Автоматизация

                Автоматизация.

  Отходив, в учебке, пять месяцев на службу, я очень хорошо разобрался в своей работе. Но, перед тем, как заступить на самостоятельные дежурства, нужно было сдать экзамен комиссии. Комиссия состояла из гл. инженера, капитана «Мухи», старлея «Кобылкина» и ещё дух офицеров из подразделений ЭСО. Сдал экзамен я хорошо, чему в комиссии ни кто и не удивился, потому что схема эл. снабжения объекта раз в 10 проще, той, что забрал у меня гл. инженер. Но язык мой – враг мой. Я задал невинный вопрос: «Почему не работает шкаф дистанционного управления переключением, который установлен на моем рабочем месте? И приходится сломя голову бегать от щита в подстанцию и обратно, чтобы сделать переключения?  При этом тратится масса времени».  Мнгновенно,  от гл. инженера последовал ответ: «Вот ты такой умный, ты и сделаешь!» Как  выяснилось, уже при приемке оборудования в работу от производителя работ, этот щит не работал. А снова приглашать подрядчика для выполнения этих работ, дорого и долго. Как и для запуска холодильных машин, которые должны охлаждать воздух при подаче в машинное отделение.
   Тут уже я не растерялся. Рассказал, что работы очень много, нужно уделять ей всё время, чтобы сделать это как можно быстрее, что позволит в разы уменьшить время переключений. Гл. инженер своим приказом освободил меня от всех нарядов на два месяца. Кайф. По сути, я в части был свободным человеком. Завтракал, обедал, ужинал, а всё остальное время проводил на тех. здании. Никакие начальники меня не трогали, только делай, чтоб работало. Соответственно, дали мне на это два месяца.
    Я начал очень активно, боясь не успеть. Как выяснилось, и монтажной схемы щита нет, и в самом щите, только установлены приборы переключения, но не проведен ни один провод. Схему я разработал сам и, по инстанции, представил капитану «Мухе». Капитан долго смотрел, потом сказал, что он эксплуатационник, а не разработчик, и схему нужно согласовывать с гл. инженером.
   Горжусь этой схемой, потому что, кроме дистанционного управления, я ввел систему автоматизации, и теперь, для переключения, нужно было на пульте только повернуть  два ключа, никуда не бегая. Гл. инженер, мужик умный, по достоинству оценил мою схему, но несколько расстроился, когда увидел список необходимого оборудования, потому как, список был внушительным.  Но его, тоже, очень увлекла перспектива автоматизации, и, в течение 10 дней, всё оборудование было у меня. Тут уж мне обратного хода не было. В процессе монтажа  схему доработал и остался один ключ: поворачиваешь в одну сторону, включается одна схема эл. снабжения - питание от сети, в другую – питание от  дизель-генераторов. Все работы я закончил за месяц, хоть и пришлось проложить километр проводов, от щита до подстанции, и установить  несколько приводов. Правда, помогали мне и мой напарник Фома, и ещё один боец. И тому, и другому край, как неохота было ходить в наряды, а для этой работы, и их освободили. Конечно, прежде чем показать работу комиссии, мы раз сто прогнали систему. Ни одного не срабатывания не было, и время переключения сократилось с 6 минут, до 1 минуты 10 секунд. В общем-то – победа! Что и констатировал наш главный.  Потом, появились необходимые эл. приборы, и мы сделали полную автоматику. Дежурному электрику ничего не нужно было делать, всё делала автоматика. При отключении сети автоматически включалось эл. снабжение от дизель- генераторов. Электрик только контролировал, чтобы автоматика сработала, ну, и если не сработала, всяко бывает, переключал в ручном режиме.
   За наш титанический труд нам предложили на выбор поощрение: или звание ефрейтора, или повышение классности специалиста до 2 класса. 3 класс мы получили после сдачи экзаменов на самостоятельную работу. Фома (Фоменко Петр), как истинный хохол, выбрал ефрейтора. Я, прагматично, выбрал 2 класс. 
   В армии за классность  доплачивали деньги. Рядовой, без классности, получал 3р80коп в месяц. За 3 класс доплачивали 2р50к, за 2  – 5р30к, за 1 – 7р50к. В обычном порядке классность присваивалась через каждые полгода, если сдал соответствующие экзамены, т.е. 3, 2 и 1 класс через полгода, год и полтора. После присвоения  2 класса денежное довольствие (так называется зарплата в армии) у меня стало 9р30коп, а это почти в три раза больше, чем получает обычный солдат. Это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».  И, получил я 2 класс не через полгода, а через 2 месяца.
   Очень понравилась гл. инженеру автоматизация. Да, и за эту работу, он тоже получил какое-то поощрение от командования. Но, я думаю, для него это было не главное. Он был хороший специалист и офицер, и душой болел за своё дело.
   Задумал он сделать автоматизацию на дизельной. Чтобы дизеля автоматически заводились, разгоняли генераторы и подавали эл. энергию на тех. здание, при отключении снабжения от сети.  Дело в том, что эл. снабжение части осуществлялось от воздушной ЛЭП 10 кВ.  Линия старая и, к тому же, 3 категории (самой низкой) надежности. Поэтому линия часто отключалась, а простой станции 10 минут – ЧП по Дальневосточному военному округу. Поэтому в эти 10 минут нужно было уложить всё: запуск дизелей, разгон генераторов, подачу энергии на тех. здание, все переключения в тех. здании на снабжение от генераторов. В ручном режиме укладывались. Но, 10 минут, это очень большое время.
   На восточном побережии СССР, таких станций, как наша, было три: Сахалин, Камчатка и Дальний Восток (наша). Станции постоянно посылают в эфир мощные сигналы, эти сигналы принимаются и суммируются приборами, установленными на кораблях, самолетах, да на всём, что движется, и определяют их положение в пространстве. Если, для кораблей, 10 минут не так много, далеко не уйдет, то для самолетов очень критично. За 10 минут, при современных скоростях , самолет мог улететь черт знает куда, в том числе, и нарушить границу какого-нибудь государства. Что, как сами понимаете, чревато очень не хорошими последствиями. Поэтому всеми силами пытались время аварийного простоя станции сократить.
   Поэтому задумали сделать автоматизацию, тем более, что на тех. здании это удалось. Меня привлекли для разработки схемы и подбора оборудования. Схему составляли вчетвером : Пиля, Ивча, Пава (Витька Павлов) и я. Уже, имея мой опыт, схему составили быстро. Полной автоматизации добиться не удалось, из-за дизелей, но всё управление свели в одно место, на один пульт, и оператор с пульта управлял всеми процессами. Я не всегда принимал участие в монтаже, т.к. сутки через сутки дежурил на техздании. Весь монтаж закончили за 2 месяца. Составили по шаговые инструкции и вывесили их над пультом. Торжественно представили комиссии работу системы. Время пуска сократилось с 8 минут до 3, и общее время аварийного простоя с 10 до 4минут 10секунд, т.е. в 2 раза меньше установленного предела. Снова были поощрения: кому звание, кому классность. Мне, минуя ефрейтора, дали младшего сержанта. Приятно, да и за звание, доплачивались деньги. Так что, имея звание и 2 класс, я стал «богатеньким Буратино».
   Работать было очень интересно: сами разрабатывали, монтировали, запускали. И время за работой шло быстро, и не было рутины в виде нарядов, не трогал нас никто. Когда всё сделали, отслужили почти по году. 
  сентябрь 2015г


Рецензии