Горье от ума

Субъективные заметки о новой театральной постановке «Горье» на сцене Псковского драмтеатра в рамках фестиваля, посвящённого памяти Сергея Довлатова.



Если честно, перемудрили.
 Тот самый случай, когда форма интереснее содержания. Блестящая сценография, живая музыка(джаз), актёрская пластика и вокал, достойные уровня столичного театра. И не совсем внятная драматургия. Впрочем, не я один пожимал плечами на выходе из театра.
Не особо навязчивой рекламой была обещана интересная постановка в стиле нуар. Некая параллель с довлатовским «Заповедником». И  финалом либо на грани, либо за гранью абсурда. Автор «Горья»– молодой 30-летний драматург, лауреат всевозможных премий, Валерий Печейкин.

Ну как мне, жителю культурной столицы,  да ещё поклоннику творчества Довлатова, после такой многообещающей рекламы, не посетить  местный театр?

Посетил. Приобщился.
Итак, сюжет. Подобно  довлатовскому писателю-лузеру Борису, бегущему в заповедник  Пушкиногорье,  как в некую «духовную эмиграцию»(подальше от долгов, творческого кризиса, бытовой неустроенности), новоявленный печейкинский ГГ бежит туда же и от того же. Но спустя лет этак сорок, и  одержимый отнюдь не  духовным, но коммерческим проектом(веяние времени, что поделаешь) – создать здесь некий Пушкин-парк, Пушкин-Ленд и прочий бренд, обратив сие в звонкую монету. Новый лузер из «непонятых гениев»(ох уж эти гении), в отличие от довлатовского Алиханова, реализуется тут несколько иначе. Графоман, не наживший в мегаполисе читателей, здесь обнаруживает
недюжинный коммерческий талант. Аттракцион «Дуэль Пушкина с Дантесом»?- запросто!  Прокатить в инвалидной коляске  Арину Родионовну по аллее Керн? Легко!
Глядишь, и от детища, окультуренного трудами и заботами бескорыстного Гейченко(самый знаменитый директор заповедника в 1945-1993, герой Соцтруда) уже мало что осталось. Нынче всё поставлено на коммерческие рельсы.
Вот оборотистый, как напёрсточник,  ГГ уже учредил медаль Пушкина. И тут же монетизировал.
Нарисовались три первых скромно-платёжеспособных  дарования-лауреата пушкинской медали: статная рослая жительница солнечного Магаса, воспевающая великого литератора в стиле хвалебных вирш( что-то вроде «ты один паришь над нами, в своём величии, как орёл, о Пушкин!»); слегка двинувшаяся общественница, бренчащая юбилейными медалями(несущая околесицу типа «Пушкин в моей душе поёт как соловей, моему сердцу стало веселей»); майор- отставник(рапортующий что-то вроде «шли лесом, пели басом, ели пирог с мясом, запивали квасом, и вдруг из-за угла – Пушкин»).
Количество лауреатов выросло как снежный ком(что-то это напоминает). Ставки резко увеличились от 7.700 руб. в рассрочку до космических 700.000 руб. сразу.
На пике успеха к бывшему лузеру, а ныне удачливому коммерсанту, явился некто влиятельный, разъяснивший санкции статьи 159 УК за мошенничество, и посоветовавший по-добру,  по-здорову отдать бизнес,  и  пока цел,  убираться смотрителем домика Чехова в Ялту(прям как Стёпу Лиходеева Воланд выкинул). Обещанный финал в стиле нуар ознаменовался полным сюром и сумасшествием ГГ, самостоятельно взявшимся за зачистку, и в буквальном смысле отстрел бездарей-лауреатов(типа я вас породил, я вас  и того…)

Вроде интересно, и авторская идея, на первый взгляд, неплоха.
 Ясно, что пьеса полна самоиронии, не приведи господь, чтобы всё это сбылось. Но увиденное оставляет двойственное впечатление. Вроде и самостоятельное произведение, и «закоса под Довлатова» тут особо нет…

Но всё время не покидало ощущение какого-то дежавю,  будто что-то напоминало. Вспомнил что: почти забытую, 25-летней давности,  комедию Ю. Мамина «Бакенбарды». Самую святую идею можно опошлить и опорочить абсурдным её воплощением. Приезжий фюрер в бакенбардах, фанат новой русской идеи, сколотив роту штурмовиков,  маршируя  под стихи-речёвки, переделанные на солдафонский манер из пушкинских строк, зачистил провинциальный городок  сперва от панков, хиппи и металлюг, а потом начал охоту на вполне позитивных неформалов, поклонников того же  Михал Юрьича (Как-как называется ваша тусовка? Ах, Мцыри! И кто тут у вас главный Мцырь? Ты? А ну-ка,  подь сюда, усы-то повыдергиваем…). Как бренд вместо пушкинской медали там были в качестве пропуска в лигу избранных те самые бакенбарды. Кстати, и коммерция тех лет вполне на уровне: чего стоят Пушкин-матрёшка,  сувенирные женские трусики "неделька" с друзьями Пушкина Дельвигом и другими, да ещё на таком, хм,  интересном месте(ну, не место красит человека - как философски выразился ГГ фильма "Бакенбарды"...).

Монетизация духовного наследия – путь тупиковый.
Равно как и возведение великого классика, как идола, на пьедестал(Пушкин – наше всё, солнце русской поэзии,  и прочие набившие оскомину штампы – то, что так убедительно изображено в довлатовском «Заповеднике»). Всё это было внятно, в яркой художественной форме передано и у Мамина,и у Довлатова. Поэтому нового открытия в премьерной постановке лично я не увидел.

Автор «Горья» - человек, несомненно, одарённый. Но мне такая сюжетная канва показалась несколько вторичной в силу вышеизложенного: нечто похожее уже смотрел и читал. Либо я тупой, и не догоняю. На то и субъективные заметки.


Рецензии
Видимо, автор и режиссер пьесы создали какое-то свое произведение. Я не смотрел,не знаю, не могу судить. Я тоже поклонник творчества Довлатова, хоть и несколько своеобразный. Очень хотелось увидеть фильм Говорухина о творчестве Довлатова. Еле дождался времени, когда его стали размещать в интернете. Посмотрев. был очень удивлен. Фильм совсем не о том, что книга, он совсем ни о чем,пустой. Красавец-герой в прекрасном костюме, всегда улыбясь, двигается при солнечной погоде по чистому аккуратному Таллину. Все вокруг довольны, все красавцы и красавицы. ТОлько актер Добронравов еще немного походит на героя Довлатова.Такое ощущение , что Говорухин разучился снимать, снимал как-то наугад.

Михаил Васильев 8   11.02.2018 18:04     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.
Согласен с Вами: говорухинский фильм может и неплох, но какой-то пресный персонаж выведен в нём.
С интересом жду фильм о Довлатове Германа-младшего.

Моё уважение.

Сергей Соломонов   11.02.2018 20:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.