Выбор жизненного пути

   Каждый из нас рано или поздно выбирает свой жизненный путь. Это происходит обычно в конце обучения в средней школе, хотя еще до окончания школы ученик начинает задумываться о своем будущем. Я с детства мечтал о морских плаваниях, парусах и фрегатах, познакомившись с романами Жюль Верна «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан» и другими прославлявших жизнь моряка произведениями литературы и кино. Я даже предпринял попытку поступления в Военно-Морское училище имени Фрунзе в Ленинграде, но мне не позволила осуществить этот шаг близорукость.   
   Всерьез проблема выбора будущего пути встала передо мной, когда в 1948 году, закончив 10-й класс школы № 203 города Ленинграда, решал вопрос о продолжении образования. Мои родители высказывали пожелание, чтобы я стал инженером. Но меня не тянуло к чертежам, математическим выкладкам и вообще к машинам. Нельзя сказать, что я совсем не любил машин. Я с удовольствием ездил на маленькой машинке, своем двухколесном велосипеде. Я любил ехать в поезде, глядя в окно на пролетающие мимо пейзажи. Но меня привлекали именно пейзажи, но не паровозы, двигатели внутреннего сгорания или большие автомобили. Мне больше нравились деревья, особенно садовые, травы, птицы, особенно поющие, и даже лягушки, бодро квакающие в прудах и по берегам водоемов моей родины.
   К тому же 1948 год был годом, когда вопрос об отношении к живым организмам решался в нашей стране весьма болезненным образом. Перед этим в СССР несколько лет проходила острая дискуссия в области биологии между классическими генетиками, исповедующими законы Менделя, и так называемыми мичуринцами, сторонниками академика Лысенко. Появились книги, прославляющие кудесника селекции садовых растений И.В.Мичурина. Я читал книги о Мичурине, о цветущих и благоухающих садах, заполненных новыми сортами растений. Мне нравилось думать о том, что я мог бы заниматься выведением новых растений. Летом 1948 года состоялась печально знаменитая августовская сессия Сельскохозяйственной Академии Наук, на которой с благословения Сталина был осуществлен разгром классической генетики.
   И вот в этот 1948 год я пришел в Ленинградский Университет на биологический факультет, который к этому времени стал биолого-почвенным. Я некоторое время колебался, куда мне идти для получения высшего образования. Объектами колебания были Тимирязевская Сельскохозяйственная Академия в Москве (ТСХА) и биолого-почвенный факультет Ленинградского Государственного Университета (ЛГУ). Я жил в Ленинграде, и, ясное дело, в начале пришел в  ЛГУ. У меня был разговор с только что назначенным деканом факультета профессором Н.В.Турбиным, который естественно посоветовал мне поступать в ЛГУ, тем более, что у меня была золотая медаль, полученная в школе. Меня как медалиста приняли без экзамена. Дальнейшая моя учеба покатилась по накатанному руслу. Можно сказать, что я выбрал свой путь в жизни. Но на этом пути произошло столько разных поворотов и событий, что я до сих пор не уверен в правильности выбранной мной дороги.
   

 


Рецензии