Как я играл с Робертом Фишером

Помню одну фантастическую то ли повесть, то ли роман,  он начиналась примерно так:
«В 2004-ом году…».  Современному поколению этого уже не понять. Для нас в 60-х прошлого века 2004-ый год был немыслимой фантастикой! Нереальным «забугорным» явлением, сказкой, мечтой мечт…
В 2001-2002 годах, если мне не изменяет слабеющая с каждым днём память, но уже на Шаронова 33 в квартире с номером 9 – бывают же номерки! – я увлекся новым явлением – игрой на «Берегу», или на «Береге».
«Берег»  - это широко известный шахматный портал, один из первых успешных шахматных проектов в интернете.
С регистрацией было попроще, со входом полегче, рекламы было на порядки меньше и как-то сама программа неназойливо обеспечивала именно игру как таковую.
В общем я увлёкся.
Для многих моих читателей, не знающих меня, как шахматиста-организатора, не знакомых со мною лично, я частенько представляюсь таким немножко повёрнутым на своём никому не нужном «изобретении» - слегка свихнувшимся фанатом «мерцающих шахмат».
Дети – они и проще, и чище, и гораздо открытие взрослых в своих эмоциях.
Дети меня откровенно любят.
Несмотря на мою напускную строгость они моментально распознают доброту и пользуются ею «на всю катушку».
Им со мной и весело, и просто.
На самом деле, именно, как любитель шахмат, как человек, по-настоящему влюблённый в это древнее искусство, как человек, всю жизнь посвятивший этому огромному непостижимо прекрасному миру, его живописи, его музыке, его архитектуре, его дизайну, его разнообразнейшим оргформам, его великой литературе, я никогда не отказывал себе в удовольствии просто поиграть вволю, если такая возможность предоставлялась.
Вспоминаю мои затяжные – ночи напролёт – блиц-матчи с Валерием Петровичем, с Владимиром Тимофеевичем. А сколько турниров я провёл не как судья, а как участник! А сколько сеансов одновременной игры дал сам и в скольких принял посильное участие?
И поэтому, когда выдалась «минутка», я просто провалился в блиц по Интернету!
Берег!
Мой долгожданный "Берег"!
Чем прикольны партии по Интернету?
А тем, что ты не знаешь, с кем играешь, нет прямого контакта, непосредственного воздействия и восприятия глаз, тела – как держит и как переставляет фигуру, как нажимает на кнопку часов… О, это целая планета разнообразнейших проявлений, это огромный мир психологических войн.
В Интернете ты даже не знаешь – с компьютером ты режешься или с человеком. Частенько находились любители поставить две машины рядом – на одной электронный гроссмейстер обдумывает вашу позицию и выдает ходы, а на другой вы по интернету изображаете из себя соперника, повторяя, по сути. машинные ходы.
В общем есть, есть своя специфика и свой круг эмоций и ощущений, иногда позитивных, иногда не очень…
Но тогда на меня нашло, как говорится, затмение – или «прозрение», зависит от позиции судящего – и я залез по самое «не хочу».
Часами напролет!
День за днем!
Бог с ней, с пищей – её всегда не хватало!
Бог с ними, с деньгами – их никогда и не было!
Нет, это не было «игроманией» - упаси Боже!
Я работал, решал вопросы, строил проекты, осуществлял переговоры и операции…
Но при первой же возможности падал за комп и входил в портал под своим именем «surmico».
Да – surmico – это моё основное имя в Интернете уже два десятка лет.
По этому слову меня легко найти на Ютьюбе и на многих других ресурсах.
В тот памятный мне вечер я пребывал в некоторой эйфории от ряда разгромов, которые я устроил нескольким ребятам с рейтингами выше 2000, что вообще говоря – довольно нетривиальная задача.
В Екатеринбурге Адабаш вел в шахматной школе на пересечении Радищева и Московской рейтинговые  блиц-турниры, где мы с сыном одно время пристрастились регулярно играть, и в некоторых я достигал результата в 2400-2450!
При этом порой удавались разгромные партии с весьма сильными партнёрами.
Стиль у меня остро атакующий, острокомбинационный, жертва ладьи за сильный центр – моя повседневная практика.
А сколько ферзей я отдал за возможность порезвиться вволю!
На Берегу рейтинг 2000 – это уровень очень сильного кандидата в мастера. Если не мастера.
И вот я , пребывая в эйфории вступаю в игру с новым партнёром, обозначенным как «гость» с каким-то потешным рейтингом.
А портал имел окно для комментариев по ходу партии, и в этом окне мы с партнерами порою обменивались или шутками, или какой-либо инфой…
В общем немножко общались.
И вот идёт первая партия.
Я играю мою любимую защиту Алёхина.
Разменный вариант.
Партнёр белыми устраивает мне невероятно быстрый фантастически красивый разгром .
Для себя я решил было, что попал в домашнюю заготовку.
В шахматах полно таких тонких ловушек, когда делая «естественные» ходы шахматист попадает под неотразимые атаки.
А всего в шахматах не знает никто, разве что Всевышний.
Играем вторую партию.
Я играю королевский гамбит с продвижением пешки «аш» и жертвой коня за атаку.
Меня громят в пух и перья и приходит в ответ на мой запрос от партнера сообщение на английском языке:
«Я живу в Исландии».
В Исландии, так в Исландии.
Каквя мне разница?
Хоть в Перу!
Я спрашиваю на каком языке ему удобнее общаться.
Он присылает ответ: « Ай спик инглиш».
Впрочем это я уже и так понял.
Третья партия.
Вновь Алехин.
Я играю вариант против атаки четырёх пешек и вновь получаю разгром к двадцатому ходу на ферзевом (!!!) фланге!
Так и не сумев рокировать!
И вот здесь он мне пишет:
«Я – Роберт Фишер» и закрывает окно сообщения.
То есть исчезает с моего горизонта.
Что должен был я сделать незамедлительно?
Ну конечно сохранить тексты партий!
Гений шахмат 20-го века выделил мне несколько мгновений!
Но я – идиот! – не озаботился!
Не сохранил!
Среди прочего тогда конечно подкупало, что "Берег" хранил записи партий своих зарегистрированных пользователей.
И казалось, что никуда всё это уже не денется.
Как и тысячи фотографий сделанных мною в детстве и юности.
Но всё проходит.
Прошло и это.
Оглянулся назад, порылся в своих бесконечных, как казалось, архивах, и вдруг обнаружил, что ни фотографий, ни партий в них практически нет!!!
Это какая-то мистика!
Мне, помнящему абсолютную недостижимость 2004-го года, довелось ВСПОМИНАТЬ этот год и начало тысячеления спустя более десятка лет!!!
С ума сойти!
Я реально пересёкся с Фишером!
А ведь я оказался АБСОЛЮТНО не готов!
Мне нужно было бы послать ему короткое Twinkle Chess!
А потом сообщить ему о том, что это моя игра, где ходят всеми фигурами по одному ходу каждой в своей серии ходов!
И будь, что будет!
А вдруг!
Но «вдруг» не случилось.
Самые лучшие импровизации – это тщательно заготовленные импровизации.
Теперь, по прошествии лет выдалась секундочка и я готов отефлексировать тот наш микроматч «на всю катушку».
Дело в том, что дети каким-то седьмым чувством распознают меня и доброе начало во мне и тянутся ко мне.
И играю я всегда именно как абсолютный ребенок, открыто, ярко, без оглядки и без страха проиграть.
Я живу Игрой как таковой.
Сейчас, войдя в этот возраст, я начал понимать, как он двигался в последние годы своей жизни.
Великий ребёнок – Роберт Фишер.
Я очень хорошо понимаю всю глубину его отрешённости и одиночества.
В своих бедах мы все всегда одиноки.
Так одинок был Толстой, когда уходил из дома в никуда.
Так одинок был Сергей Есенин, когда совал другу «До свиданья!» в карман.
Так одинок был Володя Маяковский.
Это одиночество неизбывно, это непременный этап жизни.
Мне с моей аденомой понятно, почему Фишер отказался от операции.
Я точно также предупредил родных, что когда хирург склонится надо мной и спросит: «Вам как – с бутылочкой наружу или нормально?» - складывая в уме нули я отвечу – ни цента!
Сколько Бог отпустил пожить на этом свете, столько и поживу.
Аденома – это основная нормальная причина смерти мужика нашей эпохи.
Не хочу выделяться.
И Роберт не захотел.
О, как я понимаю его!
Сидел гений шахмат и развлекался тем, что баловался на "Берегу".
И Бог послал ему шанс!
Под самый конец жизни Бог послал ему фантастический шанс!
Вместо передвигания фигурок - в ничтожной легкой партии - мы могли бы обсудить причины вымирания шахмат и причины их неизбежной сменой классом новых игр.
Он поддержал несущественный элемент мерцающих шахмат, начальные расстановки, что по сути является некоторым ограниченным применением движения всеми фигурами сразу. Извращенным, урезанным, но всё же….
О, мы могли бы с ним найти тьму общего: и в отношении к договорным играм, и в отношении к будущему человечества.
Но он, как и я сейчас, так и остался большим ребенком.
И вместо роскошного и глубокого общения мы – два мальчика на берегу океана непознанных истин просто поиграли своими любимыми с детства игрушками.
Он выиграл три партии – легко и просто, крикнул в пустоту эфира – «Я –Фишер!» и проиграл свой шанс на общение с тем единственным, кто мог открыть ему новый взгляд на шахматы и на мир мерцающих плоскостей.
Понятно, что я – баран!
Он не бросил играть после первой партии, ибо его, как и всякого ребенка, как и всякого одинокого старика, потянуло к моей доброте и открытости… И всё таки пусть хоть так, но однажды мы с ним пообщались.
И мне теперь иногда снится моя комната на Шаронова, тусклая лампа, громадный короб монитора, диаграмма на экране и надпись в окне комментариев: «Я живу в Исландии»…
О, шахматы!


Рецензии