Кампания 1942 года. Глава 294

Глава 294.



  Получив донесение разведки об обходе немецкими танками прикрытого лишь тяжёлой артиллерией и "катюшами"  штаба 37-й армии, командующий армией генерал Козлов приказал полковнику Нестеренко оставить сильную позицию по берегу реки Кундрючья и отходить в Шахты.

 Отход начался в полночь. С флангов колонну по очереди прикрывали, отпугивая аванпосты противника огнём, одиночные установки. Подбитые в ходе недавней дуэли с немецкими танками боевые машины транспортировались на тягачах, заимствованных в поредевшем полку тяжёлых армейских гаубиц, прикрывавшем отход с тыла. 

 В Шахты Нестеренко заходить не стал, справедливо опасаясь налёта немецкой авиации. Дивизионы "катюш" развернулись и замаскировались в урочищах южнее города. Штаб армии обосновался в пяти километрах юго-восточнее Шахт.

 В два часа ночи Нестеренко прибыл на совещание в штаб Козлова. Здесь уже заседал Военный совет. Связи со штабом фронта не было. Решили удерживать оборону на рубеже Шахты - Керчь - устье реки Кундрючья.

 - Полковник Нестеренко, отправляйтесь в тыл, оставаться с "катюшами" на передовой в этой оперативной обстановке вам всё равно нельзя. Отыщите Малиновского и сообщите ему о принятом на Военном совете решении.

 Малиновского Нестеренко отыскал в Большом Мышкине, в пяти километрах западнее Новочеркасска. Выслушав донесение, Малиновский отправил полковника обратно в штаб генерала Козлова с приказом проследить на месте за немедленным отводом в тыл всех гвардейских миномётных частей.

 Проскочив на полуторке под бомбёжкой Новочеркасск, Нестеренко примчался в Кадамовское. Штаба армии здесь он уже не застал.  Мост через реку Кадамовскую был взорван. Кое-как перебравшись пешком через взорванный мост, полковник отыскал один из своих дивизионов. Здесь же был командир полка.

 - Как получилось, майор, что вы остались на этом берегу?

 - У меня кончилось горючее. Дивизион шестые сутки ведёт арьергардные бои. Боеприпасов тоже нет. Остальные дивизионы ушли со штабом армии.

 - Немедленно раздобудьте горючее. Ищите на МТС, в колхозах, где угодно. Останавливайте любой транспорт и сливайте бензин. Даю вам сроку два часа.

 - Слушаюсь!

 Вскоре гвардейцами была остановлена на дороге и реквизирована цистерна с бензином, догоняющая танковую бригаду. Этим бензином майор заправил боевые установки и штабные машины.

 - Ваше счастье, майор Якушев. Немедленно ведите колонну берегом реки к переправе в посёлке Маркин и далее следуйте через Новочеркасск в расположение штаба фронта. 

 Вернувшись по взорванному мосту обратно на западный берег, Нестеренко прыгнул в кабину и двинулся параллельно колонне Якушева, наблюдая за ней через реку.

 Взошло солнце. Над мостом в Маркине висела немецкая "рама". Пилот издали заметил колонну "катюш". Вскоре с юго-восточной окраины Шахт наперерез колонне Якушева устремились немецкие танки. Другая колонна немецких танков, проследовав через Шахты, уже двигалась к Новочеркасску.   Поднявшись на невысокий пригорок, полковник Нестеренко увидел в бинокль обе немецкие колонны. Остановив машину, он забрался в кузов полуторки, встал в полный рост и принялся махать руками над головой, пытаясь привлечь внимание майора Якушева. Шофёр полуторки отчаянно сигналил. Тщетно. Якушев был не в том положении, чтобы вертеть головой по сторонам. Он смотрел только вперёд, в сторону моста, и продолжал движение.

 - Вот что, лейтенант, - обратился к сидевшему с ним в машине  офицеру связи из штаба полка Якушева Нестеренко. - Беги через этот овраг в Маркин. Постарайся остановить Якушева. Пусть разворачивает колонну и ищет мост по другую сторону от взорванного моста. А я еду в Новочеркасск предупредить генерала Малиновского.

 Лейтенант кубарем скатился в овраг. В это время к мосту в Маркине прилетели вызванные пилотом немецкого самолёта-разведчика "Юнкерсы". Нет худа без добра. Наблюдатель ПВО в машине Якушева своевременно заметил опасность. Майор остановил колонну, рассредоточил машины и укрыл в лощинах. Там, в одной из лощин, и отыскал его лейтенант. Когда самолёты, отбомбившись, улетели, Якушев снова построил машины в колонну и погнал её назад.

 Тем временем колонна немецких танков полным ходом приближалась по шахтинскому шоссе к Новочеркасску.  Нестеренко, двигаясь параллельно в полутора километрах по грунтовой дороге, успел проскочить в Новочеркасск первым. В городе всё было спокойно. Остановив полуторку у подъезда горкома партии, полковник вбежал в просторный кабинет, где в разгаре было совещание.

 - К городу подходят со стороны Шахт немецкие танки! - прокричал он с порога.

 - Товарищи, без паники! Все по местам. Объявляйте тревогу по гарнизону. Командиру гарнизона усилить охранение моста.

 По телефону Нестеренко позвонил в штаб фронта и предупредил Малиновского. В штабе фронта появления танков со стороны Шахт никто не ждал. Все считали, что линия фронта отстоит от штаба на 35 - 40 километров. 

 Предупредив командующего, Нестеренко помчался в Хутунок, на юго-восточную окраину Новочеркасска. Здесь, по словам командира гарнизона, стоял дивизион "катюш".

 - Теперь уже поздно, командир, открывать огонь. С минуты на минуту здесь будут немцы. Гони по мосту в город, на улицах не задерживайся, разворачивайся на западной окраине и бей залпом через реку прямо по Хутунку.

  Прыгнув в машину, Нестеренко помчался по дороге к мелиховской переправе, через которую должен был теперь перейти реку майор Якушев. Навстречу бежали люди в штатском и в форме красноармейцев.  Они бросали на дороге телеги с домашним скарбом и обозные подводы.Обгоняя бегущих, по обочинам гнали грузовики. Бегущих преследовали, ведя огонь из пулемётов, лёгкие немецкие танки.

 - Поворачивай! - крикнул полковник шофёру и поспешил обратно в Новочеркасск. Сразу за мостом он догнал два танка Т-26. Первый тянул на буксире второй, подбитый.

 Нестеренко развернул полуторку перед танком поперёк дороги.

 Из башни танка высунулся командир.

 - Разворачивай танк! К мосту подходят немцы. Их надо остановить любой ценой.

 Командир танка скрылся в башне.

 Пока он разворачивал свой танк, первые немецкие танки уже были на мосту.   

 


Рецензии