Афкула

                Афкула-
                средневековый город Прикамья

                I.Введение

    Меня всегда привлекали тайны и хотелось проникнуть в них, изучить, понять и сделать самой открытие.  В моём воображении они были где-то там далеко: в пустынях Египта, в горной стране Тибета или Андов, на северном полюсе, в Антарктиде, наконец, в морских глубинах, но только не там, где сама жила. Всё, что меня окружало, казалось обычным и скучным, пока…  Пока я не узнала о раскопках древнего городища возле села Рождественского Карагайского района Пермского края. Это родина моих родителей, родная земля моих предков, где  я часто бывала  у дедушки и бабушки. Такое я не могла пропустить и тщательно изучила все материалы раскопок, побывала сама на городище  и познакомилась с такими же людьми, увлечёнными историей края.

   Древний город находился на высоком берегу реки Обвы. Эта река берёт начало в Сивинском районе, протекает по Верещагинскому и Карагайскому району, впадает в реку Каму в Ильинском районе.
 
   Город был поворотной крепостью речного и сухопутного торгового пути как  для северных купцов, так и  южных. В нём они обменивались товарами. Крепость соединяла народности, проживающие от Скандинавии и Северного Ледовитого океана до Каспийского моря и  пустынь Персии.  Стояла она вдали от главного Камского торгового пути и не подвергалась разбойным нападениям новгородских ушкуйников. В этом городе, расцвет которого пришёлся на 9-14 века, жили мирно люди разных народностей и вероисповеданий. Соседствующие языческий и мусульманский некрополи  подтверждение этому.

    Городище не подвергалось  и набегам татаро-монгольского ига, так как отряды Тохтамыша достигли Среднего Предуралья в 1391 году, а Тимура - в 1395 году. Поселение перестало  существовать из-за страшной чумы, бушевавшей в 1346-50 годах, повторившейся в 1352 и 1363 годах. Эпидемия распространилась вдоль торговых путей. Многие племена, спасаясь, ушли за Каму в сторону Чердыни и Искора, на территорию Перми Великой, существовавшей с 1321 года.
Об этом так же говорят находки серебряных вещей, лежащих на поверхности. Это места бывших святилищ. Орда разграбила бы святилища.
 
    Земли на реке Обва временно обезлюдели, однако сюда уже двигалась волна переселенце из северо-восточных финских территорий: в едином потоке переселенцев в Предуралье двигались предки коми, удмуртов и древнерусские переселенцы. Первоначально ими был освоен север Предуралья – территории современной республики Коми, окрестности города Чердыни в Пермском крае, верховья реки Камы. Затем по реке спускались вниз по течению и заселили не только берега Камы, но и её притоков. Так на реке Обве вновь появились  люди. Они стали корчевать лес,  разрабатывать пашни, и по находкам догадались, что до них тут   жил богатый народ.

   В  древнем городе  жило более 2,5 тысяч людей. Они занимались разными ремёслами: охотой, рыбалкой, земледелием, резьбой по кости, литейным, кузнечным, гончарным и стеклоплавильным делом, об этом говорят  находки археологов.

    Рождественское городище – одно из самых крупных средневековых поселений Верхнего Прикамья.  Известны также Анюшкар(на реке Иньва), Сабанчикар, Иднакар(4км от Глазова на горе Солдырь, )

    Рождественский археологический комплекс - один из уникальных археологических памятников Пермской области, известных с 18 века.  Впервые он был осмотрен Н. П. Рычковым(1769-73), изучался Н. Н. Новокрещённых (1898), В. А. Обориным и В. П. Денисовым (1949), Ю. А. Поляковым (1983), А. М. Белавиным и Н. Б. Крыласовой (1985,1990-1993,1997).  Много предметов из Рождественского городища имеется в коллекции Теплоуховых.

   Моя задача - как можно больше узнать и рассказать об этом средневековом городе своим землякам.
    В первую очередь расскажу о находках и кладах, которые предшествовали  археологическим раскопкам.
     Во-вторых, ознакомлю с результатами этих раскопок, которые ведёт с 1985 года Камская археолого-этнографическая экспедиция ПГПУ под руководством доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой отечественной истории и проректора по научной работе Пермского гуманитарного педагогического университета Андрея Белавина и доктора исторических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Пермского филиала Института истории и археологии УрО РАН Натальи Крыласовой. 
     Затем заглянем в древние источники, где упоминается этот  город
и почему заинтересовался раскопками на городище Муфтий Пермского края Мухаммедгали хазрат Хузин.
      Напоследок открою главную тайну Афкулы…
   Я думаю, что многие заинтересуются этим древним, некогда славным городом, которого волжские булгары называли Кассаба Афкула. Он был столицей самой крайней  их провинцией  (Бий-су) Вису и граничила с северной Страной Мрака. Садумцы, скандинавы, что приходили с севера, называли эти края - Биар-ма (Бермэ), что значит по-моджарски и по-арски «Булгарская Страна», а город, столицу этой страны  называли Каргадан; город, куда съезжались югур-тарханы(великие и свободные) с собранной данью для передачи её, получения назначений, отчётов. Город,  который  канул в века и унёс с собой много тайн, открыть которые ещё предстоит.

                II. Древняя Афкула

                1.События, находки и легенды.

   В 1515 году Ананий Строганов обосновался в Соли Вычегодской и узрел огромные пустующие просторы Предуралья.
   В 1552 году пало Казанское Ханство, и освободился волжско-камский торговый путь. Начался большой приток русских переселенцев в бассейн реки Обвы и Лысьвы.
   В 1558 году Ананий Строганов по жалованной царём грамоте стал завозить своих крепостных крестьян на Пермские  земли.
   В 1579 году была произведена первая перепись Перми Великой. На реке Обве была небольшая русская деревня Федорово.
   В 1623-24 годах была проведена вторая перепись Перми Великой.  Погост Верхне – Рождественский имел 21 двор пашенный и один пустой. Кроме того погост имел уже свой округ, к которому принадлежал 6 деревень и 4 починка.

   Крестьяне, освоившие земли,  не могли не заметить земляной вал. Об этом пишет Т. Смышляев  в Пермском сборнике (книга II, отд.1, стр. 35) «К юго-западу от села  Рождественского, на возвышенном берегу реки Обва, между деревнями  Филипповой и Постаноговой находится Чудское городище, длина которого 200 саженей, а ширина 150 саженей, высота до полусаженной. Место жителями обращено в поле».  Вал крестьяне не тронули, он существует до сих пор.
  Этот комплекс археологических памятников стал известен науке  с XVIII века и впервые описан русским путешественником капитаном
Н.П. Рычковым. По заданию Академии наук он совершил дважды путешествие в 1769 и 1773 гг. по ряду местностей России, посетив, в том числе Пермскую провинцию. "Там имел я случай осмотреть различные городища, оставшиеся от древних обитателей той  земли. Первое и самое лучшее из них есть то, которое находится за две версты не доезжая до села Рождественского на восточном берегу реки Обвы. Кроме возвышенных валов, хотя там нет никаких остатков древности, однако внутрь укрепления сего видимо множество дикаго камня, кирпича и муравленых плит, которые видно составляли какое-нибудь каменное здание. Сказывают, что 50 лет от сего времени находились среди валов врата из дикаго камня сооруженные, по чему можно заключить, что в сем месте было жилище владетелей древнего народа. Там находят различных видов вещи, из которых некоторую часть, нынешние жители сего места, видя меня любопытствующего, немедля ко мне снесли. Все сии находки состояли из меди, хрусталя, бисера, и из цветных каменьев, которые без сомнения по обыкновению северных народов употребляли Чудские женщины. Из числа принесенных ко мне вещей примечания достойны два небольших петушка, слитые из меди, покрытые полудой; на груди оных вдеты малые отвесы или гири, сделанные из сего же металла. Странные сии изображения представляли какое-нибудь божество древнего народа или служили домашними  украшениями…

   С ними же вместе найден пояс, украшенный множеством медных блях, сделанных наподобие сердечек, что все являет простоту древнего художества и грубый вкус тогдашнего века народов. Принесшие ко мне сии находки уверили меня, что не редко находят они в градских развалинах золотые и серебряные кольца, перстни, серьги и тому подобные женские уборы, которыми обыкновенно награждают они серебряков, живущих в тамошних местах…  Отсель прошед западное укрепление сего достопамятного городища, находятся глубочайшие каменные расщелины, а позади оных на высоте той же горы видимо другое валами укрепленное место, которых твердость по ныне еще непоколебима; и сей по без сомнения был замок древнего селения. Он сделан наподобие круга, имеет с западной стороны осыпавшиеся земляные врата, ведущие внутрь градского укрепления. Вошед в оные найдешь там множество камней и муравленых плит, но достопамятных развалин никаких там не находится. Пространство оного замка весьма малое ибо вся окружность его не составляет более 50 сажен, напротив того первое укрепление занимает место близь версты".

    Таким образом, капитан Рычков, подробно описал Рождественское (большое) и Филипповское (малое) городища, составляющие основу археологического комплекса.

     В 1851 году крестьянин Ипполит Ужегов в 3 верстах от села Рождественского нашел клад серебряных вещей весом 2,250 кг. Все монеты имели надписи на древнеарабском, персидском и древнекитайском языках. Наиболее явно отличались монеты: джучитская монета Бату или Берке-хана 1251-59 гг, которая  связывала с великим шёлковым путём; серебряный дирхем Джаныбека того же времени, арабские монеты Зияриди 338г.н.э.,         Хиджры 944-67г.н.э., китайские  серебряные ляни и ямбы эпохи Сун 960-1279.
 
   Этот клад имеет название Волгинский, так как найден возле деревни Волгино. Все серебряные вещи: монеты, серебряное блюдо с изображением оленя, одевавшиеся на шею в качестве украшения, обручи, называемые гривнами, свитая из проволоки цепь, подвески разных форм - были отправлены  в Москву на хранение в Лазаревский институт восточных языков, где были при загадочных обстоятельствах похищены.
   
    В 1869 г. в Рождественском побывал известный краевед А.Е. Теплоухов, занимавшийся активным сбором  раритетов, особенно связанных с древними обитателями края. В его коллекции насчитывалось 557 предметов, поступивших с Рождественского городища. Он всячески поощрял крестьян, чтобы они несли ему «найдёнки», а не продавали дельцам, которые переплавляли серебряные, золотые, медные находки.

  В 1897г. пермский археолог и основатель Пермского музея Н.Н. Новокрещенных провел первые раскопки на комплексе – им был открыт Рождественский мусульманский могильник, в котором изучено 14 погребений с соблюдением мусульманской обрядности.
 
   Позже находили на городище свидетельства прошлой жизни: стеклянные и каменные бусы, железные ножи, костяные наконечники стрел, обломки древней глиняной посуды.  А после разлива реки обнаруживали на берегу человеческие кости,  обрушенные  пещеры.
 
  Все эти находки порождали легенды о племени чуди – людях, живших в землянках. Когда люди встречаются с чем-то необъяснимым и таинственным, им свойственно придумывать «страшилки».  Кто-то услышал голоса, увидел силуэты, кто-то провалился в подземный ход, кто-то увидел черта, купающегося в реке. Все  решают, что это духи стерегут древний город, и формируют своего рода «табу», запрещающие кощунственные поступки по отношению к древнему поселению и могильнику. Поэтому до наших времён дошли они не разграбленными.

                2. Рождественское городище.

   В 1981 г. были предприняты первые раскопки Рождественского городища, организованные пермским археологом Ю.А. Поляковым.
   Начиная с 1985г. и по наше время с несколькими перерывами ведут 
   раскопки археологи Пермского педагогического университета.

   Рождественский археологический комплекс занимает несколько выступов коренного левого берега р. Обвы, находится в 1300-1900 м к юго-западу от центральной части села Рождественское Карагайского района Пермского края.
 
   Комплекс включает в себя  Филипповское  и  Рождественское средневековые городища, мусульманский домонгольский могильник, примыкающий к восточной части оборонительных сооружений большого городища, и обособленный от него средневековый языческий некрополь. В состав комплекса также включается Волгинское святилище.

  Свое название Рождественское городище  получило по селу Рождественское, второе наименование городища – Постаноговское. Именно постройками этой деревни причинен наибольший ущерб языческому некрополю, находящемуся на этом месте.
 
  Дату возникновения деревни Постаногово определили по найденной там серебряной копейке Ивана Грозного 1535-1538гг. Эту деревню называли ещё Сыкыскор, так как построена она была возле разрушенного города.  «Cic» или «Cicka» по коми-пермяцки «гнилой», «старый». «Кор» - город.

   Филипповское городище получило свое наименование по д. Филипповой, которая до 1990-х гг. находилась примерно в километре к западу от указанного городища.
 
   Волгинское святилище именуется по существующей д. Волгиной, около которой и найден клад в 1851году.

   Рождественское городище представляет собой центральную часть комплекса. С площадки городища открывается великолепный вид на широкую правобережную обвинскую пойму, ширина обзора до 10-15 км, с юга обзор ограничивает Обвинская возвышенность с высотами от 160 до 226 м, до которой от села Рождественское  около 30 км.

   Существовал так называемый «посад». Его следы в виде пятна черного слоя на свежей пашне в поле, перед валом хорошо заметны при весенней распашке, в пятне встречается разнообразный подъемный материал: фрагменты керамики, бронзовые украшения, железные изделия и даже монеты. Площадь «посада» около 30 тыс. кв. м. Размеры жилой части комплекса составляют более 70 тыс.кв.м.
  В целом на городище вскрыто более 2,5 тыс. кв. м. Изучено 4 жилища, 3 гончарных горна, остатки косторезной мастерской, вход в подземный лаз (ход), остатки колодца, несколько крупных ям-кладовок и т. п.
 
   Среди материалов – множество фрагментов сосудов: 10 648 фрагментов булгарской гончарной керамики (кувшины, корчаги, горшки, миски, сковородки, светильники) и 6729 фрагментов лепной керамики. Имеются обломки тиглей, керамические ложки-льячки, литейные формы, бракованные бронзовые изделия, что свидетельствует о существовании здесь бронзолитейных мастерских. Бракованные бусины и крупный кусок стеклянной пасты подтверждают наличие стеклодельного ремесла. В большом количестве найдены железные замки и ключи к ним булгарского типа, детали складных весов и разновесы – инструментарий купцов. Конструкция производственных сооружений и состав материала городища свидетельствуют о том, что большинство ремесленников были выходцами из Волжской Булгарии.

   К числу наиболее интересных находок могут быть отнесены предметы пермского звериного стиля, поясная гарнитура  и седельный крюк асскизского типа, бронзовый мечетный светец, наборные роговые расчёски с футлярами, кухонные глиняные валики и масложировые лампочки.
     На мусульманском могильнике изучено 23 погребения. Костяки лежали на слое красной материковой глины, на глубине 45-75 см от поверхности. Поза погребённого «лежащий на спине». Ориентированы головой на запад или запад-юго-запад, черепа развернуты лицевой частью к югу, в сторону Мекки. Такая поза соответствует кыбле (ориентации при молитве), характерной для мусульманских домонгольских могильников.
 
    На языческом могильнике изучено 100 погребений, расположенных рядами параллельно реке. Преобладающая ориентировка погребений – по линии северо-северо-запад или юго-юго-восток с небольшими отклонениями. В большинстве случаев погребения совершены на помосте: могильные ямы имеют ступеньки и заплечики для его установки. При раскопках найдены вещи, типичные как для родановской, так и для вымской, чепецкой и юдинской культур, что указывает на смешанный характер населения археологического комплекса.

 Обнаружены отличительные знаки в виде круглых пластин (типа пайзце) с изображением сокольничего в окружении птиц, зверей и солярных знаков. Эти, большей частью серебряные филигранные изделия, изготавливались в Булгарии. Часть из них имеют клейма в виде рунической буквы "Б" или косого луча, бывших знаками Биляра-Булгара, и маркирующие, видимо, продукцию царских (государственных) мастерских.
 
   Особый интерес представляет и находка погребения так называемого "купца чулманского", сделанная на Рождественском могильнике (среди прочих ломоватовско-родановских погребений). Найденная в этом погребении  серебряная трапециевидная привеска, единственная такого рода находка в Приуралье, несущая на лицевой стороне тамгу Владимира I Святославовича (правления 978-1015).   На обороте - тамга в виде молота Тора, насаженного на меч, что являлось верительным знаком. Знаки с изображением меча или молота Тора по отдельности встречаются часто. Изображение, где меч плавно переходит в молот, является уникальным. Он выдавался иноземным  купцам на право торговли на Руси, в  Швеции, Норвегии.  Эта вещь доказывает существование  торгового договора Руси с Волжской Болгарией в 1006 г.
 
  Интересно также погребение №167 языческого могильника. По находкам – женское и богатое по инвентарю: серебряная височная подвеска, серебряный перстень, украшенный зернь, сканью и каменной вставкой, ожерелье из стеклянных, каменных(индийский сердолик) и бронзовых бус, детали одежды украшены мелким бисером, кожаный пояс с бронзовыми накладками и бубенчиками, косы переплетены кожаными ремешками, украшенные бронзовыми и стеклянными бусинами, спиралевидными и литыми бронзовыми пронизками,  внизу косы скреплёны угорскими шумящими коньковыми подвесками и подвесками-амулетами в виде гребешка с зооморфной спинкой. Вдетый в ожерелье редкий дирхем Мумина Бен Ахмеда чеканки 370г говорил о том, что женщина принадлежала к знатному роду и имела отношение к правлению города Афкула.

    К редким находкам – серебряная монета 981года  с именем эмира Мумина Бен-эль-Хасана. Он правил после смерти Тимара Талиба. Таких монет в мире найдено всего три.
  Также к редким находкам относится и серебряник десятого века с печатью князя Владимира Святославовича. Он имел функцию наградной медали и давал право от имени русского правителя вести деловые отношения с Волжской Булгарией.
 
  В языческих  погребениях среди арабских дирхем и монет ордынских ханов был обнаружен обломок денария - Этельреда, короля Англии, время чеканки 1009-1017гг.
 
   Странная находка  (2012г.) -  боевой топор, что не характерно для этой местности.
  Седельный крюк асскизского типа и кости верблюда(гор. Анюшкар) напоминают о существовании сухопутного пути. Хаказцы сопровождали караваны.
 
   Часть повторяющихся экспонатов переданы в Карагайский краеведческий музей. Материалы раскопок свидетельствуют о том, что городище существовало в период с 9-10 по вторую половину 14 в., наибольший расцвет его приходится на 11-13 вв. В этот период здесь существовала булгарская торгово-ремесленная фактория, вошедшая в восточные  источники 13-14вв. как «Кассаба(маленькая) Афкуль(крепость) (Акикул)».

                3. Древние упоминания о городище.

   В целом Пермское Приуралье (Верхнее Прикамье) было хорошо известно в арабском мире как "страна и народ Вису", платящая налоги в казну царя Волжской Булгарии. С XII в. это название исчезает из источников, его место занимает "страна и народ Чулыманские", что говорит о  смене населения в Верхнем Прикамье. Значение Прикамья, как важнейшего звена международной торговли, сохранилось и после монгольского нашествия. Так "купцы чулыманские", т.е. камские, в XIII-XIV вв. ведут активную торговлю не только с Поволжьем, но и со "странами Севера", Зауральем, Русью. Причем эта система торговли сложилась в более  раннее время, когда булгарские купцы везли свои товары в "страну Вису", а далее их переправляли уже торговцы этого народа.
 
    Поскольку дальняя транзитная торговля может существовать только при наличии каких-либо международных соглашений, хотя бы между соседними государствами или народами, через земли которых идет торговый путь, то следует ожидать указаний на такие договоры в письменных источниках.  К сожалению, известные на данный момент источники умалчивают о каких-либо дипломатических соглашениях между булгарами и народами Вису и Чулман. Однако в сочинении Ибн-Фадлана есть указания на существование между царем Волжской Булгарии и народом Вису дипломатической переписки. Так Фадлан помня рассказ Текина-Тюрка, который путешествовал к булгарскому царю перед поездкой Фадлана, стал расспрашивать царя о неком великане. В ответ царь булгар рассказал ему, что  то ли с купцами, то ли к купцам-булгарам приплыл в страну булгар огромный человек "в нем двенадцать локтей, меряя моими "локтями", голова у него, как самый большой из котлов, нос более четверти, глаза огромны, а пальцы — каждый больше четверти". Царь, ужаснувшись размерами этого человека, как и купцы перед этим, предпринял следующие действия: "доставил его в свое местопребывание и написал жителям
страны Вису, — а они от нас на [расстоянии] трех месяцев [пути],  спрашивая их о нем". Вису в ответ написали царю, что это человек из племени "йаджудж и маджудж". Описание этого племени весьма напоминает историю о племенах из "страны Мрака", которые живут на берегу Ледовитого океана и охотятся на морского зверя ("гигантскую рыбу") с помощью мечей из стран ислама.
   А в материалах соседних городищ Анюшкар и Телячий Брод профессором ПГПУ Н.Б. Крыласовой найдены костяные и железные "писала" –  орудия для письма по бересте и вощеным дощечкам – свидетельства наличия среди средневекового населения Предуралья людей, знающих какое-либо письмо. Возможно, что в библиотеках и хранилищах Египта, Ирана и Турции лежат десятки пока недоступных нам письменных источников, в которых могут обнаружиться и иные дипломатические сведения, в том числе и регламентирующие северную торговлю булгар!!!

   В 904-905 годах Ахмед ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид ибн Хаммад в составе посольства багдадского халифа путешествовал через Бухару и Хорезм в Волжскую Булгарию. По возвращении составил «Рисале» («Записку») – один из важнейших источников по средневековой истории Поволжья, Прикамья и Средней Азии.

   Цель путешествия в Волжскую Булгарию -  официально признать ислам государственной религией и стать частью мусульманского мира. Волжская Булгария являлась частью Хазарского каганата, а в Хазарии мусульманская партия в то время подвергалась репрессиям и была временно подавлена.

   Правил в то время в Волжской Булгарии представитель из племени огузов (гунны). Он попросил у багдадского халифа 4000динаров на постройку крепости, а не получив их, отказался принимать ислам.

   Ахмед ибн Фадлан не был первооткрывателем. Он шёл по торговому пути, по которому доставлялись из Ирака, Ирана и Хорезмы в бассейн реки Волги арабские и персидские изделия в обмен на драгоценную северную пушнину. Но он был первым путешественником, чьи сообщения о северных богатых территориях дошли до нашего времени.

  Через двести лет, в период между 1080  и 1169 годом арабский учёный  Хамид Ал-Гарнати Абу жил в городе Саксин на берегу реки Волги и совершал неоднократно путешествия в страну булгар. Он  единственный за двести лет до первых летописей описал погоду тех мест и  северный народ. Абу Хамида поразили длинные  дни и короткие ночи летом и обратное явление зимой. Он испытал летом такую жару, что она ему показалась более сильной, чем где-либо в мире. Зимой испытал холод, что необходимо было много одежд, а  от мороза  трещали даже деревья в лесу. Он писал, что обитатели Булгарии хорошо переносят холод, употребляют много мёда, пьют ячменный напиток, едят беличье и бобровое мясо. Сами они краснощёкие с голубыми глазами и длинными светлыми волосами, со сбритыми бородами.  Носят льняные одежды даже в сильный мороз, поверх одевая меховые шкуры.
 
Поражается путешественник обилием и размерами рыб, судя по описанию белуги, осетра и севрюги. Он утверждает в своих описаниях, что одну рыбину может нести только сильный мужчина, а есть рыбы, которые несёт только сильный верблюд. В этом нет преувеличения, так как  белуги достигали вес одной и даже полторы тонны!!!

   Посетив северные провинции Булгарии,  Ал-Гарнати пишет два произведения:  Мурибанбад аджаиб ал-Магриб (Ясное изложение некоторых чудес Магриба), куда включает чудеса Булгарии, а  позже Тухфат ал-Албаб ва нухбат ал-Аджаб (Подарок умам и выборка из чудес). В тексте указывается мусульманский  город Каргадан на одном из притоков реки Камы. Рукописи хранятся в  библиотеке Академии истории в Мадриде.

  В стране булгар Абу Хамид вёл уроки мусульманского права и никто ему не препятствует в этом. Волжская Булгария к этому времени освободилась от Хазарского каганата и прислушивалась к багдадскому халифату.

  Арабский географ-энциклопедист  ал-Омари в 1331 году упоминает о маленьком городе в 20 днях пути от Булгар на север и приводит рассказ странствующего купца Хасана Эрруми: «…потом я расспросил об этом Мусада, определителя времени молитв. «Мы исчислили её, -  сказал он посредством астрономических инструментов и нашли, что она длится 3 и ; часа, короче булгарской ночи на один час. Между Булгаром и Акикулом (Афкулой)расстояние 20 дней обыкновенной ходьбы…»

   Название Чулыман, заменившее название Вису, знакомо и магрибинскому путешественнику Ибн Баттуте (вторая половина XIV в.). Он свидетельствует, что на Чулыман ездят булгары, а далее товары во¬зят уже сами чулыманские купцы, они торгуют с Йурой. Таким образом, "купцы чулыманские" из торговых партнеров болгар превращаются в их посредников при взаимодействии последних с народами Севера (Страной Мрака, Йурой), куда теперь с булгарскими товарами ездят "купцы чулыманские".

   Последнее упоминание "кассабы Афкула" относится к 1412 г.
и имеется в трудах египетского энциклопедиста ал-Калкашанди. «Страна Афтакун, северная соседка страны Булгара. Их главный город - небольшой Афтакун". В то же время (рубеж XIV-XVвв.) о стране Джолман (Чулман) сообщает египтянин ибн-Халдун.

  Итак, мы видим, что страной Вису или Чулыманской интересуются больше учёные и путешественники из мусульманского мира, как страной, где живёт их народ.

                4.Афкула-Врата Ислама.

   29 июня 2012 года, в благословенный для мусульман пятничный день, на территории крупнейшего археологического памятника средневековья - Рождественского городища прошли I Краевые торжества, посвященные вхождению Ислама в Пермское Предуралье! Эти торжества проходят теперь ежегодно.

   Муфтий Пермского края Мухаммедгали хазрат Хузин назвал Афкулу Вратами Ислама и добавил: « Здесь более тысячи лет назад жили наши предки – мусульмане!  Здесь стоял средневековый город Афкула! Афкула на Рождественском городище - один из крупнейших средневековых археологических памятников мирового уровня. На протяжении 20 лет здесь продолжаются археологические исследования, которые доказывают, что российский ислам имеет более чем тысячелетнюю историю. Речь идет не просто об истории, речь идет о том, что российские мусульмане наконец-то обретут великую реликвию»
 
   Материалы раскопок убедительно свидетельствуют о проживании здесь крупной булгарской общины. Они занимались гончарным ремеслом, торговлей (монеты, весовые гирьки, части от купеческих весов), земледелием (пахотные орудия булгарского типа). Найдено множество булгарской посуды (местного производства и привезенной из Биляра, Сувара, Джуке-тау). Другая находка - часть мечетного бронзового светильника-хороса свидетельствует о возможном нахождении здесь мечети или молельного дома. Это сооружение было необходимо и местным жителям, и приезжающим сюда булгарским купцам. Большой интерес представляет мусульманский некрополь – редкий для средневековой археологии Прикамья тип памятника, датирующийся домонгольским временем. Основанием для датировки служат прямые аналогии с мусульманскими кладбищами домонгольской столицы Волжской Булгарии – города Биляра (IV и VI некрополи): одинаково соблюдена кыбла, выразительные исламские черты обряда, наличие особого типа гробовых гвоздей и пр. В целом Рождественский археологический комплекс достаточно твердо может ассоциироваться с известной по средневековым письменным источникам «Кассабой Афкула» – средневековым булгарским городком, столицей северных территорий Волжской Булгарии. Афкула – «Поворотная крепость» – место, до которого ходили торговые караваны из Волжской Булгарии. Вместе с товарами купцы, ремесленники и воины несли и свою веру – ислам. Таким образом, Афкула – точка первоначального вхождения ислама в Пермское Предуралье.

   Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования одобрил научный проект «Мечеть средневековой Афкулы», разработанный учеными совместно с Пермским Муфтиятом. В 2010 г. были выделены средства на проведение археологических исследований, направленных на поиск останков мечети с помощью оригинального авторского метода многосеточной электрометрии запатентованным программно-аппаратным автоматизированным электроразведочным комплексом «Иднакар». Ученые убеждены, что здесь действительно находился средневековый город. Находок с каждым годом все больше: удалось обнаружить остатки городского вала и входных ворот и даже улицу - несколько крупных объектов, расположенных в один ряд. Археологи наткнулись на несколько очагов, больших жилищ и бытовых площадок, расположенных вокруг основной постройки. Но самое удивительное - в прошлом году ученым удалось обнаружить место, где предположительно стояла Соборная мечеть Афкулы! Эта работа имеет актуальное общественное, религиозное, культурологическое значение. Это самая северная древняя мечеть, уникальный культурно-исторический объект России, точка сопряжения культур традиционных и продвинутых обществ…
 Проект «Мечеть средневековой Афкулы» - это начало длительного и многообещающего сотрудничества пермских ученых с духовенством. Сегодня Пермский Муфтият занят обустройством территории Рождественского городища, которое должно стать памятным местом для российских мусульман. С целью сохранения тысячелетнего исторического наследия предков нынешних башкир и татар Прикамья, на Рождественском городище будут проходить торжества, посвященные вхождению ислама в Пермское Предуралье. И такие мусульманские праздники станут традицией, чтобы Афкула вновь, как и тысячу лет назад, объединяла мусульман.
                IV Заключение

    Итак, средневековый город Афкула (Каргадан) существовал, и  к нему вели дороги как речные, так и сухопутные. Ижевские археологи утверждают, что город Афкула такой же древний, как и Суздаль. Раскопки продолжаются, и какие тайны будут открыты ещё, никто не знает. Даже если вскроют все могильники и перекопают всё городище, самой главной тайны никто так и не узнает, так как между нами и тем городом существует временная  пропасть, преодолеть которую можно только что  с машиной времени.
 
  Городище выделяется от других ярко выраженным разноплеменным населением, более высоким качеством жизни, средоточием различных ремесленных производств.

  Он являлся, во-первых, межплеменным центром (серебряные плакеты со зверями, говорящие о союзе племён), городом факторией, опорным пунктом международной транзитной торговли;
 
во-вторых, точкой первичного проникновения ислама в Прикамье;

 в-третьих, торговыми вратами между Европой, Сибирью, Ближним и Дальним Востоком.
 
   Меня  взволновало, что городищем больше интересуются Пермский муфтият, мусульмане. Конечно, им надо отдать должное:  они свято чтут своих предков. Но на городище жили не только мусульмане, но и люди финно-угорского происхождения, неизвестные племена, пусть и язычники, поклонявшиеся своим богам и духам. Их некрополь не уступает некрополю мусульманскому. Но никто не сказал и не предложил увековечить память об этих людях. Они же были предками наших дедов и отцов, а, значит, и нашими. Местные племена во время чумы никуда далеко не уходили, они разделились на семьи и жили рядом с родиной своих предков: в лесах, в селениях, починках. Они спасались от страшной болезни своими способами: ели беличье и барсучье мясо, пили мёд, жгли  в своих жилищах потроха белок и куниц. Всё это помогало им перенести эпидемию и вернуться через много лет на свои опустевшие земли.
  Люди и племена, которые испокон веков жили на берегу реки Обвы,  которых постоянно сгоняли с благодатной земли другие народы, только они, обладая генной памятью, первыми вернулись после чумы 1350-1363годов на земли предков и живут поныне на ней. Эту тайну я хотела открыть всем и призвать:  «Не забывайте поклоняться земле предков!»

                Список
                используемой литературы.
 
1. Белавин А.М., Крыласова Н.Б., Древняя Афкула. Пермь, 2008г.
2. Крыласова Н. Б., История изучения Рождественского археологического комплекса (Афкуль): [около с. Рождественское Карагайского р-на], материалы научной  конференции. Ижевск, 2000.
3. Крыласова Н.Б., Подвеска со знаком Рюриковичей из Рождественского могильника. Российская археология №2. 1995.
4. Материалы сайтов: 1. Letopisi.Ru 
                2. Mufti-ural.ru 
                3. Perm.narod.ru
                4. perevalnext.ru 
                5. predanya/drevnieturisti/afkula
                6.Русь incognito.ru
                7.Tatar-dusluk.ru
5. Оборин В. А., Рождественское городище и могильник. Труды Камской археологической  экспедиции. Т. IХ, вып. 3.   Харьков, 1953.
6. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу(1131-1153г.) Москва,1971.
7. Полякова Е.Н., Словарь пермских фамилий. Пермь, «Книжный мир», 2005.
8. [Рычков Н.]. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства, 1769 и 1770годы. СПб.,1770.


Рецензии