Поющие сердца

Месяц май – день рождения весны. Он украшает землю красотой первых весенних цветов, роскошной зеленью деревьев и трав, волшебным пением птиц, дарит тепло и надежду на хорошее лето.
Как только солнышко нагреет землю, в огородах и на дачах начинается трудовой сезон. …Вот уже убрана прошлогодняя листва, вскопаны грядки, посажены овощи, зелень и цветы… Первые яркие впечатления от весны постепенно тускнеют. Вот тут-то неожиданно на некоторых дачников нападает… скука. «Что же предпринять?» - думают они. Одни не находят выхода (видимо, просто ленятся искать), а другие – находят… Например, приглашают  в гости своих друзей…
…Однажды весной несколько дам бальзаковского возраста собрались на даче одной из своих подруг, находившейся почти на берегу реки. Они приехали без долгих уговоров. Им было от чего восторгаться: всё вокруг цвело и благоухало… Деревья светились от солнца, короновавшего их. Весенние ароматы кружили головы… Жужжали пчёлы, летали голубокрылые стрекозы и разноцветные бабочки, пели в кустах сирени и жасмина волшебники-соловьи, редкие гудки пароходов, шум моторок и катеров изредка доносился с реки…
Ближе к вечеру дамы сходили на речной пляж, послушали тихий плеск волн, потрогали водичку: не пора ли купаться? Красивый закат над рекой очаровал их: облака, отсвечивая розоватыми тонами заходящего солнца, смотрелись в тёмно-голубую воду. А на противоположном берегу малиновое солнце заходило за серо-розовую тучу и солнечные лучи яркими линиями чертили небо сверху и снизу тучи. Необыкновенно красивое зрелище! Кто хоть раз увидел такое, не забудет никогда.
Дамы вернулись на дачу и начали накрывать на стол. Им не терпелось сесть за него. Но не потому, что хотелось есть. Они ждали совсем другого – песен после застолья: их поющие сердца не давали им покоя. Веранда, где стоял стол, была увита виноградом, его ажурные листья красиво обрамляли укромное местечко с трёх сторон. Из-под  этого удивительного навеса вид на вечерний сад был необыкновенно загадочным. Уходили звуки горячего дачного денёчка… Вечерняя тишина укутывала всё вокруг своими объятиями… Наступающая ночь звала надышаться её тишиной и волшебством…
И вдруг в этой тишине раздались песни – сначала тихие, потом всё громче и громче. Голоса сливались в красивую мелодию.  Это полились песни с зелёной веранды под цветущей яблоней. Любовь к песне объединила подруг в этот сказочный вечер. Песни, как волшебная карусель, вернули их в прекрасное время детства и юности, когда в домах было радио в виде большой чёрной тарелки на стене и когда по воскресеньям все с нетерпением ждали  передачу «С добрым утром!».  Каждая новая песня тогда становилась, как сейчас говорят, хитом, её старались записать в заветную тетрадочку и обязательно запомнить.
Вот эти песни и пели женщины под навесом из виноградных листьев. И пели очень долго. А потом замолчали и задумались… Ночь блистала звёздным огнём, лунное серебро озаряло всё вокруг, и звёзды сияли в глазах женщин… Тишина была недолгой… Запели соловьи, они как будто приняли песенную эстафету и продолжили её на своём языке…
- А были ли у вас интересные истории, связанные с песнями? – спросила одна из подруг.
 - Да, были, - быстро ответила одна из певуний. – Я могу рассказать. Однажды коллектив, где я работаю, решил провести свой юбилей на Волге. После того как мы поплавали на пароходике, полюбовались красотой волжских берегов, надышались свежей прохладой, мы пристали к острову, чтобы остаться на нём до утра. Пароходик с капитаном тоже остался с нами. Искупались, развели костёр, наелись шашлыков и разной закуски, а потом начали петь песни под гитару. Ночь приближалась быстрыми темпами. Кто-то стал устраиваться на ночлег, кто-то пошёл гулять по острову... Поющих около костра становилось всё меньше: пятеро, четверо, трое, двое и наконец - я одна. Мне так не хотелось спать в такую чудесную ночь, так хотелось моей душе вылить свою грусть и радость в песнях, что я уже без гитары пела и пела… Время для меня остановилось… Да и не хотелось помнить о нём. Песни теснились в моей груди и рвались наружу. Я подбрасывала в костёр сухие ветки, глядела, как они быстро горят, уносясь в небо мелкими искорками. Вместе с искрами уносились в ночное небо и мои песни… Временами мне казалось, что меня внимательно слушают река, луна, звёзды… Они удивлённо мигали в высоком небе и как будто хотели мне что-то сказать…
А утром оказалось, что меня внимательно слушал капитан нашего пароходика, который тоже не мог уснуть в эту чудесную ночь.
- Я долго слушал ваше пение, - сказал он мне, улыбаясь. - Сколько песен вы знаете! Ни разу не повторили ни одну. Здорово!
Похвала капитана удивила меня и обрадовала, и я сказала:
- Я пою столько, сколько помню себя. Песен знаю много, в основном старых. Когда пою, то бываю счастлива. Говорят, что счастье – в деньгах, а я так не думаю. Спасибо вам большое за похвалу и любовь к песне.
Разговор подхватила другая дама:
- А теперь я расскажу свою песенную историю. Как-то раз наш хор выступал на празднике 9 Мая. Перед выходом на сцену одна из хористок перекрестилась, а другая, стоявшая за ней, высказала своё недовольство. Мы вышли на сцену со свечами в руках, спели несколько песен в память о погибших воинах и в конце стали кланяться. В это время запахло чем-то палёным. Мы в ужасе увидели, что волосы ворчливой женщины наверху пышной причёски загорелись… Все оцепенели… Но, слава Богу, она успела быстро погасить начинавший своё разрушительное действие огонь, прихлопнув его рукой. Выводы из этой истории делайте сами…
- Послушайте теперь историю о влиянии песен на людей, - задумчиво начала третья дама. – Однажды мой муж услышал по радио песню «Виноградная косточка», прослушал её до конца и очень растрогался. Потом он стал просить у меня написать ему слова этой прекрасной песни. «Но ведь я пела её почти на каждом празднике за столом! – воскликнула я. – Неужели ты её не помнишь?!» - «Нет! Я только сейчас впервые услышал её». Я поняла, что именно сейчас его душа открылась этой песне и её смыслу. Ведь для всего в жизни есть свой срок: есть время разбрасывать камни и время собирать их. Конечно, я написала ему слова, и мы несколько раз спели с ним: «Виноградную косточку в тёплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову, на любовь своё сердце настрою, а иначе зачем на Земле этой вечной живу?..» Эта грузинская песня Булата Окуджавы действительно замечательная, в ней заложен глубокий смысл.
- А у меня смешная история из моего детства, - продолжила четвёртая дама. – Как-то раз летом я со старшей сестрой поехала в деревню к бабушке. Когда мы подходили к её дому, из соседнего двора выскочил козёл и, наставив на нас свои большущие рога, медленно стал приближаться к нам. Мы так испугались его грозного вида и острых рогов, что со всех ног бросились бежать, сами не зная куда. Козёл мекнул и резво побежал за нами, блея хриплым голосом и надсадно дыша. Расстояние  от него до нас быстро сокращалось, несмотря на всю нашу прыть. Нам нужно было срочно искать какое-нибудь убежище. И тут мы увидели небольшой сарай. Неведомая сила быстро оторвала нас от земли и забросила на соломенную крышу. Вредный козёл остановился рядом с сараем… Он топтался на месте, грозно тряс своей седой бородой, страшно вытаращивал глаза и, по всей видимости, уходить не собирался. Мы начали кричать на него. Не помогло.  Начали уговаривать упрямого козла уйти. Всё было бесполезно: воинственный козёл, видимо, решил держать нас на крыше до вечера. Мы никак не могли понять, что ему от нас надо и как от него избавиться. И тут мне в голову пришла идея: надо громко запеть песню. Мы так и сделали. Гордо встав в полный рост и размахивая руками, мы в два голоса заорали в сторону козла: «Наверх вы, товарищи, все по местам, последний парад наступает. Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг», пощады никто не желает!» Почему именно эту песню, я не знаю, но именно это спасло нас. Козёл вдруг громко чихнул и неохотно стал ретироваться задом. А мы продолжали орать: «…Готовые к бою орудия в ряд на солнце зловеще сверкают…»  Козёл повернулся, показал нам свой хвост и затрусил по дорожке к дому, а мы, гордые своей победой, начали слезать с крыши. Тут и бабушка наша прибежала, видимо, наши крики привели её к сараю. Мы пошли в её дом, а по дороге весело рассказывали, что с нами случилось.
- А моя история была в послевоенное голодное время, - грустно начала свой рассказ пятая дама. – Помню, мы ехали на поезде всей семьёй. Мне было лет пять. Я была шустрая девочка, поэтому сидеть на одном месте мне было сложно. Я начала гулять по вагону, да не просто так, а с песнями. Меня очень внимательно слушали пассажиры, а потом давали мне разные вкусности: кто конфетку, кто печенье… В итоге я возвращалась к своим родителям с подолом, полным угощений. Я выкладывала всё это на стол и опять шла петь. Меня приметили цыгане, а увидев, что мне охотно «подают», забрали с собой. Уже на перроне, когда они вели меня за руку в сторону вокзала, их догнал мой отец и отнял меня. Вывод: иногда хороший голос может и вред причинить.
- Я хочу закончить наши песенные истории своей, - сказала шестая дама. – Песни сопровождали меня всю жизнь. Я считаю, что мир неинтересен без друзей и без песен. Когда я сейчас бываю у кого-то в гостях на праздниках, мне скучно и обидно: столько хороших песен, как можно не знать и не петь их?! Я знаю много песен. Например, песню «Не слышно шума городского, на Спасской башне тишина…» или «Золотом жаркий горит небосвод, улицы все заливая лучами…» - это из моего детства. А в школе мы украдкой пели песню про любовь: «Рос на опушке рощи клён, в берёзку был тот клён влюблён…». У всех были тетрадки с песнями, мы их возили с собой везде. Когда зимой катались на катке, пели под репродуктор: «Вьётся легкий морозный снежок, золотые мерцают огни…». И ни один праздник не проходился без песен! Когда я однажды услышала, как мой отец красиво поёт песню «Вечер на рейде», она осталась в моём сердце навсегда.
У меня до сих пор хранится тетрадь с песнями, которую я начала вести ещё в школе. Я часто открываю её. Страницы уже пожелтели, некоторые строчки стёрты, но моя память восстанавливает не только их, но и то, что связано с каждой песней.
И все певуньи согласились с ней. Они с неохотой легли спать… А утром, когда шли купаться на Волгу, люди спрашивали их: «Это вы вчера вечером так красиво пели?»


Рецензии