Властелин мира. Пролог

Пролог

Первую в своей жизни сессию Павел неожиданно для себя сдал исключительно на «отлично».
Эти "пятерки" были для него полной неожиданностью. Идя на каждый экзамен, он считал, что знает предмет где-то между "тройкой" и "четверкой". И в каждом случае был бы очень доволен, получив "четверку". А вместо этого получал "пятерку".
После сессии многие однокурсники говорили ему, что он слишком строго относится к себе. И что не надо себя так мучить. Учиться на стабильные четверки, изредка получая тройки - не самый страшный вариант.
А то, что иногда при этом остаешься без стипендии - это, в сущности, пустяки...
- Ведь не хочешь же ты сказать, что живешь на одну стипендию? - иронично интересовались настырные однокурсники.
Павел отрицательно качал головой. Нет, он не жил на одну стипендию. На такие деньги в наше время вообще не прожить. Но и лишаться стипендии по-глупому он не хотел, так как рассматривал ее не как источник дохода, а скорее как некоторый моральный стимул.

Странная позиция большинства однокурсников очень удивляла Павла. Ведь, по логике вещей, будущие учёные должны придерживаться совсем другой философии. А они пропагандируют идеи, которые были бы гораздо уместнее для тех, кто не смог никуда поступить.
Нет, что-то здесь было не так!
Павел решил подойти к этому, как к научной проблеме. Он внимательно проанализировал все эти странные разговоры, сопоставил с ними кое-какие дополнительные факты, хорошо подумал — и всё понял!
На самом деле те, кто смеялся как излишним учебным рвением Павла, сами проявляли не меньшее рвение. Просто их результат был гораздо скромнее.
И что, открыто признать свои ограниченные способности? Как-то не хочется...
А вот прослыть умным и талантливым, но ленивым, - это нормально! И свои скромные результаты оправдать можно. А если повезёт, так такими разговорами можно и чересчур ретивых однокурсников придержать. Пусть порасслабляются! Как-никак потенциальные конкуренты!
Поняв, что за философию на самом деле исповедуют его однокурсники, Павел успокоится. И решил, что теперь в вопросах учебы будет полагаться исключительно на своё собственное мнение. Ну и, само собой, на мнение преподавателей.
А доброхоты-однокурсники пусть себе в качестве объекта пропаганды кого-нибудь другого поищут!   

Жить собственной головой? Легко сказать!
Павел решил подумать на эту тему, не откладывая дела в долгий ящик. В первый же день зимних каникул.
В этот день он встал, со вкусом позавтракал, с большим трудом удержался от включения телевизора или компьютера. Вместо этого налил себе кофе, сел в своё любимое кресло и начал думать.
 
В первом-то приближении всё было понятно. Перед Павлом лежали три пути.
Во-первых, можно было чуть-чуть расслабиться. Именно чуть-чуть. Причём с чистой  совестью.
Во-вторых, продолжать в том же духе. Сделать сдачу всех экзаменов на «отлично» доброй традицией. Гарантированно получить диплом с отличием. Поступить в аспирантуру. Защитить кандидатскую диссертацию. Стать доцентом. А потом постепенно и на докторскую можно замахнуться. Достойный, и, самое главное, реальный путь!
В-третьих, можно сконцентрироваться ещё больше. Павел прекрасно знал, что использовал отнюдь не все свои резервы. Кое-когда пару фильмов посмотрел, без которых вполне можно было обойтись. Раз пять телевизор посмотрел — а потом мысленно плевался, сетуя на пустоту и примитивность телепередач. А компьютерные игры — так это вообще пустая трата времени в наиболее циничной форме!
Так что если там и там собрать по мелочи, довольно немало времени выйдет. И его вполне можно было бы провести с толком. Впрочем, ещё не всё потеряно. Ведь указанную «cверхконцентрацию» можно реализовать в следующую сессию. И добиться вообще феерических результатов.
В общем, перед ним было три пути. Какой из них следовало выбрать? Вопрос непростой...

Первый путь — сбавить обороты — Павел отверг сразу. Зачем портить то, что так хорошо началось?
Если бы теперешний темп учёбы был для него слишком тяжёл — тогда да, надо бы было сбавить. А раз справляется — почему бы не продолжить дальше?
Было ещё одно соображение. Можно было не рассчитать степень «расслабления» и перестараться. Из отличника превратиться в троечника. А этого Павлу ох как не хотелось!

Третий путь — нарастить усилия — Павла, честно говоря, пугал. Да и смысла в нём он никакого не видел. Увеличивать успеваемость было некуда — выше пятёрки всё равно ни по одному предмету не поставят.
Становиться великим учёным, сделав что-то потрясающе новое? Павлу казалось, что такие мечты — что-то сходное мании величия. Нет, всё-таки надо не отрываться от реальности и быть скромнее.
Да и сам способ добиться этого — сверхжёсткая экономия ресурсов — Павла пугал.
Вполне возможно, что никакого дополнительного резерва у него на самом деле нет. А те случаи, которые он счёл для себя немотивированным расслаблением, на самом деле имеют глубокий смысл. Просто приблизившись к предельной черте, организм начинает «бунтовать». Страшно подумать, что может произойти, если подавить этот бунт силовым путём!
Нет, он не будет проводить экспериментов на себе! Так что третий путь тоже отпадает!

Остаётся второй путь — сохранить темп, взятый в первом семестре.
Вот это — самое то! И положительный результат гарантирован, и через себя переступать не надо!

Придя к этому выводу, Павел быстро допил остывший (но всё равно очень вкусный) кофе, оделся и вышел на улицу.
Погуляв два часа, он пришёл домой, чуть-чуть почитал, пообедал, посмотрел на компьютере двухсерийный фантастический фильм, полчаса поиграл в «шарики» (опять же на компьютере), чуть-чуть полазил по Интернету,  поужинал и лёг в кровать, одновременно включив телевизор. Фильм ему попался довольно средний — но что-то смотреть, лёжа в кровати, было приятно само по себе.
Когда Павел почувствовал, что засыпает, он успел нажать кнопку отключения. Это тоже было удачно: спать под работающий телевизор —  верный способ увидеть ночью кошмар.
Когда наступила тишина, Павел неожиданно проснулся.
Лежать в тёмной комнате, ничего не делая, и знать, что завтра можно спать, сколько угодно, было очень приятно. И ни капельки не скучно.
Павел вяло подумал, что у него впереди две недели каникул, которые он может с чистой совестью потратить самым странным, приятным и причудливым образом.
И снова заснул — теперь уже до утра.

Пробуждение было очень приятным.
Во-первых, оно произошло естественным образом, - без всякого будильника. Во-вторых, самочувствие было на удивление хорошим. Ничего не болит, неимоверная лёгкость во всём теле.
И совершенно невероятная, немыслимая бодрость. Спать не хотелось совершенно.
Впрочем, в этом не было ничего удивительного. Будильника Павел не ставил, и, естественно, организм выбрал то количество сна, которое нужно.
А, кстати говоря, сколько времени?
Павел посмотрел на знакомое место на подоконнике, куда он обычно ставил электронный будильник. И обнаружил, что сам себя перехитрил.

Вечером он специально поставил будильник так, чтобы его не было видно, когда лежишь в кровати. Так что он даже отдалённо не представлял, сколько сейчас времени.
За окном темно... Ну и что? Начало февраля, конечно, не декабрь, - но светает всё равно довольно поздно.
Часть окон светится, часть — нет. Но и эта информация ничего не давала. Сейчас — будний день, и окна зажигаются и гаснут самым причудливым образом.
Человек встаёт — и зажигает свет. Собирается, уходит на работу — и свет, естественно гасит. То же самое происходит и в других окнах (не во всех, конечно).
Весь этот процесс происходит довольно хаотично. Ведь рабочий день у всех начинается в разное время, и ехать до  работы кому то далеко, а кому-то и близко.
В общем, глядя на тёмное окно, трудно сказать: то ли оно не зажигалось, то ли было недавно погашено.
Если подводить общий баланс, примерно четверть окон горели, остальные были тёмными. Такое соотношению абсолютно ничего Павлу не говорило.
«Стоп!» - внезапно сказал себе он. - «ведь именно этого я и добивался, ставя будильник в сторону. Так что мне должно быть всё равно, сколько сейчас времени. Главное — моё субъективное ощущение. Раз выспался — надо вставать».
 
Несмотря на явные задатки трудоголика, Павел обычно вставал с трудом, будто преодолевая какую-то преграду. Но сегодня он вскочил без малейшего усилия. Как будто какая-то пружина его подбросила.
Чисто ради любопытства он взглянул на электронный будильник. И буквально обомлел.
Было полшестого утра. Для второго дня каникул просто неприлично рано.

По-хорошему надо было бы сейчас лечь в кровать и «добрать» недостающие часы сна. Но сама мысль об этом показалась Павлу невыносимой.
Бодрость, буквально кипевшая во всём теле, требовала немедленного выхода. Делать было нечего. И Павел пошёл в ванную — умываться и бриться.
А потом и на кухню. Завтракать.

Павел заранее решил, что в каникулы будет не только отсыпаться, но и отъедаться. Он имел на это полное моральное право, поскольку толстым его назвать было ну никак нельзя.
Вчера, в конце прогулки, он даже зашёл в супермаркет и немного «отоварился» всякими деликатесами. Ну, точнее говоря, купил он их на всю семью — и на родителей, и на старшую сестру. По крайней мере, четвёртая часть точно его...
Павел достал из холодильника упаковку красной рыбы и собрался её вскрыть. Но что-то вдруг его остановило.
А через несколько секунд стало абсолютно ясно, что никакой рыбы ему не хочется.
Да что же такое, в конце концов, с ним происходит?   Вот — свой любимый деликатес внезапно разлюбил!
Павел спрятал упаковку с рыбой обратно в холодильник. Но вопрос остался открытым. Ведь что-то, в конце концов, надо было есть на завтрак!

Вроде бы в этом не было никакой проблемы: холодильник был буквально забит всякими вкусными вещами. Но — вот незадача — ничего из найденного ему не хотелось. Наконец, мысленно перебрав буквально все возможные варианты, Павел сделал окончательное решение: салат из помидоров, заправленный оливковым маслом.
С одной стороны, конечно, хорошая штука... Одно из любимых блюд Павла... С другой стороны, для завтрака вроде бы не самый лучший вариант...
Так что сомнения изрядно отравили процесс приготовления. Моя помидоры, разрезая их на мелкие куски и поливая получившееся крошево маслом, Павел продолжал сомневаться. Вот закончит он приготовление, сядет за стол, - а ему внезапно и это блюдо есть не захочется. Что, тогда совсем в голоду помирать?
Но вот салат закончен. Теперь надо срочно попробовать, что получилось.
Результат был потрясающим. Давно Павел не ел ничего настолько вкусного!

Жалко лишь, что салата было так мало. Всего небольшая тарелка.
Тут Павел кстати вспомнил, что, если есть медленно, появляется иллюзия, что еды больше, чем на самом деле.
Этот нехитрый приём действительно помог. Когда тарелка опустела, появилось чувство лёгкой приятной сытости. Теперь бы ещё чайку попить.
Но с этим было всё в порядке — на плите закипал чайник. Павел, честно говоря, и сам не помнил, когда его поставил. Вероятно, сделал это чисто «на автомате».
«Да, лёгкий у меня получился завтрак! - подумал Павел. - Зато чаепитие будет праздничным».
Дело в том, что вчера он купил один из своих любимых тортов. И собирался с чистой совестью «приговорить» один кусочек во время чаепития.
Но, достав торт из холодильника, Павел понял, что у него вновь возникли проблемы.

Это был его самый любимый торт. Отнюдь не дешёвый — поэтому Павел позволял себе полакомиться им только по большим праздникам.
Сейчас у него, безусловно, праздник. По крайней мере, он сам так для себя решил. Так что можно взять кусок торта, налить чашку чая и с чистой совестью наслаждаться.
Не тут-то было! Павел почувствовал, что ему не хочется торта. Ну совсем не хочется!
Но чай пить с чем-то надо, правильно? А с чем? Надо поискать!

Обшарив всю кухню, Павел нашёл три сушёные инжирины. С одной стороны, это было неплохо — инжир он любил. С другой стороны, три штуки, - это для праздничного чаепития как-то маловато.
Что ж — и тут пришлось схитрить — разрезать каждый сухофрукт на две части. Теперь можно считать, что у него целых шесть инжирин! А жевать их надо как можно медленнее!
Через пятнадцать минут огромная чашка чая была выпита. А сколько при этом Павел получил удовольствия — не выразить никакими словами!
Но в меню праздничного завтрака Павла имелся ещё один пункт — чашка кофе.

На кофе Павел никогда не экономил. У него было несколько любимых сортов, которые он пил по очереди — чтобы не надоели.
В будний день он наливал себе маленькую чашечку — для бодрости. И выпивал её за пару минут.
В выходные всё было совсем по-другому. Вместо маленькой чашки — большая. И пилась эта большая чашка медленно и со вкусом.
Каникулы — это тот же выходной. Даже ещё лучше. Поэтому Павел взял самую большую чашку, которая у него была. Насыпал три чайные ложки кофейных гранул (по-хорошему, лучше было бы сварить молотый кофе, но заниматься этим было, честно говоря, лень).
Так — теперь щепотку молотого имбиря — и замечательный напиток готов!
На миг мелькнуло опасение — вдруг и кофе «не пойдет»? Поэтому первый глоток Павел делал даже с некоторой опаской. Но нет, всё было в порядке. Вкус у кофе был потрясающий.
Павел сел в кресло, положил на колени ноутбук, а рядом поставил чашку с кофе.
Именно о таких минутах он часто мечтал во время сессии.
Что ж, некоторые мечты имеют свойство сбываться...

Начать Павел решил с просмотра новостей. Но потом подумал, что это не совсем праздничное занятие. Новости он и в обычные дни смотрел — хотя бы по десять минут в день.
Нет, надо было заняться чем-то таким, что уместно только в каникулы. Например, во что-то поиграть. Например, в «Тетриса» или «Зуму».
Почему именно в них, а не во что-то посложнее и поинтереснее? На это были достаточно серьёзные причины.

Кто-то из его знакомых однажды сказал, что любой мужчина имеет склонность как минимум к одному из пороков. Он или пьяница, или бабник, или игрок. В потенциале, конечно.
Павел не был ни пьяницей, ни бабником — это он знал точно. А вот что касается игрока...
Была в его характере некоторая азартность и склонность к неожиданным авантюрам. А это как раз характеризует игрока.
Вроде бы, из всех перечисленных пороков этот — наиболее невинный. Может быть. Но вот для того, кто хочет чего-то добиться в жизни — чуть ли не самый опасный.

Павел видел тому массу примеров. Один из студентов их группы серьёзно увлекался сетевыми компьютерными играми. Настолько, что даже при общении с однокурсниками это было самой излюбленной темой его разговоров. И что же? Первую в своей жизни сессию он еле-еле сдал, причём исключительно на «троечки». А ведь, по прикидкам Павла, это был очень способный студент. Чуть ли не способнее самого Павла.
Нет уж, разумный человек обойдётся без таких опасных увлечений!
Но, с другой стороны, разумный человек не станет тупо говорить себе «нет», если знает, что это самоограничение выполнить нереально. Поэтому Павел не давал себе зарока «не играть» вообще. Он поступил по-другому: выбрал две простенькие игры — достаточно интересные, чтобы их можно было использовать для эпизодического развлечения, но недостаточно интригующие, чтобы можно было увлечься ими в ущерб делу.
И это действовало! В будние дни Павел практически не играл. А в выходные иногда давал себе послабление. Иногда. Когда возникало сильное желание и позволяла ситуация.
Сейчас были каникулы. Ситуация позволяла расслабиться. Ого-го как позволяла!
Так что Павел с чистой совестью открыл «Зуму» и стал играть в шарики и летающую лягушку. Вернее, попытался.

Ему было неинтересно. Ну совершенно неинтересно.
Это было очень странно. Так что Павел решил прислушаться к своим внутренним ощущениям.
И обнаружил странную вещь: ему совершенно не хотелось отдыхать и развлекаться. Было просто непероятное желание заняться чем-то полезным.
Но чем? Старая сессия закончилась, а новая ещё не начиналась.
И тут Павел вспомнил про свои вчерашние размышления. Про три варианта своего дальнейшего поведения. И про то, что он выбрал именно средний вариант.
А что если (чисто теоретически) попробовать заняться планированием программы-максимума? Потратить на это всего один день?
Просто интересно, что из этого может выйти... 

Оказывается, много чего...
Павел работал, практически не поднимая головы. Мысли теснились в голове бурлящим потоком, и пальцы еле успевали переносить их в текстовые файлы.
Предположим, он сумел откуда-то выкроить дополнительное время. Как его можно потратить с максимальным толком?
Во-первых, повторить ещё раз то, что изучил во время прошедшей сессии. Образно говоря, превратить обычные пятёрки в пятёрки с плюсом.
Во-вторых, «заглянуть за горизонт». То есть начать знакомиться с тем, что будут изучать в следующем семестре.
При этом в обоих случаях важен выбор предметов. Кое-чем надо заниматься более интенсивно, кое-чем — менее. А на некоторые предметы время вообще не стоит тратить.
Ну, с выбором предметов всё было просто. Наибольшие проблемы у Павла были с химией. Он еле-еле получил пятёрку по этому предмету. Можно сказать, повезло. Поэтому химией  он и решил заниматься в первую очередь. Сначала повторить, а потом — и вперёд заглянуть.
С математикой и физикой у Павла дела обстояли гораздо лучше. Но всё равно это были очень важные и серьёзные предметы. По отношению к ним было достаточно среднего уровня внимания.
Чисто биологические предметы тоже запускать не стоило. Но для Павла они были достаточно лёгкими, и поэтому времени и сил требовали не очень много.
Остальные предметы дополнительного внимания не требовали. С ними и так всё было неплохо.

Всё? Нет, не всё!
Ещё надо по некоторым предметам почитать альтернативные учебники. Не те, что рекомендованы в программе. Не выбранные наобум, конечно, а самые лучшие. Но сначала эти лучшие ещё надо найти.
Поскольку в конце обучения происходит специализация по кафедрам, надо и там постепенно контакты налаживать. Сейчас Павле больше всего нравилась «Ихтиология и гидробиология». Вот туда и надо зайти. Пусть они посоветуют, что надо делать, чтобы к ним без проблем распределиться.
И последнее. Надо попробовать почитать реальные научные статьи. К этому ведь тоже надо привыкать.
Вот теперь, пожалуй, всё...

Павел перевёл дух.
Да, хорошо он поработал! За неполный час такой внушительный план написал!
Может быть, на этом стоит остановиться? Теперь-то он представляет, как выглядит программа-максимум. Но пытаться выполнить её — чистое безумие!
Это ведь так просто — выключить компьютер, одеться, выйти на улицу. А дальше — делай что хочешь! Ведь каникулы же!
Но выключать компьютер не хотелось. Ведь план был ещё такой сырой!
Но перерыв в любом случае сделать следовало.
Да, кстати!
Павел вспомнил о чашке кофе, к которой, сидя за компьютером, даже не прикоснулся.
Взяв её в руки, он осторожно сделал глоток. Несмотря на то, что кофе остыл, он был невероятно вкусен.
Подойдя с чашкой к окну, Павел, задумчиво глядя на качающиеся внизу деревья, выпил её мелкими глотками.
Нет, он не может бросить дело на полпути!
И Павел снова уселся за компьютер.

Следующий этап работы был менее эффектным, хотя и не менее интересным. Были добавлены несколько дополнительных пунктов плана. Затем все пункты были детализированы (разбиты на подпункты). После этого результат работы был тщательно проверен и уточнён.
На это ушло ещё два часа.
Ну что, теперь можно было успокоиться?
Павел пока был не готов ответить на этот вопрос. И решил чуть-суть отложить его. Тем более повод был вполне законным: наступило время обеда.

К обеду Павел приступал с определённой осторожностью: вдруг изменившиеся вкусы снова преподнесут ему неприятные сюрпризы?
Сначала ему казалось, что на этот раз всё обойдётся: у него не возникло никакого неприятия и первого блюда (фасолевый суп), ни второго (тушеной мясо). А вот в процессе чаепития опять возникли проблемы: есть торт ну совсем не хотелось!
К счастью, в холодильнике нашелся лимон. С ним чай пошёл хорошо. Можно даже сказать, великолепно.
С окончанием обеда вновь возник вопрос: что делать дальше?

Вроде бы Павел удовлетворил своё любопытство: подробный план составлен. Но удовлетворил не до конца. Хотелось выполнить хотя бы маленький кусочек плана, чтобы посмотреть, как это будет выглядеть.
Это казалось несложным: взять план, выбрать из него один из самых лёгких подпунктов и тут же его выполнить. Делов-то всего — на пару часов.
Но и тут оказалось не всё так просто... 
Даже последний вариант плана оказался недостаточно подробным. Его пункты и подпункты были всего лишь направлениями деятельности. Теперь их нужно было конкретизировать ещё больше: по каждому подпункту расписать список конкретных дел.
Вот Павел и занимался этим до самого вечера, обработав при этом примерно треть плана.
Да, странно у него прошёл второй день каникул...

Следующий — третий — день каникул прошёл достаточно однообразно, хотя и очень напряжённо. Весь день Павел занимался составлением детального плана. Буквально не поднимая головы.
И он успел-таки его сделать! Правда, работал он очень долго — примерно до половины первого ночи.
Но это было не страшно: завтра можно было вставать когда угодно. Хоть в десять часов утра.

Десять утра? Как же!
Павел проснулся в семь. Сна не было ни в одном глазу. Пожалуй, это было к лучшему — сегодня до обеда он закончит свой эксперимент и, наконец, успокоится.
Павел выбрал три достаточно лёгких дела: повторить три темы, которые он хоть и знал, но недостаточно уверенно.
По ботанике низших — диатомовые водоросли. По зоологии беспозвоночных — низшие хордовые. По анатомии человека — вегетативная нервная система.
Павел достал три учебника и в каждом из них прочитал требуемые страницы. А потом сделал это ещё раз.
Теперь он был уверен, что освоил эти «скользкие» темы на очень приличном уровне.
И с чистой совестью пошёл обедать.

После обеда Павел, наконец, вышел погулять.
Как приятно было идти по улице куда глаза глядят. Идти, ни о чём не думая...
Сегодня была как раз такая зимняя погода, которая нравилась Павлу больше всего. Лёгкий мороз — примерно пять градусов. И полупрозрачные облака, из-за которых изредка просвечивает солнце.
А потом облака стали суть погуще — и пошёл снег. Нет, не совсем снег, - так, лёгкий снежок...
Павел сам не заметил, как дошёл до ближайшего парка. А потом вдруг оглянулся вокруг и увидел, что попал в сказку.
Деревья, покрытые снегом, были невероятно красивы. Вся поверхность земли была покрыта свежевыпавшим снегом. Вся — за исключением узкой дорожки, по которой шёл Павел.
Не зря говорят — природа успокаивает. Павел прямо физически ощущал, как тает неуёмная жажда деятельности, терзавшая его вот уже третий день.
«Что же такое я творю!» - в ужасе подумал он.

Дело в том, что у Павла было перед глазами два примера, на которые он мог равняться в плане учёбы: старшая сестра и двоюродный брат.
Старшая сестра сейчас заканчивала последний курс матмеха университета (отделение «Информатика»). И собиралась поступать в аспирантуру. Насколько Павел знал, шансы у неё были очень неплохие.
Двоюродный брат три года назад окончил «Политех». Сейчас он работал в каком-то безумно престижном месте, имея зарплату раза в полтора больше, чем отец Павла (которого, кстати, низкооплачиваемым назвать было никак нельзя).
В общем, это были люди, личному опыту которых безусловно можно было доверять.
Ну так вот — они неоднократно критиковали Павла за неправильный (с их точки зрения) подход к учёбе. И хотя делали это по отдельности, говорили примерно одно и то же.

Позиция старшей сестры простая: нет смысла пытаться сдавать все экзамены с максимальным усердием. Есть профильные предметы — их действительно надо знать «на отлично». Есть дисциплины умеренно важные — их достаточно знать на твёрдую «четвёрку». Но ведь есть и абсолютно бесполезные предметы — для них и «тройка» сгодится...
- А как же стипендия? - однажды удивился Павел.
- Ну если тебе так важна стипендия... - задумчиво протянула сестра, - то можешь сдавать их на очень слабые «четвёрочки».
- А как я уловлю грань между «тройкой» и слабой «четвёркой»? - удивился Павел.
- Ну... это вопрос опыта. Со временем ты научишься это делать.
Но Павел всё равно считал, что такой фокус является весьма рискованным.

Двоюродный брат рассуждал примерно в том же ключе. Но аргументация у него была совершенно другая.
- Понимаешь! - говорил он. - Вся наша жизнь — это поиск компромиссов. При этом компромиссы — это не только баланс интересов отдельных людей. Выбор между качеством и сроком выполнения работы — это тоже своего рода компромисс.
Сотрудник, думающий только о сроках, имеет очень мало шансов сделать карьеры. Но его коллега, которых добивается высокого качества в ущерб срокам, имеет шансов ещё меньше.
Баланс между качеством и сроками, кстати говоря, от вида конкретных работ зависит. В одних случаях важнее сроки, в других — качество.
Так же, кстати говоря, и с учёбой. Предметы-то все разные. Есть такие, которые тебе лучше знать не просто на «отлично» - а раза в три-четыре лучше, чем на отлично. А некоторые экзамены достаточно сдать кое-как. Их даже на «четвёрку» изучать — пустая трата времени.

Павел слушал своих авторитетных родственников и во многом с ними соглашался. Но так, как они предлагали, действовать не мог. Это был явно не его стиль жизнь. Через себя, как ни старайся, не перепрыгнешь...
Кстати, в этих разговорах речь шла не только о работе. Речь об отдыхе заходила даже чаще.
Двоюродный брат любил повторять, что хорошо работает только тот, кто умеет хорошо отдыхать. И что ни один из его знакомых трудоголиков не добился в жизни ничего путного.
Свои тезисы он периодически подтверждал рассказами о реальных случаях, случившихся с его сослуживцами.
Всё это было очень интересно. С теоретической точки зрения. Практического же значения эти истории для Павла не имели: учёба в университете и работа в проектном институте — слишком разные виды деятельности.
Гораздо полезнее для него в этом плане было мнение сестры. 

Она ведь тоже была студенткой — как и Павел. Правда, старшекурсницей  - а там проблемы во многом другие, чем у первокурсников. Но даже это было не так важно, поскольку сестра Павла имела прекрасную память. Для неё не было проблемой вспомнить времена, когда она сама была первокурсницей.
Так вот — она развила целую теорию, как правильно отдыхать во время сессии и сразу после неё. И какие ошибки можно при этом совершить.

- Понимаешь, Павлик! - говорила она, - я никогда не занималась сразу после сдачи экзамена. Оставшийся день до самого вечера я всегда использовала исключительно для отдыха. То же самое каникулы. Они даются нам для отдыха — вот и надо во время каникул отдыхать.
- А как же те, кому надо экзамены после каникул пересдавать? Ведь у них-то выхода нет — готовиться им приходится именно в каникулы!
- Я не беру экстремальные ситуации — поморщилась сестра. - Я рассматриваю случаи, когда человек имеет право с чистой совестью отдыхать — но не делает этого.
- Но почему? - совершенно искренне удивился тогда Павел.
- Причин бывает много. По моим наблюдениям, основными являются три. Если тебе интересно, я сейчас их все перечислю.

- Во-первых, есть люди с повышенным уровнем работоспособности. Или, как сейчас модно говорить, - энергетики. Отдыха, как такового, им вообще не нужно. Разве только после каких-то сверхусилий.
Для таких людей быть трудоголиками ни капельки не опасно. И даже, можно сказать, вполне естественно.
И ещё — их на самом деле очень мало. Сразу же говорю, - это не твой случай. Я, как-никак, с самого детства тебя знаю.
- Спорить не буду... - вздохнул Павел. - Хотя всё-таки жаль.

- Пойдём дальше, - продолжала сестра. - Есть люди со всякими дурацкими идеями. Например, что силой воли можно победить любую усталость. Или что современные люди отдыхают слишком много — и делать это надо на порядок меньше. Или что правильно организованная работа восстанавливает силы лучше любого отдыха. Да мало ли чего можно придумать при наличии излишка фантазии?
- И что, на свете действительно есть чудаки, которые так думают?
- Да сколько угодно!
- Хорошо, это я понял. А что из себя представляет третий вариант?
- О, этот вариант, - самый интересный! И самый для тебя опасный!

- Иногда возникает ситуация, когда человеку просто не расслабиться после какого-нибудь сверхнапряжения. Например, после сессии.
И вот представь себе. Студент сдаёт сессию. Поскольку этот процесс требует огромных усилий, ему требуется себя «завести». Этот «завод» - ни что иное, как конструктивное возбуждение, очень сильно помогающее при сверхнагрузках.
Но вот сессия сдана. В этих условиях естественно расслабиться и отдохнуть. Но не все люди умеют легко расслабляться. Для некоторых это проблема.
Субъективно это воспринимается как избыток сил. А силы надо куда-то деть. Вот некоторые студенты и пробуют после сессии позаниматься «впрок».
Чаще всего это происходит, если сессия сдана хорошо. Эйфория по поводу успешно сданный экзаменов вполне может помешать своевременному расслаблению.
- Ну а где же здесь опасность?
- Если стрессовая ситуация благополучно разрешилась, а человек не сумел расслабиться и продолжает вести себя, как будто стресс продолжается, - тогда он начинает бессмысленно тратить свой неприкосновенный запас энергии. В лучшем случае это грозит тем, что, когда расслабление наконец наступит, с ним придут упадок сил и хроническая усталость. Потом, конечно, это состояние пройдёт. Через месяц-другой. Но это время фактически будет вычеркнуто из полноценной жизни.
- И это — лучший вариант? Что же тогда худший?
- А худшие варианты таковы, что мне о них даже говорить не хочется!

Павел гулял по парку и чувствовал, что капля за каплей освобождается от наваждения. А чем иным можно было назвать то, что происходило с ним в течение последних дней?
Теперь, когда он вспомнил разговор со старшей сестрой, все эти события стали выглядеть немного по-другому.
 Да, он сдал сессию на одни пятёрки. Молодец, конечно. Достаточная причина для того, чтобы испытать гордость. Но явно недостаточная для того, чтобы впадать в эйфорию.
Как легко он поддался соблазну! Возомнил себя сверхчеловеком, наметил наполеоновские планы. А дело-то всего-навсего в том, что неумеха-студент не сумел вовремя расслабиться.
Обидно! То, что он считал преимуществом, на деле оказалось всего-навсего психологической ущербностью!
Ему казалось, что он «заглядывает за горизонт». А на самом деле он бессмысленно сжигал неприкосновенные запасы энергии своего организма!
Нет, это надо немедленно кончать! Твёрдо и решительно сказать самому себе «нет»!
Придя к такому выводу, Павел, наконец, успокоился и быстрым шагом пошёл в сторону дома.
Теперь у него начнутся настоящие каникулы!

Домой Павел пришёл лишь к ужину. И застал за столом всю семью.
Стол выглядел слишком уж роскошно. Так что Павел не смог удержаться от вопроса, что за событие празднуется.
Оказалось, что отца неожиданно повысили в должности. Да не просто повысили, а поставили руководить важным и перспективным направлением работ.
- А я уже собралась тебе звонить! - обрадовалась мама. - Садись скорее! Мы же не можем начать без тебя!
Павел решил, что это праздничное застолье — своего рода знак судьбы. Он как бы символически начинает настоящие каникулы, оставляя в прошлом чрезмерные амбиции и выверты своего беспокойного подсознания, не желающего понять, что тяжёлый труд, наконец, закончился и пришла пора по-настоящему отдохнуть.

На секунду мелькнуло ещё одно опасение: что с Павлом сыграют недобрую шутку его изменившиеся вкусы. Вдруг он не сможет есть половину из того, что выставлено на столе. И родные сразу это заметят: ведь его вкусы им давно известны.
Но это опасение оказалось напрасным. Внезапно проклюнувшееся стремление к «здоровой пище» никак не проявлялось. Павел это тоже счёл хорошим знаком.

Сидеть всей семьёй за столом было просто замечательно! Сначала отец рассказал историю своего назначения. Оказывается, его сначала даже понизить хотели. Слишком много у него было разногласий со старым техническим директором.
Но неожиданно в их фирме поменялось всё руководство (как раз тут отец в подробности не вдавался). Новый технический директор оказался человеком очень дотошным и внимательно изучил результаты деятельности всех подчинённых ему руководителей. В результате кое-кто полетел, а кое-кто, наоборот, поднялся. Отец Павла, к счастью, оказался в числе последних.
Затем отчиталась старшая сестра. Оказывается, вопрос о её приёме в аспирантуру уже полностью решён.
Она даже попыталась объяснить присутствующим, чем она там будет заниматься. Отец слушал её с интересном, а мать и Павел, к сожалению, мало что поняли.
Ну, про успехи Павла все знали. Отец спросил лишь, как ему отдыхается. После ответа «нормально»  вопросов больше не было.

Всё это время Павел ждал хотя и неприятного, но неизбежного изменения в своём состоянии: что эйфория, наконец, пройдёт и наступит слабость и депрессия. Неприятная штука, конечно. Но это как нибудь нужно пережить.
Потом депрессия уйдёт и наступит обычная усталость. Вот тогда он по-настоящему порадуется каникулам!
По-настоящему отдохнув вплоть до конца каникул, Павел со свежими силами придёт в университет учиться дальше.
И всё будет хорошо.

Но это был всего-навсего прогноз. Реальность оказалась совсем другой.
Ни о какой депрессии речи не шло. Даже элементарной усталости не было.
Наоборот — Павел чувствовал себя до неприличия бодро.
Но самое страшное было не это. Появилось непреодолимое желание сесть за компьютер и продолжить работу по плану.
Все его зароки прекратить расходование «неприкосновенного запаса» сил оказались бесполезны...

Последние полчаса застолья оказались самыми тяжёлыми. Павел чувствовал непреодолимое желание немедленно вскочить из-за стола и продолжить выполнение своего плана.
Но умом он понимал, что ни в коем случае не должен этого делать. Что его бодрость  - всего лишь иллюзия. Что надо стиснуть зубы и сдержаться.
А, может быть, не надо?
В конце концов, у сестры один опыт, у него — другой. Почему он должен так буквально воспринимать всё, что она говорит?
Он, видите ли, не умеет расслабиться! Он, видите, обманывает себя, поддавшись на «обманчивое возбуждение». А может ли оно длиться так долго? Целых несколько дней?
Нет, что-то сестра путает! 
Найдя теоретическое подтверждение своей правоты, Павел успокоился.

Сразу после застолья Павел буквально бегом направился к компьютеру. Пока он решил сделать компромисс: позаниматься до конца дня. Ведь уже вечер наступил, так что совсем немного осталось...
На этот раз он выбрал задания чуть потруднее: повторить несколько тем из «Введения в биологию». Это был профильный, а, следовательно, интересный предмет. Но из числа интересных - самый неинтересный (по крайней мере, с точки зрения Павла).
Время до позднего вечера пролетело незаметно. Павел успел прочитать довольно много. И ничего страшного при этом с ним не случилось: ни головной боли, ни слабости, ни головокружения.
Похоже, его зря пугают...

В последующие дни каникул Павел будто «сорвался с цепи». Он окончательно отбросил в сторону все опасения. Глупо ведь сдерживать свои желания, если ты желаешь делать что-то нужное и полезное.
Но некоторый компромисс со «здравой линией поведения» он всё-таки предусмотрел. Во-первых, каждый день как следует высыпался. Во-вторых, обязательно гулял после обеда. Часа два как минимум. Даже несмотря на это, у него оставалась масса времени, позволяющая ему весело и бодро двигаться вперёд по пути «грызения гранита науки».
Он брался за разные части плана. Сначала немного повторил математику, потом — физику. А после этого занялся химией. Да так и «застрял» на ней до конца каникул.

С химией у Павла были большие проблемы. А для будущего биолога это вовсе не здорово. Химия биологу очень нужна!
Ему очень сильно повезло, что на первой сессии экзамена по химии не было. На «отлично» химию он бы точно не сдал. Поэтому так или иначе он всё равно должен был ей заняться в следующем семестре.
Но теперь он не просто занялся ей, а занялся серьёзно. Очень серьёзно.
Как ни странно, здесь тоже не возникло больших трудностей. Занятия (хотя и короткие) более лёгкими для Павла математикой и физикой послужили хорошим «трамплином». Так что учебник по химии он читал почти так же легко, как художественную литературу.
«Погружение в химию» длилось несколько дней. А потом Павел неожиданно обнаружил, что каникулы закончились.

Ну... относительно неожиданно. Он, конечно, помнил, когда снова надо идти учиться. И каждое утро констатировал, что ещё нескоро. Но однажды утром он обнаружил, что начался предпоследний день каникул. И что идти учиться надо уже послезавтра.
Но Павел не мог остановиться вот так, сразу. Надо было довести изучаемую тему «до логического конца». Так что весь день до самого позднего вечера он провёл с учебником химии.
А потом наступил последний день отдыха...

Самое удивительное, что «учебный раж» не прошёл у Павла даже в этот день. Но ему на этот раз захотелось сделать что-то необычное. С одной стороны, нужное, с другой стороны, - непохожее на то, чем он до сих пор занимался.
И такое дело нашлось. Павел решил купить себе новый ноутбук.

К этому делу он подошёл достаточно серьёзно. Примерно два часа ходил, по магазину, изучая выставленные модели и сравнивая их друг с другом. Выбрав три из них, он обсудил их достоинства и недостатки с продавцом-консультантом. В результате из  трёх моделей была выбрана одна, которая и была, наконец, куплена. После этого ему произвели настройку ПО и стали показывать результат.
Продавец хотел сделать это за пять минут. Но Павел решил его этого удовольствия, требуя всё показывать подробно и не очень быстро. Зато в результате он убедился, что всё было сделано, как надо.

Идя домой с большим «фирменным» пакетом, Павел поймал себя на мысли, что в этот раз он вёл себя в магазине не совсем обычно. В предыдущий раз он сразу же обратился за консультацией к продавцу — и тот «подсунул» ему не очень удачную модель ноутбука, с которой Павел потом долго мучился.
А вот сейчас он был почему-то уверен, что этого не произойдёт.
В этом, кстати говоря, он убедился в тот же день — когда, придя домой, включил новый ноутбук и стал с ним разбираться.

Всем известно — есть предметы лёгкие и трудные. Для Павла самым трудным предметом была химия, потому что он её не любил.
С информатикой было немного по-другому. Компьютеры он просто обожал и очень хотел в них как следует разобраться. Да вот незадача — было такое ощущение, что сами компьютеры его недолюбливали.
Правда, была у него «палочка-выручалочка» - старшая сестра. Как-никак специалист... Поэтому, тогда становилось совсем «туго», он обращался к ней.
Помогать-то она ему, конечно, помогала — но каждый раз читала нотацию на тему «ну когда же ты сам всему научишься?»
Поэтому Павел помощью сестры старался не злоупотреблять, и обращался к ней лишь в крайних случаях. В самых-самых крайних.

Самое обидное, что с прикладными программами (типа «Ворда», «Визио», «Фотошопа» или «Аксцесса») у него всё было в порядке. Проблемы были именно с самой операционной системой. Самая простая проблема, возникавшая на компьютере, могла ввести его в ступор.
Потом, после того, как кто-то оказывал ему помощь, Павел и сам понимал, что ничего особенно трудного здесь и не было. Но только потом.
А хотелось бы находить решение сразу. Самому. Ни к кому не обращаясь за помощью.

Вот и сейчас, притащив домой только что купленный ноутбук, Павел ожидал, что у него обязательно возникнут какие-то проблемы. Что сам он с этими проблемами не справится. И что в конце концов придётся, отводя в сторону глаза, обращаться за помощью к сестре. И, поглядев с завистью на то, как быстро она решает его заморочки, выслушать в очередной раз язвительные нотации.
Но всё произошло совсем не так.
Нет, в начале-то, конечно, всё было в порядке. Компьютер был включён, и Windows на нём запустилась. А вот дальше было сложнее. Интернет не работал. А без него что делать на компьютере? Даже антивирус не поставить!
Ну, с Интернетом он поступил просто. Можно сказать, грубо и цинично. А именно, инсталлировал только что купленный мобильный модем.
Глупо, конечно, так поступать, когда к квартире подведён стационарный Интернет. Но чуть-чуть попроще.
Ничего — проводной Интернет никуда от него не уйдёт. В конце концов, уж тут-то сестра ему должна помочь!
А пока он и на мобильном поработает! По крайней мере, антивирус установит...

Но с установкой антивируса возникли проблемы. Павел внимательно прочитал инструкцию и стал выполнять её шаг за шагом. Дошёл до половины — а потом заколодило. То, что там было написано, сделать было невозможно.
Тогда ему пришла в голову мысль — а если всё дело в том, что инструкция не совсем качественная?  И её надо выполнять не буквально, а с некоторой корректировкой?
При этом корректировка не должна была быть слишком сильной. Ведь большинство людей ставят себе спокойно антивирус и ни на что не жалуются. Значит, если он хорошо подумает, то в конце концов сообразит, что надо делать.
Так и вышло. В инструкции почему-то были переставлены два пункта (причём даже не соседние). Как только Павел это понял, все прошло, как по маслу.

Аналогичная ситуация была и с мышью (точнее,  с заменяющим её тачпадом). Вначале эта штука работала просто ужасно. Павел попробовал поменять её установки — и сразу же запутался.
Ещё вчера он сразу бы обратился за помощью к сестре. А теперь решил разобраться сам. Изучил соответствующий раздел информации. Посмотрел панель управления мышью. Мало что понял. Сделал и то и другое ещё раз. Кое- что начал понимать. Осторожно меняя установки, добился вполне приличной работы тачпада.

И тут как будто у него в голове повернулся какой-то переключатель! Павел почувствовал, что непонятная преграда, стоявшая между ним и ноутбуком, куда-то исчезла. Ну... почти исчезла.
И что теперь практически с любой компьютерной заморочкой он справится сам. Если, конечно, не пожалеет потратить на неё время и силы.
А потом наступил вечер. Надо было идти спать. Ведь завтра он опять идёт в университет. Не шутка - первый учебный день второго семестра!

Павел долго не мог заснуть. Мысли о том, правильно ли он провёл каникулы, не давали ему покоя.
Вдруг он действительно бездарно растратил время, предназначенное для отдыха? И с самого начала семестра на него неподъёмным грузом навалится накопленная усталость, напрочь перечёркивая все планы?
Или всё это ерунда, и его неприкосновенный запас сил остался в целости и сохранности? Тогда, по идее, учиться во втором семестре будет гораздо легче?

Но даже если допустить, что впасть в «учебный раж» было правильно, не сделал ли он ошибки, выбирая объект своей учёбы? Может быть, стоило все каникулы посвятить повышению компьютерной грамотности? Если он так много успел за полдня, сколько бы он сделал за десять дней?
Но теперь гадать было бесполезно. Ближайшая неделя покажет, был ли он прав или жестоко ошибался.
Это была последняя мысль, мелькнувшая в голове. В следующее мгновение Павел заснул.


Рецензии