Тарабарская грамота

               
Когда школьники страны сдавали  ЕГЭ, в сюжете новостей  1 канала рассказывалось,  какие принимаются меры против списывания, каковы особенности сдачи этого экзамена.

Один из школьников в интервью вдруг говорит,   что  труднее всего сдать экзамен по культуре, что знание архитектурных памятников, картин и так далее является очень сложным испытанием.  Вот это утверждение удивительно!  То, что должно стать естественным и необходимым для человека фоном его жизни, стало абстрактным, навязанным знанием, без которого можно жить?  И такие знания уже стали просто  трудно усвояемой, тяжело запоминаемой   информацией? 

Вечерние новости  того же дня еще больше удивили, когда я услышала мнение о том, что плохо выпускникам даются творческие задания, когда требуется письменный развернутый ответ.  Это же  надо суметь довести школу до такого состояния!  И это при всех нескончаемых разговорах «за культуру».
 
Когда тут же сетуют на то, что школьники не могут подсчитать начисления по квартплате и  электроэнергии,  можно возразить, что просто не надо бы работникам ЖКХ жульничать и специально делать такого рода начисления сложными. Раньше любой человек с полным доверием оплачивал счета, не ставя под сомнение их точность. И сейчас контролирующим, проверяющим органам вполне по силам навести порядок в производимых расчетах, не привлекая к этому процессу все население.  Даже если человек сумел понять, что его надули (ведь почему-то в пользу потребителя компания никогда не обсчитается?), то ему надо, все бросив, бегать по судам, доказывать свою правоту.  Многие заплатят лишнее, но лишь бы не портить нервы и не тратить время. На это и рассчитывают жулики, что от них проще отмахнуться, заплатив, чем доказать их неправоту. 

Но неужели невозможно  навести в этой сфере порядок, который государство, кстати сказать,  обязано обеспечивать, вместо того, чтобы еще и школьников учить перепроверять квитанции?   Усложнить начисления всегда возможно, надо ли пытаться все предусмотреть, подготовиться к любым жульническим схемам?    Это за чем погоня?
 
Впрочем, если за образец взяты западные подходы к проблемам, то нам от проблем никогда не уйти. Вы думаете, что это только очень хороший уровень жизни там позволяет каждому более-менее состоятельному человеку иметь личного адвоката и психолога? Нет, это всего лишь условия их жизни. То, к чему мы пытаемся привыкать, а привыкнуть не можем, в этом Запад (то, что мы называем этим словом, вплоть до Японии) живет каждодневно. Там постоянно стрессовые ситуации, которые если самому не по силам разрулить - пусть займется специалист юрист, а если  не думать о проблеме невозможно – пусть выслушает психолог и успокоит.  Конечно, не бесплатно.   Никто бескорыстно не будет вникать в  вашу проблему, и обсуждать ее.  Как говорится в мультике, « заплати – и лети!»   

Вообще проблемы иметь – это быть неудачником. Нет страшнее слова!  Ни знакомые, ни друзья, ни родственники  такого рода разговорами жизнь свою портить не хотят, у каждого она одна.  Не ищите свободные уши, их нет.  Не будьте хронофагами,  пожирающими чужое время, ведь время – деньги.  Вот потому – отрепетированная улыбка, а общение и разговоры на уровне «ты – в порядке?»

У нас тоже "гламурище" уже всех достало и воспитало:  разговоры, в которых нет места тому, что действительно волнует, нет места уму и знаниям. Как давно уже с иронией писал Лермонтов, «в танцующем кавалере ума не полагается».  Мы, ступившие на путь подражания Западу, должны быть готовыми получать все издержки его образа жизни.  А есть ли такой наивный человек, живущий в России,  который станет утверждать, что у Запада есть проблемы?   У них всегда все правильно!  У них там практически коммунизм, нами не построенный. У нас должно быть так же!
   
Это совсем не посторонние темы, как может показаться. Это все о том же: "за чужим погонишься, свое потеряешь". Как заставить детей читать книги? Никак!  И если ребенка принудить читать, то он будет это время считать потраченным впустую. Потому что не сформирована среда, где знание содержания книги может быть интересным.  Только редкие «ботаники» могут общаться  между собой на темы прочитанного, а другим детям интереснее «Мангу» полистать, посмотреть аниме, например.   

На улице играть или гулять не безопасно.  Компьютер позволяет общаться,  играть в игры, рассчитанные  на любой вкус и интерес.  Но в этом есть определенная опасность, ведь  вернуться в реальность из виртуального мира многие не спешат.  Реальный мир не так захватывающе интересен, и в то же время, в нем человек не так прост и предсказуем. Как, впрочем, и герои литературные, тоже в чем-то виртуальные. Так в чем разница?  Зачем читать?
 
Если подумать, о  чем литература и наша,  и европейская, особенно классическая?  Вот она-то как раз, в большинстве своем, как раз  о неудачниках.  Да, именно так!   Писатели, и поэты  – неудачники, почти поголовно, и художники, композиторы тоже далеко не ушли по тропе процветания.  Ну, это, конечно, в современном понимании.  О страданиях и  непонимании, о любви и нелюбви, об одиночестве и треволнениях  -  их произведения.   Кому это надо?  После игры в «стрелялки» - попробуйте впечатлиться  страданиями молодого Вертера, например.  Да и зачем знать о том, как кто-то когда-то жил, что-то чувствовал, о чем-то думал? Все проще.  «Я знаю, что гвоздь у меня в башмаке кошмарней фантазии Гете», - писал Маяковский.  Наших детей тоже трудно удивить, они иногда смотрят телевизор, новости. Они живут, где живут.
   
Так  где же выход?  А выход там, где вход. Он – в создании среды, в ее настойчивом формировании.  Если будет общество, где  культивируется тяга к искусству,  будет искусство, будет в нем надобность.  Невозможно хотеть того, о чем не имеешь понятия, невозможно любить неведомое.  Потому без искусства живут многие,   не ощущая ущербности. 

Без физкультуры и спорта тоже живут, но проводится политика, пропагандирующая подвижный образ жизни. Заставлять, принуждать никого не надо, но если не  будет сформированы свои  понятия, своя идеология – будет чужая, которую примешь, как свою. 

Выход единственный  - формировать  идеологию,  формировать среду, на что никто не решается (почему, собственно?)  Ведь очевидно, что знания, не связанные с потребностью, будут только тарабарской грамотой, и ничем иным.  Чем это обернется, можно с большой долей вероятности представить себе «картину маслом», если обратить внимание на уже появившиеся симптомы, на своеобразные  «звоночки», которые уже громче школьных звонков, прощальных.   


Рецензии
"Я вас люблю любовью брата а может быть еще сильней!" - т.е. как идеалист идеалистку!.. Нет, не научишь волка жевать капусту, не убедишь разбойниц ос следовать примеру благородных пчел!.. "Каждому - свое!" - изречение это хоть и скомпрометировано, но, в общем то, верно...

Николай Аба-Канский   15.08.2017 17:49     Заявить о нарушении
Если "каждому своё", как на воротах концлагеря значилось, так именно против этого я и возражаю. Когда нет общих тем, интересов, тогда общения не будет. "Разделяй и властвуй" - вот это включится. Природе нужны и волки и осы, это человек их врагами считает. Он, человек как таковой, вообще зачастую сам враг природы ещё тот, реальный, увы!
Спасибо за прочтение и отклик!

С искренним уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   17.08.2017 14:57   Заявить о нарушении
И все же - А.Шенберг говорил: "Если это искусство - то это не для всех, а если это для всех - то это не искусство". Подавляющему большинству человечества необходим достаточно ограниченный блок культуры, соваться к тому большинству с Чайковскими, Пушкиными, Левитанами, Сервантесами бесполезно. За десятилетия преподавательской работы каких талантов не пришлось повидать!.. Сколько души и сердца глупо на них не потратить!.. И что? Пшик. Приходит время продолжения рода и - конец. Как цунами - сметает все!..

Николай Аба-Канский   11.10.2017 12:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.