Не твари дрожащие!

В отличие от кокетливого псевдоромана Сергея Минаева «Духless» книга Андрея Рубанова «Сажайте и вырастет» могла бы иметь подзаголовок «Повесть о настоящем…». Герой Минаева прожигает жизнь в кокаиновом «торче» в ночных клубах Москвы, и самое глубокое для него потрясение -  даже не кидок таких же «торчков», -  а то, что алкаши разок по морде вдарили. Немотивированно. Он после этого и прозрел. Героя Рубанова, (он же Рубанов) посадили поначалу в Лефортово, а потом в «коммуналку» «Матросской тишины» более чем мотивированно. Крупные операции с валютой, это не «Бондюэль» лохам впаривать. Но оставим в стороне сравнительный содержательный анализ модной книжки Минаева и дебютного романа Рубанова, который хоть и не получил «Нацбеста», но создал книгу, достойную прочтения всеми юными и алчущими денег «суперменами». Философия рубановского романа библейски проста: «от сумы и от тюрьмы не зарекайся!». Вышла эта замечательная книга в питерском издательстве «Лимбус пресс», где умеют держать литературную планку и на минаевскую дешёвку не размениваются. Роман Лены Элтанг «Побег куманики» известный питерский критик Виктор Топоров назвал  лучшим русским романом  за последние несколько лет. «Причудливая смесь европейского криптодетектива (в традиции не столько Дэна Брауна, сколько Умберто Эко и Борхеса, но и не без Фаулза) с отечественным блаженством нищих духом, которое восходит, разумеется, к Достоевскому». Книга эта вышла в питерской в «Амфоре». А где ещё выпускают сегодня самые «громкие» книги? Даже если это «хорошо забытое старое», как знаменитый лимоновский «Палач». Лимонов, может, и подрастерял свою политхаризму, но среди нацбольной молодежи популярен бесконечно. Новый роман Людмилы Улицкий «Даниэль Штайн, переводчик» - книга о человеке, который до последнего дня оставался милосердным солдатом. Как сказала Людмила Улицкая, создать образ главного героя было невозможно без его окружения. Оно не всегда симпатично. Мудрая старуха, обитающая среди книг и молчания. Озлобленная коммунистка, доживающая свой век в израильском приюте. Сорокалетняя американка - якобы благополучная, но искалеченная воспоминаниями. Немка, ради искупления вины своего народа работающая в христианской общине под Хайфой. Католическая монахиня, ныне православная попадья, нашедшая себя на Святой земле. А ещё  израильский радикал, неуравновешенный подросток, грустный араб-христианин, специалист по иудаике. И в центре этого разрозненного и все же отчаянно единого мира человек, чья жизнь объясняет, как люди живы до сих пор, как не утопили себя в ненависти и боли. Итак, новая книга Улицкой в издательстве «Эксмо» - событие неоднозначное для отечественной словесности.
В последнее время читал много разных новых пьес столичных и провинциальных драматургов. Однако питерские писатели доказали, что не только умеют писать стильную критику и самые насмешливые книги, как Татьяна Москвина и Сергей Носов, но и драматурги они изрядные. Опять же «Лимбус пресс» и любимые авторы Павла Крусанова под одной обложкой в сборнике пьес «Истории». Пьес девять, но, поверьте, ни одной скучной! Всё-таки, этот мистический питерский шарм.
Дмитрий Быков и его «поэма» «ЖД» в «Вагриусе» - означенная как «самая неполиткорректная книга нового тысячелетия» - чтение более чем занимательное. Быков как молодой Дюма-пэр энергичен, весел, напорист и дерзок. Хотя Дмитрию пора бы и повзрослеть, но «Боже мой, какая скука» серьёзного Дмитрия читать!  Пусть уж лучше «Живые души», как хочет Быков, и «ЖД», как хочет «Вагриус». Про что эта книга, не скажу. Ибо сразу же кто-то захочет её прочесть, а кто-то … Думайте сами! Быкову от того хуже не будет. Очередная литпремия ему уже обеспечена. За «ЖД». Еще в «Вагриусе» неожиданно объявились  обласканные с младых ногтей «Лимбусом» и Виктором Топоровым Александр Гаррос и Алексей Евдокимов. Взяв всё лучшее из Питера эти выходцы из Балтии отправились в первопрестольную.  «Чучхе» - сборник из трех детективных повестей, построенных целиком на злободневных российских реалиях. Мистика тут встречается с политикой, интрига непредсказуема, а диагноз обществу безжалостен. Очередная, словом, головоломка!
В заключение этого обзора хочу представить несколько новинок московского издательства «Время». Сначала о двух финалистах русского Букера. Роман Алана Черчесова «Вилла Бель-Летра», включенный в шорт-лист премии «Букер-2006» - чтение изысканное. Уже в самом названии – намёк, что это книга о писательстве.  Герои романа —  три писателя из России, Франции и Англии. Загадочная героиня из прошлого века, загадочное её исчезновение и три новеллы трёх других писателей. Черчесов создал удивительный по красоте литературный лабиринт. Чем больше по нему блуждаешь, тем больше проникаешься гордостью за отечественную словесность. Роман Петра Алешковского называется куда менее романтично «Рыба». Однако подзаголовок вполне на злобу дня. «История одной миграции» - звучит сегодня более чем актуально. Петр Алешковский рассказывает историю мытарств медсестры Веры, которой  в начале 1990-х пришлось бежать с семьей из Таджикистана. Неспешный зачин: детство, юность, археологические экспедиции, искусительная нега непостижимого, сладко-миражного мира Средней Азии. Затем – катастрофа, роковая встреча с насильником. Но в отличие от «откровений» Бибиш, перед нами роман о  русской судьбе и русской душе. Как антитеза «Рыбе» звучит, вышедший в питерской «Амфоре», «Ташкентский роман» Субхата Афлатуни. Этот роман уже удостоенный «Русской премии» - премии, учрежденной  в 2005 году для поддержки писателей из стран СНГ, пишущих на русском языке, отличается  многослойным  сюжетом. Как в «Тысяче и о одной ночи» здесь несколько историй вокруг духовной жизни главной героини, в одиночестве воспитывающей сына, ее мужа, ушедшего в пустыню, чтобы разобраться в себе, ее отца, хранившего до последних дней любовь к немке, встреченной во время войны, и, наконец, рассеянной по миру ташкентской диаспоры.
Роман Ольги Кучкиной «Этаж, или  И сомкнулись воды» - не первое обращение к художественной прозе одного из «золотых перьев» «Комсомолки» времен её апогея. И всё-таки «Этаж» - роман мемуарно-ностальгический. Потому что он о газете и тех людях, что делали самую популярную в Союзе черно-белую газету форматом А-2. Это была настоящая газета ничего общего с сегодняшним жёлтым таблоидом не имевшая. Но, увы, одних уж нет, а те далече. «Этаж» - книжка не грустная. Просто эпоха ушла и мамонты вымерли.
Другое дело почти документальный, однако же, авантюрно-любовный  роман Лолы Елистратовой «Князь». Его герой наверняка будет опознан многими не просто как типаж новой истории России, а как реальный персонаж, творивший эту историю в 90-е годы.


Рецензии