Первообразы
До написания этих икон образа в визуальной культуре не существовало. Было изображение представлений. Фаюмские портреты - это не только изображение мёртвых - это скрытая мертвечина представлений, благополучно дошедшая до наших дней. Эта система - основа современного языка в искусстве.
Да, древние живописцы палеолита писали образ. Но, это начала живописи в материале.
В чём же смысл изображение Христа и Богоматери?
Форма стала однообразной. Она застыла. Переход от представления, от мёртвой плоскости к образу, к живой плоскости требовал "остановки" формы, её "корректировки".
Зачем выдумывать новые формы в системе представлений одного и того же, когда просто требовалось понять хотя бы одну форму, живущую в образе.
Формула в живописи - формы - плодитесь и размножайтесь, сменилось на - "Я есть истина". Спаситель "сжал" форму, убрал лишнее, оставив суть образа.
"Остановка формы" - это не только возвращение к утраченному образу, это нечто другое.
Иисус привнёс живое. Форма стала другой. Её смысл - в неотрывности от плоскости.
Но о другом хочу сказать. Да, образ изначально был дан спасителем чёрно-белым. Но потом настало Преображение господня.
Вот тут то все вопросы и все ответы.
Преображённый цвет - это другое. Но для человека - это слишком круто - это предел его мозгов. Правда, я беспредельщик, я пытаюсь пробиться к тайному. Пару раз дали по мозгам. Другим не советую это делать.
Что же в остатке.
Образ закрыл пространство бытия. В эти успокоенные формы можно было вписывать более утончённый цвет.
Но христиане остановились на локальном цвете, приближённым к краске.
Я написал фон за плечами Христа более сложным и менее условным. Это одно направление в живописи. Я списал фон с Христом одним цветом. Это второе. направление...
www.sharipov-eduard.com Работа "Три доски".
Свидетельство о публикации №215092701233