Хейли Буккола. Джонатан Эдвардс о молитве

ДЖОНАТАН ЭДВАРДС О МОЛИТВЕ
Хейли Буккола (2013)

В спокойный день вдоль побережья Новой Англии спокойные движения каждой маленькой волны создают непрерывный ритм, который отражает характер природы во всем огромном разнообразии творения Бога. Джонатан Эдвардс, проповедник, писатель и заядлый наблюдатель природы, знал все эти ее циклы слишком хорошо. Его собственная христианская жизнь была отмечена предсказуемыми подъемами и пиками религиозного пыла, перемежавшимися долинами некоторой самоуспокоенности. Эдвардс считал, что искренняя молитва, которая должна совершаться втайне, является естественным проявлением обитания Святого Духа. Эта привилегия предназначена для блага человека, который через молитву становится более внимательным к предопределенной видимой работе Бога. В течение жизни Эдвардса колонии охватил ток религиозного энтузиазма, известный как Великое Пробуждение. Этот большой приток новообращенных по всей стране вызвал необходимость контроля проповедников, когда они пытались отсеять верующих от остальных. Уникальная трудность этой ситуации, представшая в жизни Эдвардса как новоанглийского проповедника с 1740 года, выявила его учение о молитве и ее роли в христианской жизни.
 Осознание того, что христианская жизнь не застрахована от периодов духовной тоски, и даже сомнений, привело в шок пуританскую культуру, но в дальнейшем по-настоящему сформировало ее акцент на важности последовательной, тайной молитвы. Религиозный ландшафт пуританской Америки был полон жестких правил, которые стремились привить острое чувство религиозного долга в каждом пуританском ребенке. Молодой Джонатан Эдвардс не стал исключением. Как потомок длинной линии пуританских проповедников, он очень рано узнал обязанность молитвы. Вечерняя семейная молитва показывала, насколько серьезно было это начинание среди пуританских семей. Она напоминала детям о важности последовательной молитвы, учитывая реальность внезапной смерти от болезни илинападения индейцев, причем эти напоминания могли даже включаться в дневники и рабочие заметки (1). Неудивительно, что 9-летний Эдвардс записал свое решение молиться втайне пять раз в день и даже попытался организовать молитвенные собрания среди своих сверстников. Взрослея, он все чаще испытывал замечательное обновление в своей вере, которое не сводилось к эмоциональному возбуждению, в дальнейшем сменявшемуся меланхолией - ибо оно лишь предшествовало возобновлению преданности Богу после мучительных кризисов. Пастор, писатель и докторант Брайан Наджафур дает очень полезное описание приливов и отливов в молитвенной жизни Эдвардса на протяжении его жизни. Описанное им постепенное нарастание и убывание религиозного пыла позже становилось для Эдвардса поводом к размышлениям, в том числе о пробуждении, возрождении и правильности предоставления церковного членства только  обращенным. Таким образом, Эдвардс признал важность исполнения христианского долга в постоянной молитвы, а также указал, что эта обязанность сама по себе не указывает на истинную веру. Джордж Марсден в своей недавней биографии Эдвардса пишет: "Интроспективный и остро наблюдательный молодой человек остался крайне подозрителен к своим привязанностям, будучи уже дважды обманут тем, что казалось сильнейших духовных эмоций, которые исчезли, когда кризис миновал" (2). В то время как религиозная устойчивость часто не является надежным показателем истинной веры, просто страстные эмоции также обманчивы. Таким образом Наджафур говорит: "Отсюда можно узнать, что во-первых, даже неверующий может иметь усердие в молитве, но без подлинного обращения, из которого подлинное рвение в конечном итоге истекает, а во-вторых, только тогда, когда человек испытывает подлинное обращение, он действительно может прийти с восторгом и страстью к Божьему присутствию" (3). Эти переживания в раннем возрасте стали основой для доктрины Эдвардса, который признал, что  возбуждение и религиозные страсти не свидетельствуют об обитании Духа.
В то время как ранние мнения Эдвардса были сформированы старой пуританской культурой и личным подвигом в частной молитве, эти идеи были опробованы уже в новой культуре под влиянием колониального Пробуждения. Позже в жизни Эдвардса, среди экстаза духовных пробуждений в колониях, когда  общественные молитвенные собрания росли как лесной пожар, возрождение вызвало огромный интерес как к частной, так и к публичной молитве. Марсден согласен, что Тело Христа еще никогда так не обновлялось и не соединялось в "исключительном духе молитвы", как в эти времена (4). Несмотря на новые тенденции в культуре молитвы, эти «согласованные молитвенные встречи» не пришли как новая тенденция возрождения, а были частью длинной пуританской традиции, несколько забытой со времен елизаветинской Англии (5). Хорошо известно, что Эдвардс сам был заядлым сторонником и инициатором этих молитвенных собраний в разгар Великого Пробуждения. Тем не менее уже на фоне проблем, возникающих в частной молитве,  молитвенные собрания возрождения были чреваты большим подозрением сомневаться в подлинности этих молитв. Проявления чистой эмоциональности создавало явный потенциал для лицемерия, что усиливало спор "Старых" и "Новых светочей". Широкое распространение и популяризация молитвы, несомненно, способствовали подлинным обращениям, благодаря которым собрание Эдвардса росло, но одновременно это создавало культуру, в которой публичная молитва была просто знаком респектабельности. Эта новая культура, которая разбавляла и потенциально обесценивала подлинную молитву, создал для Эдвардса необходимость укрепить свое учение о молитве.
Основные строительные блоки учения Эдвардса, на которых созидается все остальное, могут быть сведены к его вере, что Бог в первую очередь склоняется к молитвам грешников, а долг и честь человека приблизиться к Его престолу, где выполняется предопределенная Божья воля. Эта первая посылка мысли Эдвардса находится в его проповеди "Молитва, которую слышит Бог". Эта проповедь предполагает особое расположение человека, признающего Божие милосердие и смиренно приемлющего то, что наши смиренные просьбы означают также долг человека представать пред Богом в молитве. Само название отражает приоритеты доктрины Эдвардса, который, упоминая Всевышнего, прежде всего характеризует Бога как суверенного и находящегося за пределами человеческого контроля или манипулирования. Только исходя из верховенства Бога, говорит Эдвардс, можно понять Его отношения с человеком, которые мыслитель называет "молитвой, которую слышит Бог".
Он выражается весьма красноречиво: "Хотя Он бесконечно выше всего, и не нуждается ни в какой твари, тем не менее Он милостиво принимает просьбы бедных земных червей. Он являет Себя в качестве объекта молитвы, и является как Восседающий на ковчеге, дабы люди могли прийти к Нему в молитве. Когда они нуждаются в любой вещи, Он позволяет им прийти, и попросить Его о ней, и Он желает услышать их молитвы" (6). Очевидно, что Эдвардс описывает Бога как милосердного и великодушного, как Того, Кто обещает в Своем Слове, что Он ждет и готов ответить на молитвы Своих детей в нужде.
Второй основной предпосылкой, на которой строятся основания учения Эдвардса, является его идея, что молитва дана прежде всего на благо человечества. Эта мысль проявляется в нескольких аспектах по всему корпусу мысли Эдвардса. Молитва и поклонение человека не просвещают разум Бога о положении людей и не открывают Ему что-либо новое об их характере. Мы должны сделать вывод, что только человек получает новое знание и пользу от перемен в результате молитвы. Эдвардс говорит: Возьмем, к примеру, обязанность молитвы. Очевидно, что нам эта обязанность поручена не для того, чтобы возвещать Божьи совершенства, Его величие, святость, благость и вседостаточность, а также наши слабость, пустоту, зависимость и недостойность, а также наши нужды и желания, сообщать Богу об этих вещах или склонять Его сердце и уговаривать Его пожелать явить нам милость. Предназначение молитвы в том, чтобы соответствующим образом влиять на наши собственные сердца с помощью того, что мы выражаем, и готовить нас к получению благословений, о которых мы просим. И такие жесты и способы внешнего поведения в поклонении Богу, которые обычай превратил в демонстрацию смирения и благоговения, не могут иметь дальнейшей пользы, кроме как обладание некоторой тенденцией влиять на наши собственные сердца или на сердца других (7).
Эдвардс утверждает, здесь, что на основании того, что Бог неизменен, мы должны предположить, что любое изменение, имеющее здесь место, происходит в сердце человека. Одним из предлагаемых Эдвардсом примеров, иллюстрирующих преимущества, которые человек получает от акта молитвы, утверждает, что регулярное уделение времени молитве снизит привлекательность и возможность искушений ко греху.  Эдвардс говорит: «Если человек будет постоянным в обязанности тайной молитве, он будет стремиться удержаться от умышленного греха" (8). Он находит основу для этого аргумента в Писании, где Иисус повелевает Своим ученикам в Гефсиманском саду: "бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, но плоть слаба" (9). Кроме того, в то время как молитва дает броню, чтобы противостоять искушению, Эдвардс также считает, что грех, особенно неисповеданный или привычный, строит стену между молитвами людей и Богом (10). Эдвардс утверждает, что исповедание в молитве является жизненно важным для сердца грешника и в конечном счете ведет его к покаянию и спасению. Таким образом, Эдвардс проповедует, что Божья воля прославляется и выявляется через наши молитвы, а не меняется от них. Вера Эдвардса логически вытекает из идеи, что суверенная и предопределенная Божья цель не меняется с каждым ходатайством, которое достигает небесного престола, а человеческое сердце приводится в соответствие с Его волей в каждом акте настоящей молитвы.
Что же тогда Эдвардс мог сказать относительно целей просительной молитвы? Исходя из предыдущего рассуждения, Эдвардс утверждает, что любая потребность, которая вызывает у человека необходимость просить, на самом деле есть просто способ остановить внимание человека таким образом, чтобы быть в курсе дела Божьего в жизни человека.  Как мы уже отметили, полная вера Эдвардса  в суверенитет и предвидение Божие создала у него убеждение, что воля Божья не подлежит изменению в зависимости от молитв грешников. Хотя опыт «услышанной молитвы" может исказить наше восприятие и создать впечатление, что Бог каким-то образом изменил Свою волю, чтобы ответить на наши молитвы, Эдвардс твердо верит, что даже наши просительные молитвы предопределены как ответ на реализацию человеком своей нужды в Боге. Когда человек просит нечто у Бога, его сердце становится чувствительным к работе, которую Бог собирается сделать. Эдвардс описывает это так: "Когда Бог собирается даровать некое великое благословение Своей Церкви, часто Он упорядочивает все вещи Своим провидением таким образом, чтобы показать Церкви, как сильно она нуждается в Нем, и привести ее к скорбям из-за недостатка Его присутствия, и заставить Свой народ искренне плакать и сокрушаться об этом" (11). Именно это Эдвардс признает тем уровнем, на котором нам может показаться, что Бог Сам подчиняется нашей молитве и вере (12). Но этого не происходит, когда человек осознает конечное превосходство Бога и предоставляет Ему свою волю в смиренном состоянии молитвы, а затем становится частью Его грандиозной работы - большей, чем в человеческих силах.
Вторая причина, по которой Эдвардс признает практику просительной молитвы - это то, что, делая так, человек участвует в более широкой работе Божией, тем самым делая свою земную силу большей, чем то, что могли бы сделать его собственные руки. Таким образом, святые, "если у них есть Дух благодати и умиления, могут разделить власть с Тем, Чья власть бесконечна и Кто правит всем миром" (13). Он объясняет, что даже бедный человек, лишенный всяких сил, которые он мог бы предложить, может, через молитву, изменить что-то даже через океаны и континенты. Эдвардс утверждает, что существует некий способ, в котором земная перспектива может изобразить Бога как повинующегося молитвам верных. ."Хотя они могут быть просто частными лицами, их молитвы совершаются во имя Посредника, Который есть Лицо публичное как Глава Своей Церкви и Господь вселенной" (14). Таким образом, в то время как Бог полностью суверенен и неизменен, есть реальный смысл, в котором долг человека в молитве идет на благо его души, а также дарует ему привилегию выполнения работы Бога на земле. Это честь выше любой другой.
Проблемы, вызванные ответственностью за "просеивание" новообращенных, побудиои Эдвардса уточнить его учение о молитве, в результате чего возникли некоторые из уникальных аспектов его мысли. Когда новообращенные хлынули в двери церквей, проповедники, в том числе и Эдвардс, были ответственны за утверждение каждого нового члена церковного общения. Поскольку же эти люди были возрождены в культуре, подчеркивавшей публичную молитву, Эдвардс обратил внимание на важность обязанности молитвы личной как на показатель глубокой и подлинной веры. Эдвардс, без сомнения, напомнил уроки, которые он узнал на своем пути веры на протяжении детства и юности. По своему опыту он признал, что о подлинности обращения никогда нельзя судить по наличию публичной молитвы, потому что, в отличие от молитвы личной, это позволяет сам факт появления религии. В своей проповеди "Лицемеры ущербны в долге молитвы" он делает упор на том, что люди могут присутствовать на служении и участвовать в общественной и семейной молитве из-за эгоистичного отношения к приверженности религии, не имея в себе обитания Духа. "Многие порочные люди, которые даже не претендуют на серьезную религию, обычно посещают молебны в собрании, а также более частные молитвы в семьях, в которых они живут... Они могут продолжать посещать эти молитвы до тех пор, пока они живы, и все же о них нельзя будет сказать, что они призывают Бога. Их молитвы не имеют для них самостоятельного значения; они участвуют на них только ради почестей или видимых приличий"(15).  По этой причине Эдвардс считает необходимым выйти за рамки видимых проявлений молитвы. Пастор и богослов Кристоф Эфрат использует пример Эдвардса с временем, проведенным в молитве, чтобы проиллюстрировать бесполезность оценки простых внешних проявлений. "Эдвардс опровергает взгляд, что количество времени, проведенное в чтении, молитве и пении, или сильное чувство доверия и уверенности есть убедительное доказательство на предмет наличия или отсутствия святых чувств" (16). Эдвардс отмечает, что можно "опустить эту обязанность тайной молитвы, и все же считаться обращенным человеком" (17). Кроме того, Эдвардс счел необходимым предостеречь свою паству против фарисейской манеры произнесения громких, показных молитвы, порожденной культурой, пропитанной атмосферой молитвенных собраний по всей Новой Англии в период возрождения. Естественное желание культурного принятия, очевидно, подстегивало эту тенденцию в обращенных достаточно, чтобы в "Трактате о религиозных чувствах" Эдвардс предупредил своих читателей о ложности эффектной молитвы с целью произвести впечатление на окружающих. "Ложная религия может побудить человека быть громким и внешне серьезным в молитве. Вы не должны молиться так, чтобы вас голос был слышен с крыш (18). Это не та религия, которая является духовной и спасительной и может заставить людей радоваться религиозным обязанностям и расположению" (19). Таким образом, Эдвардс утверждает, что наслаждение истинного христианина - искать время для того, чтобы, не теряя удовольствия общения с ближними, общаться с Богом в одиночестве. Наличие тайной молитвы, следовательно, свидетельствует о наличии правильно упорядоченных привязанностей и о глубокой приверженности к "истинной религии". Библия предупреждает о реальности греховных действий, которые проявляются как религиозное рвение, но делаются просто в угоду другим людям. "Некоторые из них сильно проявляются в компании, но нет ничего, что заменит тайную молитву, размышление и беседу с Богом в одиночку, отдельно от мира" (20). Таким образом, участие в общих молитвах для Эдвардса - это не критерий подтверждения веры в новообращенном.
В противовес «ложной религии», описанной выше, Эдвардс описывает признаки истинного обитания Святого Духа. Лаконичная работа Эфрата о молитве  указывает, что "в своем трактате о благодати, Эдвардс утверждает, что "наше общение с Богом Отцом и Богом Сыном состоит в нашем обладании Святым Духом, Который есть Дух Божий" Именно это божественный Дух обитает в наших сердцах и вводит нас в благословенное, непостижимое общение Троицы" (21). Таким образом, истинная молитва является естественным выражением внутреннего общения с Богом. Для Эдвардса молитва, которая вдохновлена просто временным страхом осуждения, определенно не является выражением этого пребывания Духа. Только последовательное стремление к тому, чтобы проводить время в личной и тайной молитве является отражением наличия или отсутствия истинного духа молитвы. Эдвардс осуждает молитвы лицемеров, которые вдохновлены лишь повышенными эмоциями или мимолетным страхом перед адом. "В то время как они находятся под пробуждением, они могут, из-за страха перед адом, взывать к Богу и даже исполнять обязанности тайной молитвы. И после того как они обрели некие привязанности, так что их сердца впечатлены Божией благостью и имеют некоторое поощрение за счет ложной радости и утешения, пока длятся эти впечатления,  они продолжают призывать Бога в тайной молитве" (22). Проще говоря, суть лицемерия в том, что вместо введения личной молитвы в привычку она совершается лишь тогда, когда пробудившиеся эмоции доставляют удовольствие, и долг оставляется, когда  он требует усилий. "У лицемеров никогда не бывает истинного духа молитвы.  Возможно, они были побуждаемы к внешнему исполнению этой обязанности, и даже с большой долей искренности и любви, и все же они всегда были чуждыми истинного духа молитвы" (23). Вместо этого обитание Духа внедряет стойкую приверженность к обязанности тайной молитвы, и тогда приходит удовольствие от сладкого общения с Богом, скрытого от глаз других людей.

Ehrat, Christoph. “Jonathan Edwards’ Treatise Concerning Religious Affections and Its Application to Prayer.” Crux 24 (1988): 11-16.
Edwards, Jonathan. “An Humble Attempt to Promote Explicit Agreement and Visible Union of God’s People, in Extraordinary Prayer, for the Revival of Religion and the Advancement of Christ’s Kingdom on Earth.” The Works of Jonathan Edwards: Volume Two. Christian Classics Ethereal Library. Pgs 797-847.
________. “Hypocrites Deficient in the Duty of Prayer.” Select Sermons. Christian Classics Ethereal Library. http://www.ccel.org/ccel/edwards/sermons.hypocrites.html. Pgs 195-209.
________. “The Most High, A Prayer-Hearing God.” The Works of Jonathan Edwards, Vol. 2, ed. Edward Hickman. Edinburgh: The Banner of Truth Trust (1834, reprint -1974): 113-18.
________. “Thoughts on the Revival of Religion in New England.” The Works of Jonathan Edwards, Vol. 1, XI: Sect 3. http://www.ccel.org/ccel/edwards/works1.ix.vi.iii.html
________. “Narrative of Surprising Conversions: This Work Further Illustrated in Particular Instances.” The Works of Jonathan Edwards: Volume One. Christian Classics Ethereal Library. Pgs 1541-1555.
________. A Treatise on Religious Affections. Christian Classics Ethereal Library. http://www.ccel.org/ccel/edwards/affections.html.
Kreider, Glenn R. “Jonathan Edwards‘s Theology of Prayer,” Bibliotheca Sacra 160, no. 640 (2003): 434-56.
Najapfour, Brian G. Jonathan Edwards: His Doctrine of and Devotion to Prayer. Caledonia, MI: Biblical Spirituality Press (2013).
Marsden, George M. Jonathan Edwards: A Life. London: Yale University Press (2003).

(1) Marsden, George, Jonathan Edwards: A Life, 27.
(2) Marsden, 42.
(3) Najapfour, Brian G., Jonathan Edwards: His Doctrine of and Devotion to Prayer, 5. (неопубл.дисс.)
(4) Marsden, 312.
(5) Marsden, 156.
(6) Edwards, “The Most High, A Prayer Hearing God.” Section I.
(7) Edwards, Religious Affections, 1.2 9.
(8) Edwards, “Hypocrites Deficient in the Duty of Prayer,” Select Sermons 199.
(9) Мтф. 26.41 KJV.
(10) Marsden, 312.
(11) Edwards, “Thoughts on the Revival of Religion in New England,” Works of Jonathan Edwards 10.5.3
(12) Ibid., (13) Ibid. (14)  Ibid.
(15) Edwards, “Hypocrites.” Section II, 1.
(16) Ehrat, 12.
(17) Edwards, “Hypocrites.” Section II, Intro.
(18) Ср.Ис.58.4.
(19) Edwards, On Religious Affections, Part II, Section IX.
(20) Edwards, On Religious Affections, Part III, Section X.
(21) Ehrat, Christoph, “Jonathan Edwards’ Treatise Concerning Religious Affections and Its Application to Prayer.” Crux 24 (1988): 15.
(22) Edwards, “Hypocrites” I, 1.
(23) Edwards, “Hypocrites” III, 1.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии