Этика - вид социального и духовного творчества

 Ерошенко И.П.
                Ерошенко Т.И.
               

               
                I.  Поэзис этики: этические образы мира и человека
               1. Этика - вид социального и духовного творчества
     Этика здесь вообще представляется нами не как наука о нравственности и морали, а как один из способов познания мира и реализации этого знания на практике, равный и где-то близкий  религиозному, художественному, философскому.  Мало-мальски знакомые с историей философии знают, что к такому пониманию этики подходили  многие мыслители  восточной и западной традиции. В настоящее время, по нашему мнению, всё более осознается, что этический способ познания, а точнее, этический способ моделирования мира альтернативен и одновременно дополнителен по отношению к научному.
    Мы полагаем, что усваивать этику (нравственность и мораль)  означает не догматическое усвоение  различных норм и правил, которое  так девальвировало этику как науку, а овладение особым способом видения мира, особым  видом  духовного и социального творчества, гармонизирования  мира..
    Человек, как формирующаяся личность, включается в этот вид духовной деятельности (моральной деятельности) самими условиями  своего бытия как в овладение языком. Как и языку, моральной деятельности обучают вначале самые близкие люди, затем школа, наконец, сама личность вовлекается в процесс самообучения. Объектом материальной деятельности является физический мир. Объектом моральной – моральный (духовный) в связи с физическим. Как и языком люди в разной мере овладевают и владеют искусством моральной деятельности, т.е. искусством творения идеальной социоантропологической реальности высшего ориентира своей деятельности… Примером проявления такой деятельности можно считать толстовское "искусство срывания всех и всяческих масок"...


Рецензии