В ту же самую реку...

после посещения музея…

Сколько раз всеми повторялось: - «невозможно дважды войти в ту же реку».
Какие просторы для размышления оставило нам это изречение Гераклита.

Река, как объект природы…. Одна и та же.
Волга, Дон, Днепр… заходи….

Река, как метафора времени… дважды, действительно не войдёшь.
«… всё движется и ничто не покоится и, уподобляя сущее течению реки, невозможно дважды войти в ту же самую реку».

Как навязчивая мелодия от картины к картине,окутывало меня именно это ощущение сущего…

Река-то вроде та же - знакомые с детства имена и картины художников, а восприятие упорно напоминает, что много воды утекло и изменилось восприятие.
---

В Национальном Художественном музее открылась выставка – «От реализма к импрессионизму».
Около шестидесяти прославленных работ из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Имена… целая вселенная:
Репин, Левитан, Шишкин, Саврасов, Поленов, Грабарь, Коровин, Ларионов, и ….
Сюда следует добавить и около двадцати работ именитых художников из коллекции нашего музея.
Многие полотна как бы встречались в этих залах друг с другом, вызывая особое ощущение перемен в себе.
---

Две знаменитые картины И.Е.Репина.(1-2)

Приехала к нам в гости картина – «На солнце» и она стала визитной карточкой выставки. Яркая, светлая. Лицо женщины спокойное, умиротворенное.

… Где-то прожужжал шмель, нарушая тишину, благоухает летняя жара…

Организаторы выставки с первого шага дарят посетителям улыбку солнечного дня.

А в соседнем зале собственность нашего музея картина Репина - «Лунная ночь. Здравнево».
Обе эти работы написаны мастером с разрывом в четыре года под Витебском,
в усадьбе художника Здравнево.

Ко времени написания этих работ, молодые художники осваивают уже новые стили и направления в живописи, а Репин строго сохраняет реалистические традиции.
Но это не застывший академизм, а живые, психологически глубокие портреты.

Работа Репина – «Лунная ночь…» принималась зачастую, как иллюстрация к повести А.П.Чехова – «Дама с собачкой».

… Силуэт дамы у кромки воды. Рядом верная собака…и есть во всём этом какое-то напряжение…

Нынче, именно она задержала и откликнулась какими-то новыми нотами.
Скорее всего, пониманием того, что всё в этой жизни непросто.
Вспомнилась из повести: - «Вот тебе и дама с собачкой… вот тебе и приключение».
Полистала книгу и нашла то, что чувствовала в зале перед картиной.
«Они простили друг другу то, чего стыдились в своём прошлом, прощали всё и в настоящем…».
С багажом прошедших лет на многое смотришь иначе.
Более глубоко начинаешь понимать, как важно овладеть умением понимать и прощать.

Вот он момент переживания и сопереживания в соприкосновении с настоящим искусством...

Выставка даёт широкое представление о формировании нового взгляда русских художников на пейзажную живопись.
Пейзажные работы всё больше и больше наполняются эмоциями…

И.И.Шишкин представлен картиной – «Летний день». (3)

Поздний Шишкин. Без тиражированных мишек. Картина волнует контрастом.
Здесь и целостность ощущения красоты живой природы, и новая нота…. фигура идущего одинокого путника.
Хочется подольше не расставаться с картиной.
Такая изящная красота и щемящее одиночество путника...

Картины И.И.Левитана, тоже в каком-то смысле с новым настроем. – «Берёзовая роща».(4)
Берёзы – символ русского духа, они у мастера живописные и лирические.
Полотно наполнено светом и радостью.
И это подхватываешь, наполняешься энергией и благодарностью за эту радость единения с природой, за ощущения полноты жизни.

Специалисты отмечают, что здесь Левитан цветовым решением и техникой приблизился к импрессионистам.

Следующий шаг в этом направлении делает А.И.Куинджи. (5)

На выставке вновь приятная встреча. Две картины мастера – «Берёзовая роща».
«Жительница» нашего музея и гостья.

Репин писал о Куинджи: – «Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».

В нашем семейном «предании» сохранилось, как в свои пять лет сын открыл для себя волшебство цветового почерка художника.
Была выставка – «Русский пейзаж». Мы медленно рассматриваем картины, впитывая раздолье и аромат природы.
Вдруг раздаётся на весь зал громкий голос сына: - «Пап, иди сюда. Здесь живой лучик света».
Как же приятно вспомнить сейчас и тот восторг ребёнка, и те тёплые, добродушные взгляды посетителей.

Выставка даёт широкое представление о новых веяниях в русской живописи на рубеже 19-20 столетия.

Картины Коровина, Грабаря и многих других художников доводят пейзажные работы от реальности до символических звучаний.
С этими именами связано становление в русской живописи импрессионизма.
И так приятно ощущать, что русский импрессионизм пропитан тонким лиризмом.
Картины этих мастеров воспринимаешь как поэтическое представление о матушке природы, тесно связанной с переживаниями человека.

Работа И.Э.Грабаря – «Угасающий день».(6)

…Где-то в глубине парка расположен старый особняк…. Таинственный персонаж полотна. Свет уходящего дня. Он окрашивают всё в особые краски, которые играют на водной глади речки…
В душе картина рождает состояние покоя, завораживает тишиной…

К.А.Коровин - «У омута» (7)

Весь Коровин – это импульсивная жизнерадостность. Это передача настроения мгновенно зафиксированного состояния. Будь-то природа, букет или дама в кафе...
Его манера письма может показаться небрежной, такие грубые мазки.
Многие даже приписывали мастеру неумение писать.
На все нападки Коровин отвечал: - «Я твёрдо заявляю, что пишу не для себя, а для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм…».
В картине «У омута» такая реальная передача впечатления-настроения именно
через игру красок.

… предгрозовое небо, ветер, вдали крестьянские хатки, таинство омута и освещённый, пробивающимися лучами солнца  жёлтый песок…

Каждое полотно на этой выставке пробуждает гамму чувств: расширение познания, обновления восприятия. Но, пожалуй, самое главное – даёт душевную подпитку, столь необходимую в наше жёсткое время.

Всматриваюсь в лица людей медленно и чинно плывущих в тишине зала.
На них отражается самоуглубление, отчуждённость от бытовых забот.

Каждая картина это какая-то часть нашего общего, чего-то большОго, объединяющего.

На выходе читаю на стенде выдержку из письма П.М. Третьякова:
«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес – дайте мне хотя бы лужу грязную, да чтоб в ней правда была, поэзия, а поэзия во всём может быть – это дело художника».

Здесь в залах господствовала ПОЭЗИЯ…


Рецензии
Наслаждаюсь поэзией слов, они так тонко передают содержание почти увиденных картин. С восхищением и благодарностью.

Ольга Боровикова 2   01.08.2018 10:19     Заявить о нарушении
РАДА!!
Спасибо, Ольга.
Приятного августа!!

Дина Иванова 2   01.08.2018 08:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.