Берег турецкий-2. Эпизод 2

Придя к выводу, что надо ограничить себя одной, но обстоятельной экскурсией, мы выбрали  поездку по маршруту Демре – Мира – Кекова и ранним утром оказались на просторах древней Ликии. Выбор был обусловлен ещё и тем, что кроме привычных и крайне притягательных античных руин, в этой части Ближнего Востока много святых мест некогда гонимых христиан, храмов   их известнейших проповедников и иерархов, позже канонизированных. Здесь отметились своими обращениями к пастве апостолы Павел и Иоанн; тут же трудился над священным писанием Лука. И творил свои чудеса Николай Угодник. Подробности самого путешествия я опускаю – скажу только, что дорога была достаточно живописной. При случае убедитесь сами.
Была ли эта поездка паломнической – скорее нет, чем да. Еще до начала поездки мы знали, что в храме Николая Угодника в Демре регулярной службы не ведется – её проводят дважды в год, по церковным праздникам. Скорее это был историко – познавательный вояж, давший возможности получить впечатление от мест, где в VI веке н.е. реально жил и проповедовал Николай из Патары, ныне широко известный как Святитель Николай Угодник (Чудотворец).
Нынче всякая дорога к храму начинается с церковной лавки – так было в Эфесе, у домика Богоматери, так было и сейчас.  Надпись на русском языке гласила: «Иконы центр церкви святого Николая»; сама лавка занимает солидную торговую площадь. Иконы, сработанные мастерами г. Бари - других не представляли – дорогие, с большим количеством серебра в окладах. Каждая икона обрамлена символической виноградной лозой. Всю информацию об иконах выдала нам сестра местной общины на добротнейшем русском языке, что не удивительно в силу её славянского происхождения.
После лавки пешком двинулись к самой церкви – дорога была недлинной, а наш гид говорил  все время. Оставалось лишь вовремя работать фотоаппаратом.
Церковь св. Николая в Демре, некогда столице Ликии, размещалась в бывшем языческом храме Артемиды, пока в дело не вмешались землетрясения и потопы. В результате всех стихийных бедствий храм оказался на семь метров ниже поверхности земли – немудрено, что мы спускались вниз, в отличие от наших православных храмов, стоящих на возвышениях.
Святитель Николай, как и подобает хозяину, встретил нас у входа – но этот монумент не имеет к древним векам никакого отношения, ибо сработан скульптором  Григорием Потоцким  и установлен в новейшее время, при праздновании 2000-летия Рождества Христова.   
С этого момента я разделю тему на две части: первая будет посвящении личности Николая Угодника, вторая – храму, связанному с его именем.
Итак, Николай, как сказали бы теперь, происходил из хорошей  обеспеченной семьи города Патар.  Датой его рождения считается 270 год с оговоркой «около». Родители его – Феофан и Нона – происходили из благородной и зажиточной семьи;  его родной дядя и тезка – Николай  был патарским епископом. Понятное дело, что первое благословение на трудную стезю богоборчества он получил именно от дяди: молодой человек служил чтецом, затем священником в той же церкви, где настоятелем был его родственник. После кончины родителей он роздал своё наследство нуждающимся и продолжил служение богу, взойдя со временем на епископский престол в Мире – так назывался нынешний Демре. Его биографы пишут, что он был добрым и кротким, справедливым и отзывчивым, однако временами проявлял крутизну характера, особенно при обличении еретиков. Увесистость его доводов вполне ощутил на себе александрийский епископ Ария в ходе Вселенского собора, собранного в 325 году императором Константином – Николай отвесил ему пару оплеух. За что подвергся осуждению коллег и был лишен епископского сана.  Ненадолго – в распрю вмешался сам Учитель, явившись во сне нескольким строгим судьям одновременно. Им было дано увидеть, как Христос лично вручил
Евангелие Николаю. Справедливость срочно была восстановлена. Еще до Никейского Собора Николай успел побывать в темнице и подвергнуться суровым испытаниям и лишениям во времена гонений на христиан, устроенных Диоклетианом (285- 300 г.г.)  И показал себя стоиком.
Прервемся не надолго: всякий раз сопровождающие, подводя посетителей к хорошо сохранившейся фреске, утверждают, что это наиболее точный портрет Святителя. Неудобно, конечно, уточнить у них, откуда они это знают. Вглядеться в облик выдающегося  лица вообще крайне интересно – таким образом можно, отчасти, приблизиться к пониманию его сути. Тем более, если речь идет о почитаемом священнике. В этом плане, мне кажется,  незаменимы полотна известных живописцев: художникам дано увидеть нечто, в последствии становящееся откровением для нас, простых зрителей. Здесь нам с вами повезло: личность Николая Чудотворца вдохновила Илью Ефимовича Репина на создание полотна «Николай Мирликийский спасает от казни трех воевод». И страсти многовековой давности под рукой живописца оживают,  становятся ближе и реальнее: отрешенность Николая выше и значительнее окружающих его персонажей и воля его не вызывает сомнений. Могучие воины по велению владыки опустят мечи и воеводы, вопреки навету, останутся в живых.
Святитель Николай совсем не случайно носит имя Чудотворца – вот несколько прославивших его чудес:
- он помог бедняку выдать замуж трех дочерей, тайно, по ночам принося к нему в дом по мешочку золота перед сватовством.
К этому эпизоду мы еще непременно вернемся в конце рассказа о Святителе;   
- плывя по морю в Палестину предупредил моряков о надвигающейся буре и молитвой усмирил стихию;
- в голодный год убедил торговца зерном повернуть свой корабль к берегам Ликии, посулив ему во сне три золотых монеты. Проснувшись, купец и впрямь обнаружил их зажатыми в кулаке. Отдав зерно нуждающимся жителям, торговец двинулся дальше в Александрию. Каково же было его изумление, когда по прибытии он обнаружил в трюмах судна отданное ранее зерно.
Ничего удивительного в том, что Николая угодника считают покровителем торговцев, моряков и невест.
Считается, что Николай прожил длинную жизнь: дату его смерти относят к декабрю 343г. (по иным источникам  даже 345г.) Однако вряд ли даже такой провидец мог думать, что страсти вокруг его останков будут столь же бурными, как и его прошедшая жизнь.      
Продолжение следует.


Рецензии