Правда о кудеяре 4ч
Мы выяснили, что эта талантливая и благочестивая женщина была духовной дочерью преподобного Давида Серпуховского, и добровольно постриглась в монахини, чтобы дать своему мужу возможность продолжить славный великокняжеский род. При этом она взяла имя в честь матери своего мужа — гречанки, и постриглась в греческом подворье в Москве, тем самым давая понять, что всячески поддерживает политику мужа, направленную на принятие византийского наследия.
Мы выяснили, что народный образ атамана Кудеяра является собирательным, и помимо некоторых фактов биографии царевича Юрия вобрал в себя факты из жизни самых разных людей. Судьба реального Юрия царевича была недолгой и печальной, но не уникальной — она повторила судьбу Дмитрия Внука, — сына Ивана Молодого. Русский народ осмыслил события жизни семьи Ивана Молодого в сказке об Иване-царевиче, а «исчезновение» с исторической сцены царевича Юрия привело к созданию мощного народного образа атамана Кудеяра, — как кары небесной за грехи правящего дома Рюриковичей.
Иностранные наблюдатели восприняли судьбу Юрия Васильевича совсем иначе — как повод дестабилизировать Русскую цивилизацию. Это была робкая и неудачная репетиция той драмы, которая разыгралась в конце 16-начале 17 веков, когда похищенное имя другого царевича — Дмитрия, было «раскручено» самым удачным для врагов России образом. Та драма напрямую связывается с именем царя Бориса Годунова и других потомков Захарии Чета. Насколько это справедливо? На этот вопрос я отвечу в одной из следующих бесед.
В заключение я прошу вас представить себе, какой могла бы быть история блистательного 16 века, если бы Василий Третий и святая София повели себя не так, как мы знаем, а иначе?
Мы знаем много примеров того как в европейской истории и в истории России 18-20 веков правители ставили свои интересы выше интересов своей страны. Представьте себе, что было бы, если бы Соломония Сабурова не захотела постричься и уйти в монастырь? А если бы Василий Третий не отпустил любимую супругу и Россия столкнулась перед необходимостью выбора новой правящей династии на сто лет раньше, чем это произошло на самом деле? А если бы Василий Третий приблизил своего сына от Соломонии? Или она сама стала бы бороться за власть под знаменем своего сына, как это было не раз в истории? Если бы, если бы, если бы…
Роль этой великокняжеской пары — Василия и Соломонии — в русской истории явно недооценена. Мы по-прежнему не благодарны им за то, что они поставили интересы России выше своих личных и семейных интересов. Не благодарны за то, что преподобная София, в конечном итоге, спасла Россию от Смуты.
Родившаяся 500 лет назад где-то под Новгородом Соломония Сабурова сделала все для того, чтобы укрепить и украсить русский престол, она стала одной из самых удивительных русских святых, которая не оставляет нас своим покровительством по сию пору.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Кириченко Л.А., Николаева С.В. Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря 1674 года (Исследование и публикация). М., 2008. С. 134, 362.
2. Франческо да Колло. Доношение о Московии. М., 1996. С. 66
3. Полное собрание русских летописей. Т. 8. Воскресенская летопись. СПб., 1859. С. 245; ПСРЛ. Т. 26. Вологодско-Пермская летопись. М.-Л., 1959. С. 297.
4. Псковские летописи. Вып. 1. М.-Л., 1941. С. 102–103.
5. Бегунов Ю.К. Повесть о втором браке Василия III. // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Ред.: Д. С. Лихачев, М. А. Салмина. М.; Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970. Т. 25: Памятники русской литературы X-XVII вв. С. 115.
6. Там же. С. 116.
7. Там же.
8. ПСРЛ. Т. 6. Софийская 2-я летопись. СПб., 1853. С. 264; ПСРЛ. Т 26. Вологодско-Пермская летопись. М.-Л., 1959. С. 313; ПСРЛ. Т. 8. Воскресенская летопись. 1859. С. 271; ПСРЛ. Т. 13. Патриаршая или Никоновская летопись. СПб., 1904. С. 45.
9. Кириченко Л.А., Николаева С.В. Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря 1674 года (Исследование и публикация). М., 2008. С. 139.
10. Бегунов Ю.К. Повесть о втором браке Василия III. // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Ред.: Д. С. Лихачев, М. А. Салмина. М.; Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970. Т. 25: Памятники русской литературы X-XVII вв. С. 117.
11. Зимин А.А. Выпись о втором браке Василия III // Историческое повествование Древней Руси. Труды отдела древнерусской литературы. Институт русской литературы (Пушкинский дом). Т. XXX. С. 132-148.
12. Псковские летописи. Вып. 2. М., 1955. С. 227.
13. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Новгородская 4-я летопись. Вып. 3. Л., 1929. С. 542.
14. Описи Царского архива XVI века и архива Посольского приказа 1614 года. Под ред. С.О. Шмидта. М., 1960. С. 23.
15. Акты исторические. Т. I. СПб., 1841. С. 192.
16. «А се грехи злые, смертные…». Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. (X — первая половина XIX века). Тексты. Исследования. Изд. Подготовила Н. Л. Пушкарева. М., 1999. С. 49, 70.
17. Сочинения князя Курбского. СПб, 1914. Стб. 290–291.
18. http://knleontiev.narod.ru/texts/pisma_otshelnika.htm
19. Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 87.
20. Забелин И. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст. М., 1901. С. 215, 271, 214.
21. Об этом см. ниже.
22. ПСРЛ. Т. 8. Воскресенская летопись. СПб., 1859. С. 272, 278.
23. Акты исторические. Т. I. СПб., 1841. С. 192–193.
24. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского монастыря в XV, XVI, XVII и XVIII столетиях. Ярославль, 1881. С. 3.
25. Описи Царского архива XVI века и архива Посольского приказа 1614 года. Под ред. С.О. Шмидта. М., 1960. С. 23.
26. Хмыров М. Д. Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательных особ их крови. СПб., 1870. С. 75
27. Видонова Е. С. Детская одежда начала XVI в. // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 36. Л. 1951. С. 68, 68–75, 75.
28. ПСРЛ. Т. 34. Постниковский летописец. М., 1978. С. 15.
29. Щеглов С.А. Кладовая запись. // Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Вып. 30. Саратов, 1913. С. 251-252.
30. Полное географическое описание нашего отечества. Под ред. В.П. Семенова и под общим руководством П.П. Семенова и В.И. Ламанского. Т. VI. СПб, 1901. С. 410
31. Артынов А.Я. История Ростова Великого. 1873 (рукопись). Цит. по: Крупп А.А. К вопросу об историческом прототипе Кудеяра-разбойника. // Русский фольклор. Т. XV. Л., 1975. С. 237.
32. Соловьева Л. Несколько слов о кладах и Кудеяре. // Курские губернские ведомости. 1901. № 28.
33. Крупп А.А. Предания о времени Ивана Грозного. Предания о Кудеяре. // Русский фольклор. Т. XVI. Л, 1976. С. 215.
34. Астафьев А. В., Астафьева Н. А. Писатели Ярославского края. Ярославль, 1974. С. 158–160; Артынов А. Воспоминания крестьянина села Угодич, Ярославской губернии Ростовского уезда. // Чтения общества истории и древностей Российских. 1882. Кн. 1. М, 1882. С. 12.
35. Введенский С.Н. «Кудеярова поклажа» (Архивные дела о кладах в XVII в.) // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. XXII. Вып. 1. 1906. С. 10, 20-21; Щеглов С.А. Кладовая запись. // Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Вып. 30. Саратов, 1913. С. 252.
36. И-ский Н. Основание Троицкого монастыря на реке Пьянее Иоанном Грозным. // Нижегородские губернские ведомости. 1890. № 38.
37. Из данных священника А. Вознесенского.
38. Мустафина А. Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой 1551-1561 гг. Археографический очерк. Казань, 2006.
39. На соответствие жизни Ивана Молодого персонажу сказок об Иване-царевиче мое внимание обратил Интернет-пользователь, известный под именем Mole-man.
40. Олеарий Адам. Описание путешествия голштинского посольства в Московию. М., 2003.
41. Петрей П. История о великом княжестве Московском. // О начале войн и смут в Московии. М., 1997.
42. Забелин И. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст. М., 1901. С. 271
43. [Тихонравов К.] Царские и другие вклады в Суздальский Покровский девичий монастырь. //Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. М., 1857. С. 90.
44. http://www.spokrov.ru/shudesa.html
Свидетельство о публикации №215092801612