Забытый рассказ об эффективности и компетентности

Забытый рассказ об эффективности и компетентности.

Существует бесчисленное количество самых разных публикаций на тему организации работ, процессов, бизнеса и т.д. Множество учителей бизнес школ преподают основы организации в серьёзных учебных заведениях. Студенты, которые там обучаются, платят немалые деньги за то, чтобы узнать одну из самых великих тайн современности - как организовывать бизнес-процессы или различные мероприятия. Онлайн-гуру проводят семинары, вебинары, обучая людей по всей планете тайнам ведения бизнеса. Короче говоря, тема организации весьма востребована в народе, и люди с жадностью поглощают эти данные.

Самое смешное в этом то, что в большинстве случаев люди пытаются изучать то, что они и так уже знают. Без знания основ организации совершенно невозможно вести домашнее хозяйство, налаживать быт и т.д. Хорошая хозяйка имеет отличный потенциал стать большим руководителем. Она знает основы организации. Дело лишь в малом - постепенно повышать для нее степень сложности поставленных задач. И через некоторое время она сможет уверенно организовывать деятельность любого масштаба, начиная от небольшой компании и заканчивая целым городом или даже страной. Удивительно, но основы организации - они и есть основы, применимые к любой деятельности.

Наблюдая жизнь, я удивляюсь тому, что люди почему-то думают, что организация, например, уборки урожая - это одно, а организация добычи нефти - это совсем другое. Это не так. Основы организации этих двух совершенно разных типов деятельности одни и те же. Внедрение этих основ, их использование и приводит к повышению эффективности. Нужно только лишь слегка поразмыслить и действовать, базируясь на этих принципах. Один интересный случай из моей собственной жизни наглядно это может проиллюстрировать.

Я учился в средней школе во времена "развитого социализма". Тогда довольно часто устраивались общественные мероприятия, работы, где люди трудились без оплаты. Это считалось вполне нормальным - ведь государство полностью обеспечивает всех работой, жильём, лечением и т.д. К таким общественным работам можно отнести так называемые субботники, когда людей выводили на улицы убирать мусор и наводить порядок. Для школьников же и студентов было чуть больше разнообразия. Они в обязательном порядке должны были собирать вторсырьё ( чёрный металл, бумагу ), а также урожай на полях.

Вот и наш класс 7 или 8, сейчас уже не смогу сказать точно, вывели в сентябре на поле, собирать картошку. Я и позже, будучи студентом, также ездил на поля с нашей группой, а потом и в качестве преподавателя-руководителя выезжал со своими студентами убирать наш многострадальный урожай. Впервые же я попал на уборку картошки ещё раньше, когда родители брали нас с собой убирать свою картошку. Но они не поручали нам ничего, кроме как присмаривать за большими кострами, в которых мы сжигали сухую ботву, оставшуюся после уборки.

В школе к нам относились уже более серьёзно. Как-то раз, в понедельник объявили, что завтра пойдем на поля на уборку. Мальчиков попросили взять с собой лопаты, а девочек - вёдра. Инструктировали нас очень серьёзно. Сказали обязательно взять с собой обед и горячий чай. На следующее утро мы собрались у входа в школу и ждали, что будет дальше. Никакого транспорта мы не дождались. Наша классная не осмелилась везти целый класс на рейсовом автобусе, и мы пошли на поля пешком. Предстояло пройти по улицам через весь город.

Шли мы примерно часа полтора, закинув лопаты на плечи, в резиновых сапогах и модных в то время штормовках, куртках из лекого брезента с капюшоном. На поле учительница, выступающая теперь в роли руководителя, распределила нас на четвёрки - два мальчика и две девочки - и поставила на длиннющие, до горизонта грядки. По две грядки на каждую четвёрку. Объём работы сразу повесил уныние на наши лица. Учительница-руководительница, заметив это, решила, что нас надо подбадривать и подталкивать, иначе норма не будет выполнена. Она искусственно бодрым голосом скомандовала нам, - "Та-а-а-ак, мальчики копают, девочки собирают. Поехали!"  Удивительно мудрое распоряжение, без которого вряд ли мы бы поняли, как нам предстоит работать.

Правда, пришлось нарушить её приказ, потому что девочкам в этом возрасте тяжело было поднимать полные вёдра с картошкой и затаривать их в мешки, а потом ещё волочь этот мешок за собой. Поэтому мы то и дело оставляли свои лопаты воткнутыми в землю и брались за вёдра и мешки. Иначе работа бы был вообще не выполнена, и собранная в два ведра картошка, стоящая на земле - вот и весь результат.

Первый час силы еще были, и все четвёрки двигались почти на одном уровне. Но потом я заметил, что почти все, кто работал рядом с нами, обогнали нас, причём некоторые особо жадные до работы четвёрки вырвались метров на тридцать вперед.Темп в них задавали рослые и физически сильные одноклассники, которые на уроках физкультуры возглавляли шеренгу учеников.  В том возрасте я не отличался особенной статью и физической силой. А учительница поставила нас с моим лучшим другом Серёгой, с которым на уроках физкультуры мы стояли вместе почти в самом конце шеренги. В четвёрке с нами работали две сестры, тоже среднего телосложения.

Учительница, видя, что мы значительно отстаём, уделяла нам повышенное внимание, подгоняя и подбадривая своими не совсем уместными в данной ситуации замечаниями. Я ловил редкие насмешливые взгляды своих рослых одноклассников, которые они бросали из-за спины. Эти взгляды как бы говорили, - "Ну что, умник, слабоват ты оказался на деле-то!"  Напряжение возрастало, и надо было предпринимать что-то решительное. Кислые мины сестер тоже не радовали. Они размякли от солнца и двигались вяло, уныло переговариваясь на ходу.

Я решил во что бы то ни стало догнать конкурентов-одноклассников. Я сказал Серёге, - "Давай, мы не будем помогать девкам, а будем только копать каждый свою грядку, тогда мы сможем догнать остальных." Он уныло спросил, - а
"А как же они будут тарить картошку в мешки?"  Я ответил, - "А пусть не тарят. Пусть просто собирают ее прямо на земле в небольшие кучи, примерно на один мешок, а мы потом с тобой быстро их затарим. Хотя бы не будем, как идиоты, бегать с мешками." Серёга беспрекословно согласился.

Я объснил сёстрам, чтобы они больше не собирали картошку в мешки, а просто носили бы по полведра (чтобы им было не тяжело) в кучи на один мешок. Мы быстро посчитали, сколько вёдер входит в один мешок, чтобы им можно было не думать, а просто считать вёдра, и принялись за работу. По какой-то необъяснимой причине работа закипела. Теперь мы с Серёгой сноровисто орудовали своими лопатами, не нагибаясь, не отвлекаясь, а как бы соревнуясь друг с другом - мы же были в равных условиях, с равными физическими возможностями.

Буквально через десять минут мы уже резво обходили ближайшие к нам четвёрки. Во взглядах победителей сначала возникли нотки обеспокоенности - теперь уже мы с Серёгой посматривали на них через плечо. Но потом на их лицах снова появилась тень презрения - сёстры-то все равно ковырялись где-то позади, к тому же на нашей полосе не видно было стоящих мешков - показателей готового продукта. Их лица говорили теперь, - "Ну, ну, умники-слабаки, посмотрим, кто сильнее." Но теперь эти взгляды перестали действовать угнетающе.

Учительница, завидев, что мы прём вперёд, не оставляя позади заполненных картошкой мешков, подошла узнать, в чём дело. Я весело объяснил ей, что мы с Серёгой потом затарим картошку в мешки. Она согласилась, но всё-таки не преминула предупредить, - "Если вы не закончите работу, останетесь на поле одни доделывать."  Удивительно, но её угрозы не оказали на нас никакого воздействия. Мы так же резво шли вперёд, обходя уже четвёрки лидеров. Тем временем наши сёстры тоже уже сравнялись с основной толпой - ведь они не тратили время на то, чтобы засыпать картошку в мешки.

Мы с Серегой первыми увидели конец поля за небольшим возвышением, в то время, как остальные копались далеко позади. Сёстры, Ольга и Таня тоже уже намного обогнали всех и буквально через несколько минут присоединились к нам на короткий отдых. Мы весело потрепались насчет ситуации, а потом я сказал, чтобы они отдали нам одно ведро, а сами бы не торопясь затаривали картошку с земли, насыпая неполное ведро, чтобы было не тяжело. А мы с Серёгой помчались на то место на нашем рядке, где начинались кучки картошки, лежащие на земле. На наше громадное удивление это место оказалось не так уж далеко от последней четвёрки, где копались такие же, как и мы хиляки, уныло переговариваясь друг с другом.

Да, дела! Теперь мы весело двигались по нашему рядку навстречу сёстрами. Скорость нашего сбора была ещё больше, чем скорость копания. Вот мы уже наравне с последней четвёркой. Вот уже подбираемся к лидерам. Ребята из этих четвёрок уже слегка растерялись. Они не знали куда смотреть - на нас или на сестёр. Мы же двигались навстречу другу другу. Конечно, они приняли наш вызов, но было слишком поздно. Когда мы с Серёгой сравнялись с лидерами, до конца поля оставалось ещё приличное расстояние. А ведь Оля с Таней тоже не спали. Глаза их заискрились, лица улыбались. Расстояние между нами и ими оставалось примерно таким же, как и расстояние от лидеров до конца поля. Исход был уже ясен. Мы праздновали победу.

Пройдя остаток нашего рядка в три раза быстрее, чем бывшие лидеры, мы не отдыхая (да, собственно, мы и не устали, наоборот, были на подъёме) пошли помогать последней четвёрке. Это была роскошь, которую могли позволить себе только сильные. Я быстро объяснил ребятам принцип нашей работы, и теперь мы уже в восьмером помчались к концу поля, оставляя позади кучи, которые можно было собрать буквально за минуты. Бывшие лидеры, увидев, что теперь им грозит ещё одно поражение от хиляков, забегали быстрее. Но принцип работы они не изменили. А ведь именно это было главным фактором нашего успеха.

Больше всех была довольна учительница. Ещё бы, ведь удалось организовать социалистическое соревнование на поле, да ещё без особых усилий. Мы с Серёгой ощущали себя главными героями, ловя благодарные взгляды тех, кому мы помогали. К концу поля почти все четвёрки пришли одновременно. Наши "лоси", решив сгладить свое поражение, тоже начали помогать всем подряд после того, как закончили свой рядок. Учительница подошла ко мне и, отозвав в сторонку, сказала, что напишет обо мне статью в школьную газету, чтобы отметить мои старания на уборке.

Мне, конечно, было страшно приятно, хотя каких-то особенных стараний я не предпринял, даже физических усилий было потрачено меньше. Может быть поэтому я особо-то и не расстроился, когда так и не дождался никакой статьи в газете. Только через много-много лет, изучая основы организации, я понял, что же такое я тогда сделал. Под легкое шевеление своих густых седеющих волос на голове я внезапно вспомнил этот случай, когда прочитал определение слова организация в одной из статей Л.Рона Хаббарда. "Организация (как процесс организовывания, не компания) - это подразделение действий на специализированные функции."

Так вот что я сделал тогда! Я разделил несколько сложных действий, которые выполнялись одновременно и всеми сразу на специализированные функции, выполняемые последовательно разными людьми. Эффект виден был наглядно. Усилий стало меньше, скорость возросла, а главное ..., главное стало весело работать, появился дух соревнования, дух игры. Одновременно мне стало очень жалко потраченного впустую времени, которое делось неизвестно куда, пока я не применял основы организации в своей жизни и работе, а ждал, когда это сделает кто-то другой. Как жаль, что мы не используем в работе то, что уже знаем, а все ждем, что кто-то более умный сделает это за нас.


Рецензии