Доброе знакомство

  Случаются встречи, что остаются в памяти  надолго, порой на всю жизнь. В то самое лето 1985 года, когда страна уже активно перестраивалась, мне предложили принять работу в сельской, с небольшим фондом книг, библиотеке. Прежний библиотекарь  выходила на пенсию.
      Я приняла фонд и вот отправляюсь на велосипеде в библиотеку в свой первый рабочий день. Меня встречают читатели, в основном дети начальной школы. Бегают здесь и малыши, ещё не школьники. Пожелали познакомиться с новым библиотекарем посетители постарше. Мне взрослые читатели были незнакомы. Их семьи приехали на родину своих родителей только на лето. Город - место их постоянного жительства.
      Познакомились, записались, выбрали книги для больших и маленьких членов семьи. Библиотека располагалась на самом берегу озера. Читатели удобно совмещали поход за книгами с возможностью искупаться.
        Невольно посмотрела в окно. В библиотеку идёт не торопясь женщина в возрасте. Интересно, сколько же ей лет? Зашла в мой  домик. Мы поздоровались, познакомились. Моя гостья - Тамара Алексеевна Каратыгина. Возраст не определить. Предполагаю, что близко к восьмидесяти. Она на меня произвела очень светлое впечатление. Одета, как и полагается  быть одетой при выходе в люди, аккуратно, со вкусом. Волосы уложены согласно возраста. Бусы и серьги являются очень хорошим дополнением к её наряду.
       В первую нашу встречу Тамара Алексеевна  рассказала о  жизни своей в молодые годы. Семья жила в Москве. Училась в юности Тамара в Институте благородных девиц. Позднее, бывая у неё в гостях, я с интересом рассматривала предложенные фотографии. Насколько  очаровательные  девушки смотрели на нас с портретов.
    Дом Тамары Алексеевны обычный, деревенский. Перегородки от порога до стены не было. Посередине, ближе к окнам с южной стороны, стоял широкий стол, накрытый скатертью с кистями. Над ним висел абажур  красного цвета. Довольно широк в объёме, он так  хорошо объединял всех сидящих за столом. Сколько раз мы сидели при встрече вокруг него, было  очень уютно. Удивились, порадовались, когда узнали, что делали его  умелые руки мастерицы, хозяйки дома.
    С ней было интересно общаться, она всегда находила тему для разговора.
Как-то зашла в библиотеку после посещения медицинского работника. Не сдержалась, только зашла, сразу почти заговорила:
     - Нина Фёдоровна, понимаете, пока я была у врача, зашёл мужчина. Боже мой, как он говорил!? Его так тяжело было слушать. У меня создалось такое впечатление, что писем он не писал никогда. Он даже не стесняется, видит, что не один и всё-равно... У него даже вылетали матюги. А я не знаю, как себя и вести. Вмешаться в их разговор вроде неудобно.
         Может быть эта встреча побудила  Тамару Алексеевну предложить мне почитать свою переписку с друзьями в тридцатые годы. То были образцы, что могли стать примером для ограниченных авторов и сегодня.

         Накануне Великой Отечественной войны семья Каратыгиных переехала в Ленинград. В семье подрастала дочь Шурочка, что родилась в 1925-ом году.
        В очередной раз, пригласив меня после работы к себе  на чай, дочь с матерью вспоминали события предвоенных и военных лет. Я предложила им принять гостей, учащихся нашей школы и рассказать о времени, что их семье пришлось пережить в блокадном Ленинграде. Мать и дочь согласились на такой серьёзный разговор.

          В начале учебного года группу учащихся встречали гостеприимные хозяева. Мы слушали, удивлялись их рассказам.
         Вспоминала Тамара Алексеевна о том, с каким "равнодушием" зашивала в простынь тело умершего мужа. Он не выдержал блокадного голода.
           - Удивительно, насколько хладнокровно я делала эти стежки. Зашили. Потом дожидались машину, которая заберёт и увезёт тело. Не было слёз, истерики. Как будто делали привычное дело. Теперь вспоминаю с ужасом. Мурашки по коже...

          Дочь Шурочка работала на заводе. В этот день со слезами на глазах говорила она о трудностях, что пришлось испытать подросткам. В свои 16-ть лет  была невелика ростом. На рабочем месте приходилось под ноги подставлять чурбак, чтоб дотянуться до станка.
          Завершился разговор со школьниками. Обменялись подарками. Дети вручили хозяевам книги местных поэтов. Хозяева угостили  гостей чаем с варениками.  Тепло встречи осталось в памяти. Дети вспоминали о ней не раз.

          Так случилось, что через пять лет я вынуждена была опять сменить работу. Зимой с радостью получала письма от Тамары Алексеевны, летом иногда мы встречались. Но редко...

           Уже работая в школе, я получила трагическое известие о том, что Тамара Алексеевна умерла, ушла в мир иной. Как сказали мне потом, почувствовав себя плохо, она попросила через ученицу нашей школы передать просьбу мне, чтоб я к ней приехала.  К сожалению, просьбы не передали и то, что хотела сказать мне Тамара Алексеевна,я не узнала.

           Родилась Тамара Алексеевна в Москве, бОльшую часть жизни прожила в Ленинграде. В 1995-м году вернуться в родной город не успела. С тех пор тело её покоится на маленьком сельском кладбище, что называется Песенки.
       
   Простите, милая Тамара Алексеевна, за несостоявшуюся встречу.
 Светлая ВАМ память... Вспоминаю ВАС часто.



       
   
   


Рецензии
Нина, как я понимаю Вас…Печальный и очень трогательный рассказ о Тамаре Алексеевне Каратыгиной.
У меня тоже жила в осаждении Ленинграде моя родственница.
Потомственная дворянка, она с великим трудом прожила весь блокадный период.
Когда она начала вспоминать о тех трагических годах, она просто начала плакать…
Вот какие воспоминания разбудил Ваш рассказ.
Зеленая кнопка.
Почитайте, пожалуйста http://proza.ru/2023/08/29/1147
С уважением -

Федоров Александр Георгиевич   26.10.2023 06:12     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание Вас, Александр Георгиевич!
Желаю добрых впечатлений на каждый день.
С теплом к ВАМ,

Нина Радостная   30.10.2023 17:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 84 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.