Акварели

Июльский полдень

Июль, я подружилась с тобой! С твоими подсолнухами, персиками, густой зеленой листвой и небом – бездонным синим небом, настолько ярким, что, если глядеть в него долго-долго, начинает кружиться голова. Море в июле похоже на глазурь, в которой, как на палитре художника, смешались оттенки от бирюзового до алого, а он все водит кистью по холсту, смешивая краски и добавляя на картину чаек, лодочки и едва различимые с берега огни кораблей… Вечером, если долго бродить по берегу, можно дождаться часа, когда художник-июль выкрасит небо в багряный цвет, а если повезет, то в облаках, почти у самого горизонта, удастся разглядеть силуэт красно-рыжего коня с развевающейся теплой гривой и даже дотронуться до нее кончиками пальцев перед тем, как стемнеет и над морем зажгутся звезды. Звезды в июле похожи на светлячков – они отражаются в воде и указывают задержавшемуся на побережье человеку путь в сказку. В этой сказке уживаются море и лес, шум дождя и молчание скал, цвет папоротника и прыжки через костер, запах мяты и базилика, бусинки шелковицы и разноцветные вуали петуний, мальв и гибискуса. Яблоки улыбаются и манят своим теплым ароматом. Виноград наливается спелым соком и будто протягивает к нам руки. Подставляя солнцу зеленые бока, начинают округляться орехи. Трава постепенно бледнеет под жаркими лучами солнца, а, как только стемнеет, совсем рядом, пока еще робко и тихо, начинают петь сверчки. Изредка на землю падают первые желтые листья, предвещая медленно бредущую вдалеке осень. Земля вздыхает и кутается в дымку. Высоко в небе, переливаясь нежным перламутром, плывут облака. Внезапно начинается гроза и приносит уставшей от зноя земле долгожданную свежесть и влагу.Капли дождя оседают на листьях растений. Цветы покачиваются на стеблях, а деревья подставляют падающим с неба капелькам свои зеленые ладони. Утром на сочно-бордовый цветок мальвы прилетает божья коровка. Исследовав стебель и листья, она расправляет крылышки и летит в неизведанные дали, где ее ждут новые цветы и новые приключения. На улице появляются первые прохожие. Шум воды и пение птиц пока еще громче звуков, издаваемых людьми и автомобилями. Доброе утро, июль! Ты снова принес мне персики, подсолнухи и маленький морской камушек, зажатый в ладони… Преврати меня в чайку, и я буду летать над просторами, которые ты разрисовал для меня своей волшебной кистью. А однажды я поймаю рыбу, которая откроет мне тайну всех морей, но это уже будет совсем другая сказка…

Август

Как знать, встретимся ли мы когда-нибудь с тобой, мой далекий, мой милый, мой добрый коралловый август?
Среди желтых дождей, в тишине сверкающей звездами ночи, пробираясь сквозь сизое полотно туманов, придешь ли, станешь ли ты вновь героем моих превращений?
Прощай, прощай, виноградная гроздь моих снов, ярко-красный огонь георгинов, застывший в моих ладонях. Томное, бронзовое солнце, забросавшее землю янтарными копьями. Я напилась твоего безбрежья!
Остаюсь на земле, где осень снова будет поить меня прохладой. И в радужной рамке станет одним фарфоровым сердцем больше. И, затаившись, как раненый зверь, я буду снова ждать твоих пепельно-рыжих закатов…


Октябрьский день

Сколько впечатлений можно получить, если прогуляться осенью по морскому побережью! Часто даже в теплую солнечную погоду у воды стоит туман и не видно горизонта; и если в такой день, идя вдоль берега, остановиться и долго всматриваться вдаль, можно ощутить, как пространство затягивает куда-то, оттого что не видно его границ. Когда туман рассеивается, можно увидеть косяки мелких рыбок в воде, большие черные камни, а у самой воды – чаек и ворон, которые в поисках пищи медленно ступают, переминаясь на тонких лапках и оставляя на песке паутинки следов, разбегающихся в разные стороны: чайки – перепончатых,  а вороны – крестообразных. Интересно смотреть, как взлетает чайка, как потешно она держит лапки, пока не поднимется на достаточное расстояние... Много приятных минут доставляет наблюдение за игрой собак: маленькие и большие, лохматые и короткошерстные, они бегают по песку друг за другом, приносят палку или мяч хозяину, окунаются в прохладную зеленоватую воду и плавают, а затем радостно выбегают на берег, отряхиваясь и разбрасывая множество брызг... В это время людей на побережье мало – обычно это хозяева собак, играющих в воде, рыбаки, расположившиеся на волнорезе и перебирающие снасти, пожилые пары, которые неспеша бродят у воды,  или случайно забредшие прохожие, решившие отложить дела и подышать морским воздухом. Никто никуда не спешит, никто не шумит, поэтому можно услышать шум воды и гул маяка – привычную звуковую картину октябрьского дня. В середине осени склоны у моря - бурого цвета, с желтоватыми пятнами кустов, среди которых иногда появляются пламенно-красные листья или ярко-синие головки цветов. Если подняться наверх и побродить под деревьями, можно стать свидетелем любопытного зрелища: ворона бросает на землю орех, слетает за ним вниз, подбирает его, поднимается на небольшую высоту и снова бросает. Орех, щелкнув, откатывается немного в сторону, и ворона, снова слетев на землю, подбегает к нему, деловито осматривает и пытается разломать клювом. После нескольких попыток она берет орех в клюв и улетает куда-то, чтобы съесть свою добычу вдали от посторонних глаз…
В воздухе пахнет осенью - этот запах ни с чем невозможно перепутать: в нем – смесь соленых брызг, осевших на песок, мокрых веток кустов, остатков травы и листьев, усталой земли, последних цветов, орехов, яблок и шиповника… А после возвращения с прогулки еще долго остается ощущение мягкого песка под ногами и влажной земли, покрытой разноцветными листьями, и вспоминается шум воды, гул маяка вдали, редкие крики чаек и прохладные объятия тумана, скрывающего горизонт…



Портрет ноября

Люди не любят ноябрь. Говорят, в ноябре сыро, холодно и уныло. Всюду слякоть и голые деревья. А у меня получилось увидеть ноябрь иначе – мне он предстал золотым, задумчивым и немного робким, похожим на замерший силуэт человека, на тень рыжего кота, на след вороны на первом снегу… Как будто вдалеке кто-то зажег свечу в родном окошке и ждет меня, тихо напевая песню. Или совсем рядом незнакомый фонарь проснулся и решил осветить утонувшую в листьях тропинку, по которой я тихо бреду, удаляясь в осеннюю даль, примеряя туман, как шарф, и кутаясь в ноябрьские сумерки. Ноябрь – теплый, добрый и совсем не страшный. Его ладони пахнут хризантемами, а в складках плаща прячутся сны и сказки. Я дружу с ноябрем и совсем не боюсь его стылой пасмурной дали, потому что за ней открывается новое пространство красок и улыбок. Ноябрь угощает меня глинтвейном и надевает разноцветные варежки на мои слегка озябшие руки. Я чувствую себя желанной гостьей в его владениях, где плывут осенние корабли, где Ежик и Медвежонок считают звезды, а лошадь вздыхает в тумане.
…А ноябрь грустно смотрит на темную реку, по которой плывут и тихо шепчутся о чем-то опавшие листья, - ведь и ему скоро в путь: на пороге стоит и зовет его за собой уходящая тихой походкой осень…


Рецензии