Статьи об участниках шоу Голос
Статьи:
1. Вокальные битвы
2. "Голос" - итоги трех сезонов
3. Наставники: характеристика
4. Творческая лаборатория Леонида Агутина
5. Театр Максима Фадеева
6. Поиски своего стиля (об Александре Барташевич)
7. Обаяние зрелости (о Дине Гариповой)
8. Маsha Гойя: потенциал универсальной звезды
9. Энергетический взрыв (об Ольге Кляйн)
10. Наргиз Закирова - музыкальный космополитизм
11. Просто одна из лучших (об Анастасии Спиридоновой)
12. Смелый экспериментатор (о Пелагее Хановой)
13. Характерная артистка (об Алине Чувашовой)
14. Вокальная радуга (о Михаиле Озерове)
15. Мистика (об Алисе Кожикиной)
16. София Тарасова - путь в "Голосе" к полуфиналу
17. Ксана Сергиенко - заряд ослепительного настроения
Вокальные битвы
Не знаю, как большинство зрителей, а я отношусь с тем, кто не столько «болеет» за кого-то конкретного, а просто хочет слушать хорошую музыку в достойном исполнении. Как сказала одна из участниц: дали бы всем спеть, а места распределяли бы как угодно. Единственное, что мне лично не нравится в таких «соревновательных» проектах: выбывание участников. Сегодня этот уходит, через неделю другие нас покидают… Зачем? Почему не дать спеть большинству? Мы смотрим фигурное катание и видим, что дают возможность выступить почти всем заявленным участникам, кроме самых откровенно слабых, а баллы распределяет жюри профессионалов. Пусть кто-то окажется на двадцатом месте, но он имел возможность раскрыть себя с разных сторон и спеть абсолютно все, что хотел. Есть зрители, которым для счастья достаточно просто видеть и слышать своего любимого участника. А распределение мест в искусстве – все равно в большой мере субъективизм и «вкусовщина».
Аналогия с фигурным катанием закономерна: помимо художественной, артистической стороны, есть и техническая сложность. Ее тоже нужно учитывать при распределении мест и расстановке акцентов. Грубо говоря, если один исполнитель артистичен, но выполняет при этом прыжок в два оборота, а другой – в четыре оборота, то жюри это должно учитывать. Степень сложности.
Конечно, в идеале высокое искусство более ценно, чем желание исполнителя продемонстрировать свои технические возможности и устроить вокальный аттракцион. Это уже – уподобление пения цирковому искусству с трюками фокусника. Такое в истории музыки было всегда – исполнители-инструменталисты, которые поражали воображение неискушенной публики виртуозностью напоказ.
Когда-то я с долей осуждения относилась к такому «трюкачеству», но сейчас, насладившись вокальными битвами и эффектными номерами телепроекта «Голос», как ни странно, усомнилась в такой своей однозначной оценке. В нашей стране не привыкли именно к вокальным баталиям. Джаз, соул, рок, мюзикл – не наша национальная культура. А именно эта культура дает возможности раскрытия голоса. И я поняла, что меня завораживают эти возможности и то, что делали в рамках проекта такие исполнители как Ачи Пурцеладзе, Мария Гойя, Мари Карне, Анри Гогниашвили, Александра Барташевич. Мне показалось очень интересным то, как работали со своими подопечными Пелагея и ее мать, – дух дерзкого экспериментаторства, поиска новых тембров, нового звучания меня впечатлил. Не скажу, что всегда ее эксперименты были убедительны, но само стремление достичь чего-то нового всегда интереснее, чем копирование. Хотя копирование высококачественное – это тоже великое мастерство. Я предпочту прекрасного копииста претензии на несуществующую оригинальность.
Зрители любят как привычную, более традиционную, «классичную» манеру пения, так и вокальный фейерверк с обилием тембров. Мне доставляло удовольствие слушать как Дину Гарипову, Евгения Кунгурова с их явным стремлением к ретро в лучшем смысле слова, так и певцов с современной манерой и спортивным азартом – желающих продемонстрировать невероятные возможности «суперголоса». Пусть возможности чисто физические, и это уже не вполне искусство, а некий спорт, но все равно – интересно. Это зрелищно, захватывающе. Поскольку сама я не отличаюсь бурным темпераментом, на меня производит неизгладимое впечатление ураганный сценический темперамент таких певиц, как Мария Гойя, Ольга Кляйн, Анастасия Спиридонова. У них не столько традиционно лирическое, сколько характерное, иной раз острокомедийным, амплуа, которое я лично очень люблю и нахожу невероятно интересным. И это можно было ярче раскрыть. В случае с Ольгой Кляйн можно говорить и об актерском мастерстве, невероятных возможностях перевоплощения и легкости, с какой певица-актриса «входит в образ». Здесь не одна-две краски, а все цвета эмоциональной радуги.
До Дины Гариповой и Евгения Кунгурова ретро на нашей эстраде исполняли Алсу и Зара. Они по энергетике, по духу близки лирическому романтическому романсовому стилю. Таким исполнителям, как Анна Герман, - с ее голосом, который тоже, как и голос Дины Гариповой называли, «волшебным». Видимо, ностальгия по глубокой песенной лирике отразилась на голосовании зрителей. Это по нынешним эстрадным меркам несколько консервативный строгий благородный возвышенный образ любящей и страдающей женщины – подруги, сестры, жены, матери, возлюбленной. Но поразительна в Дине Гариповой некая вневозрастная мудрость, она не ощущается существом, которому недостает зрелости, кажется, что она такой родилась. Это талант – не механический, а одухотворенный. У нее одухотворена каждая нота. Она не кажется хрупкой и нежизнеспособной, подобно многим камерным «романсовым» певицам, в ней есть и сила личности.
Певицам, которые превосходят ее физическими голосовыми данными, следует преодолевать механистичность, стремиться к большей осмысленности… В России это все-таки больше ценится. Хотя я отнюдь не считаю, что в будущем шоу «Голос» должно отказаться от технических сверхзадач. И если англоязычная вокальная культура двадцатого века у нас любима отдельными знатоками, это не значит, что ее не надо популяризировать, и к ней не нужно приобщать широкий круг слушателей. Эта прекрасная музыка заслуживает большего внимания и интереса к себе. В этом смысле проект «Голос» выполняет просветительскую задачу.
Чувство, которое осталось после просмотра всех передач, - благодарность. К членам жюри, которые пришли в эту профессию не для того, чтобы «срубить бабло», они искренне любят музыку, живут ею, дышат, купаются в звуковом потоке, хорошо изучили его. То же самое можно сказать об участниках.
«Голос» - итоги трех сезонов
На протяжении трех лет мы наблюдали за участниками шоу нового для нашего телевидения формата. В интернете люди спорили, обсуждали наставников и их подопечных. Предлагали свои кандидатуры на роли членов жюри. Но, когда официально объявили, что теперь наставники будут другие, мне стало грустно. Потому что я осознала, в чем главная прелесть этой передачи для меня лично (а, может, и для других зрителей): атмосфера, которую создали наставники первых трех сезонов.
Впервые я увидела передачу, в которой отсутствовали звездные «понты», высокомерие и чванство. Не было ощущения, что наставники смотрят на неизвестных артистов свысока, потому что те не раскручены. Демократизм – вот что больше всего подкупало. Не было барина или барыни, которые командовали бы крепостным оркестром или крепостными певцами, по-барски одергивая их или поощряя. Мы наблюдали не барский гнев или барскую любовь, а настоящую демократию, по которой соскучились. Может быть, это свойственно сейчас уже только каналу «Культура» с его советскими традициями, но здесь присутствовали и живость, современность, актуальность.
Зрители в своей массе (и я в том числе) плохо знают западную эстрадную культуру двадцатого века, и лично я на «ура» воспринимала проект, который людей просвещает. Англичане и американцы создали великую эстрадную классику. У нас более высокие достижения в области академической музыки – симфонической, оперной, балетной, камерно-инструментальной. Но надо признать, что в области эстрады лидеры – англичане и американцы. В ритмическом, мелодическом, гармоническом языке их культура была новаторской, самобытной для двадцатого столетия. Хотя никто не отрицает ценность очень и очень многих советских хитов. И профессионализм композиторов того времени, когда только диплом (хотя бы училища) давал право писать на заказ.
Люди могли соглашаться, не соглашаться с наставниками, оспаривать их стратегию, подвергать сомнению их выводы, но самым грустным после их ухода станет потеря атмосферы, когда вообще какие-либо споры возможны. Я больше всего опасаюсь некого диктаторства со стороны новых людей и отношения к участникам как к марионеткам, а не личностям.
Первый сезон «Голоса» стал для меня самым любимым, потом ощущение волшебства возникало очень редко, были уже не такие яркие эмоции. Но на этот раз мне понравились три финалиста: Александра Воробьева, Ярослав Дронов и Александр Бон. Готова была проголосовать сразу за трех. Мариам Мерабова – обладательница очень мощного голоса, но у меня она вызывала ассоциации с Пугачевой и Долиной, напоминая то одну, то другую. Может, я не права, но ощущения новизны и оригинального открытия у меня от ее пения не возникло. И такую манеру подачи материала я не очень люблю – слишком «в лоб» и несколько агрессивно, хотя некоторые места были спеты проникновенно.
Если можно говорить о ярком личностном начале, то здесь выделяется Дронов. Интеллект, интересный внутренний мир, чувство юмора. Я его видела в «Факторе «А» два года назад. И мне понравилось исполнении арии главного героя из оперетты «Мистер Икс». Еще тогда поразило, как он работает с каждым словом текста, прекрасно понимая саркастический смысл того, что он исполняет. Его интерпретация была не пафосной, а иронической и при этом злободневной. Из него может получиться и лирик, современный романтик и исполнитель народных песен, и рокер, и клоун. В актерском, личностном плане ему очень многое дано. И подкупает очень естественная, не нарочитая или пафосная, интеллигентность, скромность.
Александра Воробьева – певица с красивым мощным голосом, хорошей техникой, прекрасной дикцией. Она несколько отстраненно, но при этом очень профессионально поет совершенно разные композиции. В ней нет наигранности, фальши. При этом нет ощущения душевной боли, глубоких переживаний – в этом плане она пока не раскрылась. Песни продемонстрировали ее технику и тембр, но, может быть, появится материал, который раскроет ее личность. У нее все очень хорошо с профессионализмом, но пока не ясно, что это за человек, о чем он может рассказать миру – а без этого нет интересного исполнителя. Певец – это не только техника + тембр + чистая интонация. Хотя симпатию и уважение она, безусловно, вызывает. И я ее победу считаю справедливой. Проект называется «Голос», и здесь приоритет – вокал, а не актерское мастерство. Хотя в идеале должно быть и то, и другое. Не обязательно делать из нее трагика, амплуа бывают разные, ей надо найти свое.
Больше всего мне понравился «Вальс тысячи времен» в ее исполнении, это вообще был самый яркий номер 3 сезона, настоящая феерия. Она может «зажечь», возможно, в этом направлении ей и стоит развиваться. Александра – роскошная во всех смыслах дива бродвейского, голливудского уровня.
Александр Бон может стать интересным эксцентриком – у нас на эстраде их не хватает. Но для этого нужен соответствующий материал. У него все в порядке с голосом, артистизмом, юмором. Много «сладких мальчиков» или тех, кто считает себя брутальным рэппером, но талантливых комедийных эксцентричных, при этом не пошлых, персонажей нам недостает.
Луженая глотка – не самое главное даже в таком телепроекте. На меня большее впечатление производит не мощь, а красота голоса, он должен завораживать и вызывать желание его слушать. За счет именно этого победила Дина Гарипова. В этом смысле хотелось бы отметить Алису Игнатьеву с ее сказочно красивым пронзительным сопрано, которое как колокольчик звучит в ансамблях в качестве подголоска.
Грустно прощаться с наставниками. Остается только надеяться, что новые не разочаруют. Причем даже не в профессиональном, а в человеческом плане. Атмосферу, которая здесь была, создать совсем не легко, а разрушить – проще простого. Любым неосторожным и необдуманным словом. И исчезнет ощущение «глотка свежего воздуха» на телевидении.
Наставники: характеристика
Александр Градский. Удачно получилось, что он «попал» под ту возрастную и социальную аудиторию, которая давно ждала музыкального продукта под названием «Ретро Ностальжи». Это люди среднего и пенсионного возраста, в большинстве – женщины, которым не хватает консерватизма, сдержанности и целомудрия академической музыки и советской эстрады. Они хотят слушать оперные арии, опереточные номера, песни в медленном темпе о возвышенных страданиях. Не терпят даже намек на легкомыслие и фривольность. Им нужны лирические и трагические герои, которые страдают красиво и благородно. Не пляшут, одеты в классические костюмы или строгие платья, со скупыми жестами, крайне сдержаны, с удовольствием демонстрируют свой диапазон и мощь, в разной мере пафосные, но не чуждые этому. Впрочем, напыщенность эта аудитория с удовольствием воспринимает. Шаг в сторону – это измена чистому искусству. Может быть, есть прелесть и в музыке другого жанра и характера, но эта аудитория чаще всего нетерпима к стилевым экспериментам и к разнообразию не стремится. Им нужны классические очертания и возвышенные образы. Может быть, люди и сами не подозревали, что им на самом деле нужно. Но после побед в Голосе его участников, они потянулись к тому, о чем подсознательно мечтали. В третьем сезоне Александра Воробьева победила, благодаря выигрышному номеру – виртуозному «Вальсу всех времен» Жака Брейля. С одной стороны, хорошо забытое старое, а с другой, - некое оживление, по крайней мере, музыка в быстром темпе с нарастанием экспрессии. Но это музыка с классической мелодикой и ритмикой, понятная любому слуху. Простая мелодия, изящное гармоническое сопровождение из немногих, но сложных аккордов. Напоминает оперетту или оперу – вполне мог бы вписаться в сюжет о жизни герцогов с шалями, вуалями, шляпами и веерами. Это та степень быстроты и развлекательности, которая эту аудиторию не шокирует.
Пелагея. У нее интересные номера, стилистические эксперименты, новаторские прочтения, интересно сделанные вокальные ансамбли. Но создается впечатление, что ей важнее продемонстрировать возможности дуэтов и трио, но не победить. Потому что финалисты ее недостаточно убедительны. Только в третьем сезоне это могло показаться справедливым. Когда ее команда доходит до финала, непонятно, ради чего все это затевалось. Непонятна ее стратегия. Логика. Доводы.
Дима Билан. Он раскручен, благодаря профессионализму и молодежной моде. Но хочет, чтобы его воспринимала аудитория другого характера – видели в нем серьезного человека и музыканта. Он умеет создать настроение, хорошо говорит. Приятный человек. В первом сезоне его команда демонстрировала номера, рассчитанные на молодежь. И заняла последнее место. Не было откровений, но не было и провалов. Во втором сезоне он решил занять более консервативную нишу. И стремился к академизму. Даже сам выступал в дуэте с потенциальным оперным певцом.
Леонид Агутин. У него свои музыкальные вкусы, стремление к ритмически усложненной музыке и импровизациям, он строгий придирчивый музыкант, но при этом несколько формально подходит к раскрытию финалиста. Или не чувствует аудиторию. Он старается дать контрастные номера – где-то посмеяться, где-то пустить слезу. Формально вроде все так и надо – но не понятно, насколько ему самому это нравится, у него несколько отстраненная позиция. Получается несколько обезличенно, я не понимаю, что он хочет сказать слушателям. Или ему грустно, потому что его мнение расходится со зрительскими симпатиями, и получается некий компромисс, усреднение. Индивидуальность исполнителя не раскрыта в полной мере, позиция наставника не очень ясна.
Творческая лаборатория Леонида Агутина
Когда-то я услышала песни Леонида Агутина в исполнении Натальи Сенчуковой – она пела на испанском языке. И я поняла, что так органичнее, музыка и текст созвучны, образуют единое целое. У него стилистика испаноязычных стран Латинской Америки. А с русским языком это сочетается в меньшей степени.
Но, с другой стороны, на испанском они как будто лишаются индивидуальности – нивелируются. Вливаются в общий поток латиноамериканской эстрады.
Он пишет и зажигательные веселые композиции, и лирические пронзительные печальные. Подлинно талантливые, интересные песни прозвучат хорошо на любом языке. Мне больше по душе жизнерадостные быстрые песни Агутина: «Не уходи – постой», «Что могло случиться прямо на границе?» В юности у него была такая энергетика. Кажется, что это простая музыка. Но если анализировать гармонию и ритм, это не так. Влияние самбы, румбы, бразильской музыки. Мажорные светлые с грустинкой, заостренной ритмикой – это можно сказать о ранних его композициях. Русская публика любит рыдать, поэтому для нас такая музыка явилась глотком свежего воздуха, влиянием иных национальных культур.
Для исполнителей его песен очень важно чувство ритма. Иначе музыкальный каркас развалится, стержня не будет. «Не уходи – постой»: основных аккордов два, но их сочетание дает гармоническую свежесть для русского уха: мажорное трезвучие и нонаккорд квартой выше. У нас такой музыки мало. «Что могло случиться прямо на границе?» - песня на редкость удачная, ей суждена долгая жизнь. В ней сочетаются и славянские интонации, и латиноамериканские. И рэпповая вставка – группа «Отпетые мошенники». Минорный лад, быстрая смена гармонии, множество созвучий, бешеный темп – получился энергетический взрыв. Аккорды грустные. А песня за счет темпо-ритма кажется очень веселой. Такой парадокс.
Лирические песни «Часики» и «Не уходи далеко» - образцы удачной элегии. И тексты - хорошая поэзия. Человечные теплые гуманные интеллигентные. Эти песни в эмоциональном смысле согревают. «Часики» - сочетание статики в басу и смены гармонии в верхних голосах дает ощущение депрессии, опустошенности, эмоционального выгорания. «Не уходи далеко» - песня светлая, меланхоличная, легкая, добрая. Слушается на одном дыхании. Жанровые признаки латиноамериканского танца и песни. Ретро-ностальгия. Вспоминаются старые пластинки, стилистика другого поколения. Она хорошо сочеталась бы с черно-белым фильмом о середине двадцатого века. Нежная хрупкая звуковая акварель.
С возрастом его творчество стало более депрессивным и мрачным – по какой причине это произошло? Желание подстроиться под вкусы русской публики или возрастные изменения? Возможно, и то, и другое. Но его украшали лукавство, задор, искрометный юмор. Простота, естественность, лаконизм.
В «Голосе» он открылся с другой стороны. После имиджа веселого-рубахи парня, который всем запомнился в ранних клипах, Леонид предстал как сдержанный строгий придирчивый наставник. Он критиковал выступления конкурсантов, разбирал их по полочкам. Но не скупился на хорошие слова, искренне восхищался неизвестными широкой публике музыкантами. Самые близкие ему по духу участники – Иделия Мухамутзянова, Алена Тойминцева, Александра Барташевич, Александр Поздняков, Антон Беляев, Интерс Бусулис. Публика выбирала других фаворитов. Аудитория «Голоса» - люди старшего поколения, им близка другая стилистика. Не зажигательные, ритмически сложные молодежные композиции (пусть речь идет о молодежной моде, которая на Западе уже стала ретро), а медленные слезливые, на разрыв аорты. Джаз и рок-н-ролл, блюз у нас любят меньше, чем плачи, рыдания в медленном темпе. Но Агутин пытался отстоять свою позицию. И это его право.
Вкусы публики могут когда-нибудь поменяться под влиянием таких телепроектов, которые просвещают и развивают. Но изменения эти произойдут очень не скоро. Нам всем остается набраться терпения.
Театр Максима Фадеева
Фадеев – один из немногих в нашей стране музыкантов европейского типа, для которых важны не слова, а музыка. Вслушиваясь в тексты его песен, иной раз можно подумать: это произведение нарочито легкомысленное. А начнешь подбирать - это вовсе не так. Для тех, кто разбирается в гармонии, звуковой колористике – это музыкальный подарок, в который можно долго вслушиваться, находя все новые и новые нюансы.
Сочетание меланхолии и жесткого ритмического стержня. Музыка пронзительная и волевая одновременно. Мощная и печальная. «Танцы на стеклах», «Ворона», «Беги по небу» - драматические песни с элементами мистики, кинематографичностью сюжета, мазохизмом, в них есть потенциал трагических баллад. «Скажи, не молчи» - нежная элегия сродни романсовой лирике. Прозрачное воздушное звуковое кружево. Самые знаменитые песни Юлии Савичевой «Прости за любовь», «Высоко» - монологи. Спокойная горечь, отстраненное повествование. Он умеет создавать комедийные хиты с озорством, лукавством, хитринкой, изюминкой – для Кати Лель, Глюкозы.
Умение раскрывать потенциал своих подопечных. Продюсерское дарование. Все его творческие проекты нашли своих зрителей. Девушка-гот Линда, которая живет в мире своих мрачных фантазий и погрузилась в мистическое созерцание иной реальности. Она может вызывать ассоциации с наркоманами, которые ищут галлюцинации и бегут от реального мира. Романтическая героиня Юлия Савичева – но у нее есть личностное начало, это не та певица, которой нужно выдумывать образ. С возрастом она стала четче, резче, острее, в ней проступили характер и воля. Фадеев очень удачно поработал с Катей Лель, которой сменили имидж. Она изображала из себя трагическую героиню провинциального романа. А под влиянием продюсера превратилась в легкокрылую современную бабочку, жизнерадостно порхающую и кокетливо улыбающуюся. Образ Глюкозы – это кукла из мультфильма, которая комически воюет со всем миром и комически страдает. Группа «Серебро» - тоже мультипликационные персонажи, навеянные японскими героинями. Но они более серьезны. Это реальные девушки, переживающие разные периоды в своей жизни.
Дарование Фадеева театрально. Его героини меняют маски, интонацию, пластику. Он создает как серьезные произведения для знатоков, так и в чистом виде развлекательные – озорство на грани фола. Бесшабашность, развязность – чтобы угодить вкусам тинейджеров.
У меня были свои стереотипы относительно того, какие песни дети должны исполнять в определенном возрасте. Но Фадеев – человек внутренне свободный. Он заставил задуматься о том, что иной раз можно смело экспериментировать, и результат заставит содрогнуться. В «Детском голосе» маленькие крошки пели мощные драматические баллады о взрослых страданиях, и, как ни странно, это не было ни смешно, ни карикатурно, ни пошло. Казалось, эти девочки наделены взрослой душой, и они понимают то, что исполняют. Он очень взыскательный наставник, умеющий психологически настраивать участников на победу, прививать им бойцовские качества, заставить поверить в себя. Алиса Кожикина победила в первом сезоне. Кажущаяся хрупкой и маленькой, девочка, у которой трагическое дарование, заставила заговорить о себе. Личностное исполнительское начало, которое в таком возрасте уже очень ярко видно.
Самая моя любимая песня Фадеева – «Танцы на стеклах». Мне она нравится в интерпретации Александры Барташевич. Это концентрат всего, что меня привлекает в его музыке. Спокойствие отчаяния. Догорающие угольки былой страсти. Поединок между героем и героиней, в котором нет победителей. «Танцы на стеклах – танцы не для слабых…» Похоже на сюжет фильма «Ночной портье» об отношениях с примесью садомазохизма, когда люди истязают друг друга. И до поры до времени получают от этого удовольствие, а потом силы их иссякают. И это похоже на потустороннее видение ситуации – как будто с другой высоты, в ином измерении.
Одновременно присутствуют и мрак, и свет – герой рассказывает всю правду. И видит себя без прикрас. В интонации – сочетание речитативности и мелодичности, даже восточной орнаментальности.
«Ворона» - мрачная насыщенная музыкальная фреска, в мелодии – древнейший звуковой символ, который почти точно повторяет баховское BACH. Чеканная ритмическая конструкция. Музыка может сочетаться с фильмами на средневековый сюжет.
И яркий пример иной стороны его дарования – песня Глюкозы «Невеста». Текст нарочито шутливый и легковесный – как пародия. Песня звучит как музыкальная шкатулка – игрушечно, задорно, комически. Заостренный ритмический рисунок – как обычно в веселых песнях Фадеева. Тонкие театральные нюансы созданного образа механической куколки. Дорийская субдоминанта делает окраску минора иной – просветленной. Если вслушиваться в звуковую основу, это шкатулка с сюрпризами.
Впрочем, такое можно сказать о любой его песне.
Поиски своего стиля
Александра Барташевич любит стиль соул – мелизматическое пение. Но она старается этим не злоупотреблять, у нее есть чувство меры. Когда во время исполнения песни она раскрашивает мелизматическими красками основной мелодико-ритмический каркас, сама уподобляется инструменту, который способен издавать разные звуки. Ощущение, что кто-то играет на саксофоне, трубе или гобое. Тембр не яркий, несколько приглушенный, регистр средний – к нему привыкаешь не сразу, но он хорошо воздействует на нервную систему: успокаивает, несет умиротворение. Но делать звук звонким она тоже может.
Певица – человек сдержанный, но на сцене она перевоплощается. Хорошо двигается, делает ровно столько, сколько нужно для создания сценического образа. Внешне похожа на дитя культуры хиппи – английскую студентку, любящую рок-н-ролл. Ей идут эксцентрические костюмы, комедийные, гротесковые. При этом есть в Александре и драматический потенциал, глубина.
На слепом прослушивании первого сезона «Голос» она спела песню I feel good. Мужской костюм, брутальная манера, при этом нежные интонации… Наставником она выбрала Леонида Агутина. Он разглядел в ней озорной потенциал и сделал один из лучших дуэтов – Crazy. Александра Барташевич и Александр Поздняков разыграли разные роли: он – правильного спокойного парня, она - девушку с «сумасшедшинкой». В дуэте никто из них не тянул одеяло на себя, молодые люди слушали друг друга. К сожалению, на этом этапе Александре пришлось уйти. Но Агутин сказал, что это – готовая артистка, которая уже может давать концерты, а образ Позднякова еще не сложился.
Я заинтересовалась творчеством Барташевич, стала искать в интернете песни, которые были записаны в ее исполнении. Нашла – «Танцы на стеклах» Максима Фадеева. Эту песню она тоже восприняла как возможность поэкспериментировать в манере соул-пения. И получилось, как будто бы музыкальный духовой инструмент сдерживает рыдания.
Инструментальный стиль пения Александры не становится чрезмерным, она умеет балансировать и не перенапрягать аудиторию. В результате и публика с простыми вкусами, и музыкальные гурманы остаются довольными.
Обаяние зрелости
Я принадлежу к поколению, которое со школьных лет воспринимало стилистику воинствующего инфантилизма. Пропагандировало вечную молодость. Не желало зрелых чувств, спокойного отстраненного взгляда на себя и окружающий мир, самоанализа. Гналось за вечными удовольствиями и острыми ощущениями. Эстрадные звезды до ста лет готовы были петь о том, как на день рождения Светке Соколовой они подарят розовые розы. Отплясовало под нытье «Ласкового мая».
Скромность вышла из моды. Романтизм воспринимался с иронией.
В какой-то момент многие устали от вульгарности, пошлости. Возможно, возникло подсознательное желание вернуться назад – в прошлое, когда выступали такие исполнительницы, как Валентина Толкунова, Людмила Сенчина. И когда на экране возникла юная девушка и на слепом прослушивании спела романс «А напоследок я скажу» так, будто прожила целую жизнь, телезрители оцепенели.
Сдержанная аскетичная нежная с красивейшим сопрано – она выглядела и держала себя спокойно, с чувством собственного достоинства. Но в облике ее ощущались сила, мощь, стальной стержень. Тип внешности не современный – она, казалось, сошла со старинного портрета, когда в моде были другие пропорции, линии, формы. Мечта средневекового художника – итальянская мадонна.
Не могу сказать, чтобы она претендовала на святость или изображала из себя ангела. Зрители сами домыслили, что это невинное целомудренное существо. А как на самом деле – никто не знает. Просто она точно попадала в цель, которую перед собой ставила. Целеустремленная, работоспособная, не капризная и не взбалмошная. Не избалованная, готовая на трудовые подвиги девушка. Флегматичная. С чувством юмора.
У нее чарующий тембр – как у сказочной птицы. Умение каждый мотив, фразу пропевать так, чтобы прочувствовать ее выразительность. И это при отсутствии систематического образования! Очень показателен в этом смысле клип, посвященный Уитни Хьюстон, ее любимой певицы. Она по-своему спела песню «I will always love you». Получилось нежнее, камернее, тоньше. Хьюстоновского надрыва не было – это вообще не в ее характере, стремиться на сцене, образно говоря, рвать себя на части. Она – лирик. При этом не слащавый. И с чувством меры.
Но у нее получаются и эпические песни – образ, который опять же у молодежи вышел из моды: подруга, сестра, родина-мать. Но часть общества по нему ностальгирует.
Александр Градский помог раскрыть ее тембровые возможности – особенно в песне «Angel». Она продемонстрировала удивительно красивые и высокие, и низкие ноты в разных композициях. Иногда просматривалось старательное ученичество, но со временем это преодолимо.
Мне понравилось прочтение песни «Ты на свете есть». Мир чувств романтической девушки, которая воспринимает влюбленность как молитвенное созерцание, счастливая тем, что может жить мечтой и ничего больше не ждет от жизни. Не ревнует, не навязывается, не строит планы, не хочет ничего разрушать. А наслаждается фантазией. Как Сольвейг в драме Ибсена «Пер Гюнт».
Кто-то упрекает Дину Гарипову в том, что она недостаточно эмоциональна – но это поверхностное восприятие. Это мир чувств интроверта – человека закрытого, но очень глубокого и тонкого. Когда проникаешься миром чувств ее героинь, понимаешь: истинный романтизм без налета елея и фальшивой сахарной пудры никогда не выйдет из моды.
Песня Эдит Пиаф в финале прозвучала так органично, что можно сделать вывод: в Дине есть потенциал для исполнения мощных песен, по стилистике близких народным, которые звучат как гимны и объединяют публику разных стран. И понятны без слов.
Маsha Гойя: потенциал универсальной звезды
Певица, взявшая псевдоним Маshа Гойя,участвовала в телепроектах украинская «Фабрика Звезд» и первый сезон российского «Голоса». Очень красивый тембр – высокое сопрано, близкое колоратурному звучанию. При этом своеобразная энергетика – бунтарская, задиристая, вызывающая. Она продемонстрировала себя как исполнительница, умеющая многое: петь народные украинские песни – красивейшие, меланхолические, надрывные («Ой, не свите»). Западные рок-композиции, эксцентрические комедийные театрализованные, требующие актерского мастерства (Trouble Сьюзи Кватро). Справилась даже с оперной партией. Наставница, Пелагея Ханова, сказала, что она может исполнять фолк-рок. А в ее устах это большой комплимент.
В ансамблевом пении Мария продемонстрировала умение петь нежные подголоски, украшать основную мелодико-ритмическую конструкцию новыми красками. Слушатели с чутким ухом восприняли это.
У нее большой потенциал и умение перевоплощаться. Она рождена для сцены, оваций, аплодисментов. Мощная брутальная энергетика в сочетании с внешностью классической блондинки, лидерские качества и умение уходить на второй план. Отсутствие слащавости. И сказочная тембровая красота. Комедийное дарование.
Другое дело, что у публики востребованы достаточно простые хиты. «Голос» - это праздник, возможность выбора музыки мирового уровня. А трудовые будни – это угождение усредненным вкусам тинейджеров. А, к сожалению и у нас, и в Украине они не такие, как в Европе и Америке.
«Девочка по имени любовь» - кажется, будто простенький хит, но если вслушаться, в ней есть гармоническая свежесть и изюминка. Танцевальная ритмика, близкая латиноамерианской, комический стиль, легкость, самоирония. В клипе, снятом на эту музыку, - образ девчонки-хулиганки, которая мечтает вырваться из-под опеки родителей и как следует оттянуться. Артистичная Мария меняет маски, переодевается, перевоплощается. Она хорошо двигается, у нее выразительная мимика. Она получает удовольствие от того, что делает. И умеет поднять настроение публики.
«Не бойтесь расставаний» - песня, в которой нужно разыграть мини-спектакль: спеть спокойно, с затаенной горечью, потом дойти до крика души, сработать на разрыв аорты. И эта драматическая зарисовка ей удалась. Она соответствует ее темпераменту.
Она могла бы собрать аудиторию разного возраста и разных вкусовых пристрастий. Ей идут и мужской костюм, и женский, и народный, и наряды других эпох. Она умеет вживаться в образ и играть роль придуманного персонажа. Менять интонацию и работать над тембровой выразительностью.
Живи она на Западе, из нее могла бы получиться звезда бродвейского, голливудского уровня. И она сделала бы свое шоу.
Энергетический взрыв
Ольга Кляйн на слепом прослушивании спела песню I believe I can fly. Низкий голос, типичный для афроамериканок, сам по себе не произвел бы такого сильного впечатление, если бы не артистизм и сильнейшая энергетика. Дима Билан услышал это. Он предложил участнице попробовать импровизацию – спеть дуэтом, как это делают в Америке. Она с легкостью согласилась. Ее суперпрофессионализм оценили. У Ольги каждый жест, взгляд, звук, слово не случайны. Она стопроцентно точно работает в разных жанрах: джаз, RNB, рок-н-ролл. Много лет училась вокалу, смотрела американские шоу – снимала «в ноль» пластику, манеру петь, говорить, общаться со зрителями. Это готовая бродвейская дива.
В баттле Билан выбрал ее, а не участницу, которая филигранно попадала в каждую ноту. Он решил: артистизм важнее, чем вокальные шероховатости. И оказался прав. Певцов много, но не все из них артисты. Ольга создана для того, чтобы солировать. Тогда как другие, несмотря на свои шикарные голоса, тянут только на бэк-вокал.
Джазовая импровизация, которую исполнила Ольга (Don’t mean it thing), взорвала зал. Она собралась и продемонстрировала все, на что способна. Виртуознейшая вокалистка, умеющая петь быстро и заряжать своей энергетикой зрителей. Она похожа на Анну Маньяни по энергетике – это женщина из народа, которая «берет» не смазливостью или слащавостью, а силой, энергией, мощью. Она интересная внешне – с перчинкой. Ей идет и рокерская стилистика, и вечернее платье. Она прекрасно танцует – и продемонстрировала это в постановочном номере, исполнив песню Бейонсе Crazy love. Члены критиковали Диму Билана за то, что он отошел от идеи конкурса – вокала в чистом виде и сделал театральную постановку, похожую на готовый клип. Но зрителям было интересно, они увидели ее возможности.
Ольга спела колыбельную из мюзикла «Екатерина Великая» – повествование о страданиях простой женщины, которая оплакивает участь сына, ушедшего на войну. И у нее прекрасно получилось это передать – в ней есть подлинная народность. Это была сильная драматическая сцена.
До финала она не дошла, хотя зрители проголосовали за нее. Но осталась в памяти как она из самых ярких талантливых участниц и явно близкий по духу человек для Димы Билана.
Проект «Две звезды» способствовал дальнейшей «раскрутки» этой девушки – она и Никита Пресняков заняли второе место, поделив его с Полиной Гагариной и Александром Жулиным. Не знаю, насколько комфортно она себя чувствовала, и было ли у них с партнером идеальное взаимопонимание, но они внесли молодежный бунтарский дух в этот проект, рассчитанный на зрителей старшего поколения. Освежили его.
Не знаю, как в России артистки, подобные Ольге, смогут обрести свое творческое лицо и раскрыться. Надеюсь, что это произойдет.
Наргиз Закирова – музыкальный космополитизм
Певица Наргиз родилась в Узбекистане. Она должна была сформироваться как человек восточной культуры, женщина, которая покорно играет роль хранительницы домашнего очага, смотрит мужчине в рот, а на эстрадной сцене выступает в амплуа или этнической певицы или страдающей, брошенной жертвы. Но ее свободолюбивая натура тянулась к иной реальности, откликалась на культуру протеста, бунтарства. Она полюбила западный рок, эмигрировала в Америку. И там получила возможность стать самой собой – и внешне, и внутренне. Она побрилась налысо, сделала татуировки, стала выступать в мужском костюме и исполнять жесткие агрессивные композиции.
Но она многогранна и многокрасочна. Дарование актрисы, умеющей раскрывать разные образы и тонко передавать содержание исполняемой песни, она продемонстрировала в рамках российского проекта «Голос». На слепом прослушивании Наргиз выступила со своей интерпретацией рок-хита «Скорпионз». В женском звучании это оказалось неожиданно свежо и интересно. Она не казалась искусственной или мужеподобной – точно попала в стиль. Прозвучала как символ эпохи обновления, стряхивания с себя старых одежд и стремления к беспредельной свободе, избавления от оков, цепей и стереотипов относительно того, какой должна быть классическая женщина в чьем-то понимании. Рок-икона. Люди, любящие эту культуру, возликовали.
Для таких певиц важно оставаться в рамках определенного стиля – исполнять именно рок. Не терять свою стилевую индивидуальность. Наргиз продемонстрировала умение спеть монолог зрелой женщины, исполнив песни Аллы Пугачевой. Прозвучало это совсем иначе по сравнению с оригиналом – спокойно, сдержанно, тонко и грустно. Она не стремилась сразить всех вокалом, а вдумчиво отнеслась к своему перевоплощению. И была органична.
Она справилась и с песней «Калитка», кокетливой жеманной рафинированной, но ее исполнении это было гротесково. Понятно, что романсы и томные любовные переживания в ритме вальса – совсем не ее амплуа. Возможно, она отнеслась к этому с иронией.
У нее большие возможности в плане роковой и драматической исполнительницы, возможно, этники в современном преломлении. Интересная внешность – ей идет и бунтарский, и экзотический стиль. Она умеет перевоплощаться, менять маски, быть разной, работать со словом. Глубокая ранимая ироничная страстная натура – лучше всего она раскрывается в музыке, близкой ей по духу: классических образцах западной рок-культуры. Хотя и то, что принято называть русским роком, тоже может прозвучать интересно в ее подаче. Если удачно выбрать то, что соответствует ее мощному сценическому темпераменту. Например, такие песни, как «Дождь» Шевчука или «Корабли в моей гавани» Земфиры. Но и отстраненное повествование ей хорошо удается – драматические монологи человека с богатым жизненным опытом и умением это отражать на сцене. «Куда уходит детство?», «Я прошу хоть ненадолго…» - песни, которые могли бы получить новую жизнь в ее трактовке.
Энни Леннокс тоже умела быть разнообразной. То, что Наргиз заняла второе место и собрала столько голосов, означает: в нашей стране есть спрос на исполнительницу такого типа.
Просто одна из лучших
Обладательница мощнейшего низкого голоса с негритянской хрипотцой, в жизни тихая и скромная, на сцене Анастасия преображается. Огонь. Ее сравнивали с Ниагарским водопадом. Когда во время слепого прослушивания первого сезона проекта «Голос» прозвучала песня «Simply the best» («Просто лучшая»), можно было подумать, поет сама Тина Тернер или мулатка. Обернувшись, наставники увидели русскую девушку. Было не ясно, она может только работать «под Тернер», или у нее есть свое творческое лицо?
Анастасия выбрала Леонида Агутина. Дальнейшее показало, что она не боится никаких экспериментов и может справиться с любым заданием. Участница дошла до финала и заняла третье место.
Артистичная харизматичная девушка с огненно-рыжыми волосами, она вызывала ассоциации с Пугачевой, Аллегровой, Долиной – певицами, которые играют роли страстных женщин-вамп. В Спиридоновой не ощущалось ни тени вульгарности, как и в Ольге Кормухиной. Она продемонстрировала разнообразную актерскую палитру: умение быть веселой и зажигательной, нежной и задумчивой, героиней подлинной драмы, трагедии. Это носительница западной культуры, а не нашей ресторанной.
Участие в проекте первого канала «Три аккорда» показало ее с неожиданной стороны. В песнях, которые принято высмеивать, она смогла обнаружить изюминку, и в ее исполнении это прозвучало неожиданно свежо. После пародии Алексея Чумакова на Любовь Успенскую песня «Единственному нежному» вызывала смех. Анастасия Спиридонова спела ее так, что многие прослезились. А этого достичь очень сложно после того, как люди так долго веселились над карикатурой.
В ее голосе как будто – догорающее пламя, искрящиеся угли. Интонация монологическая, доверительная. Получился мини-спектакль. Она внесла в исполнение столько искренности, что все, над чем раньше смеялись, вдруг осветилось иначе. До этого выступления я воспринимала ее как певицу, которая несет позитивную радостную энергетику, мажорную по своей сути. И вдруг в ней открылись другие возможности. В «Голосе» она справлялась с грустными композициями, но такого эмоционального эффекта не было.
В ней есть подлинный драматизм, искренность, сила, душевная тонкость. Анастасия отражает мир чувств зрелой опытной темпераментной женщины, ей прекрасно могли бы быть подвластны песни, такие, как «Монолог» на слова Цветаевой. Вместе с тем она сдержанная, обладает чувством меры и не перебарщивает.
Сочетание африканской звуковой палитры, сценического темперамента, личной уязвимости – это данные, с которыми можно достичь интересного художественного результата. Она могла бы исполнять джазовые композиции, рок, веселые танцевальные хиты. И – при участии грамотного продюсера – собирать стадионы. У нее все для этого есть.
Смелый экспериментатор
Широкая публика не так хорошо знала творчество певицы Пелагеи. Но когда она стала наставником в шоу «Голос», ее телевизионный образ произвел сильное впечатление на зрителей, поклонников музыки разных жанров. Ораторское дарование, умение поддержать каждого участника, сделать тонкий комплимент, очаровали аудиторию. Особенно ярко это проявилось на первом этапе – слепых прослушиваний. Аудиал, человек с обостренным тембровым чутьем, она великолепно анализировала голосовые возможности участников, создавала уютную теплую дружескую демократичную атмосферу. Когда начались состязания, она проявила себя как новатор – человек, любящий жанровые эксперименты. Они с матерью, продюсером Светланой Хановой, пытались продемонстрировать свои актерские и звуковые прочтения известных песен. Это вызывало споры, разногласия, возмущения, дискуссии. Но всегда задевало за живое.
У них были удачные эксперименты – к примеру, дуэт Пелагеи и Эльмиры в финале первого сезона, Мари Карне и Анри Гогниашвили, Ачи Пурцеладзе и Оксаны Петровой, Алины Чувашовой и Давида Бугаева. Она и ее мать – мастера ансамблевого пения, звуковой колористики, пространственных эффектов. Пелагея пытается найти участника, который согласен стать неким пластилином в ее руках, готовый на любые творческие дерзновения и не боящийся критики. Иногда новаторство вызывает восторги, иногда – нападки. Но это естественно. Невозможно нравиться всем.
В этом смысле показателен дуэт Чувашовой и Бугаева. Они спели песню Кайли Миноуг и Николаса Кейджа «Where the wild roses grow». В оригинале это прозвучало как спокойная повествовательная старинная баллада. В новой трактовке – как мини-спектакль с распределением ролей. Мне первый вариант показался, откровенно говоря, пресноватым. Я эту песню не любила. Но в исполнении Чувашовой, прирожденной характерной актрисы, и Бугаева с его красивым бархатным голосом вышло так, что публика затаила дыхание. Она пела пронзительно, в не самой удобной для себя тональности, сыграв, образно говоря, роль вампира, он – жертвы. И получилось речитативно – по-актерски. В песне возникла изюминка, которую я раньше не чувствовала. Получилась действительно конфетка.
Финальные дуэты Пелагеи и Эльмиры, Тины Кузнецовой, Ярослава экспериментальны в звуковом отношении – слушатели имеют возможность погрузиться в мир тембровых наложений. Мне лично нравится, когда Пелагея поет низко, она кажется более естественной, нежели в верхнем регистре. Я бы сказала, что с ее психофизикой есть опасность некой слащавости, и этого лучше избегать.
Пелагея себя идентифицирует как фолк-роковую певицу. Изучает народную музыку разных стран, записывает ее в студии со своим продюсером в собственном прочтении. Отстаивает свою манеру исполнения, споря с традиционной школой народного пения в нашей стране. Дискуссии относительно того, как правильно нужно исполнять фольклор, всегда были и будут. Она поет не так, как те, кто точно отражают манеру пения в деревнях, а осовременивает и окультуривает эти песни. Это можно понять, ведь скучно повторять из века в век одно и то же, не пытаясь внести ничего от себя.
Она увлекается практически всеми музыкальными жанрами – романсами, рок-музыкой, джазом, популярными песнями, оперными ариями, церковными песнопениями. И пытается в своем творчестве сочетать разные манеры – ее привлекает и эпос, и драма, и комедия. Пелагея на самом деле очень темпераментная певица, которой хорошо удается передать надрыв в исполнении песни. Она к этому стремится. Иной раз кажется, ей без этого скучно. Но порой он бывает излишним.
Внешность русской красавицы органично сочетается с народным костюмом. Но она вписывается и в образ рокерши. Хорошо двигается, артистична, пластична. Обладает заводной энергетикой.
Публике старшего возраста импонирует имидж девушки, которая себя позиционирует как скромного возвышенного чистого человека. Молодежи нравятся ее эксперименты.
Возможно, к этому она и стремится – собирать большие залы и общаться с публикой всех возрастов и вкусовых предпочтений.
Характерная артистка
Выпускница Российской Академии имени Гнесиных, Алина Чувашова ярко заявила о себе в рамках второго сезона телепроекта «Голос». На слепом прослушивании она исполнила композицию в быстром темпе, продемонстрировав диапазон, профессионализм, артистизм. И попала в команду Пелагеи.
Светлана Ханова в интервью назвала Алину «характерной певицей», проведя параллель с понятием характерная актриса. Это более интересное амплуа, чем лирическое, с моей точки зрения. Расширяется тематика творчества – можно примерять разные маски, достичь многогранности, расширить свою палитру. Алина доказала, что она умеет быть нежной, застенчивой, веселой, агрессивной, смешной. И продемонстрировала тембровые возможности.
Внешность ее тоже такова, что с ней можно сделать все, что угодно – она могла бы сыграть роль русской деревенской девушки, сказочного персонажа, вампира из триллера, смешную девчонку из комедии. Грим, окраска волос, парики ее полностью преображают. И перевоплощения даются Алине легко – нет ощущения, что она на сцене тужится, изо всех сил стараясь показать, как тяжело играть свою роль и петь сложные композиции. Именно кажущаяся легкость, простота, естественность - и есть высший пилотаж в достижении мастерства.
Дуэт с Давидом Бугаевым - песня Кайли Миноуг и Николаса Кейджа «Where the wild roses grow» - стал одним из самых ярких, спорных, дерзких экспериментов этой команды. Несмотря на красивый бархатный тембр Давида, наставница выбрала Алину, потому что она в этом дуэте была лидером, сыграв роль женщины-вамп, персонажа в какой-то мере потустороннего мира. Она пела в более высокой тональности, не самой удобной для нее, голос звучал пронзительно и визгливо. Алина исполнила мини-спектакль, и получилась харизматичная ведьма. Все внимание было приковано к ней. Споры вокруг трактовки песни не умолкают до сих пор. Но акцент на образе Алины явно был сделан нарочно – предполагалось и дальше раскрыть эту артистку. Я надеялась, она дойдет до финала, но, к сожалению, этого не произошло.
Northing compere– совершенно иной облик певицы. Брючный костюм. Другой цвет волос. Хрупкое нежное неземное звучание. Персонаж классической пьесы – интеллектуальная героиня. Трогательная. Беззащитная.
Она была одной из самых многообещающих артисток второго сезона, и мне жаль, что мы услышали в ее исполнении только три песни. У Алины есть все данные, чтобы стать универсальной звездой.
Вокальная радуга - Михаил Озеров
По тембровому, техническому разнообразию этому певцу равных не много – он с видимой легкостью переключается на разное звучание, как инструмент с большим диапазоном и выразительными регистрами: верхним, средним и нижним. В этом можно убедиться не только слушая песни, исполненные им в «Голосе», но и вокальные пародии в юмористической передаче «Большая разница».
Такие участники могут и не побеждать, но они нужны для вокальных шоу, потому что иначе процесс наскучит. Здесь требуется универсальность, многокрасочность, возможность звучать как можно большим количеством красок, подобно оттенкам радуги.
Другое дело – получится ли не только заинтриговать широкую публику, но и достучаться до нее эмоционально. Создать проникновенные образы, когда люди голосуют сердцем. А они в своем большинстве – не профессионалы.
Если внимательно следить за тем, что происходило на разных этапах, можно было сделать вывод, что Михаил Озеров – человек очень закрытый. В песнях медленных лирических он может прозвучать безупречно, но держаться скованно и отстраненно. Закроешь глаза – красивейший звук, откроешь – ощущение дистанции, некоторой отчужденности, как это бывает, когда человек выстраивает между собой и окружающим миром некую стену и отгораживается за ней, не желая идти на эмоциональный контакт.
Но если в песне есть мощная энергетика, некая встряска, он оживает, и тогда пробуждается к жизни его скрытый за непроницаемой маской темперамент. Поэтому композиции Александра Градского и прозвучали настолько удачно. В них есть драйв, они невольно встряхивают певца и раскрывают его.
Исполняя их, Михаил продемонстрировал, что накал страстей в музыке он прекрасно выдерживает. Проступает его волевое начало, вокальная и эмоциональная сила, брутальность. В таких композициях нужен одновременно и тонкий лирик, и вокальный танк. Разнообразие эмоциональное. И в то же время поражали легкость, свобода на верхних нотах, чувство меры, позволяющее не сорваться на визг и не перейти в карикатурную истеричность.
Впрочем, слушая фрагменты из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», можно было догадаться о его возможностях – не только тембровых, но и энергетических.
Сложным ироничным и замкнутым людям трудно найти органичный образ, когда внешний облик сочетается с тембром и содержанием песни. Если голос высокий и ангелоподобный, люди иной раз хотят видеть на сцене херувимоподобную внешность, если низкий и мужественный – физическую силу. Кто-то не боится на сцене показать свою слабость и с удовольствием поет о том, как красиво страдает и льет слезы из-за несчастной любви. Кто-то прячется за клоунадой, чтобы не раскрывать душу, потому что не хочет казаться уязвимым или смешным. Кто-то придумывает персонаж и на сцене играет роль, как Верка Сердючка.
Есть исполнители с богатой эмоциональной палитрой, в них заключено многое, но раскрыть это можно в драматических взрывных мощных песнях, в которых невозможно спрятаться, музыка встряхивает певца. А без подобных встрясок он так и останется в своей внутренней раковине. И станет предметом домыслов.
Не знаю, к чему приведут творческие поиски Михаила, но надеюсь, что заинтересует он не только профессионалов – людей, которые должны быть внутренне свободны от стереотипов, и заинтересованы в некой технической и психологической новизне. Голосование зрителей «Голоса» - это во многом подсознательный поиск положительного героя в современной реальности, так было после первого, второго и четвертого сезонов. В постсоветское время людям стало этого не хватать.
Михаил Озеров и не пытается вписаться в это клише. Он неоднозначен. Артисту важно найти свою песню, в которой он прозвучал бы не только как тембр, а как человек. А чем он сложнее, тем труднее его понять, почувствовать и раскрыть. Наставнику. Автору. Но, конечно, для этого нужно и желание самого исполнителя.
Умение абстрагироваться от эмоций и взглянуть на себя беспристрастно – чужими глазами.
Мистика
Взрослые глаза. Кажется, это миниатюрное, с виду хрупкое существо прожило такое количество жизней, что может понять самый сложный авторский замысел. Десятилетняя девочка победила в первом сезоне «Детского голоса».
Были участники, у которых вокальные данные мощнее, тембр интереснее. Но Алиса Кожикина «взяла» другим – личностным началом. На слепом прослушивании она спела песню Sunny, превратив свое выступление в феерию, – она вокально и по-актерски так обыграла простую мелодию, что выступление стало праздником для меломанов. Алиса выбрала Максима Фадеева. И он сумел привести ее к мощной убедительной победе.
Возможно, физически она еще не достаточно крепкая, чтобы справиться с любой вокальной задачей, но эмоционально она созрела. Фадеев переводил мировые хиты на русский язык, и они по-новому прозвучали для публики. Алиса из тех артисток, которые обладают тонким вкусом, умеют быть одновременно страстными и отстраненными – как будто видят себя со стороны и отсекают лишнее. Это природный дар. И большой опыт публичных выступлений.
В трио «Моя любовь» (перевод песни Кристины Агилера «Боль») Алисе достался кульминационный музыкальный фрагмент, она должна была передать крик души героини, и публика восприняла это как творческий прорыв продюсера и исполнительницы. Она по своему характеру способна передать то, что автор вложил в песню Тины Тернер Simply the best. Волевое начало, наступательную энергию, ощущение светлого праздника. В ее исполнении это получилось сдержанно, более спокойно, чем у других исполнительниц. Ей помогли бэк-вокалистки. Перевод песни Мэрайи Кэри «Я тебя любила» - нежная акварель, переливы эмоциональных оттенков, звуковых красок.
Эта девочка может быть разной – героиней комедии, трагедии, драмы. Ее можно сравнить с Эдит Пиаф, в которой видели актрису, способную перевоплощаться. Но Алиса более утонченная, вдумчивая.
Ей нужно исполнять песни, построенные как монолог, с проникновенной доверительной интонацией. Она не просто поет, а проживает жизнь героини. Ей веришь.
София Тарасова – путь в «Голосе» к полуфиналу
Для семнадцатилетней (на момент конкурса) девушки украинская красавица София (вызвавшая лично у меня ассоциации с гоголевской Оксаной из «Ночи перед Рождеством») достигла многого. Участие и призы в конкурсах – успех в русском голосе. Статья о ней даже есть в Википедии. Она была моей фавориткой, я за нее болела как ни за кого, хотя видела не только плюсы, но и минусы, недостатки, над которыми нужно работать. В статье будут и заслуженные комплименты и критика, на которую, я надеюсь, она не обидится – избавление от некоторых изъянов ей может помочь.
Музыка по характеру, стилю бывает разной, важно найти то, что лично тебе подходит, в чем ты раскрываешься как исполнитель, что для тебя наиболее выигрышно. Мне показалось, что родная стихия Софии – это лирика и драма. Вот в каких песнях она именно РАСКРЫВАЕТСЯ так, что ее пение завораживает, а глаза отражают всю глубину понимания душевной боли сюжета исполняемой композиции. Еще до «Голоса» она так нежно и пронзительно спела песню Please don’t make me love you, участвуя в украинском проекте. Ее лирическая героиня казалась трепетной, нежной, беззащитной и необыкновенно трогательной.
И в «Голосе» именно песни такого склада лучше всего у нее получались. «Ты отпусти» - прозвучавшая местами отрешенно, как молитва, местами – страстно, как крик души. В дуэте с Екатериной Коротковой она спела песню группы «Океан Эльзы» «Обними меня». Екатерина тоже хорошая певица, но София ее затмила темпераментом, это был такой вырвавшийся наружу огонь, такая драматическая мощь, что с определенного момента все внимание было приковано к ней.
Я поняла, какого характера песни лучше всего удаются Софии – она может казаться и слабой, и сильной, но мало кто так умеет доносить БОЛЬ, создавалось впечатление, что это действительно звучит не голос, а душа.
Музыку веселую, жизнерадостную, быструю я лично очень люблю и вовсе не разделяю мнение тех, кто почему-то относится к ней пренебрежительно, считая легковесной, пустой, не заслуживающей внимания. На самом деле она крайне сложна для исполнения и требует особой виртуозности (конечно, я имею в виду такой уровень, как танцевальные хиты Уитни Хьюстон). Так вот – мне показалось, что это – не самое выигрышное для Софии. Она ХОТЕЛА БЫ исполнять такие композиции, но для этого нужно ощущение легкости, полета. А у нее получается «тяжеловато», как будто человек слишком старается, чересчур напрягается. Это особенно было видно в песне «Ему не нужна американская жена».
В фильме «Стиляги» это было очень легко, естественно… Увы, такой эксперимент у Софии вышел не самым удачным – и с точки зрения актерского мастерства. Для кого-то, наоборот, этот номер превратился бы в феерию, праздник, но то ли она чересчур волновалась, то ли чего-то важного не учла, но в итоге та самая легкость достигнута не была. Возможно, надо было расслабиться и петь в свое удовольствие, забыв об аудитории, и тогда все бы было иначе. Впрочем, сама София признала, что могла бы сделать это гораздо лучше.
Вот у Уитни получалось действительно все – и лирика, и драма, и комедия.
Что еще я могла бы сказать? Современная молодежь усвоила определенную манеру петь по-русски. Об этом в одном из сезонов говорил А. Градский, и я с ним абсолютно согласна. Я не из тех, кому кажется очаровательным акцент, диалект, «говорок» (в актерских ВУЗах жестко заставляют от них избавляться).
Но говорят эти молодые люди совершенно нормально, они ПОЮТ манерно, несколько искажая звуки, и русский язык звучит для консервативного уха достаточно непривычно (как они направляют звук, произносят некоторые буквы). Этим «грешат» многие исполнители – причем из числа тех, кто мне очень симпатичен (к примеру, А. Барташевич). У Софии, к сожалению, в некоторых местах это тоже было, но молодежь может считать это очень модным и крутым и вовсе не воспринимать как недостаток. Если певица тоже считает, что так гораздо лучше, с этим не поспоришь, она вправе иметь свое мнение.
Я понимаю, что для «раскрутки» певцам надо прежде всего ориентироваться не на «возрастную» аудиторию («Голоса»), а на тинейджеров (или криминалитет) – на их вкусы нацелен шоу-бизнес, это те, кто покупает билеты на концерты, и надо выглядеть и вести себя на сцене, в клипах определенным образом. Певцы – люди не свободные, ими руководят, и они подстраиваются под ситуацию.
Но было бы жаль, если бы девушки с такими прекрасными внешними, артистическими, вокальными (и, возможно, внутренними) данными задачей своей жизни ставили вписывание в «формат», а не самосовершенствование на сцене.
Ксана Сергиенко – заряд ослепительного настроения
Бывает так, что к исполнителю проникаешься не сразу, не возникает внутренний контакт с ним, не чувствуешь, в чем его изюминка, в чем его индивидуальность и особое преимущество. Мне всегда нравились певицы с рокерской манерой исполнения, поэтому я отметила в «Голосе» вокальную и физическую форму Ксаны, как и Наргиз, прожившей много лет в Америке и явно впитавшей в себя именно эту музыкальную культуру, но я тогда, что называется, на нее «не запала». Это была просто дань профессионализму.
Зацепила она меня гораздо позже, когда в проекте «Точь-в-точь» продемонстрировала свое незаурядное актерское мастерство. И вот тут я поняла, в чем отличие Ксаны от остальных рок-певиц. От нее не исходит ощущение трагизма, драмы, мрака… кажется, что она при всем желании просто не способна грустно петь. Это такой суперпозитив, причем не наигранный, а явно природный.
Лучше всего это, конечно, было видно в ее неожиданных воплощениях - в ролях Ирины Аллегровой и Маши Распутиной. Даже Маше впервые понравилась пародия на нее – как же, девушка тоже высокая, длинноногая, эффектная, с хрипотцой. Не знаю, заметила ли она вкрапления юмора, но в целом осталась довольна – во всяком случае демонстрировать плохое настроение не стала (хотя могла бы, это вполне в ее духе). Но образ Ирины Аллегровой в исполнении Ксаны – это было что-то! ТАКУЮ Аллегрову я полюбила.
Аллегрова вообще производит достаточно добродушное впечатление (хотя ее тексты бывают и вызывающими), но в такой интерпретации она просто воссияла как солнце. Ксане удалось схватить все самое смешное и при этом умудриться с любовью воплотить этот ухарский персонаж.
Можно условно разделить роли Ксаны в проекте «Точь-в-точь»: близкие ей по музыкальному стилю (рокерские – например, заключительный номер в роли Фредди Меркьюри с песней Show must go on, кстати, она и эту музыку умудрилась спеть так, что она показалась не трагической, а светлой) и образы наших эстрадных певиц, которые пытаются понравиться публике попроще. И Ксана достигла удивительной органики во всем.
Она отнюдь не казалась порождением «чужеродной» для нас западной культуры – напротив, она приблизила эту культуру к нам, окрасив ее в несколько иные эмоциональные тоны. И вовсе не производила впечатления человека, далекого от нашей эстрады – настолько легко и естественно она в наши, родные до боли, образы влилась, сделав их интереснее, привлекательнее. А главное – легче. Сняв дозу ненужного надрыва. (Есть такое мнение, что излишний надрыв – это уже на грани дурного вкуса, и я это мнение разделяю.)
И, главное, ощущалось, что внутри себя она спокойна, даже отстранена от своих персонажей и как бы наблюдает сама за собой со стороны, не суетится, все продумывает и просчитывает. А это вообще – высший пилотаж профессионализма.
Я поняла самое главное для себя: ТАКОЙ колоритный и ничуть не натужный юмор не достучаться до людей просто не мог. Во всяком случае – реакция жюри и зала была предсказуема.
Если Наргиз, Кормухина несут в себе трагический потенциал, Ксана отличается от них явной позитивной харизмой. Дай ей суперминорную музыку – и она в ее исполнении просветлеет.
Причем, она не специально так сделает… это получится у нее само по себе. Такова у этой певицы природа.
Свидетельство о публикации №215092801780