Что унаследовал россиянин от советского человека

                С 1987 г начал свою работу аналитический центр Юрия Левады. Центр регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования . Что такое «заказные», я , думаю никому объяснять не нужно. Центр постоянный участник конференций и круглых столов фонда «Либеральная миссия», Московского Центра Карнеги, Горбачёв-Фонда, общества «Мемориал», публичных лекций «Полит.ру», Московской высшей школы социальных и экономических наук и «Интерцентра» (симпозиум «Пути России»),общественного центра им. А. Д. Сахарова, Ходорковских чтений, международных конференций и симпозиумов. Ведущие сотрудники центра прошли обучение и стажировку в исследовательских компаниях США и Западной Европы. В течении последних двадцати лет западные СМИ и политики неудержимо пытаются очернить советское прошлое и самое главное черты советского человека и представить российского обывателя в виде негативного советского прошлого и выше названный центр помогает им в этом.
                Давайте будем разбираться. Кто же на самом деле был советский человек? И какие черты унаследовал россиянин от своего прошлого?
                Прежде всего, приведем в качестве примера высказывания наших соотечественников, которые приводят, сами сотрудники Центра:

• Вот что пишет Сергей из Запорожья: «Еще классик когда-то написал, что Российская империя - это тюрьма народов. А в зоне, как известно, свои законы. Эти порядки и стали стилем жизни «совка», а позже - гражданина Российской Федерации».
• Ему вторит человек, который подписывается «Немо»: «Туфту» - лагерное отношение к работе и собственности. Только у нас владелец ворует на своем предприятии».
• Александр из Серпухова: «Мы не сеем, не пашем, не строим, мы гордимся общественным строем. Теперь мы гордимся Путиным, Медведевым и Ксюшей».
• Борис из Новгорода: «Нынешний россиянин ничем не отличается от «человека советского» и от других « Homo sapiens», независимо от их места проживания. Иметь побольше «хлеба и зрелищ» и поменьше тратить сил на это. А при неудачах - бурно искать виноватого на стороне».
• Олег из Санкт-Петербурга: «Самые досадные недостатки, оставшиеся от советского времени, - это, прежде всего, трусость и леность ума, а также умение гнуться до земли и преклоняться перед любым «ваше превосходительством».
• Арсений из Санкт-Петербурга: «Пока мы ничем не лучше их. Наоборот. Мы наглее, жаднее. Мы меньше читаем, меньше думаем. Высоцкого заменил блатной шансон, фантастику - фэнтези, а научно-популярные журналы - гороскопы и мистика. Гордиться пока нечем...».
• Валентин из Иваново считает, что унаследовал россиянин от советского человека необычайную живучесть. «Наша трудовая пенсия на 1 тысячу рублей меньше норматива пособия на стерилизацию бродячей собаки в Москве», - пишет он.
• Дарвин из Берлина: «Враждебность к Западу».
• И Петрович из Афин считает, что россиянин унаследовал от советского человека самые лучшие качества - веру в силу любви, умение дружить и делиться с товарищем, взаимопомощь. «Я, - пишет он, - жил во многих странах и знаю, o чем говорю. Советские - лучшие!».
• А Валентин из Иваново считает, что унаследовал россиянин веру во всемогущество насилия. «Стремление решать все проблемы кулаком. Подавление инакомыслия внутри страны и война на экспорт». Вот такие мнения.
Из всех этих высказываний видно, что больше всего проявляется критический настрой и, вместе с тем, известную противоречивость. И скорее всего это можно назвать противоречивостью сознания или противоречивостью оценок современных россиян, в том числе и по отношению к советскому, а также и по отношению к Западу тоже. Вроде бы, привычка к опеке государства и, вообще, большой расчет на государство. Но, с другой стороны, при этом большая часть россиян считают, что они, вообще от власти никак не зависят, о гражданских правах не думают и во всем могут рассчитывать только не себя. Вроде бы насилие насилием, но люди с осуждением отмечают, что за прошедшие годы насилия, хамства, грубости, и вообще, следов одичания стало больше, и их это беспокоит. То есть вроде как, с одной стороны, привыкли, а с другой стороны, не хотели бы к этому привыкать.
Они несут в себе и советское, они несут в себе и 1990-ые годы, хотя очень не хотят этого признавать.
Борис Дубин в свое время говорил: «Меняются акценты, изменения происходят в разных возрастных группах, с разной скоростью и по-разному. И советское, может быть, теперь уже с поверхности все больше и больше уходит в глубину, то есть в саму конструкцию человека. Отходит от внешних символов, хотя и они тоже есть, и уходит как бы в глубину сознания, в само его устройство принципиальное».
Рассмотрим еще в качестве примера вопрос : «Сожалеете ли вы о распаде Советского Союза?».Ответы также были собраны Центром.
• Лучше, мне кажется, когда был Союз. Как-то все были дружнее, мы нуждались друг в друге, промышленность у нас была общая: там моторы делают, здесь еще что-то делают.
• Союз – это вообще державная страна, крепкая, могучая была. И никому от этого не было плохо.
• Не жалею. Потому что каждая страна взяла свой курс, как, кажется ей, лучше для народа будет.
• Мы потеряли не только масштабность и величие, но мы потеряли и немножечко уверенность в себе. Я считаю, что тогда, действительно, искоренялась национальная рознь.
• Сожалею о том, что родственники в Литве, в Латвии, на Украине – ни приехать, ни уехать.
• В общем-то, это, конечно, плохо, что Союз распался. И в то же время многие республики жили за счет нас.
• Сожалею только о том, что в Советском Союзе давали квартиры, а теперь их не дают. Путевки давали. Ну, сейчас всё уже: и Советского Союза нет, и работы нет, и ничего нет.
• Конечно, плохо. Был один великий народ. Он объединялся, объединялся, а потом опять разбили.
• Гарантированная работа, гарантированная учеба была, а сейчас – ничего. Как хочешь, так и выживай.
• Нет, не жалею. Стало лучше. Все равно люди свободнее стали, увереннее в себе.
• Нет, не жалею. У каждой страны свое будущее. Смешивать народы, мне кажется, не надо.
• Все было проще. Конечно, сейчас хорошо, и здесь всего полно, но все нам недоступно. А сколько молодежи сейчас без работы...
• Раньше бананов не было. Сейчас хоть это есть. По телевизору смотришь – программ вообще не было.
• Конечно, жалею. Потому что работать негде, в 50 лет уже не устроишься никуда.
• Конечно, жалею. Тогда была жизнь. А сейчас не жизнь, сейчас же анархия настоящая. Цель какая-то была. А сейчас без цели, сейчас все одним днем проживут – и все.
По анализу Центра, жизнь в Советском союзе, в хорошем смысле слова является вымыслом или мифом, не имеющая никакой близости с теми высказываниями людей, которые отвечали на вопросы Центра. А именно, представления о возможности человека найти работу, которая принесет ему удовлетворение и хороший заработок, мифологизированы полностью. Далее они продолжают : «Смотрите, какие слова употребляли опрошенные в этом устном опросе. Они говорили о том, что был единый народ, и этот народ разбился. Да не был этот народ единым! Никто из тех, кто помнит Советский Союз, честно, глядя в глаза, не скажет, что был единый народ. Да не было его! Никогда его не было! Было сбитое целое: сначала – силой, а потом, некоторое время, – идеологией, а потом – привычкой. Но с народом все было далеко не так. Если бы мы сейчас опросили не жителей Оренбурга, а жителей, например, Киева, Львова, Таллина, Одессы и еще многих городов, то, я думаю, вряд ли мы услышали бы там большие сожаления о Советском Союзе и тоску по единому народу».
                Малая толика людей с окраин в виде Киева, Львова, Таллина, Одессы и прочих имеет право не сожалеть о Советском союзе, но основная масса советского населения проголосовало на референдуме за сохранение СССР и почему и на каком основании Центр должен мифологизировать данное отношение к государству для представления данного факта молодому поколению? А не похоже ли это на открытое и враждебное извращение фактов советской действительности. И где-же в СССР была проблема с устройством на работу, которая принесет удовлетворение? По крайней мере я такой проблемы не испытывал и все мои друзья тоже. Лентяи, шарлатаны, бездари и прочий сброд, который есть и сейчас и не только в нашей стране, действительно не имели возможности нормально трудоустроиться, но зачем создавать негативные мифы.
Анализируем дальше высказывания Центра : «С другой стороны – государство. Вот о государстве действительно тоскуют. И российский человек, как советский человек, - он человек государственный, он ощущает себя государственным подданным. Он очень многого бы хотел от государства, он бурчит на него и не верит в то, что государство поможет, но как бы, с другой стороны, ему особо надеяться не на кого, поэтому он человек (хочешь – не хочешь) государственный. И вот есть это представление о том, что была великая держава, было государство, которое, вроде бы, все-таки нас каким-то образом подкармливало, а с другой стороны, это была держава, которая себя ставила в мире на первые места. И вот об этом, в самом деле, есть тоска. А вот, что, касается идеологии. Ну, вообще говоря, к 1970-ым годам от советской идеологии, которая очень стремилась себя именно в 1970-ые годы укрепить, в общем, практически ничего не осталось. И легкость, с которой распался Советский Союз... Ведь, дорогие друзья, вспомните, что его никто не разрушал, но его никто и не защищал. Все-таки легкость, с которой распалась эта как бы крепкая, как вы говорите, страна, по-своему поразительна. Видимо, никакой крепости там на самом деле не было».
                И опять  мифическая ложь. В 70-е годы СССР был как некогда в силе. И вспоминать, что его никто не разрушал и не защищал, тоже вряд ли кто будет так, как таких воспоминаний просто нет априори . На протяжении всего послевоенного периода американская пропаганда и политиканы целенаправленно и цинично уничтожали духовную составляющую советских людей, внушая им через паразитов живущих на территории СССР о «красивой» жизни за океаном. Только эти слова не имели ничего общего с этой жизнью. Съездить отдохнуть на десять дней или жить там постоянно имеют под собой очень сильные отличия. Общество «равных» возможностей не много, не мало очередной миф американского благоденствия. Единицы наших соотечественников добились там какого-то успеха, а основная масса работают в услужении у этой ковбойской нации. Если кому – то хочется работать посудомойкой или дворником, имея образование, до конца жизни и быть плебеем , пожалуйста.
Читаем дальше  сообщения от наших соотечественников: «Что унаследовал россиянин от советского человека»?
• Один из слушателей пишет: «В сознании русского человека «коллективное» доминирует над «индивидуальным».
• Немо пишет: «Крайнюю лживость - черту всех рабов. Страна катится в тартарары, а мы вопим об «экономике на подъеме».
• Арвид из Москвы: «Отсутствие критического отношения к средствам массовой информации. Легкая внушаемость, культ власти».
• Ирина из Нью-Йорка: «Тот же самый тип, но в других предлагаемых обстоятельствах. Тот же человек, но в норковой шубе и с бараньей костью во рту».
• Сергей из Санкт-Петербурга: «Покорность».
• Валерий из Красногорска: «Зависть и ненависть к ближнему. Каждый день дети России смотрят в потухшие глаза стариков России. Чего ждать?..».
• Владимир из Луги: «Унаследовал психологию подростка, который хочет чувствовать себя взрослым, но боится ответственности. Отсюда и популярность политических деятелей, которые используют в публичных выступлениях терминологию дворовой шпаны».
• Владимир из Омска: «Ксенофобия, зависть, ненависть ко всему «не нашему» и трогательная любовь ко всему, что исходит от «нас». Рабская психология и вера в «доброго дядю» - начальника».
• Виктор из Нью-Йорка: «Раб в душе советского человека не сконцентрирован в какой-то одной ее области, а скорее окрашивает все происходящее на ее мглистых просторах в цвета вялотекущего психического перитонита, отчего не существует никакой возможности выдавить этого раба по каплям, не повредив ценных душевных свойств».
• И с пейджера сообщение. «Стадность и безответственность унаследованы россиянами от Советского Союза» - пишет Сергей Митрофанов.
                И снова переворачивается,  переиначивается  мнение нашего населения. «Нам кажется – продолжают работники Центра - (и судя по нашим данным, это похоже), что прямая тоска по СССР и прямая гордость советским, - это все-таки потихонечку идет на спад. Но, мне кажется, это перерождается в другое. То есть то же самое, но несколько другое. А это другое – это сознание своей особости. Скажем, свыше 40 процентов сегодняшних взрослых россиян уже не считают, что до 1985 года было лучше и нужно туда вернуться. Под 40 процентов (36 или 38 процентов), вообще говоря, не сожалеют о распаде СССР. Это большая цифра. Но при этом растет, во-первых, ощущение того, что у страны особый путь, и она во всем особая, и человек у нас особый, и власть у нас особая, и политическая культура у нас особая. А с другой стороны, ощущение того, что мы окружены врагами. Вот это очень интересный синдром. Видимо, в странах, которые строят себя как просто демократические страны, не желая никаких особых отличий, - там как-то образ врага не востребуется. А образ врага очень востребуется тогда, когда страны начинают настаивать на своей особости. Вот этот показатель особого пути, особой политики, особого характера российского, советского человека, - он постоянно растет на протяжении 1990-ых и 2000-ых годов. И вообще, 2000-ые годы в этом отношении интересные. Они сейчас в большой мере влияют и на оценки советского, и на оценки самих себя, и на оценки мира и места страны в мире.
                Зайдите на любые форумы и посмотрите высказывания наших соотечественников. Количество людей желающих вернуться в советскую эпоху неуклонно растет с каждым днем и высказывания относительно сегодняшнего олигархического бардака и циничного предательства интересов России получают широкую известность и никакие искусственные занижения оценок активности населения в этом не принесут плоды. Видимо сотрудников данного Центра, плохо обучали там за океаном, если они не знают ментальности нашего населения.
                Вот , что касается молодежи, то здесь они преуспели, запудрить мозги не «гражданскими свободами», а свободой в виде «кайфа». Делай что хочешь, веди себя как хочешь, никаких нравственных и моральных ограничений. Свободная любовь, необязательность создания семьи. Родили детей и от них отказались, зачем себя обременять. Вот они западные ценности, которые успели запустить в мозги нашей молодежи. Совершенно наплевательское отношение к пожилым и старым людям. В трамваях и автобусах сегодня на местах сидит молодежь, а старики стоят в проходах. Наплевательское отношение к пенсионному обеспечению, приводит к нищенскому существованию многих стариков, увеличение пенсионного возраста, при отсутствии рабочих мест вообще является абсурдом в сознании чиновников. Складывается такое впечатление, что кто- то сознательно нажимает на все эти больные клавиши и пытается играть мелодию реквиема.
                Молодежь ориентирована на любой доход, только бы были деньги. Совершенно стерлось понятие порядочности, которое всегда в нашей стране было на первом месте. И порядочный заработок тоже ушел даже не на второй, а на десятый план. Воровство, стяжательство, наплевательское отношение не только к людям, но и к самому государству. СМИ и на телевидении  в бесконечных сериалах и передачах типа «Дом-2» приветствуется распущенность нравов и продажность. Старики стали ощущать себя заброшенными членами общества, все их достижения забыты и стерты из воспоминаний, хотя все чем пользуются эти заблудшие юнцы, было построено и заработаны этими стариками и страна защищалась этими стариками.
                Вот этот показатель в целом по стране растет. Доля людей, которые считают, что нынешнее время – это их время, - она выросла по сравнению с 1990-ми годами, но выросла, конечно, прежде всего, за счет самых молодых и, так сказать, молодых взрослых, то есть уже самостоятельных, 20-летних людей, заведших семью, нашедших работу и так далее. Растет привязанность к государству одновременно с попыткой гордиться им. Это «достижение», если можно так сказать, 2000-ых годов. Плюс внешняя все большая освобожденность молодежи. Хотя общие цифры по стране, по людям, которые завели собственное дело, несколько выросли в последние год-полтора, когда, конечно, денежные вливания в страну в связи с выборами, со сменой президента были гигантскими, и население, конечно, ощутило это как некоторый подъем благосостояния. А с другой стороны, как бы ответ на свои привычные ожидания, что «вот, наконец-то, государство стало исполнять свои обещания и по отношению к нам ведет себя правильно.
                Единственное различие между нынешним обывателем и советским в том, что нынешний потерян во времени. Он не знает зачем он выполняет свою работу в офисе с кондиционером. Он не знает куда бы ему приложить нерастраченную физическую энергию. Он лишен смысла жизни, так сказать. Советский же обыватель знал . Перед советским обывателем не стояло вопроса выбора досуга. Он посвящал досуг своему развитию. Его глаза горели азартом, он имел цель! Безудержное стремление к образу блага.
                Потом страна была в форс-мажорном состоянии почти десятилетие, и вот сейчас мы пришли к тому, что у нас, наконец-то появился обыватель. То есть тот человек, который уже не занят выживанием, а занят погоней (впрочем вялой) за материальным благополучием в довольно крупных размерах. Обывателя холит и лелеит рынок. Рыночная экономика дает ему возможность хоть каждый день покупать колбасу, птицу, мясо ( хотя и не настоящее), но его это пока мало волнует( до старости еще далеко). Причем, для патриотично настроенных обывателей дает возможность покупать всю эту продукцию нашего производства.
                Для того, что бы купить все это нужны всего лишь деньги. Согласитесь, зарабатывание денег отнимает гораздо меньше душевных и физических сил, чем повышение квалификации, получения высшего образования, чтения книг наконец, посвящения свободного времени своей семье и совместного отдыха.
                Как пишет один обыватель : «Я, как вы знаете, работаю кладовщиком (в том числе). Поднимаю с этой деятельности очень жиденькое по московским меркам бабло, но вот сегодня я купил 400 грамм сырокопченой колбасы и бутылочку Famous Grouse побаловаться. И знаете что? Я почувствовал в душе такую пустоту, ведь виски и колбаса достались мне слишком легко ( в чем, несомненно виноват Путин). Но я уверен, что пустота в душе лучше очистительных мук колбасного уик-энда. Если бы 27 мне было в те года, когда мне было 7 я едва ли узнал бы о том, что существует такой напиток как "Знаменитая куропатка"  и такая колбаса как сырокопченая». Вот в этих нескольких строчках  заключается вся характеристика современного обывателя.
                Далее он продолжает : « Да, наша страна, я считаю, дошла до той стадии своего развития, когда "выживание" стало экстремальным спортом, вроде сноубординга. Единственное, что требуется от обывателя - это приносить пользу. За это простенькое занятие обыватель будет неплохо и разнообразно накормлен без дополнительных усилий. Мне нравится сытое и безыдейное существование". Остается только один вопрос не закрытый. А какую пользу приносят сегодняшние молодые, да и не очень обыватели. Может быть они построили какое – то сложное производство или запустили в Космос  какой- то аппарат?

                Вот такой основной контингент молодежи, мы имеем сегодня. И это не наследие Советского союза, а осознанное выращивание парникового быдла по западным ценностям.  Их называют "МЕЩАНЕ". Это самый унавоженный пласт народа для нынешней власти. Их лозунги: "Одним днем живем" "Думай о себе, а о Родине найдется кому подумать" "Где тепло, там и родина". И вот таких ельцинских «россиян» становится с каждым годом все больше и больше. И недалек тот день, когда их дети выросшие в среде полного идиотизма заполонят наши улицы с очередным «майданом». Именно в такой среде мещан вырос  на Украине фашизм.
                И другая сторона медали - советский человек, высоконравственный,образованный, с широким кругозором, с широкими интересами по жизни, с добрыми понятиями о семье, в прямом смысле интернационалист, с высокими целями и понятиями по жизни, с уважением старости и много других черт, которые были неотъемлемыми чертами его характера.


Рецензии