Экстрасенсы. Вольф Мессинг не экстрасенс

               
   Родился Вольф Мессинг 10 сентября 1899 года в польском городе Гура-Кальвария,
в бедной семье. В детстве страдал лунатизмом, затем излечился. Учился в духовном училище,
 но раввином так и не стал. Вольф однажды оставил учебу и сбежал из дома.
   В 11 лет он зайцем направился на поезде в Берлин. Залез под лавку, но нарвался на контролёра.
От безысходности протянул ему вместо билета какой то документ,  утверждая, что такой дали.
К его удивлению мужчина проштамповал бумажку и сказал, что мест много и не надо сидеть на полу.
Это был первый случай,когда он заметил в себе какие то особенности.               
   В Берлине брался за любую чёрную работу. Часто голодал.Однажды упал в голодный обморок
и чудом избежал морга.               
В последний момент уникального пациента, пролежавшего в глубоком обмороке         
трое суток, поместили в клинику знаменитого психиатра Абеля.               
Именно доктор Абель впервые открыл незаурядные таланты Мессинга.  Поразила         
его фраза мальчика, когда тот пришёл в себя: "не отдавайте меня в приют",         
о чём он как раз и думал. После многочисленных опытов тот предложил ему работу.   
Работа казалась юному Вольфу Мессингу не сложной.  Вольф Мессинг позднее               
говорил, что это было,  пожалуй,  самым легким этапом в его биографии.               
От него требовалось ложиться в хрустальный гроб и приводить себя,  как бы в состояние
полного паралича,  по-научному это называлось каталепсией.             
В таком состоянии ему надо было лежать трое суток,  причем в этот момент          
его тело нельзя было отличить от трупа.               
За такую работу мальчику платили 5 марок в сутки – что являлось баснословной суммой
в то время.               
Выступал он и с другими номерами - прокалывал себе шею стальной иглой,          
отыскивал вещи, спрятанные зрителями.               

        Из воспоминаний самого Вольфа Гершиковича Мессинга:               

   В нашем местечке Гора Кальвария почти треть евреев были Мессинги.            
Отца звали Хаим Мессинг по прозвищу Босой.  Он арендовал сады и зарабатывал       
на урожаях, если они, конечно, были.               
Мать умерла, когда мне было 13 лет. В наше село иногда заезжали бродячие цирки.   
Я от этих гойских зрелищ дрожал от восторга. И однажды уехал гастролировать      
с одной труппой.               
Так началась моя артистическая карьера. Со временем я научился стоять на руках,
ходить колесом и даже крутить солнце на турнике. Первый мой самостоятельный номер был с осликом: я пытался его оседлать,а он меня сбрасывал и волочил по манежу.
Мой учитель циркач пан Кордонек в свободное время показывал мне секреты иллюзионистских трюков.
Я научился ложиться на утыканную гвоздями доску, глотать шпагу, поглощать огонь.
  Летом 1914 года, когда началась Первая мировая война, цирк распался. ...
Мне пришлось выступать в ярмарочных балаганах с группой лилипутов, с парой великанов, с бородатой женщиной и другими монстрами.
 
  Пока ничто не предвещало чего то неординарного и особенного.   
Но человек,как и любое животное в стаде, одержим инстинктом выделиться и занять высшее место
в иерархии стаи. Чаще выбиваются в лидеры самые сильные, здоровые и храбрые. Но бывают и исключения. В одном из Европейских зоопарков, догадливый шимпанзе, не из самых сильных, сделал себе карьеру тем, что стащил на кухне кастрюлю и терроризировал сородичей на деревьях, барабаня по ней.
Так же и человек, стремится чем то выделиться среди других.
      
      Из воспоминаний Мессинга:

   Я как-то решил пойти в модное варьете на выступления «телепатов и ясновидцев»...
Это были фокусы самого высокого класса. Я понимал, что это держится на трюках,
но на каких точно, не соображал.
Однако я сделал два важных вывода: что главная роль тут принадлежит
ассистентке и что такие штуки мог бы не без успеха проделывать и я.
И, вдобавок, что это не так уж сложно: публика любит, чтобы ее обманывали.
Словом, я загорелся новым амплуа.
   Где можно обучиться этим телепатическим хитростям и доходное ли это дело?
Этими вопросами я стал донимать пана Циглера, антрепренера артистов варьете.
Тот со мной сперва и говорить не захотел.
Куда ты, мол, Мессинг, прешь? Телепатия, мол, не твоего ума дело,
тут требуется солидное образование и изучение психологии.
Но я не сдавался и твердо решил освоить все эти тонкости. Оказалось, что эстрадных телепатов
уже не так мало, но котировались они по-разному.
Но вообще-то это новое искусство прочного места себе еще не завоевало.
  И мысль овладеть новой специальностью засела прочно - надоели дешевые ярмарочные балаганы
и дурацкие факирские штучки.
Не буду же я всю жизнь жечь себе огнем глотку и тыкать в нее шпагу!...

   Что подсказало необразованному юноше перспективное направление, его судьбу?
Ведь кроме нескольких странных случаев с совпадением мыслей с другими людьми и хорошей памяти,
некоторых физиологических особенностей, удививших психиатра Абеля он за собой ничего особенного
не замечал.Возможно желание выбиться из низов постоянно заставляло искать его свою нишу в этом мире.
Говорят главное оказаться в нужное время в нужном месте. Но этого безусловно мало.
Почему он был уверен , что у него получиться?
Наверно потому, что знал - это все лишь фокус, а мастерство иллюзиониста в первую очередь огромный труд.
Судя по всему упорства и упрямства ему было не занимать. Скорее всего его природная
наблюдательность и умение постигать жизнь на своём опыте сослужила ему хорошую службу.

        Из воспоминаний Вольфа Мессинга:

   Я долго искал, и наконец мне удалось познакомиться с неким паном Залесским.
Это был телепат некрупного разряда, но ремесло знал хорошо. Однако посвящать
меня в тайны телепатии не торопился.
Тогда я начал разыскивать книги о телепатических экспериментах.
С трудом одолел книги Охоровича, Манчарского и Рише.
Через некоторое время я уже мог с грехом пополам ассистировать маэстро Залесскому.
Он стоял на сцене с плотно завязанными глазами, и любой из публики мог убедиться,
что повязка непрозрачна и плотно облегает голову.
Вдобавок он еще демонстративно поворачивался спиной к залу, где я в это время шнырял между рядами.
Я обращался к одному из зрителей и просил его вручить мне какой-нибудь предмет.
Ну что может быть в карманах у человека в такой обстановке? Чаще всего мне подавали часы.
  И тогда я показывал их зрителям, а затем таинственно, как бы стараясь
направить телепатический ток на маэстро, спрашивал:
- Что у меня в п р а в о й руке?
Маэстро корчился, как пораженный электрическим током, а затем глухо выдавливал:
- Ча-сы...
После того как гром аплодисментов стихал, я спрашивал:
- А что у меня в  л е в о й руке?
Это означало - очки.
- А что у меня т е п е р ь  в  л е в о й руке?
Здесь речь шла о расческе.
   Существовала подробно разработанная система обозначений для всех предметов,
которые люди носят при себе.
Надо было только очень остерегаться детей - и я их потом всегда страшно боялся:
у них в кармане могла оказаться стреляная гильза, ракушка или живой воробей...
Не угадаешь!
   Еще проще был номер со словами или цифрами в запечатанном конверте:
в шляпу или коробку, куда собирали записки из публики,
надо было только незаметно подбросить свой собственный листок, а затем его
ловко оттуда извлечь.
Я тут никаких секретов вам не выдаю, их почти все знают. Так можно одурачить только
какого-нибудь простофилю из глухомани.

  Так начинался Великий Маэстро. Всё буднично, рутинно и обыденно. Трудно представить,
что через какие то 30 лет его имя обрастёт легендами, вымыслами, массой поклонников,
мировой славой.А пока надо было пробиваться через тернии к звёздам, через конкурентов,
партнёров, промахи и неудачи к признанию.
Доктор Абель научил его концентрацией силы воли отключать болевые центры и пытаться
угадывать желания людей по их поведению. Вольф подсознательно понимал, что психоаналитика
это наука, до конца не изученная, и дающая знающим людям козыри в руки. Он постоянно ходил
по базарам,прислушивался к людям, наблюдал их и пытался понять их мысли.
Много читал про психологию и гипноз, эту привычку он пронесёт через всю жизнь.
Главное он научился 100 процентно определять, врёт ему человек или нет.
На этом были построены многие его психологические опыты.

        Из воспоминаний Вольфа Мессинга:

  Но должен сказать, что со временем телепатические номера все более
усложнялись и за изобретениями выдающихся телепатов угнаться было нелегко.
Вскоре были введены теперь широко применяемые так называемые «контакты
через руку», где при сноровке и соответственном предрасположении можно
добиться удивительных успехов.

   Как можно по контакту через руку или не спрашивая человека ни о чём,
узнать его мысли? А как общаются обезьяны, у них ведь нет языка.
Тем не менее они прекрасно понимают намерения своих сородичей: когда рядом
внешняя опасность,когда от своих родственников, когда они голодны,
больны или не в настроении. Учёные, изучающие обезьян, насчитали более 500
различных мимик "лица", определяющих разные их эмоции. А ведь за мимику
отвечают мышцы и если человек слепой, скорей всего он сможет определить
на ощупь эмоциональное состояние человека, как и зрячий из визуальной
картинки. Человек получает информацию посредством шести органов чувств :
глаза(зрение), уши(слух), язык(вкус), нос(обоняние), кожа(осязание),
вестибулярный аппарат(чувство равновесия и расположения в пространстве).
У разных людей диапазон их развития различается очень разительно.
Можно ли натренировать свои способности до тех уровней, которые есть у людей
от природы. До известной степени можно. Как говорят талант, это
10% успеха, 90% это каждодневный упорный труд. Человек у которого музыкальный
слух от природы. может петь, соблюдая ноты подсознательно на генном уровне.
Правда при этом у него может не быть голоса, который зависит от голосовых связок.
Человеку без слуха приходиться механически заучивать информацию о звучании  нот в своём мозгу.
Хотя есть случаи, когда врач желающий профессионально заниматься музыкой, сделал себе
искусственное ухо, различающее 1/32 ноты, и превзошёл одарённых от природы.
Как видим главное это,чтобы у человека была цель, и неуёмное желание её во что бы ни стало осуществить.

       Из мемуаров Мессинга:

  В 1915 г. Мессинг вместе со своим импресарио, г-ном Цельмейстером, поехал
в свое первое турне — в Вену — с программой психологических опытов.
С цирком было покончено навсегда. Гастроли длились три месяца. Его выступления привлекли
всеобщее внимание.
В 1917 г. Мессинг выехал в большое турне. За четыре года он побывал со своими выступлениями
в Японии, Бразилии, Аргентине...
В 1921 г. он вернулся в Варшаву. Польша теперь уже не входила в состав
Российской империи, а была самостоятельным государством.
Местечко, в котором родился Мессинг, оказалось на территории этой страны.
...Далее Мессинг рассказывает, как он начал давать объявления в бульварных варшавских газетах,
рекламируя себя в качестве ясновидца.
Но когда Гитлер напал на Польшу, евреи побежали на Восток. Мессинг двинулся
в Белоруссию. Работы и денег не было.
Но вот он случайно зашел в областной Дом культуры, где партийные лекторы-пропагандисты
из Минска набирали артистов для агитбригад.

  То что Мессинг в эти годы гастролировал за границей,вызывает большие сомнения.
Дело в том,чтобы угадывать мысли иностранцев, надо по крайней мере владеть их языком.
А Вольф к этому времени знал только иврит, польский,немного немецкий, и начинал учить русский.
Далее он всё время позиционировал себя, как медиум психологических опытов.
Почему он рекламировал себя как телепат, экстрасенс, ясновидящий ?
В то время это было модно и надо было идти в ногу со временем. Кроме книг по психологии,
он любил детективы и фантастику.
Ясно, что это был увлекающийся и творческий человек. Поэтому не удивительно,
чтобы сделать себе имя, он сочинял легенды о себе. То, что он был лично
знаком с Энштейном и Фрэйдом, далеко не факт.Но то, что он читал их труды ,
особенно последнего, не вызывает сомнений.
Во всей дальнейшей биографии Мессинга реальные факты тесно переплетаются с домыслами и легендами.

      Из воспоминаний Мессинга:

    «И вот в этой семье графов Чарторыйских пропадает старинная, передававшаяся из поколения
в поколение драгоценность —  бриллиантовая брошь.
По мнению видевших ее ювелиров, она стоила не менее 800 тысяч злотых — сумма поистине
огромная. Все попытки отыскать ее были безрезультатными.
Никаких подозрений против кого бы то ни было у графа Чарторыйского не было:
чужой человек пройти в хорошо охраняемый замок практически не мог,
а в своей многочисленной прислуге граф был уверен. Это были люди, преданные
семье графа, работавшие у него десятками лет и очень ценившие свое место.
Приглашенные частные детективы не смогли распутать дела.
Надо сказать, в те годы у меня был классический вид художника: длинные до плеч,
иссиня черные вьющиеся волосы, бледное лицо.
Носил я черный костюм с широкой черной накидкой и шляпу. И графу нетрудно было
выдать меня за художника, приглашенного в замок поработать.
С утра я приступил к выбору «натуры». Передо мной прошли по одному все служащие
графа до последнего человека. И я убедился, что хозяин замка был прав:
все эти люди абсолютно честные. Я познакомился и со всеми владельцами замка
— среди них тоже не было похитителя.
И лишь об одном человеке я не мог сказать ничего определенного. Я не чувствовал не
только его мыслей, но даже и его настроения. Впечатление было такое,
словно он закрыт от меня непрозрачным экраном.Это был слабоумный мальчик лет одиннадцати,
сын одного из слуг, давно работающих в замке.
Он пользовался в огромном доме, хозяева которого жили здесь далеко не всегда, полной свободой,
мог заходить во все комнаты.
Ни в чем плохом он замечен не был и поэтому и внимания на него не обращали.
Даже если это и он совершил похищение, то без всякого умысла,
совершенно неосмысленно, бездумно. Это было единственное, что я мог предположить.
Надо было проверить свое предположение.
Я остался с ним вдвоем в детской комнате, полной разнообразнейших игрушек.
Сделал вид, что рисую что-то в своем блокноте.
Затем вынул из кармана золотые часы и покачал их в воздухе на цепочке, чтобы заинтересовать беднягу.
Отцепив часы, положил их на стол,вышел из комнаты и стал наблюдать.
Как я и ожидал, мальчик подошел к моим часам, покачал их на цепочке, как я, и сунул в рот...
Он забавлялся ими не менее получаса.
Потом подошел к чучелу гигантского медведя, стоявшему в углу, и с удивительной ловкостью
залез к нему на голову. Еще миг — и мои часы,последний раз сверкнув золотом в его руках,
исчезли в широко открытой пасти зверя...
Да, я не ошибся. Вот этот невольный похититель.
А вот и его безмолвный сообщник, хранитель краденого — чучело медведя.
Горло и шею чучела медведя пришлось разрезать. Оттуда в руки изумленных «хирургов»,
вершивших эту операцию,высыпалась целая куча блестящих предметов — позолоченных чайных ложечек,
елочных украшений, кусочков цветного стекла от разбитых бутылок.
Была там и фамильная драгоценность графа Чарторыйского, из-за пропажи которой
он вынужден был обратиться ко мне.

    Что тут необычного? Обычный метод дедукции Шерлока Холмса. Но на самом деле
становится всё ясно, когда выявишь подозреваемого. А вот это как раз совсем не просто.
Если бы Вольф Мессинг не был выдающимся физиономистом и психоаналитиком, вряд ли бы ему это удалось.
Кроме всего прочего он обладал способностью гипноза. Но мне почему то кажется, что для него
это было слишком легко, и  он делал ставку на первые два своих качества.
Думаю в этом его главное отличие от других медиумов, его "фишка".
 
      Из биографии Вольфа Мессинга:

 В 1939 году, когда расправы над евреями были массовыми, Вольф потерял отца и братьев.
Тогда же в биографии Вольфа Мессинга последовал арест. Но ему чудом удалось сбежать,
выпрыгнув со второго этажа тюрьмы (он серьезно травмировал ноги).
В ноябре 1939 года переправился в Советский Союз.Был эвакуирован в Ташкент,
полмесяца провел там в НКВД. Когда война закончилась,
Мессинг вместе с женой Аидой Михайловной поселился в Москве.
По-прежнему выступал, даже лечил людей с помощью гипноза. В 1960 году в
биографии Вольфа Мессинга случилось тяжелое событие.
Умерла его жена. Оправившись, он продолжил выступать. В 1965 году были опубликованы его мемуары.
 В 1971 году получил звание заслуженного артиста.
Последние несколько лет Мессинг болел. Он перестал давать концерты, боясь,
что психологически не вынесет нагрузки.
В 1974 году отправился на операцию, во время которой отказали легкие и почки.
Так Вольф Мессинг скончался 8 ноября 1974 года.

    Был ли Вольф Мессинг экстрасенсом, ясновидящим, телепатом? Верил ли он в магии,
колдунов? Если он уже в юности,работая в цирке с фокусниками понимал,
что всё можно объяснить гораздо проще, то конечно нет. Многие приписывают ему
предсказания будущего. Но вот на последних гастролях, в Ярославле, он дал
большое интервью газете "Северный Рабочий". К сожалению в интернете я его не нашёл,
но тем не менее я хорошо запомнил его главные мысли.
В момент становления карьеры он скорее всего говорил по другому, и на то были свои причины.
    Нам нужен конечный результат.

    Мессинг говорил, что он лучший в мире физиономист, один из лучших психоаналитиков
и не последний гипнотизёр, но никогда не был ясновидящим, никогда
не общался с миром мёртвых. То что он предсказывал всего лишь результат
упорной работы его аналитической мысли и перелопачивания огромного
количества информации. Он говорил , что при 1000 аудитории в зале может найти
иголку всегда-это вопрос всего лишь времени, а вот в пустом никогда.
Что касается ассистентов, да использовал, но только для улучшения зрелищности шоу.
Ведь иначе это могло затянуться на часы, а это скучно. Начиная представление
по поиску спрятанных зрителями предметов, он говорил, что на его вопросы они
могут давать любые ответы:могут помогать ему найти, могут запутывать.
На самом деле ему не ответы были нужны, а реакция зрителей. Он читал мысли по лицам,
как по открытой книге. Много ли таких людей в мире, думается единицы,
потому что кроме таланта надо ещё в десять раз больше труда. А всем хочется
сейчас и сразу, поэтому кругом шарлатанов море.
   Как может обмануть учёного физика экстрасенс, двигая предметы силой мысли,
что противоречит всем известным законам. Надо ввести его в состояние транса
и это уже не учёный, а подопытный кролик. Конечно далеко не все люди подвержены гипнозу
в равной степени, но в той или иной мере все. Чем больше у человека
практический опыт владения гипнозом, тем меньше ему надо времени ввести вас в транс.
Наверно люди старшего поколения не раз попадались на влияния цыганок.
На самом деле схема довольна проста. Расскажу на своём примере.
Толпа цыганок у вокзала обступила нас с другом, когда мы пили пиво и разговаривали про жизнь.
Они, что то делали, разговаривали, пеленали детей и всё время прислушивались к нам.
Я тоже наблюдательный, и запомнил нескольких из них по именам.
Дальше в классическом стиле, они подошли. Говорят давайте красивые по ручке погадаем.
Сразу к другу, мол не печалься, скоро твоя девушка к тебе вернётся.
Смотрю мой друг обомлел, а она ему: ты мне не веришь,так вот твою девушку зовут Таня.
Могу и фамилию сказать. Ну друг у меня совсем поплыл - достаёт 100 руб
и ей в руку. Денег сразу не стало, а она уже ко мне, давай и тебе погадаю. Я говорю
я и сам могу тебе погадать - тебя зовут Земфира. Тут их как ветром сдуло.
Будто и не было. Друг только и успел сказать, что это было.
Но думаю,вы уже и сами догадались.





 


Рецензии
В журнале "Наука и религия" Не помню точно, но это были шестидесятые годы,
была емкая публикация "Вольф Месинг" о самом себе.

Виктор Костылев   14.12.2017 15:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.