Русская баница конкурс журнала Русский пионер

В Болгарии баницу с сыром часто называют „руска баница“. Среди болгар бытует легенда, что в России существует древняя традиция стряпать баницу из блинов с сыром или с творогом. Русский творог болгары называют тваро;г или „жълто сирене“, или „кашкавалена“ извара. Сыр по-болгарски называется „кашкавал”, а брынза – „сирене“.
Миф распространился, видимо благодаря советским специалистам, точнее их женам, они пожив или поработав в Болгарии несколько лет, начинали  печь баницу. Привыкнув к банице в Болгарии и не находя её в Советском Союзе, они продолжали стряпать  баницу дома для себя и порой угощали ею гостей-болгар.
С начала семидисятых годов прошлого века  советские люди, побывавшие в НРБ, пытались внедрить баницу в СССР, но не проникла она в общепит , как проникла лютеница. Да и шестнадцатая республика в составе Союза так и не состоялась.
Стряпали русские баницу, естественно с деревенским творогом на коровьем молоке, а иногда действительно с деревенским сыром. Сыр этот делается из скатанного в колобок творога, а колобок в холщовом мешочке вывешивается  в прохладных сенях для дозревания.
Поскольку русские подавали на стол баницу, стесняясь  и извиняясь, за то, что она какая-то не такая, не болгарская, не похожая, болгары решили, что здесь скрывается некая языческая  тайна.
Конечно, эти странные советские русские не переняли баницу у болгар, а стряпали её всегда, как тайное блюдо языческого ритуала.  И пошла гулять по свету белому быличка –небыличка, что как древнее языческое и ритуальное блюдо- русская баница была гонима, вначале христианами, а потом официальным атеизмом. А в глубинах подсознания славянороссов баница осталась, ведь память желудка, сильнее памяти рассудка.
Баницу в виде блинчатого пирога русские стряпали в сырную неделю. В древности на Руси Масленица длилась две недели, завершала прошедший год и начинала новый год. Новолетие начиналось в марте, а февраль был месяцем последним.
На Балканах- в Тракии и Македонии до начала времён существовал  культ козы. Сам Александр Македонский  носил шлем с козьими рогами, за что и прозван был двурогим. Естественно потомки  древних македонцев и тракийцев предположили, что в России существовал, очень похожий культ коровы.
Болгарские ханы откочевали на Балканы с Волги из Волжской Булгарии. А баницу и там, на Волге болгары пекли, не могла она не быть на Руси.
Предки славянороссов поклонялись столбам с установленным на них рогатым черепом коровы.
Рогатый бог бык назывался Тваро;г, а жена его корова богиня- Тваро;гиня. Они сотворили всё сущее, как сыр из молока. И жертвы им приносили молоком, блинами и творожницей – блиницей. И просили хорошую жизнь, чтобы как сыр в масле кататься.
Не верите? И правильно, всё это сказки. Путали они всё , ну кто помнил тогда  про Сварога и Берегиню.
А вы помните русские сказки?
Крошечке-  Хаврошечке советы даёт говорящая корова. А Иван тот и вовсе коровий сын.
Да и медведя убивал русский мужик рогатиной.  А медведь, он оборотень и мёдом ведает, а зовут его совсем по-другому, потому и живёт в берлоге. А головной убор у русских женщин был рогат. А корову комолую считают несчастной какой-то. Чем она безрогая от волка защитится?
А сейчас всё это, когда язычество зазорным стало, ругательствами обернулось. Нехорошее слово на блин заменяют, а ведь хлеб ругать нельзя, это к неурожаю. А дородная женщина- корова, а красная девка- тёлка. А мужик могучий – бычара, когда лютует, быкует.
Нет хлеба, нет коровы наступит голодомор.
Как же пекли баницу русские специалисты, побывавшие в Болгарии, не профессиональные повара, а строители и геологи?
Для начинки брали слегка подсоленный жирный творог. Для вязкости творог смешивали с яйцом.
Тесто готовили, как для привычных сибирских пельменей или южнорусских вареников. Состав теста: хорошая белая мука с высоким содержанием клейковины, соль, свежие яйца, сыворотка и вода, немного подсолнечного масла. Перед приготовлением муку необходимо просеять и высыпать горкой на стол, слегка посолить, добавить яйцо и сыворотку. Если получилось слишком густое, добавить немного воды и перемешать, тесто  должно быть однородным, крутым, тягучим, не водянистым, не жидким.
На  каждые два стакана пшеничной муки, берётся полстакана сыворотки, одно яйцо, одна чайная ложка подсолнечного или конопляного масла. Воды не более трети стакана. Соли пол чайной ложки, заранее растворить в сыворотке и попробовать на вкус. Соевое масло не годится. Колобок из крутого теста накрывают чистым влажным полотенцем и оставляют на один час.
То что, русские хозяйки твердили о конопляном масле, доказывало болгарам древность  кушанья.
Затем, через час, скалкой раскатывали тесто, но не резали на мелкие кусочки, как для пельменей или ушек, а делили на пять или семь примерно равных частей. Затем снова  раскатывали тесто довольно тонко в коржи - лепёшки. Смазывали форму или противень растительным маслом. Укладывали коржи, каждый смазав растительным маслом. Вначале корж, затем творог, тонким слоем, толщиной около одного сантиметра. Смазывали и верхний корж растительным маслом, чтоб румяный был. Обычно выходило пять коржей и четыре слоя начинки. Прищипывали края блинчатого пирога и осторожно протыкали вилкой. Затем пекли.
Выходило похоже на блинный пирог с творогом, только в этом странном блюде „руска баница“ совсем не было сахара. А блины не выпекались заранее, а пеклись вместе с начинкой творожной. Да и тесто было не блинное.
Бывали чудачки, тёрли настоящий, не плавленый сыр на тёрке, тогда соли не надо было, а слой начинки можно было сделать совсем тонким.
А иные смешивали тертый сыр, творог и, добавив яйцо, намазывали на коржи.
И думали русские домохозяйки,  жены строителей АЭС в Козлодуе или геологов, искавших уран на Балканах, что они пекут настоящую, болгарскую баницу.
Посольские и торгпредские женушки таких кулинарных экспериментов не проводили, их даже в сытой Болгарии  в семидесятые годы прошлого века отдельно снабжали продуктами из СССР .
А болгары были уверены, что вкушают исконно русское,  старинное блюдо.
Вкус у русской баницы был какой-то первобытный, кислый и простой, и была она жестковатой и корявой, но очень сытной - эта творожно-сырная блиница, прародительница изысканных баниц и блинниц .
P.S  И всё же баницу пекут - «во глубине сибирских руд». Захожу, в магазин  фабрики вкусной жизни «Мария», в центре Иркутска и вижу  - пирог слоёный «Творожный», состав тесто, творог, сахар, загуститель. Тесто использовано стандартное, как для слоек.  И написано - торты и пироги по домашним рецептам, можно приобрести в замороженном виде для выпечки в домашних условиях. Раздобыли рецепт всё-таки, только брынзы не нашли, с брынзой загуститель не нужен.
P.P.S  А вот с пирогом «Сырным» они схитрили- заявленный в рекламном проспекте состав: тесто, сыр «Пошехонский», сыр «Адыгейский», творог . И вдруг  уже в магазине, на витрине к этому замечательному составу приписка– картофельное пюре! Сыр оказался  солёным немножко ( ох множко), вот и пришлось добавить картошку.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.