Старая чёрная пуговица
Конечно, обновку можно было сшить и в королевской мастерской, где обычно шилось для короля, его приближённых и всех слуг, но для королевны каждый месяц в Париж в мастерскую знаменитой мадам Демюсси,законодательницы мод, снаряжали кучера Стёпку. Бывало, привезут парижское платье, обрядится в него королевна – и к отцу. И крутится, и вертится:
- Вот, папенька, какая сейчас мода в Париже! В твоей мастерской так ни за что не сошьют!
- Куда уж нам уж выйти замуж, - вздыхал король и добавлял, - совсем разорит меня твоя мадам Демюсси.
И готовился к очередному балу, после которого кошелёк короля заметно худел. «Чего только не сделаешь для любимой дочери! Да что толку от этих балов?!» - сокрушался король.
Действительно, частенько бывало и такое – простоит королевна в новом парижском платье весь вечер в углу, платочек в руках теребя. А всему виной её колючие замечания:
- У вас, сударь, голова как облетевший одуванчик. Ха-ха-ха, - смеялась красавица над миланским принцем. Обязательно найдёт предмет для насмешки: то уши у испанского дона, как у спаниеля, то у французского маркиза живот слишком велик. Потому и опасались женихи приглашать королевну на танец – чего доброго осмеёт всем на потеху.
Чтобы свести концы с концами, королю приходилось экономить даже в мелочах. Однажды Его Величество издал приказ: "Перед тем как выбросить старую одежду, срезать с неё пуговицы и класть в круглую жестяную коробку из-под марципана".
Хранить пуговицы король поручил толстой доброй служанке, которая много лет жила во дворце и славилась честностью и добросовестностью. Её дочь Нюрка считалась самой искусной швеей в королевской мастерской.
Однажды служанке понадобились пуговицы к новому камзолу короля. Выбрала она пять чёрных пуговиц, а шестую крутила в руках и уже собиралась вернуть в коробку, как пуговица заговорила:
- Всю жизнь я или работала, или лежала в тёмной коробке. А ведь ещё в детстве старая цыганка нагадала: вся в золоте и бриллиантах я буду украшением любого бала. Хоть бы одним глазком взглянуть мне на этот бал. О, я несчастная! – причитала чёрная пуговица.
Добрая служанка пожалела бедняжку и, недолго думая, крепко-накрепко пришила её к платью, которое только что её зять Степка привез из Парижа.
Ах, что за прелесть было это платье! Представьте себе белый с пунцовым карако а ля пейзан, коротенький пиеро из белого лино а жур, без подкладки, с маленькими клиньями и белыми флёровыми рукавами, и все это обшито пунцовою лентою. Юбка такая же, как пиеро, конечно, без фижм, но на бедрах с пышностью.
В тот вечер на бал ожидались семь принцев. Шесть уже прибыли, а седьмой опаздывал. Правое переднее колесо его новой кареты, выписанной из Парижа, где на дверцах были изображены пасторали, прочно застряло в дыре на мосту через реку.
А всё потому, что экономный король вместо двух досок для ремонта моста, выдал одну и даже дворцовой кареты за принцем не прислал. «Мне и шести хватит, - решил король. - А если ему надо, доберётся и пешком". Ждать седьмого принца не стали, королевна облачилась в новое платье и впорхнула в зал – и сразу зазвучала музыка. И тут все увидели старую чёрную пуговицу на новом платье, как раз там, где у королевны билось сердце.
- Фи, как вульгарно! Пришить чёрную старую пуговицу на бальное платье от самой мадам Демюсси! – возмущались одни. – Какая безвкусица!
- Как свежо, как необычно! Это же надо додуматься: чёрную старую пуговицу пришить на бальное платье от самой мадам Демюсси! – восхищались другие. – Какое оригинальное решение!
Вначале королевна не могла ничего понять, потом увидела себя в зеркале. Она вспыхнула - ах как шёл румянец к её свежим щёчкам! – и быстро прикрыла левой рукой чёрную пуговицу, а правую подала кавалеру. Так, держа левую руку на сердце, она и протанцевала весь бал.
И за весь вечер не сказала ни одной колкости. И её белые бальные туфельки, украшенные тоже пунцовою лентою без отдыха скользили по паркету, потому что её приглашали, приглашали и приглашали, а чёрная пуговица танцевала, танцевала и танцевала…
Седьмой принц добрался до дворца почти к концу бала. Он был наслышан о красоте молодой королевны. Также был наслышан о её колкостях. «Но посмотрим», - неопределенно решил принц. Его прекрасный камзол, кстати, тоже из Парижа, и башмаки с золотыми пряжками, украшенные бриллиантами, были обильно припорошены пылью, он устал, но всё же пригласил хозяйку бала на кадриль «Полевая бабочка».
Во время танца королевна решила посмеяться над пыльным камзолом принца: «Как вы сме…» - она хотела произнести «смешны», но спохватилась и закончила: «…лы». Как вы смелы! Прошли пешком от моста до самого дворца!»
- За вами я готов идти на край света! – с жаром воскликнул принц.
«Я бы не сказал, что она невоспитанна. Напротив, напротив! А как мила! И весь танец держит руку на сердце. Подает мне знак любви», - догадался принц. И тут же сделал королевне предложение. Об этом моментально доложили королю, и он согласился не раздумывая: «Бог услышал мои молитвы! Наконец-то нашёлся достойный жених. К тому же этот молодой и богатый принц умеет преодолевать жизненные трудности. А я всё же сэкономил одну доску» - потирая руки, радовался король.
После танцев королевна прямо с бала влетела в кабинет отца:
- Папенька, кто это догадался пришить чёрную пуговицу на бальное платье от мадам Демюсси?!
- Какой мадам? Какой Демюсси? – подала голос старая служанка. – Это платье сшила моя дочь Нюрка. Да не одно, а десять. Девять платьев мой зять Стёпка отвез в Париж в мастерскую мадам Демюсси, а одно привёз назад, как будто от этой самой мадамы.
- Папенька, - ахнула королевна, - тогда что означает вот это: совсем разорит меня твоя мадам Демюсси?!
- А что мне оставалось делать, доченька? Ведь надо же как-то крутиться. Служанка правду говорит: её дочь Нюрка лучшая швея в моей мастерской. Мадам Демюсси случайно увидела её шитье и уговорила меня поставлять платья в мастерскую за хорошие деньги. Модели я разрабатываю сам, эскизы к ним рисую тоже сам. Пойдём в мастерскую, увидишь парижскую моду на следующий месяц.
Узнав историю чёрной пуговицы, молодой принц отнёс её ювелиру. Ювелир огранил пуговицу золотом и украсил россыпью бриллиантов. Эту оригинальную брошь принц подарил своей очаровательной невесте в день свадьбы.
Свадебное платье королевны, сшитое руками мастерицы Нюрки по эскизу папеньки-короля, было самое поразительное, последний парижский крик моды, хотя по виду простенькое неглиже.
Но больше всех этой свадьбе был рад король: ему так надоело ходить в новых камзолах со старыми пуговицами.
*****
Пастораль – жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.
Свидетельство о публикации №215092400882