Перо Франц ищет перо Фриду

 
(Роберт Гернхардт)



1.
Знаете ли вы, чем отличается художник от маляра? Маляр КРАСИТ заборы, стены и даже целые дома, что, конечно тоже надо уметь, а художник - РИСУЕТ. И рисует он картины. Как раз об одном таком художнике, вернее художнице, и пойдёт речь в нашей истории. И о двух перьях по имени Франц и Фрида. А ещё  о Морице. И о маме Морица. По правде говоря,  она-то и есть та самая художница. А началась эта история в день рождения.
"Ты знаешь, какой послезавтра день?" - спросил Мориц маму за обедом.
"Ну конечно, " - ответила художница - "Твой день рождения."
"А знаешь, чего я хочу, какой подарок?"
"Ну конечно," - сказала художница -  "Каждый день тебе хочется чего-нибудь другого. Вчера это была радиоуправляемая машина, позавчера - пластинка, а позапозавчера - роликовые коньки."
"А сегодня я хочу совсем другое, " - сказал Мориц.
Мама вздохнула. "И откуда мне взять столько денег?"
"То, что я хочу сегодня, покупать не надо, а нужно просто сделать."
"Сделать?"
"Да, сделать. Я хочу, чтобы ты мне нарисовала картину. "
Мама снова вздохнула. "Картину? За два дня? И что на ней должно быть?"
Мориц вытащил что-то из кармана штанов: " Вот. Это перо."
Мама вздохнула в третий раз.
"Я нашёл его в саду, " - сказал Мориц - "И оно мне нравится. И я хочу, чтобы у меня была твоя картина, на которой нарисовано то, что мне нравится, потому что послезавтра мне исполнится - "
"Семь," - сказала художница - "Знаю, знаю! А знаешь ли ты, что картину, на которой ничего, кроме одного пера нет, довольно скучно рисовать?"
"Можешь ещё что-нибудь пририсовать, " - сказал Мориц.
"Что же?"
"Разберёмся, " - ответил Мориц и, соскользнув со стула, скрылся в своей комнате. Через некоторое время он вернулся.
"Вот. Я сунул перо в руку своему китайцу-точилке. Он мне тоже нравится, а с пером ещё больше. Нарисуешь мне обоих?"
Художница стала рассматривать китайца с пером. "Я попробую, Мориц, " - сказала она. После чего взяла альбом для рисования, обмакнула тонкую кисточку в коричневую краску и начала набрасывать контуры маленького китайца с пером.

2.
Знаете ли вы, что такое перо? Да, да, вопрос такой и есть, каким кажется - глупый. Но знаете ли вы, что у перьев есть имена, что они умеют не только говорить и летать, но даже влюбляться? Во всяком случае перья, о которых пойдёт речь в нашей истории, это умели, а началось всё с голубя. Каждому известно, что у голубей есть перья. И на одном из таких голубей выросли два пера, с прекрасными именами - Франц и Фрида. Известно так же, что у всякого голубя сотни перьев - больших и маленьких, широких и узких, однотонных и крапчатых, однако, если бы кто-нибудь решил спросить перо Франца: "Какое перо самое красивое?", он бы, не задумываясь, ответил: "Фрида!". А если бы кто-нибудь спросил перо Фриду: "Какое из перьев ты любишь больше всего?", онa бы ответилa: "Франца!" И если бы обоим сказали: "Но ведь и другие перья тоже очень красивы ", Франц ответил бы: "Не так, как Фрида!" , а Фрида бы ответила: "До Франца им далеко!" Оба были попросту влюблены друг в друга, а влюблённые всегда верят, что их возлюбленные самые красивые, самые важные и самые достойные. И в этом перья ничем не отличаются от людей. К тому же у всех влюблённых есть ещё одна общая черта: они хотят остаться наедине. Перо Франц и перо Фрида тоже этого хотели. Они давно уже задумали оторваться от голубя с его сотнями других перьев и однажды осуществили свой план: когда голубь поутру взлетел в воздух, они выпали из него и были подхвачены ветром. Он понёс их с собой и, немного отдышавшись, перья обнаружили, что произошло то, о чём они и мечтали - они остались, наконец, одни. "Теперь нас ничто больше не разлучит", - сказал Франц Фриде и, закружившись по ветру, они понеслись над землёй. Их полёт продолжался день, другой, а на третий случилось вот что:
"А где это мы, собственно?" - спросил перо Франц.
"Ты со мной, а я с тобой!" - ответилa перо Фрида. - "Разве тебе этого недостаточно?"
"Конечно, конечно!" - сказал перо Франц - "Но где именно?" И, не дожидаясь ответа Фриды, воскликнул: "Там, над морем, летят другие перья! Может, они скажут нам, где мы находимся! Подожди! Я сейчас!" И скрылся. К сожалению, Франц заболтался с другими перьями и вернулся позже, чем собирался. И тут с ним произошло самое страшное событие всей его перьевой жизни - Фрида исчезла.

3.
Знаете ли вы, где сейчас перо Фрида? Угадали, в кулаке маленького китайца, которым Мориц точит свои карандаши. Как онa туда попалa? А было это так: пока  Франц всё болтал и болтал с другими перьями, Фрида всё ждала и ждала. А так как ждать скучно, она от скуки устала. Устала так, что и не заметила, как налетел ветер и понёс её прочь - сначала потихоньку, потом всё быстрее и быстрее. Когда она проснулась, было уже поздно. Её вдруг схватила чья-то рука, и чей-то голос воскликнул: "Ой, перо!" Перед глазами у неё потемнело - перо Фрида очутилaсь в кармане штанов Морица. Как и почему онa попалa оттуда в кулак китайца, а затем и на стол художницы, мы уже знаем. Кто не имел об этом ни малейшего представления, так это Франц. Он знал только одно - Фриду нужно было отыскать, и чем быстрее, тем лучше. Если принять во внимание, что Франц ещё никогда в своей жизни никого не искал, то он действовал не так уж и глупо. Сначала он высматривал. Не обнаружив Фриду, он начал звать. Не услышав её ответа, он задумался. Если Фриды тут нет, думал он,  значит она должна быть где-то в другом месте. Только где это другое место? Пока он думал, ветер нёс его дальше, и вдруг он снова испугался, во второй раз в своей жизни. Но это был радостный испуг: ему показалось, что перо Фрида парит над прозрачной водой прямо под ним. Он спикировал вниз - но увы! Это было вовсе не парящее над водой перо, а плывущий в воде зверь. Какой зверь? Перо Франц не знал ответа на этот вопрос, так как никогда ещё не встречал рыб.
"Ты позволишь обратится к тебе с вопросом?" - вежливо спросил Франц.
Рыба промолчала.
"Только один короткий вопрос?" - продолжал Франц всё так же вежливо.
Рыба не ответила.
"Не будешь ли ты так любезна, дать мне одну совсем небольшую справку?" - спросил Франц уже чуть громче.
Рыба не произнесла ни звука.
"Я очень спешу!" - закричал Франц - "Ты будешь отвечать? Да или нет?"
Рыба была безмолвна.
"Какая невоспитанность!" - воскликнул Франц. "Скажи-ка, неужели тебе совсем не стыдно?"
Рыба молча уплыла, а рассерженный Франц полетел дальше.
4.
Знаете ли вы, почему Рыба ничего не сказала? Потому что рыбы немы, верно. Но об этом же должен сначала кто-то рассказать, а перо Франц пока ещё слишком мало знал об окружающем мире. То, какой мир огромный, понимаешь только, когда в нём что-то ищешь. Чем дольше  Франц летел, тем больше тот ему казался. А потом он сказал себе: кто-то же должен был видеть мою Фриду. И вскоре после этого ему повстречался зверь, выглядящий так, будто он уже видел всё, что можно было увидеть.
"Прости за беспокойство, " - сказал перо Франц - "мне нужно задать тебе вопрос."
"Вам", - сказал Кот.
"Вам?" - спросил Франц и удивлённо оглянулся. "Но я больше никого не вижу. Ты же один. "
"Надо говорить: ВЫ один!"! - заметил Кот.
"Вы?" - спросил перо Франц , удивившись ещё больше - "Кто это "Вы"?"
"Я? Разрешите представиться - профессор, доктор наук Кот, автор трёхтомного труда "Всё о мыши"!"
"Это ты написал?" - спросил перо Франц изумлённо.
"Нет: "Вы"!"- сказал Кот.
"Кто?" - спросил Франц и так продолжалось, пока ему, наконец, не стало ясно, что профессор Кот хочет, чтобы к нему обращались на "Вы".
"У меня к Вам вопрос, " - начал он снова, - "я ищу --"
"Знаю." - ответил Кот - "Мы все это ищем. Оно маленьких размеров --"
"Точно, " - сказал Франц удивлённо.
"Серое --"
"Верно, " - сказал Франц, удивившись ещё больше.
"У него длинный хвост, и он приятен на вкус, " - продолжал Кот -"Знаю, знаю. Прочтите мою книгу "Всё о мыши", абсолютно необходимое произведение для всех, кто ищет маленьких серых мышей. "
"Но я не ищу мышь," - воскликнул Франц - "я ищу Фриду!"
Кот поднял глаза к небу и задумался. "Нет," - произнёс он наконец - "Вы ошибаетесь. Мышей не принято называть "Фрида". Мышь, которую Вы ищите, зовут определённо иначе. Но к чему такие долгие беседы -  всё это можно найти в моём трёхтомном сочинении "Всё о мыши".
"Но я ищу перо!" - воскликнул Фрaнц.
"Ну, так Вы будете искать до бесконечности, молодой человек." - сказал Кот. - "У мышей, к сожалению, перьев нет. Прочтите об этом в главе тринадцать моего трёхтомного сочинения --" но перо Фрaнц не стал дожидаться конца предложения. Совсем запутавшись, он полетел дальше.

5.
Знаете ли вы, что перо Франц думал о профессоре, докторе наук Коте? Единственное, что могу вам по секрету сообщить - это были не слишком-то уважительные мысли и "старый болтливый кот" было самое мягкое определение, которое приходило ему на ум во время полёта.  Он пролетел совсем немного, как обнаружил голубятню. Где голубятня, там и голуби, подумал он, а где голуби, там и помощь. И ещё: где помощь, там и --, но додумать до конца эту мысль ему не удалось, потому что из голубятни высунулась голубиная голова и крикнула: "Нет, спасибо, нам ничего не нужно, мы ничего не покупаем!"
"Но я не собираюсь ничего продавать! - сказал Франц - "Я только хочу--"
"Ах, ерунда", - перебил Голубь - "Так говорят все, кто хочет что-нибудь продать."
"Да нет же", - воскликнул Франц - "я всего лишь хочу узнать --"
"Знаем мы этот трюк!" - засмеялся Голубь - "Сначала вы хотите узнать, нравится ли нам новый корм "Суперклюй для укрепления мышц" с тысячью полезных составляющих, а в квартире выхватите бланк заказа и попросите поставить малюсенькую подпись - всё, наш брат вдруг получает сразу сто упаковок "Суперклюя" на дом и, уже два раза поев,   смотреть на него не может. Нет, нет! Нам ничего не нужно, мы ничего не покупаем!" Когда он произносил последние слова, из голубятни выглянул Второй Голубь.
"Что он продаёт?" - спросил он.
"Ничего! - крикнул перо Франц - "Я хочу только кое-что спросить."
"Видишь?" - воскликнул Первый Голубь - "Он делает вид, что проводит опрос населения."
"Да нет же!" - закричал Франц в отчаянии.
"Что тогда?" - спросил Второй Голубь.
"Зачем ты с ним вообще разговариваешь?"  - спросил Первый Голубь Второго - "С торговым агентом "Суперклюя" тоже так начиналось. Сначала ты с ним поговорил и р-раз - он уже в квартире. "
"Но ты же сам хотел обязательно попробовать "Суперклюй для укрепления мышц!" - сказал Второй Голубь Первому.
"Нет, ты!" - возразил Первый.
"Нет, ты!" - закричал Второй.
И, хоть они и горланили вовсю, перо Франц их не слышал. Расстроенный, он уже давно летел дальше.

6.
Знаете ли вы, что может быть хуже собеседника, который вас не слушает? Если вы меня об этом спросите, я отвечу так: два собеседника, которые вас не слушают. Именно такой урок вынес из этой истории перо Франц. В следующий раз, когда я захочу спросить о  Фриде, я буду говорить только с кем-нибудь одним, сказал он себе. И этот один ни в коем случае не должен быть таким старым, как болтливый профессор  Кот, пусть он будет молодым, приветливым и чутким. Таким как... как... как  - он осмотрелся - как вот она! И перо Франц поскорее спикировал к воде, где на большом камне грелась на солнце маленькая Жаба. В данный момент у неё как раз было настроение подурачиться, но так как внешне такое обычно не бывает заметно, перо Франц спросил её очень серьёзно: "Можно узнать, как к тебе обращаться?"
"А зачем мне вращаться?" - спросила Жаба и хихикнула - "Мне и сидеть неплохо."
"Нет, нет, я имею в виду, как тебя зовут? " - спросил Франц.
"Каролина Жаба." - сказала Жаба правду, так как не успела придумать подходящую шутку.
"Скажи-ка, Каролина, " - попросил перо Франц, но Жаба, не дав ему договорить, сказала: "Каролина."
"Я так и сказал," - удивился Франц. - "Как бы то ни было - скажи мне, Каролина, не встречалось ли тебе маленькое серое перо с тёмным пятнышком?
"Не встречалось ли тебе маленькое серое перо с тёмным пятнышком?" - сказала Жаба и снова хихикнула.
"Мне?" - растерялся Франц. - "Но я же сам ищу это перо. И поэтому прошу тебя мне сказать, не пролетало ли оно здесь?"
"Не пролетало ли оно здесь?" - сказала Жаба и опять хихикнула.
"Скажи, что тут смешного?" - спросил перо Франц гневно и в то же время расстроено.
"Что тут смешного?" - хихикнула Жаба.
"Почему ты мне не отвечаешь?" - воскликнул Франц.
"Да я же всё время тебе отвечаю!" - сказала Жаба, фыркая.
"Что ты говоришь! Ты только постоянно повторяешь мои слова!" - закричал перо Франц сердито.
"Так ты сам так хотел!" - возразила Жаба. "Сначала ты попросил: "Скажи-ка, Каролина" и я сказала "Каролина". Потом ты попросил: "Скажи мне, Каролина, не встречалось ли тебе маленькое серое перо с тёмным пятнышком?" и я тебе сказала: "Не встречалось ли тебе маленькое серое перо с тёмным пятнышком?" Потом ты меня попросил сказать-" -- но закончить предложение маленькой Жабе так и не удалось - она так расхихикалась, что никак не могла успокоиться.
"Очень смешно!" - с горечью воскликнул Франц - "Обхохочешься." - и полетел поскорее прочь.

7.
Знаете ли вы, что происходит с днём, даже самым грустным? Он когда-нибудь заканчивается. То же случилось и с днём, в который перо Франц потерял перо Фриду. Вот уже и солнце зашло за горизонт, уже и алый закат сменился сумерками, а Франц всё летел без устали дальше. Чем темнее становилось вокруг, тем больше он себя ругал. "Это всё я виноват," - говорил он - "Как я только мог оставить свою Фриду хоть на минутку одну! Зачем столько болтал с другими перьями! Неверный балабол! Так мне и надо, что летаю теперь в холодной ночи, вместо того, чтобы -- ". Вдруг он почувствовал мгновенную, острую боль и понял, что летит уже не сам - его "летели" , но скоростной полёт тут же закончился на каменной стене: перо Франц оказался в неволе. Он быстро разобрался, где именно - в клюве толстого Филина. Но зачем он Филину понадобился?
"Ой!" - сказал перо Франц. - "Что ты делаешь?"
Филин не ответил ни слова и продолжал жевать Франца.
"Ты ведь не думаешь, что я съедобный?" - спросил тот испуганно.
"Чав-чав," - сказал Филин, жуя дальше. Тут перо Франц понял, что нужно  что-то делать. Но что? Единственное, что он мог - это говорить, и он просто начал болтать, неважно что. "Kоролевское высочество Филин!" - лгал он - "Весь мир прославляет и восхваляет твою великую мудрость и безграничную доброту. Твоя великая мудрость должна подсказать тебе, что перья не едят. Ты мог бы проявить свою безграничную доброту и отпустить меня?"
"Чав-чав, " - сказал Филин.
"Могучий Филин!" - поспешно продолжал Франц - "Мне больно видеть, как ты теряешь своё драгоценное время на бессмысленную попытку меня съесть. Ой! Пусти меня, пожалуйста!
"Чав-чав, " - сказал Филин.
"Сведущий Филин!" - взмолился Франц - "Тебе не может не бросится в глаза, что я несъедобен. Поэтому отпусти меня!"
"Чав-чав," - сказал Филин.
"Странный Филин!" - закричал Франц - "Отпусти меня!"
"Чав-чав, " - сказал Филин.
Тут уж перо Франц вышел из себя: "Ой-ой!" - закричал он - "Отпустишь ты меня или нет, глупая морда Филин!"
Филин удивлённо раскрыл клюв: "Как ты меня назвал?" - прокряхтел он. Но перо Франц уже взлетел высоко в воздух, не дожидаясь, пока Филин опять его схватит.
"Я сказал: гордый Филин!" - крикнул Франц со смехом.
"Гордый Филин?" - задумался Филин - "Нет-нет, ты сказал что-то другое!"
Но Франц уже исчез в ночи.

8.
Знаете ли вы, как чувствует себя тот, кого рисуют? Перо Фрида могла бы рассказать нам об этом, но она ничего не скажет - все её мысли заняты только Францем, она то и дело неслышно вздыхает, а в оставшееся от вздохов время пытается понять, что же с ней произошло и происходит до сих пор. Её рисовали, это ей известно, но почему так долго?
"Ты знаешь, какой завтра день?" - спросил Мориц у мамы, вернувшись из школы.
"Случайно не твой день рождения?" - спросила художница.
"А моя картина готова?" - поинтересовался Мориц.
"Ну, погляди лучше сам," - сказала художница.
"Ох, " - сказал Мориц, подойдя к картине - "И это всё?"
"Больше пока не вышло. Рисовать перо оказалось труднее, чем я думала. А кроме того, на картине ещё чего-то не хватает. Перо симпатичное, и китаец хорош, только из них двоих пока красивая картина не получается. Тут нужно что-то ещё!"
"Надо поискать!" - сказал Мориц и исчез в своей комнате. Вскоре он вернулся и двумя фигурками, которые поставил рядом с китайцем.
"Так лучше?" - спросил он.
Художница сморщила нос. "Нет. Собака и уточка очень славные, но если я нарисую и их, картина будет перегружена. Нет - нет, здесь не хватает какой-то мелочи. Может китайцу дать что-нибудь и в другую руку? ... Но что?" Она задумалась. "Нарисую пока китайца, а там видно будет!" Она выдавила пару капель масляной краски из нескольких тюбиков на край тарелки, налила в стакан немного растворителя и взялась за кисть. Но, ещё не начав рисовать, она вдруг повернулась к Морицу: "Скажи-ка, а зачем тебе моя картина?"
"Ну," - замялся поначалу Мориц - "ну, во-первых, у тебя классные картины..."
"А во-вторых?" - спросила художница.
"Правда ведь, что картины со временем дорожают?" - ответил вопросом на вопрос Мориц.
"Некоторые - да," - ответила художница - "Прежде всего старинные. Недавно одну из картин Дюрера продали за пять миллионов марок. "
"А твои, твои картины станут когда-нибудь старинными?" - спросил Мориц.
"Ну конечно," - сказала художница. - "Масло на картоне - такое держится целую вечность".
"Тогда я, может быть, когда-нибудь стану миллионером, если у меня будет твоя картина," - сказал Мориц.
"Может быть," - сказала художница и рассмеялась - "Только сначала мне нужно очень сильно прославиться, а тебе - очень сильно состариться, а картина, прежде всего, должна быть закончена. Теперь иди. Мне надо рисовать."
"Ах, Мориц!" - сказала она, когда он скрылся из виду.
"Ах, Франц" , - вздохнула Фрида, но этого никто не услышал.

9.
Знаете ли вы, что думал перо Франц в тот момент, когда перо Фрида вздыхала: "Ах, Франц!"? Ну, что же он ещё мог думать, кроме :"Ах, Фрида!" И ещё : "Где же ты провела ночь?" И, наконец: "Вот я уже ищу день, ночь и ещё полдня и до сих пор даже следа твоего не нашёл!" Тут вдруг он услышал голос: "Зеркальце, свет мой, скажи скорей: кто самый красивый из всех зверей?"  Перо Франц недоуменно огляделся по сторонам и увидел молодую Кошку, которая смотрелась в миску с водой. "Зеркальце, ну же, скажи, не тая: кто здесь красивей - она или я?" обратилась Кошка к миске.
Из любопытства Франц подлетел ближе, но всё, что он в миске увидел, было отражение самой обыкновенной кошки.
"Извини, что отвлекаю," - сказал Франц -"Tы случайно не видела маленького серого пера?"
Кошка удивлённо вскинула голову. "А ты кто такой?"- спросила она, но, не дав ему ответить, продолжила: "Ты честный?"
"Да-да, " - недоуменно сказал Франц - "Думаю, да."
"Прекрасно, " - сказала Кошка. -"Тогда ответь: ты тоже считаешь, что у меня слишком красный нос?"
"Тоже?" - спросил перо Франц. - "А кто так считает?"
Кошка скривилась. "Моя дорогая, драгоценная подруга Луиза так думает. А ты? Ты можешь спокойно говорить правду. Слишком красный у меня нос или нет?"
"Да нет же!" - поспешно ответил  Франц - "Но я бы хотел узнать --"
"Ага!" - перебила его Кошка - "Значит, ты считаешь, что он слишком бледный?"
"Нисколько!" - сказал перо Франц. - "Нос как нос: не слишком красный и не слишком бледный."
"Вот как?" - сказала Кошка. "Значит, ты считаешь, что у меня нос, как у всех?"
"Нет, нет!" - "Твой нос выше всех похвал!"
"Что ты сказал?" - закричала Кошка."У меня нос выше, чем у всех? Кто это тебе нашептал? Моя подруга Луиза, не иначе! Молчала бы лучше со своей  плоской мордой!"
"Не знаю я никакой Луизы!" - воскликнул Франц. - "Я всего лишь хотел --"
Но Кошка уже снова смотрелась в миску, да так напряженно и изучающе, что перу Францу ничего не оставалось, как разочарованно лететь дальше.

10.
Знаете ли вы, что время может идти с разной скоростью? Это предстояло узнать и перу Францу. Чем дольше он искал Фриду, тем, казалось,  быстрее бежало время. И чем быстрее оно бежало, тем больше он спешил. Так спешил, что чутъ было не пропустил утиное семейство, плывущее вниз по ручью.
"Добрый день, госпожа Утка!" - закричал Франц. - "У меня к Вам вопрос!"
"Вот радость-то," - ответила Утка, не поднимая головы. Она оглянулась назад и прокрякала: "Давайте, дети, давайте! Эрна, не шастай туда-сюда! Эрвин, ешь хорошенько свою утиную кашу, а то так и останешься маленьким и слабеньким! Эрика, когда плаваешь, держи спину прямо! Нет, Эмиль, сказка, которую я вам читала вчера, называется "Волк и семеро козлят" а не "Волк и семеро утят". Давайте, дети, давайте! Держитесь все вместе!" Всё в заботах, утиное семейство продолжало своё плавание, не обращая внимания на перо Франца.
"Госпожа Утка!" - позвал Франц - "Мне нужна ваша помощь!"
"Неужели?"  - спросила утка, оглядываясь по сторонам - "Очень интересно - и куда же запропастилась Эрна? Эрна! Сюда! Эрвин, прекрати кусать Эрну! Эрика, не тарахти с полным ртом! Нет, Эмиль, волки не летают. Кто это тебе сказал? Давайте, дети, давайте!"  Перо Франц решил предпринять третью попытку.
"Госпожа Утка!" - закричал он - "Послушайте же меня хоть минуту. Я ищу одно перо!"
"Как увлекательно", - сказала Утка, не отрывая взгляда от своих детей. "Ну где вы там? - позвала она - "Эрна, не брызгайся! Эрвин, сейчас же оставь в покое Эрнин хвост! Ну ты-то куда лезешь! Нет, меня сейчас совершенно не интересует, что Эрна сказала Эрвину! Что ты говоришь, Эмиль? Что ты видел летающего волка? Я же сказала тебе, что волки не летают! Где летит? Вверху? Где вверху?" Утка испуганно подняла голову и увидела Франца, который всё ещё ждал, паря над ручьём. "Ах, глупости!" - сказала Утка - "Никакой это не волк, а перо!" Но тут она вспомнила, что кто-то только что рассказывал ей, будто ищет перо, и крикнула Францу: "Хорошо, что я тебя встретила. Тут кто-то искал перо. Может, он имел в виду тебя."
"Да нет!" - ответил перо Франц.
"Очень даже да!" - крякнула Утка. - "Я прекрасно это слышала. А теперь поторопитесь, дети! Вперёд!" Потеряв всякую надежду, перо Франц полетел дальше.
11.
Знаете ли вы, что такое пугало? Оно похоже на человека, но на самом деле сделано из палок, тряпок и старой одежды.  Крестьяне ставят его иногда на своих полях, чтобы пугать птиц. Те должны думать, что это стоит сам крестьянин и сторожит своё поле. Но так как перо Франц никогда в жизни не видел ни крестьян, ни пугал, то, увидев такое сооружение, не испугался, а напротив, испытал благоговение. Как оно спокойно, подумал Франц, и как погружено в свои мысли! Перо Франц всё не мог решиться потревожить размышления незнакомца, но потом всё-таки собрался с духом и сказал: "Вы позволите задать Вам один вопрос?"
Налетевший ветер надул пальто и заставил дребезжать кастрюлю, служившую Пугалу головой. Онo кивает, обрадовался Перо Франц и спросил: "Вы случайно не видели, здесь не пролетало маленькое серое перо?" Ветер снова затряс кастрюлю, но на этот раз Францу показалось, что Пугало отрицательно помотало головой. "Нет?" - расстроился он. - "Всё равно большое спасибо. Вы хотя бы выслушали меня и ответили. Знаете, Вы ведь первый, кто это сделал!" Ветер раздул пальто Пугала таким образом, что  Францу показалось, будто то удивлённо пожало плечами. "Да, да! " - закричал Франц - "Всё именно так!" И, ободрённый таким повышенным вниманием, принялся рассказывать свою историю. Он рассказывал о своей большой любви к Фриде и о том, какую большую ошибку совершил, оставив её одну, о невоспитанной Рыбе, о болтливом профессоре Коте, о недоверчивых Голубях, о дурашливой Жабе,  о прожорливом Филине, о самовлюблённой Кошке, о госпоже Утке и её кряканье. "Всё было именно так, как я Вам и говорил," - прокричал Франц - "До сих пор меня никто не слушал, не говоря уже о том, чтобы ответить на мой вопрос про Фриду. Все хотят говорить только о себе. Что Вы об этом скажете?" Так как ветер уже утих, Пугало осталось неподвижным  в лучах полуденного солнца. "Вы правы!" - воскликнул Перо Франц. - "Тут и сказать нечего. Однако не хочу больше отрывать вас от раздумий. Позвольте мне заметить только одно: Вы придали мне сил. Ведь так важно поделиться своими бедами с кем-то, кто не занят только собой. Большое спасибо!"
Ветер шевельнул рукава Пугала. Какое приветливое! - подумал Франц, летя дальше. - Oно помахало мне вслед!

12.
Знете ли вы, кто был виноват в том, что вновь обретённые душевные силы Франца быстро иссякли? Очень зелёная, очень большая и очень старая Ящерица. Она была в крайне дурном настроении и лежала на раскалённом от солнца камне, бормоча себе под нос ругательства. С утра она уже успела рассердиться по поводу воробьиного гама, нахальности молодых ящериц, криков стрижей и в данный момент сердилась на отсутствие причин рассердиться. Перо Франц появился тут как нельзя кстати. "Извините, пожалуйста" , - сказал перо Франц - "У меня вопрос."
"У меня тоже," - ответила Ящерица злобно. - " Не можешь ли ты сию минуту прекратить заслонять мне солнце? Я принимаю солнечные ванны!"
"О, извините!" - сказал Франц и поспешно отлетел в сторону. -"Так лучше?" Ящерица недовольно прикрыла глаза и промолчала.
"Здесь случайно не пролетало маленькое серое перо?" - спросил Перо Франц.
"А я откуда знаю?" - возмущенно  огрызнулась Ящерица. - "Ты считаешь, что мне больше делать нечего, как обращать внимание на пролетающие мимо маленькие серые перья? Или отвечать на навязчивые вопросы пролетающих мимо больших серых перьев? Что это вообще за полеты такие? Когда мне было столько лет, сколько тебе, я почему-то не летала средь бела дня туда-сюда. Я..."
"Но ты же не умеешь летать!" - недоумённо возразил Франц.
"Умею я летать или нет, это моя забота!" - прошипела Ящерица. "Когда мне было столько лет, сколько тебе, у меня в любом случае не было времени на  такие глупости. Потому что я целыми днями училась, училась и ещё раз училась. Вот так!"
"Училась?" - спросил Перо Франц. - "И чему?"
"Чему-чему!" - возмутилась Ящерица. - " Вы поглядите на этого молокососа! Мух ловить, естественно. В институте ловли мух - где же ещё! И когда мне было столько лет, сколько тебе, у меня на руках уже был диплом. Одни пятёрки! А ты? Ты хоть раз в своей жизни поймал муху, ветреный ты тип?"
"Зачем?" - удивился Франц. - "Я же совершенно не люблю мух."
"Ага, зато обвинять пожилых людей, которые всё жизнь по-настоящему учились и честно заслужили своих мух - это ты любишь?"
"Обвинять? - в отчаянии спросил Франц. - "В чём жe я тебя обвиняю?"
"А кто заявил, что я не умею летать?" - вскричала Ящерица. - "Кто смеет такую опытную специалистку по ловле мух -" но  дослушивать Франц уже не стал и поскорее полетел  дальше.
13.
Знаете ли вы, откуда перо Франц черпал силы, чтобы всё-таки продолжать поиски? Ах, он и сам этого не знал. Вообще-то он должен был смертельно устать, но летел всё быстрее и быстрее. И вот остались позади моря, поля и луга, и, оказавшись над садоводствами, он заметил в одном саду большой стеклянный ящик с отрытым верхом, в котором беспокойно прыгал туда-сюда маленький зверёк. Гляди-ка, подумал Франц, маленький серый зверь с длинным хвостом. Если то, что говорил болтливый профессор Кот правда, то это, должно быть, мышь. В следующее мгновение он уже оказался внизу.
"Привет, Мышь!" - произнёс он доброжелательно. Мышь совершила огромный скачок и испуганно уставилась на Франца.
"Только подойди, " - пискнула она, - "Я тебе все косточки пересчитаю. Я знаю толк в боксе. Один удар - и мама с папой тебя не узнают. Ну, подойди, если не трус. " С этими словами Мышь заколотила в воздухе дрожащими кулачками.
"Да что ты, Мышь, " - ответил Франц ещё дружелюбнее, - "Я всего лишь хочу задать тебе один вопрос."
"Вопрос?" - Мышь опустила кулаки и окинула Франца подозрительным взглядом. -"Ты из полиции?"
"Да нет же!" - ответил Перо Франц - "Я ищу кое-кого."
"Грабителя?" - взволнованно спросила Мышь. - "Или убийцу?"
"Нет, нет, ничего такого." - сказал Франц - "Я ищу перо."
"Ага, значит ты частный сыщик. " - сказала Мышь, ещё теснее вжимаясь спиной в угол своего ящика. - "И ты думаешь, что это я могла украсть или убить перо?" Прошу прощения, ищейка, ты не по адресу. У меня железное алиби."
"У тебя что?" - не понял Франц.
"Алиби", - пискнула Мышь. - "Я поминутно могу доказать, что не гожусь в качестве подозреваемой, так как вообще не выходила из своего ящика. И, кроме того, у меня есть свидетель. Спроси моего хозяина. Он тебе подтвердит, что я никогда не покидала ящик, тем более, чтобы убить перо."
"Твоего хозяина?" - спросил Франц, но вдруг услышал шум и испуганно поднялся в воздух.
"Вон он несёт мой ужин!" - закричала Мышь - "Спроси его! Он мой свидетель!"
Но перо Франц уже скрылся из вида.

14.
Знаете ли вы, что скверно? Что всё скверное может стать ещё хуже. Перо Франц летел пока всего ничего, но тут вдруг его одолела усталость. Ничего не поделаешь, нужно двигаться дальше, сказал он себе, но затем подумал: малюсенькая передышка не помешает, а потом  - ничего не случиться, если я минутку отдохну вон на том олеандровом кусте? Но едва Франц опустился на куст, как тут же уснул. А едва проснувшись, обнаружил новую напасть: во сне он так неудачно застрял между листьями олеандра, что ни своими силами, ни с помощью ветра выбраться из куста не сможет.
"Помогите!" - закричал Франц, а потом ещё раз - "Помогите!"
И тут совсем рядом он услышал голоса.
"Там кто-то звал на помощь, " - сказал первый голос.
"Ты спятила!" - ответил второй -  Кто может здесь звать на помощь, когда никого нет?"
"Помогите!" - закричал Франц и попытался разобраться, кому принадлежали голоса. Может, тем двум собачкам?
"Помогите!" - закричал он в третий раз.
"Вот опять" - сказала одна Собачка другой. - "В олеандровом кусте кто-то зовёт на помощь."
"Ну кто в кусте может звать на помощь?" - спросила вторая. - "Лист что-ли?"
"Но я же совершенно ясно слышала," - сказала первая. "Да брось! Листья на помощь не зовут!" - возразила вторая. - "Побежали дальше!"
"Но я вовсе не лист!" - воскликнул Франц. - "Я тут застрял! Пожалуйста, вытащите меня отсюда!"
"Ну, слышишь!" - сказала Первая Собачка Второй. - "Там кто-то просит, чтобы мы вытащили его из олеандрового куста."
"И кто же?" - спросила Вторая Собачка нетерпеливо.
"Это я прошу!" - закричал Франц - "Я не лист, я перо!"
"Слышишь?" - обратилась Первая Собачка ко Второй. - "Это перо!"
"Перо в олеандровом кусте? - спросила Вторая Собачка сочувственно. - "Не смеши меня. Олеандровый куст - не курица! Ну пошли уже! Мы же хотели ещё подразнить соседскую кошку." Первая Собачка пристыжено присоединилась ко второй и они вместе побежали в сторону соседского сада.
"Помогите!" - крикнул Франц им вслед.
И тут он кое-что услышал.
"О, перо!" - произнёс голос, и перо Франц почувствовал, как чья-то рука осторожно освободила его от листьев. Теперь всё кончено, подумал он. Теперь я уж точно её никогда не увижу. Ах, Фрида, Фрида!
15.
Знаете ли вы, что ожидало перо Франца? Самый большой сюрприз всей его перьевой жизни.
"Посмотри, что я нашёл в олеандровом кусте!" - закричал Мориц и показал маме большое серое перо. - "Подойдёт оно для моей картины?"
"Покажи-ка," - сказала художница - "Симпатичное, но..."
"Что "но"?"
"Куда его деть?"
"Ты можешь сунуть его китайцу в другую руку." - воскликнул Мориц - "Вот так!"
"Верно," - сказала художница -  "Совсем не плохо. Да, да. Даже очень хорошо."
"Я тоже так думаю.  - сказал Мориц - "Ты успеешь закончить мою картину до завтра?"
Художница посмотрела на часы.
"У тебя получится. Я тебе точно больше мешать не буду," - сказал Мориц и вышел.
Конечно ни Мориц, ни его мама даже предположить не могли, что тем временем происходило в такой, казалось бы,  тихой мастерской. Так как людям не дано слышать перья, они не слышали ни изумления Франца: "Фрида? Ты? Здесь?", ни восторга Фриды: "Франц! Откуда ты?" Поначалу возгласы "Фрида! Ах, Фрида!" и "Франц, о мой Франц!" всё не стихали, потом оба пера поражались счастливому случаю, который снова свёл их вместе, затем они уверяли друг друга в том, что любовь им по-прежнему так же велика, нет, ещё больше, чем была до разлуки. Но вдруг перо Франц спросил испуганно: "Скажи-ка, а что с нами тут, собственно, происходит?"
"Нас рисуют, " - ответила перо Фрида. "То есть, меня уже нарисовали, а теперь рядом пририсуют и тебя. "
"Пририсуют?" - спросил Франц недоверчиво - "А это больно?"
"Ах, Франц!" - рассмеялась Фрида.
А потом рассказала Францу обо всём, что ей удалось узнать о живописи: что для неё нужны дорогие масляные краски и тонкие кисти, что бывают очень известные художники и невероятно ценные картины, и что картины могут очень долго храниться.
"Как долго?" - спросил перо Франц.
"Очень долго." - ответила Фрида - "Масляная краска на картоне держится целую вечность!"
"И эта художница рисует нас масляной краской на картоне," - разволновался перо Франц ещё больше.
"Да, " - сказала перо Фрида - "И картина должна быть сегодня закончена, потому что у Морица завтра день рождения. "
"Значит, на этой картине мы навсегда останемся вместе?"  - спросил Франц.
"Именно так. " -  радостно согласилась Фрида  - "Теперь ничто не сможет нас разлучить."
"Теперь ничто не сможет нас разлучить." - повторил Франц.
И оба пера стали с интересом наблюдать за художницей, которая всё рисовала и рисовала.


Рецензии