Переписка с гражданкой Швеции об Украине

В последние полтора года россияне и европейцы уделяют много внимания событиям на Украине.
И часто публикуются личные мнения. Они могут явиться важными элементами мозаики, из которых складывается цельная, выпуклая, стереоскопическая картина.
Я хочу для этого потока поместить здесь часть переписки с моей давней приятельницей Гуниллой. Она- образованая шведка, знает много европейских языков, много путешествует и умеет видеть мир в его целостности.
Думаю, её мнения и попытка моего ей ответа будут интересны.

(лето 2014 г.; орфография сохранена)

Мне воспоминаег лето 1968 когда мы встретились в Ленинграде и я боялась советской интервенцией в Чехословакии как раньше в Венгрии. Ты вспоминаешь?

Сейчас в Швеции то же самое настроение. Все говорят о Путине. После аннексирования Крыма силой оружия и войны в восточной Украины старый шведский страх русских вернулся. Мы думали после распада Советского Союза что ходолная война кончилась, что Россия станет демократической, мирной страной благополучия.

В несколько лет Россия имела партнёрность в НАТО и участвовала в военных учениях в Швеции, но сейчас – Путинская гроза. Швеция сильно разоружилась после распада советской империй а теперь все партии требуют лучшую оборону и правительство только что решился купить две новые подводные лодки. Наш военный буджет очень скромный.

Наши телевизионные корреспонденты в Москве рассказывают что российское телевидение рассказывает совсем другую историю и что Путин там очень популярный. Печально......

В прошлую неделю я видела очень хороший русский фильм – Звягинцева Левиафан.
Он грустный – малый человек против власти – но так красивый, свет и природа на Белом море! Но как они выпили!( Я знаю что тебе не нравится алкоголь.) Я раньше видела Возвращение, Елену и Ссылку Звягинцева – все хорошие. Русских романов я больше не читаю, не от Сорокина, я много читаю других.

Борис, если ты знал бы как много времени мне длилось писать это письмо!
Русский язык трудно......
Пиши скорее! Всего хорошего несмотря на холодную войну!

Гунилла

Дорогая Гунилла!

Конечно, я помню наше знакомство и то время. В том же году я как раз ездил в Крым (автостопом!) и в кемпинге познакомился с компанией весёлых чехов. Помог им заказать обед, говоря с ними по-английски. Рассказал им, что моя мама училась в одной школе с Александром Дубчеком. Они очень обрадовались моему рассказу.

А через неделю я случайно встретил их на набережной Ялты, их лица были угрюмые, и я к ним не подошел: два дня назад советские войска вошли в Прагу.

Я очень рад, что ты изучаешь русскую культуру, смотришь кино.
Думаю, твои переживания по поводу российской политики сегодня – преувеличены. Вообще, разговор о политике – длительный и сложный. Результат такого большого разговора, по моему мнению:

1.Швеции ТОЧНО ничего не угрожает и не будет угрожать. То же и Финляндии. С Финляндией у России сейчас очень тесная и дружественная связь. Пример: моя дочь и все ее родственники в Санкт Петербурге – половину продуктов покупают в Финляндии (сейчас меньше, поскольку упал курс рубля к евро). Они все ездят туда почти каждый месяц, а летом чаще. У моих родных большой дом почти в том месте, где мы с тобой фотографировались в 1968 году. Там дочь живет несколько месяцев в году.

2.Я понимаю беспокойство литовцев, латышей, эстонцев, поляков, чехов – неоднократно в 20м веке пострадавшим от СССР. Но думаю, если там не будет сильного увеличения американского оружия, тоже ничего не произойдет.

3.Самая сложная для моего понимания – ситуация на Украине. Я думаю, это место Европы превратится на десятки лет в что-то типа долины реки Иордан, всех палестинских и ливанских территорий. Это будет «черная дыра» для политики и экономики. Думаю, что в итоге, в ближайшие 10-20 лет есть риск того, что Украина распадется на 3-4 части: Восток, Центр; Запад возможно будет разделен: кусочек к Польше, кусочек Галиции захочет быть самостоятельным.

Всё это сильно зависит от следующего поколения политиков – украинских, российских, европейских и американских. Мне очень нравится Меркель, ранее нравился Саркози. Обама, похоже, не владеет ситуацией в мире, особенно, в Украине.

4.Теперь насчет Крыма. Думаю, в этом вопросе можно понять и Путина, как политика, как представителя россиян, и нас, самих россиян.
Во всё время от Екатерины Крым был Россией. Вспомни севастопольские рассказы Льва Толстого. Пойми, что миллионы россиян отдыхали в Крыму с детства (и я в том числе). Да, сейчас я лучше поеду в любую из многих стран, но не в Крым. Но другие – поедут в Крым, как в Россию. И то, что Путин целый год не собирается вводить войска в Восток Украины – для меня говорит о том, что он на Крыме остановился и далее не пойдет.

5.О любви к Путину: простые люди не могут отличить рост доходов России от нефти во время Путина от личности Путина. Поэтому голосуют за него. Да, он построил «свою» систему власти, но это лучше, чем безвластие Украины, или «цари» в других республиках бывшего СССР.

Борис.

Фото Гуниллы 1968 года с карельского перешейка (как сказал тогда я - это бывшая Финляндия; как ответила она - а ещё раньше - здесь была Швеция).


Рецензии
Очень интересно, Борис. Вот как выглядит шведский паранойяльный синдром в его, так сказать натуральном, народном выражении. Гунилла, разумеется ни в чем не виновата, такой ее сделало шведское общество.
Меня всегда занимал один вопрос. Почему шведы считают, что именно их страна так уж привлекательна для русской оккупации? Если посмотреть на карту, не надо быть Клаузевицем, чтобы понять Швеция особенного стратегического значения для Европейского театра военных действий не имеет. Это хорошо понимал Гитлер, который не стал оккупировать Швецию, она и так делала для побед Вермахта все что нужно, но занял стратегически важную Норвегию. У меня на эту тему написан небольшой опус http://www.proza.ru/2015/07/31/1099 "Охота за Шведским комсомольцем", если интересно, прочитайте.

Петр Елагин   21.12.2017 20:02     Заявить о нарушении
Петр, спасибо!
И за ссылку - прочту чуть позже.

Борис Васильев 2   21.12.2017 09:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.