Всегда лицом к лицу

День Учителя – это всегда торжества, цветы, подарки, поздравления. Но, в основном для тех, кто работает сейчас. А вот тем, кто, отдав школе более полувека, находится, как говорится, на заслуженном отдыхе, праздника достается гораздо меньше. И думается нам, что это неправильно.
Поэтому наша собеседница в День Учителя – Эмилия Александровна Широкова (Блохина), выучившая не одно поколение жителей Петергофа.
Родилась она в Воронеже, в семье военнослужащего – артиллериста. Он не мог много внимания уделять семье, поэтому мама на работу не ходила, вела дом, воспитывала троих детей. Через некоторое время отца перевели служить в Ленинград, и работать он стал на Литейном. Адрес – печально известный многим.
О работе он… рассказывал. И Эмилия Александровна уверена, что именно эти рассказы способствовали впоследствии ее решению стать историком.
Переезжать и менять школы приходилось часто. Всех и не упомнить.
Когда началась война, семья жила в Москве. Из Москвы уехали в Алма-Ату. Отец служил тогда в железнодорожных войсках. До конца жизни удивлялся, почему не погиб.
“Золотой человек был,”- вспоминает Эмилия Александровна, -’’И прожил долго».      
После войны жили в Литве, в Вильнюсе. Эмилия училась в литовской школе.
Именно оттуда – прекрасное знание литовского языка и литовские друзья,  контакты с которыми не прекращаются всю жизнь.
Школу Эмилия заканчивала уже в Ленинграде. На Васильевском острове была тогда 22 школа, совсем недалеко от Университета. Что там сейчас, Эмилия Александровна не знает.
Тогда же появилась в ее жизни страсть – фехтование.
“Прочитала Трех Мушкетеров, ”- улыбается Эмилия Александровна, - «и это меня сгубило окончательно и бесповоротно.”
Занималась Эмилия в Институте им.Лестгафта у знаменитого тогда на весь Ленинград Константина Трофимовича Булочки.
“Он меня сразу разглядел. Я была невысокой, но очень быстрой.”
В Литве Эмилия была чемпионкой по бегу среди девочек.
Но в Ленинграде, вспоминает Эмилия Александровна, не особенно разбежишься. Жили в коммуналке, на 2-й линии. В квартире – еще 12 семей. Чтобы попасть в ванную, приходилось занимать очередь с утра. Ходили в баню. Вроде бы, ничего особенного, многие жили и похуже, но быт, конечно, был трудным.
“Но все мы выросли самостоятельными и независимыми,”- говорит она о своих сестрах и брате.
Брат – Игорь Александрович Блохин – подводник. «Большую часть жизни провел подо льдом, в районе Мурманска. Сейчас ему за 80”.
После окончания школы Эмилия не стала сразу поступать в Университет,  а пошла работать. Ведь на исторический факультет надо было сдать вступительные экзамены только на отлично. На курс принимали 50 человек.
Эмилия  работала в Геологоразведочном институте, а в свободное время занималась фехтованием. Ее агитировали поступать на геологический факультет, но геология ее не влекла. К тому времени она стала мастером спорта по фехтованию, многократной чемпионкой Ленинграда.
Эмилия сдала все экзамены на отлично и поступила в Университет. Ездила на многие спартакиады и соревнования. Даже в Вену. И  хорошо училась. Пусть не отлично – много времени занимали тренировки – но вполне достойно.
В студенческие годы Эмилия познакомилась с Николаем Акимовым, который часто приглашал ее в качестве консультанта, когда нужно было ставить фехтовальные сцены  Но работать в театре она так и не решилась.
 Была  знакома и с Владимиром Балоном, фехтовальщиком и актером, ставившим фехтовальные трюки во многих фильмах. Например, «Гардемарины, вперед!”, “Мушкетеры 20 лет спустя” и  других.
- Тебе бы в кино сниматься, - говорил он Эмилии.
На старших курсах Эмилия увлеклась историей Кубы, но так там и не побывала из-за непереносимости длительных перелетов. Зато Европу повидала почти всю.
Вышла замуж, родились дети.  Чуть-чуть не дожил муж Эмилии Александровны до золотой свадьбы…
По окончании Университета Эмилия Александровна начала преподавать историю. Сначала- в 49 интернате, потом – в 529 школе, тогдашний директор которой весьма недоброжелательно относился к молодым специалистам, особенно спортсменам.
 Но, к счастью, построили 319 школу, и Эмилия Александровна ушла туда одной из первых.
Преподавала и в 415 школе, и в 567.
Такой уж это спорт – фехтование – всегда лицом к лицу.
- Как много интересных людей встретила я в своей жизни, - говорит Эмилия Александровна. – Но они потихоньку уходят, и это очень жаль…    


Рецензии