтения на Мурмане

22 сентября в день памяти преподобного Иосифа Волоцкого, замечательного подвижника Русской Земли и святителя Феодосия Черниговского, покровителя учащихся, в городе Мончегорске Мурманской области  состоялись одиннадцатые Трифоновские образовательные чтения. Их организовали Министерство образования и науки Мурманской области, Институт развития образования области, Мурманская и Мончегорская епархия Русской Православной Церкви, приурочив к 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира.


  Образовательные чтения названы именем замечательного русского святого. Преподобный Трифон Печенгский – просветитель Кольского полуострова, креститель лопарей. Подвиг его на Мурмане поистине был апостольским. Преподобный родился в 1495 году в Торжке, согласно житию, в благочестивой семье священника. В детстве и в юности особенно любил храм и богослужения, а также удалялся  для молитвы в лесную пустынь. Здесь-то и был ему глас от Бога: «Иди в землю необетованную и непутную… ибо милуя, вспомнил Я людей Моих, и любовь обручения моего не утратится». В возрасте примерно 25 лет Трифон (в миру – Митрофан) пришел на Кольский полуостров. Он понемногу изучил наречие лопарей и стал общаться с ними, рассказывая о Христе и православной вере. Иногда языческие жрецы (кебуны) поднимали своих соплеменников против Трифона. Его избивали так, что приходилось укрываться в дальних пещерах, но святой  прощал своих обидчиков и через некоторое время вновь начинал проповедь.  По воле Божией, сердца лопарей смягчились, многие захотели принять Крещение. Примерно в 1530 году Трифон построил маленькую деревянную церквушку во имя Святой Троицы на реке Печенге, он сам вместе с помощниками таскал бревна за две версты. Три года храм стоял без освящения. В конце концов, по благословению Новгородского святителя Макария, иеромонах Илия из Колы на Сретение 15 февраля 1533 года освятил церковь, а самого подвижника постриг с именем Трифон в монашество. Так было положено начало Трифонов Печенгскому монастырю (ныне этот мужской монастырь на Печенге восстановлен. Там есть службы, туда приезжают паломники). Подробно о жизни святого Трифона и о монастыре можно узнать из прекрасной книги священника Сергия Поливцева «Трифонов Печенгский монастырь». Храмы во имя святого Трифона есть в Мурманске и Никеле. В Мончегорске был возведен и Вознесенский кафедральный собор – шедевр северной архитектуры, и бережно сохраняется самый первый, маленький храм во имя преподобного Трифона.

Исторический выбор святого Владимира и перспективы нашего образования

Собравшихся тепло встретил и открыл Чтения начальник Управления образования Мончегорска, кандидат педагогический наук Александр Игоревич Архипов.
Гостей приветствовал также глава муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией Дмитрий Геннадьевич Староверов. На Чтениях были преподаватели истории, литературы. Православной культуры, светской этики, а также заведующие и воспитатели детских садов из Мончегорска. Мурманска, Североморска, Апатит, Кировска, Полярных Зорей, Мурмашей, Колы, Междуречья, Никеля, Печенги и других городов  и поселков области.
Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон обратился к наставникам детей и молодежи говоря о том, что вера  в Бога – это живая и насущная потребность человека, Бог – хозяин всей нашей жизни. Митрополит также подробно остановился на историческом выборе России:
«Наверное, главным сейчас является поддержать, сохранить, увидеть, осмыслить тот выбор, который некогда сделал наш князь Владимир, приняв Православие. Этот выбор стал надежной опорой всей нашей жизни. Это принцип жизни, то есть Православие. Ведь у нас есть возможность оглянуться назад и оценить то, что дало России Православие. Понять, насколько правильным был выбор русского народа. Исторический выбор князя Владимира – это дополнительный стимул, который позволит укрепить наши позиции. Мы не должны теряться и поддаваться разнородным влияниям. Цель и смысл встречи на Трифоновских чтениях  - укрепить наши православные позиции. Перед Россией, как и перед многими другими нациями сегодня особенно остро встает вопрос о судьбе цивилизаций. Мы знаем много мощных, развитых цивилизаций – России, Китая, знаем о древних цивилизациях. Но любая цивилизация может расти и распространяться, а может и уничтожаться. И обычно умирание цивилизации происходит тогда, когда люди отступают от основных принципов данной культурно-исторической и национальной общности». Владыка Симон пожелал всем собравшимся успешной, творческой работы.

Священник Сергий Поливцев выступил с докладом на тему «Православие – цивилизационный выбор Русского Севера». Отец Сергий в настоящее время является руководителем отдела образования Мурманской митрополии, а также руководителем Паломнического отдела епархии. Он уже более 10 лет организует паломнические поездки в Трифонов Печенгский монастырь, в Варзугу и Кандалакшу, Видяево, Мончегорск и Кировск, на Соловки, Валаам, в Иерусалим, на Афон и ко многим другим православным святыням России и мира.
Священник Константин Жданович  поделился своим опытом православного педагога  по нравственному воспитанию детей в современных условиях.
После пленарного заседания, началась работа по секциям:
1) секция 1 «Система духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
2) секция 2 «Культурные традиции Православия  как содержательные аспекты духовного просвещения»
3) секция 3 «Формирование духовных ценностей на уроках и во внеклассной работе»

Доклады представили учителя школ и гимназий Мурманской области, заведующие и воспитатели детских садов. Красной нитью через все доклады проходила мысль, что в наше неустойчивое время, время мировых кризисов, в России образование и воспитание новых поколений должно опираться на наши отечественные традиции. По этой причине было заметно особое внимание преподавателей к изучению на уроках истории России в связи с историей Русской Православной Церкви. Этому были посвящены доклад учителя литературы школы №1 поселка Мурмаши Аллы Анатольевны Тривашкевич « Личность преподобного Сергия Радонежского в истории и мировой культуре», доклад учителя истории и обществознания пгт Никель Елены Викентьевны Фесько «Аспекты деятельности Трифонов Печенгского монастыря как православного центра Петсамо (Печенги)», доклад учителя истории школы№2 г. Колы Светланы Владимировны Ткаченко «Роль кольского воеводы Авраамия (Аверкия) Палицына в истории России».



Круглые столы: страсти по толерантности

Всех присутствовавших поразил доклад преподавателя истории гимназии № 1 Ларисы Ивановны Жигаловой. Она говорила об аспектах преподавания самого сложного периода истории России – 20 века. Лариса Ивановна зачитывала собравшимся отрывки из книги о новомучениках Российских – священниках, преподававших Закон Божий и другие предметы в городских и сельских школах и репрессированных в 20-е и 30-е годы:
«Большое впечатление на меня произвела биография священника, новомученика Василия Федоровича Надеждина. Он был из крестьянской семьи, захотел учиться в Духовном Училище, затем Духовная Семинария и Духовная Академия. Первое время после окончания академии он был домашним учителем у детей одного графа, преподавал им Закон Божий. Как раз в этот период в жизни России совершилась трагедия 1917 года. Преподавание Закона Божия было запрещено, и Надеждин устроился в школу преподавателем математики. Однако через какое-то время он организовал начальную школу, в которой вел Закон Божий и общеобразовательные предметы. Эту просветительскую миссию отец Василий осуществлял до 1929 года, затем он был арестован и по приговору суда отправлен в Соловецкий концлагерь. По дороге отец Василий заболел тифом, ему сделали укол, началась гангрена и он скончался. Незадолго до смерти отец Василий написал письмо жене. И если мы приводим школьникам как пример письма выдающихся исторических деятелей, подвижников, то почему бы не привести и строки из этого  письма новомученика? Вот что писал отец Василий в конце своего страдальческого крестного  пути: «Прежде всего, благословляю тебя за твою верную любовь, за твою дружбу, за твою преданность мне. За твои подвиги и труды, связанные с пятикратным материнством, за все эти слезы разлуки после моего ареста. Прошу тебя, не унывай! Я буду с тобой в силу моей любви, которая никогда не отпадет. Мое желание: воспитай детей церковными и сделай их образованными по-европейски и по-русски». Действительно, вопрос, поднятый Ларисой Ивановной, очень актуален. Мы знаем, что священномученик, ключарь храма Христа Спасителя Александр Хотовицкий был осужден и по делу о церковных ценностях (которые коммунисты хотели беззаконно отобрать у храмов, ободрав образа), и по делу о частном преподавании Закона Божия уже в советское время. Кольские школьники должны знать и о местных  подвижниках веры. Детям из Колы сам Бог велел помнить о последнем настоятеле Благовещенского храма священнике Константине Мелетиеве, который до последнего боролся, чтобы церковь не закрывали и именно за это был расстрелян в Левашово под Ленинградом в октябре 1938 года. Школьники из Мурманска должны знать житие святого мученика царя Николая Второго, основателя города Романова-на-Мурмане (теперь – Мурманск). Ребятам из Мончегорска хорошо бы рассказать о жизненном подвиге ныне покойного священника Георгия Данильца, который много усилий и трудов приложил для возведения Вознесенского собора, несколько лет он был настоятелем маленькой церкви преподобного Трифона в Мончегорске.


Анастасия Игоревна Несмачных, учитель литературы гимназии №1 г. Полярные Зори в докладе «Формирование христианских ценностей на уроках литературы» затронула необычайно важную тему: отношение детей к родителям, бабушкам и старшим. За основу своего школьного урока Анастасия Игоревна взяла библейскую заповедь (из Декалога) «Почитай отца и мать твоих, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле». На примере рассказа Валентины Осеевой «Бабка» Анастасия Игоревна старалась показать ребятам, как греховно презрительное отношение мальчика Бори (да и его отца) к его родной бабушке, которая с годами делалась все более кроткой, и только изредка вздыхала, что человеку труднее всего выполнять три дела «Богу молиться, платить долги да кормить родителей».
Многие, вероятно, вспомнили, что развивать тему почитания родителей необходимо и в старших классах и на основе православных традиционных ценностей, библейских заповедей, и русской классики. Вспомним Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», «Степной король Лир», Сергея Тимофеевича Аксакова «Детские годы Багрова-внука», Ивана Алексеевича Бунина «Жизнь Арсеньева».
 Очень увлекла всех дискуссия, разгоревшаяся на секции №2 Чтений. В одном докладе прозвучали данные анкет старшеклассников. На основании этих опросов выступавшая сделала вывод о почти полном безразличии подростков к вере своих предков, добавив, однако, что, судя по анкетам, ребята время от времени соблюдают некоторые церковные обряды. Священник Сергий Поливцев во время обсуждения доклада напомнил всем о мученическом подвиге воина Евгения Родионова. Вчерашний школьник из подмосковного Подольска, Евгений только перед уходом в Армию пришел в храм и причастился. И с Божией помощью, этот юноша, которому только-только исполнилось 19 лет, в плену у чеченцев-террористов принял смерть за Христа, отказавшись снять свой нательный крестик.
Была и еще одна тема, довольно бурно обсуждавшаяся. В докладе молодая преподавательница несколько раз  употребила слово «толерантность», подразумевая под этим понятием якобы некое прогрессивное направление в современной педагогике и в обществе. Диакон Алексий Шипитка при обсуждении этой темы попросил педагогов не путать понятия «терпение» и «терпимость», осторожнее относиться к новомодному термину «толерантность». Терпение – православная добродетель, которой русские славились испокон веков. Это терпение скорбей, бед, катаклизмов ради Христа, переходящее в мужество в мирной жизни или на войне. А терпимость – это попустительство по отношению ко всевозможным грехам и порокам. Толерантность имеет отношение только к терпимости и вседозволенности. Эту же тему продолжил и развил отец Сергий Поливцев. Он сказал, что веротерпимость всегда была присуща русскому народу. Мы, русские, всегда  твердо хранили свое Православие, но никогда не угнетали людей других религий и национальностей. Однако толерантность в современном обществе, особенно на Западе – это свобода для всякого рода зла, грехов содомии и педофилии, всяческих извращений. Кстати, к словам священника можно добавить, что слово толерантность имеет несколько значений. В одном из них толерантность является распространенным медицинским термином. Что же это понятие означает в медицине? Увы, ничего хорошего и красивого.. Толерантность в медицине – это полная восприимчивость живого организма (в том числе и человеческого организма) к любым посторонним болезнетворным вирусам или бактериям, которые толерантный организм не отторгает, а принимает в себя.  Сколько уже духовных вирусов и бактерий принял в себя толерантный организм Запада, и что с ним после этого стало, подробно объяснять не надо. Но именно термин «толерантность» и всю вакханалию пороков, которая  на деле стоит за этим термином, и навязывает нам сегодня западный мир. Для России мы не хотим толерантности. России необходимо возрождать  свои отечественные духовные ценности и традиции.
Это приводит к мысли, что потеряв после революции храм и православную духовность, школы России потеряли нравственный стержень воспитания и образования. Сейчас множатся гимназии, но им пока далеко до гимназий царского времени. Вот что пишет о своей гимназии (обычной государственной гимназии уездного города Елец) лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева»:
«Вот табельный день, торжественная обедня в соборе. Наш капитан, перед тем как вести нас, собравшихся во дворе гимназии, осматривает каждую нашу пуговицу.   Чем ближе собор, тем звучнее, тяжелее, гуще и торжественнее гул соборного колокола. Но вот и паперть – «шапки долой!» и, теснясь. Мы вступаем в прохладное величие широко раскрытого портала…
…По субботам вечером я должен был идти ко всенощной в церковку Воздвиженья. Стоявшую в одном из глухих переулков близ гимназии. По бычаю приводили нас задолго до службы, и мы ждали ее в напряженной тишине и сумраке. ...Долгое и безмолвное каждение престола, пока не выйдет наконец на амвон диакон со  сдержанно-торжественным призывом: "Восстаните!" - пока не ответит ему из глубины алтаря смиренный и грустный, зачинающий голос: "Слава Святей и Единосущной и Животворящей и Нераздельней Троице - и не покроется этот голос тихой, согласной музыкой хора: "Аминь..."  Как всё это волнует меня! Я ещё мальчик, подросток, но ведь я родился с чувством всего этого, а за последние годы уже столько раз испытал это ожиданье, эту предварящую службу напряженную тишину, столько раз слушал эти возгласы и непременно за ними следующее, их покрывающее "аминь",  что всё это стало как бы частью моей души, и она, теперь уже заранее угадывающая каждое слово службы, на всё отзывается сугубо, с вящей родственной готовностью. "Слава Святей, Единосущной Троице", - слышу я знакомый милый голос, слабо долетающий из алтаря...
   - "Приидите поклонимся, приидите поклонимся... Благослови, душе моя, Господа", - слышу я, меж тем как священник, предшествуемый диаконом со светильником, тихо ходит по всей церкви и безмолвно наполняет её клубами кадильного благоухания, поклоняясь иконам, и у меня застилает глаза слезами, ибо я уже твердо знаю теперь, что прекрасней и выше всего этого нет и не может быть ничего на земле. ... Нет ничего в мире лучше того, что я чувствую сейчас, слушая эти возгласа песнопения и гладя на красные огоньки перед тускло-золотой стеной старого иконостаса, то на святого Божьего витязя, благоверного князя Александра Невского, во весь рост и в полном воинском  доспехе написанного на злаченом столпе возле меня, в страхе Божием и благоговении приложившего руку к груди и горе поднявшего грозные и благочестивые очи...



 Красота спасет мир и отечественную школу

Прекрасным завершающим аккордом стало выступление  преподавателя истории школы № 19 г. Заполярный Любови Анатольевны Прокофьевой: «Духовно-нравственное воспитание учащихся старших классов на уроках истории и обществознания».
Тему христианских ценностей семьи Любовь Анатольевна попыталась передать на примере жен декабристов. Конечно, декабристы, под влиянием идей масонства, совершили преступление, подняв мятеж против Помазанника Божия. Однако многие из них обратились к Богу и покаялись.  Их жены в силу христианского долга покинули столицу, богатые дома, роскошь и уехали в суровую Сибирь, где в бедности и лишениях долгие годы делили участь своих мужей. С собой они везли Евангелия и иконы. Были случаи, когда к декабристам ехали невесты, их венчали в маленьком храме Читы. Эта верность, религиозная настроенность – пример женского благородства.
Интересными были замечания Любови Анатольевны о религиозности современных подростков: «Если спросить в классе есть ли верующие, то подростки будут друг перед другом выставляться – мол, да мы вообще ни во что не верим! Но если подойти к каждому по отдельности и спросить, а что ты перед экзаменом делаешь, говоришь ли: «Господи, помоги?» Окажется, что многие ответят утвердительно. Спросишь: «А перед экзаменом твоя мама тебя перекрестит?» Тоже, скорее всего, получишь утвердительный ответ».
Больше всего впечатлил учителей в докладе Любови Анатольевны видеоклип с фотографиями прекрасных русских церквей и с песней иеромонаха Романа (Матюшина):
За родником белый храм
Кладбище старое,
Этот забытый край
Русь нам оставила…
 
В завершение хотелось бы заметить, что в докладах педагогов Кольского края часто звучал призыв опираться на отечественные многовековые традиции и желание найти «русскую идею». Об это же говорил и великий философ русской эмиграции Иван Александрович Ильин:
«Русская идея есть идея сердца. Вот главная сила России и русской самобытности. Вот путь нашего возрождения и обновления. Русское Православие воспринимает Бога любовью, воссылает Ему молитву любви и обращается с любовью к миру и людям».

 Галина Сиротинская


Рецензии