Запись 1. Возвращение

...Наш скаутский патруль образовался в середине 90-х в северо-восточных дебрях Нижегородской области. Мы состояли в Русском союзе скаутов. Его штаб-квартира расположилась в Нижнем Новгороде.

Так мне повезло в пятнадцать лет включиться в скаутское движение. Говорят, это - одна из лучших воспитательных систем в мире.

К сожалению, во взрослой жизни часто не остается возможностей поддерживать увлечения юности. В определенный момент я надолго расстался со скаутингом. Отвлекали работа и многочисленные перипетии повседневности.

В 2014-м году Русский союз скаутов отметил свое двадцатилетие. К этому времени я переехал в Ярославль и познакомился там с местным отрядом скаутов "Форт". Сейчас он так же входит в Русский союз скаутов.

Ребята из "Форт" регулярно ходят в походы, проводят занятия по туризму, выживанию в дикой природе и многие другие. В общем, успешно, развивают свой коллектив и привлекают в него новичков. Многих из них впоследствии посвящают в скауты.

К сожалению, к началу 2014-го мои встречи с отрядом "Форт" стали случайны и редки. Слишком разными путями мы продирались через жизненную суету.

Что ж, скаутинг для меня очень часто был делом одиноким. Привычная ситуация: хочешь в поход. Мечтаешь окунуться в бодрящую свежесть леса. Посидеть у костра с чашкой крепкого чая в хорошей компании, прогуляться по дикой тропинке вдоль тихой таежной речки. Но у всех дела. Никто не может разделить с тобой воплощение этой мечты. И ты идешь к ней один.

Подобным образом сложилось и в этот раз. Сидеть дома стало невмоготу, а позвать с собой оказалось некого.

Так я начал "Дневники Одинокого Скаута"...



1. ОТЧАЯННЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Как правило, у каждого на балконе найдутся свои непритязательные сокровища. На моем самое ценное - скаутское оборудование. Я собирал его долго. Привыкая и обнашивая каждый новый предмет в походах и лагерях.

Беру бывалый советский солдатский вещь-мешок. Когда-то купил его новеньким в военторге и пронес через многочисленные скаутские приключения. Сейчас мешок сильно потрепан. Но это не проблема. Умение шить и чинить свои вещи так же традиционно для скаутского образа жизни, как навык по разведению костра и установке палатки.

Большой прочной иголкой и нитками № 10 привожу свой вещь-мешок в полную готовность.

Для долгих лагерей и вылазок у каждого скаута должен быть основной большой рюкзак. Такой имеется и у меня. Современный, непромокаемый, с ортопедической спинкой. На сто литров.

Для вылазки в лес на один день достаточно и тактического рюкзака. В его качестве скауты используют солдатские ранцы, небольшие туристические рюкзаки. У меня с этой целью отлично справляется советский армейский вещь-мешок.

Достаю громадный русский топор. Возможно, такими же мужики рубили флот Петру Первому. А мой дед-колхозник — дома и хозяйственные постройки.

Многие туристы предпочитают легкие маленькие топоры. "Пукалки", так сказать. Но, по-моему, ничего серьезного ими в лесу не сделаешь. Только что, срубишь кукую-нибудь травинку да натюкаешь веточек для костра. Если задача только в этом, то подобный выбор вполне рационален.

Скауты в лагерях и походах строят довольно много. В связи с этим, я предпочитаю большой тяжелый топор. Пусть и придется немного попотеть с ним в пути. Зато на стоянке получишь удобный продуктивный инструмент. Он позволит быстро заготовить сухих деревьев как для костра, так и для построек в лагере.

Среди других моих любимых походных инструментов - две пилы.

Пила-цепь. Часто продается в туристических и схожих с ними магазинах. Часто ее подписывают: "Пила для охотников и рыбаков". Она хороша своей компактностью. В сложенном виде лежит в коробочке размером с мыльницу. Но при этом крайне эффективна по части толстых сухих жердей и стволов. Один человек такой пилой сможет достаточно быстро заготовить достаточно заготовить сухой древесины для самых разных нужд.

Ножовка. Многие туристы-дилетанты используют ее там, где нужна пила-цепь. Скауты иногда наоборот считают ее неудобной и лишней. Но, и ножовка имеет в лесу свои преимущества.

Беру так же главный скаутский инструмент — нож. Можно забыть пилу, котелок. Не взять топор. Нож в лесу каждый скаут всегда обязан иметь с собой.

По умолчанию, скаутский нож должен иметь ограниченную длину и мягкость металла. Чтобы не попасть в разряд холодного оружия. Это соблюдается специализированными магазинами и при продаже подтверждается соответствующими сертификатами. Так же ножи своих воспитанников контролируют скаутские инструкторы. Лишние сложности с туристическим оборудованием не нужны никому.

Такой же нож и у меня. Основная его задача — резать веревки, строгать мелкие веточки, шинковать продукты... В общем, всякие повседневные походные дела. Получать ради этого лицензию на ношение холодного оружия не слишком рационально.

Извлекаю с балкона вымпел своего старого патруля. Черный вытянутый к вершине треугольник с красной окантовкой. Под ним наш патруль "Совы" когда-то путешествовал по Нижегородской и Кировской областям.
Торжественно вешаю вымпел на стену и продолжаю сборы...



2. ПИОНЕРИНГ

Сонная электричка уносит прочь из заспанного урбанистического утра. За пыльным окном мелькают контрастные кружева зимнего леса и простыни белых полей. Черное, темно-зеленое, серое, белоснежное.  Вдоль стальных рельсов железной дороги, что когда-то врезались в пустыню...

Нужная мне станция неторопливо замирает за надписью "Не прислоняться". Снаружи встречает заметенный перрон посреди молчаливого леса.

Старая дорога припорошена свежим снегом. Сутра слегка мело. Извилистые запорошенные колеи уводят в область приключений. К тайнам великого снежного Севера...

Прохожу мимо постоянной стоянки ярославского отряда скаутов "Форт". Обжиться на ней в течение этого дня было бы слишком просто. Поэтому отправляюсь дальше. Вглубь леса. Начинать все самостоятельно на неосвоенном месте.

Задача проста — вспомнить на практике, как организовать мини-лагерь для одного человека. В зимнем лесу. Вдали от цивилизации.

В стороне от дороги в чаще нахожу подходящую поляну. Нет людей. Много сухих поваленных деревьев.

Мне нужно поставить шалаш, сделать залаз на дерево от диких животных. Конечно, лесные звери сами по себе не слишком ретивы на контакт с человеком. Да и места здесь спокойные. Тем не менее, кабаны и волки - вполне реальная угроза для туристов средней полосы России. Поэтому каждый местный скаут при организации стоянки должен иметь ввиду такую опасность.

Тут как с ремнем безопасности в автомобиле. Осторожному водителю он, скорее всего, не пригодится. И все же его стоит надевать для защиты от непредсказуемых ситуаций. Ведь даже если сам едешь по правилам, не факт, что так же делают другие. Лучше перестраховаться.

С опасными лесными животными так же. Встреча маловероятна. Но стоит учитывать такую возможность. Поэтому на любой скаутской стоянке и нужен залаз на дерево. Как ремень безопасности в машине.

Моя поляна хороша. Но вокруг много елей с тонкими острыми ветками. Они легко могут выколоть глаз или поцарапать лицо. На территории стоянки или лагеря такие ветки лучше опиливать до уровня самого высокого человека в отряде.

Тут лучше всего и пригодится ножовка. Пила-цепь для этого слишком неудобна. Она рассчитана на большой диаметр. А нижние отсохшие хвойные ветки, как правило, толщиной с карандаш или учительскую указку.

После очистки поляны принимаюсь за лестницу.

Выпиливаю из сухих елок жерди длиной в три метра. Дальше нужно очистить их от веток. Здесь и пригодится топор Петра Первого. По технике безопасности при обрубке сучков стоять нужно с одной стороны ствола, а топором действовать с другой. От корня к вершине. Так исключается опасность получить травму, если топор случайно соскользнет. К тому же он не застрянет между веткой и стволом. Все эти житейские мудрости наработаны издавна. И простым народом, и покорителями лесов.

Первые белые поселенцы, которые высаживались на Восточном побережье Северной Америки, располагали ограниченными ресурсами.

Например, везти с собой гвозди для строительства было крайне накладно. Получался довольно невыгодный груз. Ограниченный по объему и очень тяжелый. Поэтому люди брали с собой веревку. Она весила не так много. А при определенном подходе могла использоваться многократно.

Первые временные лагеря и форты пионеры строили из сухих жердей, бревен и веревки. В процессе накопления опыта они разработали специальную систему экономичных узлов. Прочных и надежных, но не затягивающихся намертво. Это давало возможность использовать ценную веревку многократно.

При переселении дальше на Запад лагерь разбирали. Веревку снимали и брали с собой. Пионеры — традиционное название для американских первопроходцев Дикого Запада. В связи с этим их система строительства лагерей из жердей и веревки называется пионерингом.

Скаутское движение впитало в себя многое из разных культур. Одна из его главных задач — мирное существование человека в природе. Так что сегодня пионеринг является неотъемлемым атрибутом скаутинга. Он позволяет разместиться в лесном лагере с  комфортом. А перед уходом убрать за собой все следы пребывания.

По принципам пионеринга строю свою стоянку и я. Перекладины лестницы привязываю к жердям так называемым квадратным лешингом. Этот способ крепления перекрещенных стволов можно увидеть в некоторых вестернах или приключенческих фильмах о временах освоения Североамериканского континента.

Готовую лестницу укрепляю на одной из присмотренных ранее парных елок. Забираюсь наверх и между деревьями привязываю еще две жерди. Так, чтобы на них можно было сидеть или даже лежать неопределенное время.

Теперь можно заняться и шалашом. Его я решил построить по принципу теплового экрана. С одной стороны - костер, с двух других - защита от холода.
В середине высокой лежанки между елок закрепляю конец веревки. Другой висит примерно в полутора метрах над землей. Привязываю к ней один конец жерди. Другой лежит на земле. К этой перекладине приделываю веревкой перпендикулярные толстые ветки. Так получился каркас для крыши шалаша в виде небольшой пирамиды с треугольным основанием.

Далее возникает вопрос, связанный со скаутскими принципами. Рубить ли для моего укрытия лапки живых елей? Если бы речь шла о настоящем выживании, это было бы оправдано. У меня же — лишь тренировочный поход. Портить деревья ради самоутверждения глупо и неоправданно.

К счастью поиски в окрестностях стоянки решили эту проблему. Неподалеку нахожу недавно повалившаяся ель. На ней сохранилось достаточное количество еще зеленых лапок.

Внутрь своего теплового экрана кладу несколько толстых жердей. Так же сухих. Они защитят от холода мерзлой земли. Поверх них набрасываю туристический пенополиуретановый коврик.

Серьезно выспаться в такой постройке зимой не получится. Но провести одну ночь у костра вполне возможно.



3. ПОЛДНИК ТУРИСТА

Времени на сооружение стоянки ушло немало. Но полноценно перекусить до электрички я все же успеваю.

Вообще по скаутской традиции надо уметь развести костер с одной спички. Но есть и другие хитрости. Когда важнее надежность, а не умение. В этом плане у скаутов есть разные способы облегчить разведение огня.

Многие туристы берут с собой специальные средства. Жидкости для розжига костра, сухой спирт и другие подобные лайф-хаки.

Руководитель отряда "Форт" Антон посоветовал, пожалуй, самый дешевый, простой и надежный инструмент. Обычная парафиновая свечка. Поджечь ее в дождь или на ветру не слишком сложно. А ею уже можно относительно легко развести огонь. К тому же это избавляет от необходимости причинять вред березам. Сдирать с них кору для костра - распространенная среди туристов и обывателей дурная привычка.

Чтобы натопить воды для чая или супа зимой, одни выискивают чистые от древесного мусора полянки. Другие отбрасывают верхний слой и берут снег снизу.

Я решил опробовать давнюю туристическую хитрость. Она предназначена для тех мест, где снег без мусора найти нелегко. Например, в густом лесу, как у меня.

Для этого нужно поставить небольшую треногу. Внутри подвязать кусок чистой ткани и навалить в нее замусоренный снег. Тренога ставится рядом с костром. Под ней помещается котелок. Снег одновременно тает и фильтруется. На выходе получается чистая вода.

На сколько я видел по телевизору в программах о путешествиях, обычные туристы чаще используют готовые металлические треноги. Либо неумело связывают деревянные.

В скаутском пионеринге тренога из сухих жердей — одна из самых востребованных конструкций. Ее применяют как опору для лагерных ворот, столов, скамеек, шалашей и много другого. Свою я так же делаю по-скаутски.

Кладу три жерди длиной метра полтора рядом параллельно друг другу. Под них с одного конца подкладываю поперек четвертую. Так удобнее будет работать с веревкой.

На одной из жердей завязываю незатягивающийся узел. Скользящую петлю. Моя дешевая пенопропиленовая веревка не предполагает многоразового использования. Тем не менее, традиции...

Обязываю концы жердей веревкой по принципу восьмерки. Только настоящая восьмерка получилась бы вокруг двух жердей. А у меня их — три.

Когда узел готов, я один раз прокручиваю среднюю жердь между двух внешних. Тем самым затягивая узел надежнее.

Подвязываю к треноге кусок ситца. Набираю снег без разбора с максимальным количеством мусора. Хочется посмотреть фильтр в деле. Желто-оранжевый костер пылает еловыми дровами. Шалаш наполняется его теплом. А в мой котелок устремляется чистая тонкая струйка талой воды.

В высоких кронах изредка чирикают птицы. В диссонанс в разных уголках леса постанывают деревья. Как спокойно и хорошо среди этих звуков природы!

Готовы макароны. Приправляю их туристической тушенкой. Котелок получает очередную порцию фильтрованной воды и принимается за чай.

Достаю из вещь-мешка бумажную книгу, которая как нельзя лучше подходит под обстановку. Джеймс Оливер Кервуд — великий канадский писатель. Любитель природы и неосвоенных северных лесов.

Скаутинг для меня всегда гармонично сочетался с хорошей литературой о путешествиях, приключениях и жизни среди природы. Из западных писателей моими любимыми стали Жюль Верн, Майн Рид, Фенимор Купер, Джек Лондон.

Чуть позже с удовольствием открыл для себя и творчество Джеймса Кервуда. Его произведения посвящены колонизации канадского Севера. Жизни первых французских и английских переселенцев на неосвоенных Северо-западных территориях. О том, как белые люди знакомились и дружили с местными индейцами, вместе выживали в объятиях Великой снежной пустыни.

Кервуд не имеет никакого отношения к скаутскому движению. Он даже не застал его появления. Но книги этого писателя полны скаутского духа. У героев Кервуда мировоззрение и отношение к природе близко ко классическому скаутскому.

Наши российские журналисты и писатели так же создали немало произведений о путешествиях и природе. Например, Константин Паустовский. Виктор Астафьев так же оставил в этой теме свой вклад с его повестями "Васюткино озеро", "Царь-рыба" и другими. Виталий Бианки. У него мне запомнилась книга "Лесная газета". Василий Песков. Он вел на протяжении долгих лет рубрику "Окно в природу" в газете "Комсомольская правда". Писал отдельные книги о своих путешествиях по миру и России.

Так что интерес к творчеству зарубежных писателей писателей, любивших природу и путешествия, хорошо сочетается с уважением к своим мастерам.

4. НАЗАД К ЦИВИЛИЗАЦИИ

О чувствах и эмоциях при возвращении из леса в цивилизацию написано в тысячах материалов и книг. Нет нужды дополнять их своими впечатлениями.

Возвращаюсь в город на неторопливой электричке. Как полезно бывает побыть одному вдали от городов и людей. Иногда только это дает настоящий отдых от повседневной суеты.

На вокзале прохожу через рамку, и та закономерно звенит. Ведь в рюкзаке две пилы, топор, лопата. Два молодых полицейских с интересом осматривают его. Проверяют документы. Спрашивают, откуда еду. Удивляются: что делать в лесу зимой целый день?

- У тебя и нож, поди, есть.

- Есть.

- Покажи.

Достаю его из заднего кармана вещь-мешка. Потому что читал, что в городе нож на поясе носить, вроде как, нельзя. Можно только если он зарегистрирован и человек имеет разрешение на него, как на холодное оружие.

Полицейский, похоже, немного разочарован тем, что нож у меня оказался не на поясе. Наверное, думал прочитать какие-нибудь нравоучения. Достает из ножен и удручается еще больше.

- Да разве же это нож? - и возвращает с кислой миной.

- Мне хватает.

Подходит старший коллега этих ребят:

- Из леса, говоришь? - весело, с доброй завистью, интересуется у меня, - Чувствуется-чувствуется! Пахнет дымком.

Улыбнулся. У каждого свои приятные воспоминания о выездах за город. Меня мирно пропускают. Снаружи стремительная сверкающая круговерть вечернего города. В стальной банке маршрутке возвращаюсь обратно — к урбанистическому быту.

P.S.
Дома за кружкой крепкого чая смотрю фотографии из похода. Глажу мурлыкающего на коленях кота.

Открываю книгу "Джеймса Оливера Кервуда. "Долина молчаливых призраков":

"Перед тем, как стальные рельсы железной дороги врезались в Пустыню, единственным пунктом, через который только и можно было проникнуть в область приключений и в тайны великого снежного Севера была пристать Атабаска. Даже до сих пор она так и называется на местном наречии - Искватам, то есть дверь, через которую только и можно проникнуть к нижнему течению рек Атабаски, Невольничьей и Маккензи. Трудно найти на географической карте эту самую пристань Атабаску, хотя она там и должна была бы значиться, так как история этого места вписана в жизнь человечества более чем ста сорока годами трагедий, приключений и усилий и не так-то легком может забыться. Если ехать по старой дороге, то найдете ее милях в полутораста севернее Эдмонтона. Правда, железная дорога приблизила ее к этому крайнему пункту цивилизации, но по ту сторону этой северной границы цивилизации все еще властвует и показывает свою дикость Пустыня так же, как это было и тысячу лет тому назад; а воды рек целого материка все текут и текут  по ней на Дальний Север, в Ледовитый Океан".

Время действия: январь, 2014 г.


Рецензии