Как я пишу стихи

                «Как я пишу стихи»

    Первые стихи я написал, будучи взрослым, уже работая. Вот одно из них:
«Встал я утром рано.
Выглянул в окошко.
Небо спозаранку
Хмурое немножко…» и т.д. и т.п. Так сказать, выплеснул из души свои впечатления
и эмоции в тетрадь слабо-рифмованным текстом. Что-то начало выходить, полу-
чаться (так мне казалось). Понравилось. Так и втянулся. Но писал не часто, иногда
спустя годы. А так, конечно, старался и стараюсь писать регулярно, хоть и поне-
многу. Ведь что для этого нужно? Время, место и тема, каждый раз свежая, как 
огурчик, причём такая, ну, чтоб ни у кого. А дальше – дело техники.
 Кстати о технике. Поначалу я долгое время, даже годы об этом никакого понятия
не имел. Писал интуитивно, потому и легко было наверное. Не зацикливался на не-
знакомых мне правилах стихосложения. Как говорится: «меньше знаешь, крепче
спишь».
 Обладая определённым количеством материала, мне хотелось знать: а имеют ли
право на существование мои вирши? Нужны были критики. И чтоб совсем «не про-
киснуть» в «собственном соку», пришлось «выйти в народ». Я имею в виду более
подготовленных людей в этом отношении. Я благодарен им за ту помощь, которую
ожидал получить. И, даже на какое-то время пришлось сесть почти за парту в пря-
мом и переносном смысле. Нужны были знания вопроса, поставленного перед со-
бой.
 Учась в школе, я стихов ещё не писал. Поэтому для меня прошли незамеченными понятия ритма,размера, метра, стопы, строфы и многое другое. А когда я забыл,
что такое школа и уже что-то написал, то постепенно стал ощущать нехватку обра-
зования. Мне было непонятно: для художников существуют школы искусств, для
музыкантов – музыкальные школы, а для поэтов (о прозаиках я не думал) – ничего.
 Для меня было огромной радостью и новостью известие о том, что имеются книги
по стихосложению, причём у нас, в библиотеке. Собрав всё, что было из литературы
по данной теме, я как мог, стал изучать аз за азом. И, конечно же, кое-чего всё-таки
усвоил. И взглянул на ранее написанное другими глазами. Стал переделывать. Что
смог, спас. Остальное – в корзину.
 Вскоре заметил: писать стало труднее (качество, как и везде, требует дополнитель-
ного внимания, а значит, и времени). Конечно, обо всём почти написано, тем ста-
новится всё меньше, а повторяться не хочется, если себя уважаешь. А самый глав-
ный контролёр – это всё-таки я сам.
 Итак: тем меньше, а желание писать не исчезает, требуется и всё тут. Прямо зави-
симость какая-то получается, чуть ли не наркотическая. Вот подсел, так подсел.
В принципе меня это только радует. Может ещё что-нибудь дельное напишу. Вот
и пишу себе потихоньку да помаленьку.
 Практически, наверное, также, как и у других идёт процесс. Главное – начать, за-
цепиться, так сказать, за тему, а дальше – адский труд созидания. Муза лишь только
в мифах. Но ничего: упорство и труд всё перетрут. Чтобы стихотворение написа-
лось легко и быстро – большая редкость. А, в основном, столько бумаги и чернил
изведёшь, пока начисто перепишешь, просто жуть.
 Зато после радуешься, как ребёнок малый и гордишься собой, точно очередное
открытие или подвиг совершил. Ну, полное моральное удовлетворение. Далее,
почитаешь родным и знакомым пока эйфория не улеглась и…всё сначала. Пишешь,
пишешь с перерывами на застой.
 А иной раз и в газете местной промелькнёт какой-нибудь мой стишок. Так приятно
становится. Вроде, как след оставил в истории родного города. Да, и вообще никто
не чужд тщеславия. Признаюсь, тоже грешен. Ведь если живому человеку ничего
не надо, то он – ангел. А ангелу место лишь на небе забронировано. Ничего тут не
поделаешь.
 А вот чтоб стать профессионалом, нужен талант и полное погружение с головой в
данную область деятельности, надо только этим и жить. Иначе останешься любите-
лем пусть даже высокого класса. Впрочем, каждому – своё.
 Но одними стихами сыт не будешь. Вот и получается, что это занятие у большинст-ва поэтов всё же – хобби:
«Мы пишем стихи о любви, о разлуке,
О жизни, о Родине, да обо всём.
Зачем это нам? Может, просто от скуки?
А, может, культуру так в массы несём?...»
 Кстати, добавлю кое-что о самом процессе сочинительства. Я, возможно, открою
маленький секрет, если скажу, что всё, что пишет поэт – это не только его личные
переживания, впечатления, биография…Это может быть всё, что угодно, любые
придуманные или услышанные от кого-то истории, как у романистов.
 А ещё люди думают, что если произведение написано, к примеру, от первого лица,
То оно – об авторе. А это только всего лишь  – литературный приём, один из мно-
гих.
 А иногда, да что иногда? Очень даже и часто всё начинается с одной фразы, слова,
строчки, а что получится потом, в результате, поэт пока не ведает. Бывает, такое
выходит, что просто диву даёшься и не подумал бы даже об этом, во как! Стихи
получаются такие, что сам даже прослезишься. Значит в точку попал. А уж люди,
т.е. читатели и слушатели зачастую всё за чистую монету принимают. Видно, за
душу задевает. Лично меня это только радует. Хоть и не про себя, а как бы, хоть и
придумал всё или почти всё, а будто – правда это. Значит, не зря всё-таки мучился.
Конечно, можно с этим не согласиться, ведь правда у каждого – своя, но я высказал
как раз свою точку зрения, не более.


Рецензии