Полковник Эдуард и золотое сечение

У меня часто берут интервью. И сам пишу. Ко дню защитника Отчества, к празднику Победы. Надо воспитывать подрастающее поколение в духе подлинных ценностей,уважения, справедливости. А то ведь - куда ни глянь – опять война, повальное воровство и падение нравов. Злодеи и жулики сводят мир с ума.

К собственному юбилею тоже написал бы, делать все равно нечего, но из областной газеты прислали молодого писаку. Интеллигентного, в очках и с бутылкой коньяка.

Молодые к ветеранам с выпивкой?! Это они сейчас так уважение демонстрируют.

Ладно, идем в кабинет, не на кухню ж тебя. По стенам ковры, уютно. Наливай, вот рюмки.

И тут же тост за мое здоровье поднимает! Хорошо, давай.

Диктофон поставил возле блюда с яблоками, будто так и надо. «Можно, можно», - раз порядок такой. Раньше все в блокнотике чиркали. Сейчас лень.

Что я тебе буду про детство рассказывать?! Вот мои мемуары напечатанные, на, полистай, и в интернете ролики посмотри. Не люблю повторять, не попугай.

Тоже не любишь повторять? И мне формальное интервью не нужно, спроси что-нибудь новенькое, чего еще не было….

Еще по глоточку, говоришь? Не возражаю. Коньяк яблоком закуси – кальвадос получится.

Шесть боевых орденов у меня. Три при Союзе, три после.

Последний за Крымскую, но об этом писать не надо. Сейчас же времена какие – плетью обуха не перешибешь! Эх, все равно напишет, хоть и головой кивает. Нынче все говорят одно, а делают наоборот.  Вон, диктофон у него. Да путь пишет, мне терять нечего, да и не читает никто.

Рассказать, как полком командовал?

Перед Афганской это было. Торговцев наркотиками из танка бил. Командующему округом понравилось, направил в Академию Генштаба. Сам Баурджан Момыш-улы преподавал нам. Тот самый, которого диктатор кубинский Фидель лучшим командиром Второй мировой назвал. Потом, правда, его из Академии попросили.

Но речь не о том – отучился я, а главное, женился. На коренной москвичке, которая после со мной на южную границу и поехала. Декабристка настоящая. Вот ее карточка под стеклом.

Нет, доставать не надо, и в газете печатать тоже. Личная жизнь – это то, что надо оберегать. Уж чего там, не извиняйся. Скончалась она в прошлом году, ты, наверное, знаешь. Да, увы, не вернешь… Вся жизнь рука об руку. Боевая подруга.

А меня можешь сфотографировать. Сейчас китель накину.

Так вот, стоим под Термезом в голой степи, железную дорогу прикрываем. Суховеи, пыль, жара, вода привозная, пендинская язва. Казарма из саманного кирпича, госпиталь в палатке, клуб деревянный – сами построили.

Сто двадцать восемь офицеров нас. Значит, кроме службы, мне приходилось ежедневно, считай, разбираться со ста двадцатью семью и их семьями. И у каждых свои причуды. Помню у одного капитана жена была красавица невообразимая. Жгучий взгляд, губы, как вишни, полуоткрытые. Огонь-женщина. Похожа на актрису Софи Лорен. Даром что звали София… Многим голову вскружила. Он ревновал, даже дрался с ней на сковородках. Поначалу.

Не смейся, беда это.

Я их приглашал вместе и порознь: его вразумлял, ее призывал к порядку. Почти умолял: «София, держись скромней, офицеры последние мозги теряют». Она все кивала, помню. И честно обещала. Да так, что я верил.

У меня авторитет был.

Но муж все-таки застрелил ее. Прямо из табельного оружия. Не справился с эмоциями. Как сейчас помню, в аккурат в канун местного праздника, когда барана режут.

Не-е, что ты, наповал.

Всякое случалось… Что?

Разбирательство было, конечно, суд чести, наказали. На его счастье, ввод ограниченного контингента начался. Слышал, под Кандагаром его, контуженного, в плен взяли, так он то ли восстание поднял, то ли веру исламскую принял. В общем, сгинул где-то.

Думаешь, Бог покарал?

За Него отвечать не берусь.

Я эту историю к тому, что командовать людьми дело, ох, непростое, а…

Вот именно, надо! Кстати, про это тоже лучше не пиши.

Много у тебя вопросов еще?

Советского Союза сейчас не хватает, да.

Свободы, говоришь, не было?

Тут ты прав, свобода нужна, без нее нет нормальной жизни. Но и порядок нужен. Золотое сечение найти бы. Так ведь нет его нигде, ни в одной стране. Что ты Швецией размахиваешь, у них там сирийские беженцы бьют местных, свои порядки навязывают?! Поэтому учиться надо, науки осваивать. Поле познания безгранично. И учителей уважать. Мира без уважения не построить.

Все, что ли, закончил? Пожалуйста.

В субботнем номере материал выйдет? Хорошо.

Спортсмен, вон как бодро побежал по лестнице! Я бы точно ногу подвернул, но говорят, старым мужчинам перелом шейки бедра не смертельно опасен.

Интервью выйдет в субботу. А как жить до этого, если жизнь потеряла смысл?


* * *

Ноги, шаркая, несут в кабинет, задрапированный коврами.

Достал фотокарточку. Не ту, что под стеклом, а из кармана парадной гимнастерки, где она всегда вложена в партийный билет.

Березка моя!

Отчаянно ударил кулаком с рюмкой по столу.

«Эх, София! Не сберег я тебя…».

Треснул хрусталь, и кровь смешалась в ладони с остатками коньяка.

***


Рецензии
Да, это написано сердцем...

Юрий Чемша   15.10.2017 18:17     Заявить о нарушении
Сердцу пришлось несладко. Спасибо за отзыв!

Валерий Толмачев   16.10.2017 18:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.