О мировых началах

       Для непредвзято созерцающего этот мир мыслителя довольно быстро становится очевидно, что в основе мира лежат как минимум два "начала" с противоположными функциями. Философы древности их обозначили как "женское" и "мужское". В основе мира лежит  женское начало! Мать. Отсюда понятие "материя" и "материальность". Это отражено, в той или иной форме,  практически во всех великих древних учениях, - описывающих возникновение нашего мира - созданных человеком за всю свою историю.
       Но, не менее очевидно, становится представление, что  без  мужского, активного  компонента невозможно было создать этот постоянно изменяющийся мир.
       Материя пассивна. Её необходимо было как-то активировать.
       Эту функцию и должно выполнять мужское начало.
       Философы теперь ломают голову - что первично, а что вторично. Спор достойный проблемы курицы и яйца.
       Это ошибочная, вредная  постановка вопроса. Но что возьмёшь с политангажированного   "марксизма-ленинизма", кроме его цепей.
       В Природе нет никакой "первичности" или "вторичности". Есть просто Есть!  И Оно, Которое всегда Есть,  приходит в Движение только при разделении на свои составляющие. Разделение всего, что можно разделить в Едином. Наш мир начался с разделения (физики называют это сейчас "Большим взрывом", без объяснения причин).  И цель Его Движения  после разделения - вновь соединиться в Единство!
       В философской системе индуизма санкхьи, вводится представление о Пракрити, означающее изначальную природу, материальную первопричину Вселенной. Считается женским основополагающим началом или элементом. Мужским началом, активизирующим Пракрити выступает Пуруша - божественный дух, чистое сознание.
       В состоянии покоя все элементы Пракрити (гуны) уравновешены, находятся в самьявастхе.
       Когда равновесие нарушается, происходит развитие и процесс становления (под влиянием Пуруши).
       Упанишады рисуют картину мироздания, в котором всё и все взаимосвязаны объединяющим принципом, стоящим за кажущимся многообразием мира. Согласно Упанишадам наш мир, все объекты,  предметы и явления природы, в том числе и человек, "вышли" из всеобщей субстанции Атмана-Брахмана. Всему в этом мире предопределён возврат назад в лоно Атмана-Брахмана. Цель существования человека состоит в выходе из этого  круговорота бытия и слиянии его души с Атманом-Брахманом.
       В древнекитайской философии "мужское" и "женское" начала мира обозначаются понятиями Ян и Инь. Ян - мужское, белое, внешнее, небесное, доброе; Инь - женское, чёрное, внутреннее, земное, злое.
       В каббале подобные функции обозначаются через понятия Ор и Кли. Это две стороны одного действия, суть которого - взаимодействие Творца и творения.
       Аналогичные представления использовал Фридрих Ницше для систематизации типов культур через апполоническое и дионисийское начала. Апполоническое начало - выражение покоя и порядка, дионисийское - его противоположность. Если первый - "полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов", то второй - избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство.
      Карл Густав Юнг ввёл в психологию термины "анима" и "анимус" для отражения действия женского и мужского начала в психике человека. Юнг связывал анимус с категоричными, жёсткими, чрезмерно принципиальными, направленными вовне решениями, а аниму — с влиянием эмоций, настроений и направленностью вовнутрь.
      Всё едино в этом едином мире. Всё возникло из Единого. И стремиться вновь объединиться. Но уже в иной форме.
      Белое на белом не видно. Чёрное на чёрном не отыскать. Красное на красном не заметно. Воду в воде не ощутить.
      Трудно найти чёрную кошку в чёрной комнате, особенно, если её там нет.
      И кота Шредингера в тёмной коробке также не заметят наблюдатели. Пока не посветят фонариком. Какая же чепуха в связи с этим котом Шредингера (хотя Шредингер писал о кошке) гуляет в пустых головах "думающей" публики. Но я сейчас не об этом.
      Этот простой факт о трудности и, зачастую, невозможности, заметить и увидеть нечто на том же самом и в том же самом однозначно наводит на мысль, что белое без чёрного - это непонятно что. А верх без низа быть не может. Идея пустоты возникла только в противоположность состоянию наполненности.
И свет - это ничто без темноты. И темноты нет без света, который может её высветить.
      И ничего того, что я сказал, нет без наблюдателя. Элементарная логика. Всегда должны быть трое. То, это и наблюдатель. Без этой троицы ничего не может быть для нас. Ничего того, чем и о чём мы говорим и думаем. Даже гуманитарные верующие догадались о Троице!
      Но почему-то из этой очевидности, лежащей на поверхности познания этого мира раздули целую проблему. Непонимания. И не одну.
      Зачем раздули понятно: кому-то очень захотелось выделиться среди других "мыслителей".
      С "пустотой" сейчас многие носятся как с писанной торбой.Ничего, при этом, не понимая про "пустоты". А понятие "недвойственности" звучит как опознавательный знак "свой-чужой". Для этих верующих набор слов гораздо важнее любых соображений. И при этом никакого понимания сути произносимых слов. Детские игры в кубики. Они тупят сами себя до упора. Тошно читать. Фанатиков глупости.

      "В начале нашего мира". http://www.proza.ru/2014/03/01/1211
      "Основные принципы устройства этого мира".
http://www.proza.ru/2014/11/11/1603
      "О первичности и вторичности" http://www.proza.ru/2014/05/23/1453
      "Бытие и сознание". http://www.proza.ru/2015/03/25/1295
      "Основной закон движения и изменения". http://www.proza.ru/2013/09/29/1580
      "В начале".  http://www.proza.ru/2014/02/02/1258
      "В начале было..." http://www.proza.ru/2015/04/06/1684


Рецензии
"Материя пассивна. Её необходимо было как-то активировать."
- Косность материи от религии. Вы верующий ученый? Всему мировому научному Обществу известно, что "Материя активна, самодостаточна, самоорганизума и самоуправляема".
Эволюция материи за 13.5 млрд лет создала Вселенную и жизнь на планете Земля без всяких ваших древнерелигиозных химер.
Вы читали труды Семенова, Кадомцева, Моисеева, Хакена, Пригожина, Хокинга, Фейнмана? Неужели вам не стыдно пороть такую ересь академику РАЕ? Или вы присвоили этот титул для авторитета? Решили, что на Проза.ру все сойдет? Тут есть доктора наук и кандидаты между прочим, до вас еще не добрались?

Алекс Савин   25.02.2019 12:10     Заявить о нарушении
Почему глупцы диалектику назвали "материалистической"? http://www.proza.ru/2016/12/14/2260
Но дурак, на то он и дурак, совершенно лишён того, что обычно называется научным подходом, духовностью, порядочностью, совестью, - дурак не способен стратегически мыслить и обеспечивать других людей результатами своих действий, потому что он не видит и не признает в жизни никаких перспектив и идеальных отношений. Дурак всегда конкретен. Из точки "А" в точку "Б" с минимальными усилиями, а лучше - вообще без усилий! Дураки не способны мыслить как свободные люди.
Для "дурака" главное - поиметь здесь и сейчас конкретно для себя! И они этим очень хорошо могут пользоваться! "Дураки" бывают умными и глупыми...

Александр Ивашкевич   25.02.2019 16:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.