Остров любви

Любовь проста и сложна одновременно. Однозначна и в тоже время многогранна. Любовь не терпит спешки и суеты, это её убивает. Она не терпит навязчивости и грубости, поскольку похожа на игру на струнном инструменты, где струнами является душа. И если от прикосновения струна не зазвучала, то грубое терзание её только испортит инструмент.
Обо всём этом я думала, находясь на далёком греческом острове, который укутан любовью, словно вязким туманом. И никто не может сопротивляться этому чувству, потому что сопротивление однозначно попытки плыть против течения. Наверное, потому приезжающие из суетных мегаполисов выпотрошенные эмоционально люди первое время пытаются продолжать жить в заданном ритме, раздражаться и спешить, но потом невольно входят в общий ритм. Да, в мегаполисах любовь не справляется с ритмом, потому её место часто занимают расчёт, долг, обязательства, амбиции, условности, страхи. В больших городах часто можно услышать понятия родительский долг, долг ребёнка, супружеский долг, долг работника, долг гражданина и пр. И все спешат выполнить свой долг. Это со временем тяготит людей и порождает раздражение, а порой уныние.
Любовь же требует времени, способности созерцать, ощущать, смаковать, прислушиваться к себе. Любовь там, где душевное спокойствие. И она распространяется на все сферы жизни. Это любовь к близким, любовь к своему дому, своей стране, своему делу, окружающим людям. Любовь очень разнообразна и всеобъемлюща.
На греческом острове жители любят, когда к ним приезжают гости-туристы. Хозяева ресторанов любят, когда к ним приходят посетители и нахваливают их блюда, потому они щедро угощают гостей яствами из своего сада или со своего стола, будто они пришли к ним в дом. Островитяне любят общаться с посетителями, которые собираются в этом райском месте с разных уголков планеты. Можно не смотреть телевизор, потому что новости и сплетни со всего мира они слышат из первых уст, что куда приятнее и достовернее, чем новости из телевизора. Греки вообще любят общаться, не спеша за чашечкой ароматного кофе. Они будто смакуют каждую минуту своей жизни, разделяя её с ближним своим.
Сельские работники любят свои сады, оливки, домашний скот. Возможно потому все животные на острове такие доверчивые, пугливость и осторожность не свойственна даже птицам. А растения цветут и плодоносят круглый год. Толстые барашки, собравшись кучкой, прижавшись друг к другу пушистыми круглыми задками, мирно и свободно стоят посреди поля.  Зайцы греют свои толстые сытые тельца на согревающем асфальте дорог, полагая, что у них есть преимущество перед автомобилями. И всё это потому, что они защищены любовью и не знакомы с агрессией. Любовь заразна, как и агрессия. Здесь же победила и царствует любовь.
Да, местные жители полны разных эмоций, и конечно же среди них есть негативные. Например, иногда можно увидеть водителя, который вышел посреди дороги из своего потёртого авто, чтобы плюнуть на лацкан обогнавшего его наглеца и громко крикнуть: «Малака!» (ругательство на греческом, означающее - дурак), устрашающе размахивая руками.  На этом негативная эмоция исчерпывается, как будто появившись для того, чтобы оттенить прекрасную любовь к ближнему.
Люди не делятся на своих и чужих. Есть «аборигены», есть туристы и есть приезжающие с материка трудяги, которые в сезон наплыва туристов помогают с ними справляться местным жителям. Все принимают единые правила игры, все оставляют негативные эмоции за дверью. Даже албанцы, которые в своё время переселялись в Грецию, принеся с собой беспредел и агрессию, с годами вошли во вкус жизни в любви.
Местные жители любят Бога, потому везде, на каждой возвышенности стоит белоснежная церковь. Каждый пытается быть «ближе к Богу». Может именно с этого надо было начинать. Первые школьные дни открываются торжественным благословением священнослужителем. Все дети знакомы с церковью и религией. Семья тоже зарождается перед Богом в церкви. При этом нет фанатизма, потому что это агрессия. Здесь никто ничего никому не навязывает. Люди сами проникаются правилами жизни на этом острове.
Здесь любят детей, они являются главной ценностью, как воплощение семейной ценности. Здесь не применимо понятие «чужой ребёнок». Маленькая общительная девочка на общественном пляже, устав сидеть под зонтом со своей бабушкой, пошла знакомиться с посетителями пляжа. Все взрослые общались с ней, угощали, играли, будто все они её родственники.
Грекам понятно только понятие семья, здесь нет «гражданских браков» и чужие друг другу люди не живут под одной крышей, лицемерно называя себя семьёй. Здесь не играют в семью, как во многих мегаполисах, здесь трепетно создают настоящий дом, гнездо любви. Наверное, потому дома на островах не продают даже после смерти стариков. Дом – это символ семьи, рода, а не просто четыре стены и крыша.  Здесь любят и ценят свои дома, даже маленькие и совсем старенькие. И при возможности пытаются их восстановить и снова заполнить жизнью.
В одной деревне я побывала в ресторане, который держит одна островная семья. Там готовят очень вкусную выпечку. Хозяева ресторана живут в доме, нижний этаж которого как раз занимает этот ресторан. Но ещё два года назад этот дом был заброшен и казался мёртвым. Оказалось, они долго собирали средства на то, чтобы отреставрировать дом, который когда-то принадлежал прадеду хозяина, известного своими оливковыми рощами и лучшим оливковым маслом на острове. Они гордятся своим предком и трепетно хранят память о нём. Это видно по старым выцветшим фотографиям, с которых на зал смотрят счастливые лица когда-то живших и работающих здесь людей, в том числе седовласого старика со спокойным улыбающимся лицом. С новыми технологиями здесь мирно сосуществуют старые вещи из другой эпохи. И вот наследники реализовали свою задумку – они счастливы, а дом снова полон любви этой чудесной семьи. И таких домов здесь много.
Природа отвечает любовью людям, которая выражается в ласковости тёплого прозрачного моря, согревающем солнце, ароматных деревьях, чарующих закатах и восходах, плодородной почве. Природа щедро ласкает жителей, как мать своих детей. А редкие дни суровости дождей и ветров являются лишь небольшими уроками природы, которые делают местных жителей сильнее, но никогда не убивают их.
Когда я покидаю этот остров любви, мне хочется прихватить и спрятать ближе к сердцу кусочек вязкого облачка островной любви. Чтобы потом, дома, в суетном мегалополисе с жёсткими лицемерными правилами долговой игры, аккуратно окутывать этим облачком всё то, что меня окружает и защищать свой маленький мир.


Рецензии