Книжная графика С. В. Чехонина

из сборника ДОЛК РСФСР "Актуальные проблемы теории и истории библиофильства"

1. Своеобразие творческой судьбы художника, «парадокс Чехонина»: с одной стороны, принципы «Мира искусства», с другой — черты универсализма, проявившиеся в годы революции, когда Чехонин становится одним из самых популярных мастеров, а динамичная стихия его творчества накладывает отпечаток на все искусство того времени.

2. Чехонин — характерный представитель второго поколения «Мира искусства». Многообразие его творческих притяжений: станковая и книжная графика, шрифты, плакат, живопись, театральная декорация, одновременно с этим воскрешение культуры старинных ремесел и искусств — миниатюра, финифть, роспись фарфора, декоративная роспись в интерьере. Приоритет графики.

3. Сатирическая графика Чехонина 1905—1906 гг. Карикатуры в журналах «Маски» и «Зритель». Влияние мюнхенского «Симплициссимуса». Приемы деформации, гротескного изображения, которые впоследствии проникают в его оформительские работы, в детскую книгу, в роспись на фарфоре. Заострение художественной формы, ее пародийное «остранение» помогли Чехонину приобщиться еще в предреволюционные годы к внешней стилевой характерности «левых» направлений.

4. Чехонин — последовательный неоклассик в приверженности к старым ремеслам, в высоком техницизме своего искусства, в тяготении к чеканной строгости к патетике изобразительных форм. Кроме того, в творческом багаже художника— старое европейское и русское искусство. Особую важность приобретает обращение к народному творчеству.

5. Формирование архитектоники чехонинской обложки Классический книжный фасад с симметрично расположенным шрифтом обогащен необычайной выразительностью орнаментальных форм, стилизация подчинена превращению формы в новую декоративную предметность. Жизнь природных форм для художника не отвлеченная схема, а живая структура. Поэтическое начало орнаментальной графики Чехонина имеет основой национальную традицию.

6. Особенности стилистики Чехонина — декоратора книги: строгая дисциплина формы, ее графическая активность, энергичное движение пера, богатство фактуры, созданное чехонинской кистью, декоративная насыщенность книжного листа, его конструктивная выстроенность. Чехонин «... один из держателей традиций искусства, сосредоточившихся на задачах технической культуры» (Н. Пунин, А. Эфрос, С. В. Чехонин. П., 1923, с. 26). Работа над шрифтами.

7. Расцвет искусства Чехонина в годы революции. Активизация художественной формы с сохранением ее декоративной сущности — в этом смысл чехонинского новаторства. Его неоклассика трансформируется под влиянием искусства авангарда. В своеобразии сплава индивидуальной характерности и стилевых напластований, в сочетании острой реакции на современность и определенного художественного конформизма — особенность и противоречивость творчества Чехонина. Художник открыт всем новациям, но цель остается прежней — поиски декоративного синтеза. Разнообразные пластические приемы существуют для того, чтобы повысить экспрессивность графической формы.

8. Новые черты в книжной графике Чехонина революционных лет. Декоративный синтез формируется на основе переосмысления предметных форм в русле развития пластически- выразительных возможностей художественного языка. По¬пытка декоративного объединения контрастных тенденций современного ему искусства. В основе своей — это не принцип творческой идеологии, а одна из форм стилизации, доведенной до границы разрушения сложившегося канона. Развитие в книге принципов ансамбля, усиление внимания к адекватности литературного и изобразительного начал.

9. Детская книга Чехонина 20-х годов. Роль народного искусства в ее становлении, аналоги с сатирической графикой. Новые темы и образы, своеобразие чехонинской манеры, отличие его работ от статики и созерцательности мирискуснической детской книги.

10. Возрастающая функциональная и декоративная роль шрифта. Создание новых рисунков алфавита. Богатство конструкций и фактур чехонинских шрифтов обогатило ленинградскую графику 1920-х годов.

11. Диалектика контрастных качеств в творчестве художника — рационализм и искренняя увлеченность, поэтизация мира и гротескное изображение его, стремление к эстетизированию приема и материала и его пластически-взрывчатое заострение. Для нас Чехонин — в первую очередь, художник эпохи великих свершений, в чьем творчестве навсегда запечатлен героический пафос революционных лет.


Рецензии