Таня

                Таня

       

        размышления о сценарии фильма 1988 года «Куколка»



















Спортивная гимнастика – тяжелейший вид спорта. Титанический труд, к которому приучают маленьких детей, перегрузки – физические и эмоциональные. Они привыкают не жаловаться, скрывать свои чувства и внутренне надрываются. Внутри накапливается отрицательная энергия, и это чревато последствиями для организма.

У девочки, которая жила ради спортивных побед и с ранних лет надрывалась, накопилась усталость. После травмы позвоночника выяснилось, что все усилия, вся ее жизнь практически зачеркнута. Все было зря. Вставание на заре, тренировки, диета, отказ от развлечений. Все абсолютно. И теперь она – инвалид. Выброшена на свалку. Не нужный для большого спорта кусок мяса. Могла ли она не ожесточиться? Конечно же, нет, не могла. У нее должна была появиться обида на жизнь – для чего потрачено столько сил? Неужели только ради того, чтобы надорваться, сломаться, стать больным человеком? Она не может быть ни спортсменкой, ни тренером. Ей фактически надо начинать с чистого листа. Она морально не пережила этого. Была чемпионкой, а теперь – такая, как все.

Можно было и не стараться, учиться на двойки и тройки, только сберегла бы силы и была бы здоровой. Это удар, который трудно с чем-то сравнить. Она могла подсознательно возненавидеть всех окружающих. Почему это должно было случиться именно с ней?

Ей захотелось компенсации. Она не смогла принять ситуацию, в которой она теперь – лицо из толпы, одна из многих. Таня стала претендовать на лидерство в классе, и ей легко удалось подчинить себе слабохарактерных и подверженных влиянию одноклассников. И даже захотелось бросить вызов учительнице, взять над ней верх. Она увлеклась парнем, который ей показался не таким, как все. Он был отстраненным, созерцателем по натуре, вместе с тем далеко не слабым, мог дать ей отпор. И она  - к своему ужасу! – понимает, что не все в жизни достигается ценой тренировок, усилий. Демонстрация грубой силы в личных отношениях бесполезна, она даже может оттолкнуть. Это стало для нее новым ударом. Здесь не соревнуются. Кто круче, кто умнее, кто лучше.

Она видит, что его привлекает учительница – причем именно тем, чего нет в самой Тане. Мягкостью, воспитанностью, изысканными манерами. Здесь соревнования бесполезны. И она начинает ненавидеть соперницу. Учительница – несчастливая женщина, но она кажется хрупкой, беззащитной, вызывает желание ее опекать. Рядом с ней этот парень кажется себе защитником, покровителем, рыцарем. А Таня его отталкивает. Ему кажется, она сделана из железа. Она и не стремится производить другое впечатление.

Девочка из простой среды, она иной раз дает выход своим эмоциям в грубых выходках, но от природы она хитра, владеет собой, пытается выставить соперницу в неприглядном виде. Я не оправдывала ее поступки, желание самоутвердиться, интриги против учительницы. Но она нашла смысл жизни в ненависти, раз все остальное у нее не получилось. И стала жить жаждой мести. Ей захотелось во что бы то ни стало разрушить хрупкий мостик взаимопонимания между учительницей и учеником. Выставить их на посмешище. И ей это удается. Голые куклы на дереве – как намек на близость учительницы и ученика. Эта выходка всех шокирует.

У учительницы своя философия – она считает, что первая любовь может погубить жизнь человека, если она не реализована, и не отталкивает этого парня. Она судит по себе – так произошло когда-то с ней самой. Спорная точка зрения, по закону за это можно получить тюремный срок или условную судимость. Но она на это идет. И начинает оправдываться, рассказывая о своих школьных воспоминаниях. И о том, как разрушили ее любовь к учителю физики.  Что почувствовал этот парень? Возможно, ему было обидно – получается, отношение учительницы это просто жалость, а вовсе не ответное чувство. Он это скрыл, но это должно было его ранить.

Возможно, я не прониклась бы сочувствием к этой девочке, но мне импонировала ее несгибаемая гордость, нежелание ныть и жаловаться. И последняя сцена, когда она в отчаянии идет в спортивный зал и доводит себя изнуряющими тренировками до перелома позвоночника – это фактически самоубийство. Хотя она и не думала об этом. Но ей снова захотелось кому-то что-то доказать. Причем даже тогда, когда она сломалась физически, морально она отказывалась признать свое поражение, на жалостливую участливость учительницы отреагировала по-своему, отказалась принять ее покровительство. И меня почему это именно эти ее слова поразили: «Уйди… больно».

Учительница искренне не понимала, что есть люди, которые жалости не выносят. Парень по сути не был перед ней ни в чем виноват, разве что только в банальной грубости. Но так общались все в этом классе. Он понял, что эта девочка по-настоящему его любила и ради него сломала свою жизнь. И почувствовал не то, чтобы угрызения совести, но сочувствие. Настоящее. Он тоже не хотел, чтобы его жалели. В этом они были похожи.


Рецензии