Даниил Гранин как выразитель лучшего в советском

  Александр Бурьяк
  Даниил Гранин как выразитель лучшего в советском
 
  Про иного советского писателя не скажешь, что еврей, пока био-
графии его не почитаешь или не заглянешь в писульки антисемитов.
С Даниилом Граниным этой проблемы нет: на большинстве своих фото
он выглядет так, как и ожидаешь от нормального ашкенази. Но дис-
сонировало "родился в семье лесника". С робкой надеждой я всё-
таки пошарил по интернету и, только обнаружив тёплый материал о
Гранине на авторитетном сайте www.sem40.ru, утвердился в мнении,
что "таки да".

  В Гранина я уткнулся, потому что попалось в букинистическом
магазине первое издание его знаменитого в своё время романа "Иду
на грозу". Недолгая попытка чтения привела к выводу, что это
мощная, добротная проза. Да и цена книги была минимальная (увы,
увы!).

                *  *  *

  О том, как начиналось. С сайта  www.ceo.spb.ru:
  "В конце 1948 года Гранин вдруг написал рассказ, про аспирантов.
Назывался он 'Вариант второй'. Даниил Александрович принес его в
журнал 'Звезда', где его встретил Юрий Павлович Герман, который
ведал в журнале прозой. Его приветливость, простота и пленитель-
ная легкость отношения к литературе чрезвычайно помогли молодому
писателю."
  Два Германа быстро нашли общий язык. Верю, что Гранина тянуть
за уши в литературу было не нужно: разве что какие-то мелочи
подсказать.

                *  *  *

  www.sem40.ru:
  "Матери - горожанке, моднице, молодой, веселой - не сиделось в
деревне. Поэтому она восприняла как благо переезд в Ленинград.
Для мальчика потекло детство городское - учеба в школе, наезды
отца с корзинами брусники, с лепешками, с деревенским топленым
маслом. А все лето - у него в лесу, в леспромхозе. Как старшего
ребенка, его, первенца, каждый тянул к себе. Это не была
размолвка, а было разное понимание счастья. Потом все разрешилось
драмой - отца сослали в Сибирь, куда-то под Бийск, семья осталась
в Ленинграде. Мать работала портнихой."
  "Отец после ссылки стал 'лишенцем', ему было запрещено жить в
больших городах. Д. Гранина, как сына 'лишенца', не принимали в
комсомол."

  "После окончания учебы Даниила Гранина направили на Кировский
завод, где он начал конструировать прибор для отыскания мест
повреждения в кабелях."
  "С Кировского завода ушел в народное ополчение, на войну.
Однако пустили не сразу. Пришлось добиваться, хлопотать, чтобы
сняли бронь. Война прошла для Гранина, не отпуская ни на день. В
1942 году на фронте он вступил в партию. Воевал на Ленинградском
фронте, потом на Прибалтийском, был пехотинцем, танкистом, а
кончал войну командиром роты тяжелых танков в Восточной Пруссии.
В дни войны Гранин встретил любовь. Как только успели зарегистри-
роваться, так объявили тревогу, и они просидели, уже мужем и
женой, несколько часов в бомбоубежище. Так началась семейная
жизнь. Этим и надолго прервалась, до конца войны."

  "Всю блокадную зиму просидел в окопах под Пушкино. Потом посла-
ли в танковое училище и оттуда уже офицером-танкистом на фронт.
Была контузия, было окружение, танковая атака, было отступление
-- все печали войны, все ее радости и ее грязь, всего нахлебался."

  Серьёзный фронтовой опыт всегда характеризует человека положи-
тельно, хотя, разумеется, отнюдь не делает святым. Воевал -- зна-
чит, был достаточно здоров, чтобы пройти медкомиссию и выдержать
психические перегрузки фронта. Не дезертировал, не предал, не
погиб по глупости. Нажил опыт, который далеко не у каждого есть.

                *  *  *

  Даниил Данин Гранин -- писатель из вполне социализированных:
  "Д.А. Гранин - Герой Социалистического труда, лауреат Государс-
твенной премии, кавалер двух орденов Ленина, орденов Красного
Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, двух орденов
Отечественной войны II степени, ордена 'За заслуги перед Отечест-
вом' III степени. Он - лауреат премии Генриха Гейне (ФРГ), член
Немецкой академии искусств, почетный доктор Санкт-Петербургского
гуманитарного университета, член Академии информатики, член
Президентского Совета, президент Фонда Меншикова." (С сайта
www.ceo.spb.ru)

  Членство в Президентском Совете -- полагаю, достаточное основа-
ние для утверждения, что на Гранине лежит весомая доля вины за не
совсем хорошее состояние современной России. Бедняга Путин беспо-
мощно мечется по Кремлю, изнывая без толковых рекомендаций, а
титулованный старичок занимает чужое престижное место в Прези-
дентском Совете и при случае вдувает Путину в уши всякую
либерально-интеллигентскую ерунду (по поводу милосердия и т. п.).

                *  *  *

  www.ceo.spb.ru:
  "Пережил Гранин и другое увлечение - путешествиями. Вместе с К.
Г. Паустовским, Л.Н. Рахмановым, Расулом Гамзатовым, Сергеем Ор-
ловым они поехали в 1956 году в круиз вокруг Европы па теплоходе
'Россия'. Для каждого из них это был первый выезд за границу. Да
не в одну страну, а сразу в шесть - это было открытие Европы. С
тех пор Гранин стал много ездить, ездил далеко, через океаны - в
Австралию, Кубу, Японию, США. Для него это была жажда увидеть,
понять, сравнить. Ему довелось спускаться на барже по Миссисипи,
бродить по австралийскому бушу, жить у сельского врача в
Луизиане, сидеть в английских кабачках, жить на острове Кюрасао,
посетить множество музеев, галерей, храмов, бывать в разных
семьях - испанских, шведских, итальянских."

  После подобных деталей моё тёплое отношение к тому или иному
писателю обычно меняется на прохладное: к покорению земного шари-
ка я отношусь очень ревниво. Полагаю, что как минимум каждый
второй советский диссидент на таких условиях (за государственный
счёт "бродить по австралийскому бушу" и т. д.) сумел бы преодо-
леть свою неприязнь к реальному социализму. А ещё возникает подо-
зрение, что Гранина выращивали в качестве советского международ-
ного эмиссара еврейской национальности на смену дряхлевшему Илье
Эренбургу.

                *  *  *

  М. Золотоносов:
  "...после смерти Д. С. Лихачёва в 1999 г. Гранин постарался
занять его место 'мудрого старца' (правда, вступил в столь тесное
сотрудничество с властями, особенно после прихода к власти В. В.
Путина, что оказался органически не способен на предусмотренные
этой ролью систематические протесты  например, в связи с уничто-
жением памятников истории, архитектуры и культуры), во-вторых, с
учётом того, что Гранин активно участвовал в литпроцессе с конца
1940х гг., в частности, в бурных событиях в ленинградской писа-
тельской организации в первой половине 1960-х гг. (последствия
'дела Бродского'), и прошёл путь, который в советский период был
путём конформиста, маскировавшегося под автора проблемной прозы,
характерными примерами которой является схематичный и глубоко
советский роман 'Иду на грозу' (1962), а позже 'Картина' (1980).
Не случайно Б. И. Бурсов назвал Гранина 'ухудшенным вариантом
Юрия Трифонова'."

  Я согласен с тем, что "Иду на грозу" -- роман глубоко советс-
кий, но я не согласен с тем, что он -- схематичный (слово "схе-
матичный" я бы оставил, к примеру, для опуса "ТАСС уполномочен
заявить" Юлиана Семёнова).

  "За исключением раннего 'оттепельного' рассказа 'Собственное
мнение' (1956), выдающегося для периода соцреализма, который
подвергся резкой критике, Гранин выглядит очень средним советским
(причём глубоко и расчётливо советским) писателем, достигшим вы-
сот в основном по административно-официозной линии. Относительным
достижением можно назвать посвящённую судьбе Н.В. Тимофеева-
Ресовского повесть 'Зубр' (1987), поднявшую необычный и проблем-
ный материал, а сверх раннего рассказа и этой повести ничего,
пусто."
  На самом деле Даниил Гранин -- не очень средний, а довольно-
таки вышесредний советский писатель: средний уровень советских
литераторов был несколько ниже гранинского.

  К расчётливой советскости я отношусь лучше, чем к расчётливой
антисоветскости, когда человек "разоблачал" Советскую власть
ровно настолько, насколько хотел пострадать ради последующих
выгод от репутации борца.
  "Зато в конце советского периода Гранин  народный депутат СССР,
член бюро Ленинградского обкома КПСС и Герой Социалистического
труда (указ от 1 марта 1989 г.). И словно в наказание 1990-е годы
отмечены двумя литературными провалами: романом 'Бегство в Рос-
сию' (1994) и 'Вечерами с Петром Великим' (2000), которые имели
искусственный успех благодаря Государственной премии 2002 г. и
300-летию Петербурга. В это время власти уже внедряют Гранина,
как картофель при Екатерине."

  "Несмотря на всё Гранин в советский период имел устойчивую
репутацию либерала, которую заработал в 'оттепельное' время, а
потом поддерживал в основном неучастием."

  Сотрудничество честных людей с Советской властью, в отличие,
например, от сотрудничества с нынешним белорусским режимом, не
было вынужденным злом, совсем уж большим компромиссом. Потому
что, в отличие от нынешнего белорусского режима, советское госу-
дарство строилось на открыто и чётко провозглашённой идеологии
(коммунистической) и старалось этой идеологии придерживаться --
там где она не слишком шла вразрез с естественными эгоистичными
влечениями власть имущих, вообще с нормальными человеческими
наклонностями и со здравым смыслом. В конце концов, беспроблемных
обществ не бывает. Не бывает даже малопроблемных. Все общества --
с большими или очень большими проблемами, только не дают себе в
них полного отчёта.

  Членство Гранина в КПСС -- ещё не показатель его настроенности
проявлять полную лояльность: можно ведь было воображать себя, к
примеру, умеренным борцом за "ленинские принципы" или даже замас-
кировавшимся троцкистом. И заметим себе, что Гранин вступил в
компартию на фронте: в условиях, когда членство в ней означало
эпизодическое попадание под призыв "коммунисты -- вперёд",
влёкший повышенную вероятность ранней смерти за Родину.
  Я бы скорее попрекнул Гранина хорошими отношениями с постсовет-
ской властью, а не с советской.

                *  *  *

  Роман "Искатели". Ни одного слова "еврей". Но есть старший
лаборант Саша Заславский, у которого "толстое добродушное лицо"
и "жёсткие  курчавые  волосы". Есть старший инженер Кривицкий
("его острого, злого языка остерегался даже техник Лёня 
Морозов"). Ещё там есть секретарь парткома Зорин. И есть Костя
Исаев -- наверное, русский, но с фамилией еврейского происхожде-
ния. 

                *  *  *

  Роман "Иду на грозу".

  Творчество Гранина -- в здравом ключе. Обнаружить у него в
"Иду на грозу" идеологическую чепуху мне не удалось, хотя он и
был членом компартии.

                *  *  *

  Фильм "Иду на грозу" (1965 год). Я его видел очень давно и,
наверное, только один раз, да и то частично. Потому что почти
ничего из него не помню. Полагаю, он не был популярным (несмотря
на участие в нём популярных актёров). Не "Мёртвый сезон" и не
"Щит и меч".

                *  *  *

  О еврейском следе в романе "Иду на грозу". След таки есть. Ну,
переть против фактов -- это было бы неправильно, а факты таковы,
что евреев среди тогдашних советских физиков имелось действитель-
но очень много. И Гранин ещё довольно-таки сгладил картину. А
если бы не сглаживал, то евреем среди его физиков был бы, навер-
ное, каждый третий.

  Не верю, что указанный след получился случайно или посредством
простого отражения действительности методом социалистического
реализма. Я думаю, след оставлен обдуманно: по-видимому, автор
считал своим долгом участие в привитии "гоям" представления, что
евреи -- такие же люди, как и все другие.
  Вообще без еврейского следа еврейскому русскоязычному автору
творить было нельзя: "свои" бы это расценили как чёрт знает что и
отказали в поддержке. Еврейское должно было чуть-чуть присутство-
вать: быть заметным для обращающих внимание и незаметным для не
обращающих.

  Любимым автором массы советских читателей Гранин мог быть впол-
не. И он им был в своё время. А вот любимым автором массы РУССКИХ
читателей он никогда не будет. Не потому, что нерусский (Конан-
Дойль и Дюма -- тоже нерусские) и даже не потому, что еврей (гол-
ливудские фильмы с еврейскими актёрами-режиссёрами зачастую имеют
в России горячий приём), а потому что он еврей русскоязычный, то
есть, не совсем свой, всё время путающийся под ногами, но посмат-
ривающий на сторону. Время актуальности Гранина ушло. Почитывать-
то его некоторые русские интеллектуалы всё ещё будут, но не для
того, чтобы узнать квалифицированное мнение по тому или иному
вопросу, а для того, чтобы узнать квалифицированное ЕВРЕЙСКОЕ
мнение. Против этнического начала не попрёшь. Так же, как не
попрёшь против фактов. В СССР существовало и мощное надэтническое
-- советское -- а в постсоветской России её надэтническое
"россиянское" воспринимается многими русскими как направленное
против них.

                *  *  *

  То, что Гранин не вступился в своё время за вырожденца Иосифа
Бродского -- сквернослова и порнографа, -- характеризует Гранина
положительно. НА КАКОМ ОСНОВАНИИ Гранину было вступаться? На том,
что Бродский -- талант? Но таланты бывают и разрушительные -- и
это как раз случай Бродского. Когда творцам вроде Бродского доро-
га открыта, общество становится хуже.
  На самом деле Гранин подошёл к "делу Бродского" довольно кор-
ректно и даже объяснил, почему считает сложной проблему оценки:
  "По существу сегодняшнего вопроса я хотел ещё сказать одно:
неверно, когда говорят, что Бродский -- это человек, стоящий вне
литературы. Стихи Бродского способные, одарённые; есть, конечно,
и плохие, негодные стихи, но рядом стоят хорошие, он популярен
среди молодёжи; из-за этого всего и сыр-бор-то разгорелся, если
бы это был бездарный человек, политическое ничтожество, не ввя-
зывалось бы в это дело столько людей." (ЦГАЛИ СПб. Ф. 371. Оп. 1.
Д. 477. Л. 142142 об.) (цит. по М. Золотоносову).

                *  *  *

  Разговор о Данииле Гранине -- возможность вспомнить Василя
Быкова. Можно сопоставить их в части жизненного пути и в части
творческой продукции. Оба фронтовики. Оба члены КПСС. Один --
еврей, не выпячивавший своей еврейскости, другой -- белорус,
женатый на еврейке и заискивавший перед еврейской общественнос-
тью. Один -- мастер стиля, другой -- поставщик примеров того,
как писать не следует. Один сосредоточивался на теме созидания,
другой застревал на теме войны и увлекался убийством своих
героев. Оба своевременно и удачно перешли в антисоветчики. Оба
под конец жизни -- "совести нации" или что-то около того.

                *  *  *

  Сын репрессированного лесника Даниил Гранин был и членом КПСС,
и отличным СОВЕТСКИМ писателем. Вообще, в Ленинграде 1960-х тру-
дилась целая плеяда молодых (вообще или только в литературе)
видных советских авторов еврейского происхождения (рядом указаны
количества ссылок в Яндексе по состоянию на июль 2012 г.):
        Даниил Гранин         77 000
        Натан Эйдельман       18 000
        Даниил Данин          12 999
        Илья Штемлер           8 000
        Сергей Довлатов      258 000
        Юрий Домбровский      59 000
        Давид Самойлов       159 000
        Владимир Рецептер     10 000
        Владимир Уфлянд        6 000
        Владимир Марамзин      6 000
        Семен Ласкин          16 000
        Борис Рацер           46 000
        Яков Длуголенский      6 000

  Для меня, скажем, Илья Штемлер как писатель интереснее Даниила
Гранина, а для большинства других вот получается наоборот. Вооб-
ще, всякие такие ссылки -- дело довольно загадочное. Можно пред-
полагать, что кто-то из литераторов взял больше матерщинкой и/или
интимными подробностями, кто-то антисоветчинкой, кто-то -- тесной
дружбой с властями. Про треть людей из этого списка я прежде не
читал и не слышал, а вот поди ж ты: для кого-то они до сих пор
значимы.

Литература

  Гранин Д. "Иду на грозу.

  Золотоносов М. "Другой Гранин, или Случай с либералом" (с сайта
  www.litrossia.ru)


Рецензии