Гагарин, князь Григорий Григорьевич,
Во время путешествий Гагарин непременно имел при себе альбом, в который заносил карандашом или акварелью все, что останавливало на себе его внимаше. Разнообразие оставшихся после него рисунков, этюдов, набросков, типов свидетельствует о широте его художественного размаха. На выставке произведений его, устроенной в 1910 г., обращали на себя внимание написанные a la Брюллов портреты «Княгиня С. А. Гагарина в саду», овальный портрет той же княгини, баронессы Плессей с двумя датскими головками, «Бал у князя Барятинского» и ряд акварельных портретов маленьких внуков и внучек художника, эскиз масляной картины «Царь Алексей Михайлович в Саввино-Сторожевском монастыре», юношеский альбом на сюжет «Царство мопсов», где собаки разыгрывают сцены из жизни XVIII века, цветной рисунок, изображающий самого автора бегущим по улице, где из окон домов на него сыплется целый дождь альбомов, которые бросают в него друзья, желающие иметь что-либо на память от художника. Как иллюстратор, Гагарин известен своими рисунками к роскошному изданию «Le Caucase pittoresque» (1857), к «Тарантасу» гр. Соллогуба (1845) и «Пиковой даме» Пушкина. Он занимался и гравированием крепкой водкой; известен его офорт-меню обеда по поводу столетия со дня кончины Ломоносова (7 апреля. 1865 г.). Под сильным впечатлением Айя-Софии в Константинополе, поразившей величием византийского искусства, Гагарин предался изучение византийского стиля и в поисках за его образцами изъездил Европейскую и Азиатскую Турцию и Италию. Он ревностно изучал также русские памятники, сохранившие следы визанийского влияния. Вообще Гагарин старался уяснить истинный дух хрисианского искусства, близкого по времени к отцам церкви. Он расписал в византийском стиле Сионский собор в Тифлисе (1853 г.), при чем впервые применил в России так называемый энкаустический способ фресковой живописи (красками, приготовленными на особой мастико-восковой эссенции). Им составлены планы церквей на Кавказе: в Хасав-Юрте, Дербенте, Кутаиси, Мухровани, Грозном , Воздвиженской, Тифлисе (военный собор и гимназическая церковь), Боржоме, Ейске, Темир-Хан-Шуре, Шуше, Николаевской станице, Елисаветполе, Екатеринодаре и в доме экзарха Грузии в укреплении на Белой речке. Кроме того им написаны иконы для дворцовых церквей Вел. Кн. Mapии Николаевны (1856) и принца Ольденбурского в Петербурге, церквей в с. Окнах Херсонской губ., с. Сурах Тульской губ., Баден -Бадене (1883), имении его Сучках Корчевского у., Тверской губ.(1884), Карасане в Крыму (1889), церкви Покрова на Боровой улице в Петербурге (1892) и др. Предсмертным его трудом были иконы для Ментонской церкви. При Академии Художеств он основал музей древнехрисианскаго искусства и прилагал старания к тому, чтобы обратить русскую церковную живопись к византийским идеалам и пошибу. Серия эскизов церковной живописи Гагарина хранится в Музее Александра III. Здесь же находятся и многие другие его произведения, между прочим батальные его картины, переданные сюда из Царскосельского Александровского дворца: «Сцена из покорения Кавказа— Карагач, главная квартира Нижегородского драгунского полка», «Сражение между русскими войсками и черкесами при Ахатле 8 мая 1841 г.», «Белый Ключ—главная квартира Мингрельского полка», «Переправа». В музей Александра III переданы были весь художественный материал, оставшийся после Гагарина, и его библиотека. Картина его «Свидание ген. Клюки фон Клугенау с Шамилем» находится в Третьяковской галлерее в Москве, а несколько его рисунков—в Румянцевском музеее. Написанные им копии с фресок Мазаччию во Флоренции и картины Карпаччио в Венеции переданы после его смерти в Академию Художеств. Во время пребывания на Кавказе Гагарин заведовал внутренним украшениемъТифлисского театра и художественной частью на гранильной фабрике горного ведомства и картонно-каменной фабрике при Тифлисской военно-рабочей роте. Г.Г.Гагарин был также страстным собирателем картин и оставил после себя прекрасную коллекцию, в которой между прочим, находятся замечательные примитивы Сиенской школы: «Распятье» Дуччо и табернакл с Св. Девой на престоле Липпо Мемми. Гагарин написал воспоминания о своем учителе К. П. Брюллове, напечатанные в альманахе «Зурна» 1855 г. за подписью Г. Г. Г. и изданные отдельно после его смерти, со статьей о художественной деятельности автора («Воспоминания кн. Г. Г. Гагарина о Карле Брюллове. Спб. 1900 г.»). Во время пребывания на Кавказе им издана была (под ннициалами Г. Г. Г.) «Краткая Хронологическая таблица в пособие Византийского искусства» (Тифлис, 1856 г.). В 1881 г. Обществом любителей древней письменности издан его труд «Происхождение пятиглавых церквей», а в 1887 г. училищем бар. Штиглица — его «Сборник византийских и древнерусских орнаментов». В 1884 г. вышло в Париже у Лемерсье его иллюстрированное издание «Изображения Св. Евангелия и Псалтыря». В 1892 г. для 1-го съезда архитекторов Гагарин выпустил брошюру «Строителям русских церквей», перепечатанную позже под заглавием «Родник русского искусства» в качестве введения к изданному по воле Императора Александра III в 1897 г. его «Собранию орнаментов». После его смерти были изданы: 1) Собрание византийских , грузинских и древнерусских орнаментов и памятников архитектуры. Серия I—III. Спб. 1897—1903, 2) Рисунки и наброски с натуры (30 рис., большинство в красках ). Спб. 1902 г., в лист. Известно несколько портретов Гагрина, написанных художниками Молинари (пастель), Камучини, Соколовым, Брюлловым, Шпилером , Бобровым.
Обер-гофмейстер, генерал-майор (потом тайный советник), вице-президент Академии художеств, талантливый художник-любитель. Учился в Париже, Риме, Сиенне. Был секретарем при российском посольстве в Мюнхене. В 1839 г. вернулся в Россию. Участвовал в военных действиях на Кавказе. В 1841 г. зачислен на военную службу. В 1858 г. произведен в генерал-майоры. С 1859 по 1872 г. был вице-президентом Академии художеств. Переведен на гражданскую службу с чином тайного советника. Кавалер ордена Белого Орла, Владимира 2 степени с мечами, Анны 1 ст. с мечами, Станислава 1 ст., Владимира 4 ст. с бантом, Анны 3 ст. с мечами и бантом и французского Почетного Легиона. Действительный и почётный член Русского Архелогического общества. Почётный член Императорской Академии Художеств (с 1872) и Австрийской Императорской и Королевской Академии Художеств (с 1869) Занимался рисованием и живописью в византийском стиле. Во время нахождения на Кавказе расписал в Тбилиси Сионский собор. В Русском музее в Петербурге хранятся многие картины кисти князя Гагарина.
Подробная биография Григория Григорьевича Гагарина
Ж. 1)кнж. Долгорукова Анна Николаевна (1823-1845),фрейлина Высочайшего Двора.
Дашкова София Андреевна 2) Дашкова Софья Андреевна (1822-1905),собирала работы мужа, которые передавала в Русский музей. Фрейлина с 6.12.1840 Великой княжны (с 16.4.1841 Великой княгини) Марии Александровны, затем статс-дама Высочайшего Двора
Григорий Григорьевич (1810-1893).
Свидетельство о публикации №215092801225