Бунт в библиотеке
Хранительницей всего этого интеллектуального богатства, уже много лет, была заведующая библиотеки – Аделина, женщина не простой судьбы, для которой библиотека стала не только духовным домом, но и пристанищем, крышей над головой.
После того, как несчастный случай унёс всю её семью, она больше не смогла жить там, где жила раньше. Городские власти пошли ей на встречу и взамен её дома они предоставили Аделине небольшие апартаменты в здании библиотеки, где она работала. Аделину это устраивало. Небольшой круг сослуживцев стал её единственной семьёй, а книги её любимыми детьми.
Шли годы. Менялись времена и люди. Менялась психология людей и быт. Неизменными оставались лишь имена классиков, современников и их литературное наследие.
Казалось, что ещё совсем недавно читальные залы едва вмещали всех желающих, пополнить свои знания благодаря «живой» книге. Для Аделины печатные издания имели какую-то свою особую ауру. Держа книгу в руках, можно было рассмотреть её, полистать, ощутить её запах, а потом начать читать. И даже после прочтения, приятно было снова перелистать книгу, чтобы ещё раз прожить вместе с литературными героями все те эмоции, которыми они наполняли благодарного читателя.
Так что же произошло? Почему в читальные залы стало приходить всё меньше и меньше читателей? Аделина постоянно задавала себе эти вопросы, на которые знала ответы, но её консерватизм мешал с этим соглашаться.
«Разве могут планшеты, iPad, iPhone заменить тепло печатной литературы», - рассуждала огорчённая Аделина. Печатная книга – это что-то душевное, электронная же, сродни роботу. Электронная книга никогда не передаст той теплоты и душевности, что дарят нам печатные книги.
Аделина любила иногда, после закрытия библиотеки, оставаться в читальном полукруглом зале, где на полках были собраны классики и современники, литература научного и познавательного характера, книги наиболее востребованные читателями, разного интеллектуального уровня.
«Если, как сказал Ричард Бах, книги заглушают шум внешнего мира, - подумала Аделина, - то и пустоту моего одиночества они заглушают тоже».
В один из вечеров опустевшего читального зала, листая страницы литературного журнала, взгляд Аделины задержался на статье о непрекращающемся споре между любителями классической и современной литературы.
Споры о литературе были всегда. Каждый писатель хочет оказаться в категории «классики». Классика продолжает быть читаемой и современной и в наши дни. Однако и среди современной литературы, есть книги претендующие на роль классики.
« Если говорить о современной русской литературе, - читала далее статью Аделина, - то вся хорошая современная литература вышла из русской классики, постмодернизм в том числе. Более того, многие современные произведения – это сплошные аллюзии из Толстого, Лескова, Пушкина, мировой классики».
«Если бы в 19 веке существовало интернет-пиратство, многим писателям пришлось бы менять профессию», - вспомнила Аделина с улыбкой чьё-то высказывание. «Да, уж! – согласилась она, - если учесть возможности интернета, то «аллюзий» и у "интернет писателей" прибавится»…
По опыту Аделина знала, что доля выдачи классической и современной литературы примерно одинакова. Однако читателям требуется, почему-то, больше помощи при выборе современной литературы, чем при выборе классической.
Чехов сказал –
Не существует добрых, плохих, хороших.
Не существует милый, прекрасный, злой.
Есть только два типа людей, не больше:
Твой человек и человек не твой.
То же самое можно сказать и о книгах – твоя она или не твоя. О вкусах и приоритетах не спорят. Каждому – своё.
Вот так же и сегодня вечером, как и в другие одинокие вечера, Аделина прошла через пустые коридоры библиотеки в свою небольшую квартиру, где она поужинала и переоделась. Оставаться одной в квартире не хотелось и она решила вернуться в читальный зал библиотеки. «Всё равно надо покормить рыбок», - вспомнила она. Не забыла она и о себе, прихватив поднос с чаем и со всем необходимым к чаепитию.
В одном из читальных залов, где она любила больше всего бывать, Аделина, с согласия сослуживцев, установила аквариум. «Всё-таки я вечерами не одна!», - радовалась она. Да, и книги! Конечно же, книги! Она часто повторяла фразу, сказанную когда-то Эмилией Бронте – «заберите у меня мои книги и я приду в отчаяние».
В этом же читальном зале, за одним из стеллажей в конце зала, Аделина устроила свой собственный «читательский уголок», где она любила иногда проводить вечера за книгой. Набросив на плечи лёгкий плед, она углубилась в чтение. Для неё были одинаково интересны и классики и современники, хотя надо признаться, что стать популярным современником, это ещё не значит войти в плеяду классиков. Классиков определяет время. Да и не все современники могут похвастать широким кругом читателей. А некоторую современную литературу можно рассматривать, всего лишь как пример связи с реальностью той жизни, в которой живёт читатель, не говоря уж об обсценной (непристойной, грязной) литературе.
Время бежало незаметно. Чай был уже выпит, а уходить не хотелось. Неожиданно Аделине послышался лёгкий шёпот, слова, непонятный шум… Казалось, что в полутёмной комнате никого нет… Да и быть не могло! Она сама проверяла все ли закрыты и внутренние, и внешние двери в библиотеку. Всё было в порядке!
Прислушавшись, она наконец-то стала различать отдельные слова, а потом и фразы. Спор?! Да, да, да! Это был извечный спор современников с классиками!!
Тишину читального зала первыми нарушили авторы книг современной литературы. Они соглашались, что классическая литература внесла большой вклад в мировую культуру, но авторы классической литературы не должны отрицать, что современная литература также отражает события и дух своего времени, как это делали когда-то сами классики. «Мы не можем ни соглашаться, ни отрицать что-либо, потому как мы, авторы классики, вообще о вас современниках ничего не знаем», - возразили они.
Однако, после некоторого раздумья, авторы классики предложили сыграть в интеллектуальную игру, которая поможет им всем разрешить этот уже давний спор.
«Понятно, что все современные авторы (если не все, то большинство из вас) читали классическую литературу», - предположили авторы классики. По крайней мере, классики убеждены в том, что романисты, обязательно должны были читать классические романы. Авторы детективной литературы – детективные произведения. Фантасты – фантастов. Новеллисты – новеллистов.
Авторам же классики неизвестно абсолютно ничего чем богата современная литература. Именно поэтому они и предложили игру, где современники должны выбрать у классиков литературу по жанрам (по форме, содержанию или родам), но только ту, которая соответствует их собственному жанру - для сравнения!
«Поскольку мы, классики не знакомы с литературой современников, то мы будем читать ваши произведения, а вы современники – наши, но те произведения, которые вам возможно ещё не известны. Не могли же авторы современники прочесть абсолютно всю классическую литературу. Мы в это не верим! И только после этого мы сможем дать реально сравнительную оценку, как качеству так и ценности современной и классической литературы» - предложили классики.
В спор не вступали лишь такие мэтры от литературы, как Гомер, Эзоп, Данте Алигьери и другие, которые считали себя первопроходцами в литературе, поскольку древние греки и римляне творили не национальную, а общечеловеческую литературу. Ведь не зря же над стеллажами античной литературы работники библиотеки написали изречение - «Античность – это колыбель человечества».
Авторы современники согласились на эту игру. «Мы понимаем, что каждая эпоха рождала и заурядных беллетристов, и великих», - рассуждали они, согласившись, что эта игра стоит свеч.
Аделина с удивлением наблюдала, как книги пришли в движение, перепрыгивая с полки на полку, располагаясь на них по жанрам, в соответствии с правилами игры. Через некоторое время прыганье прекратилось, но послышался шелест перелистываемых страниц книг. «Ну и пусть читают друг дружку, хоть тихо будет» - подумала она.
Сколько прошло времени Аделина не знала, но возглас – «mon dieu!», опять заставил её прислушаться.
«И это вы называете литературой? - возмущались авторы классики. – Эта современная литература, мало того что попахивает плагиатом от классиков, да и интерпретация-то какая-то низкопробная. Через 10 – 20 лет об этих современных авторах никто и не вспомнит, в то время как нас знает весь читающий мир» - всё ещё возмущались авторы классики.
«Плагиат? – возразили авторы современники. – Словесное исполнение произведений можно сравнить с музыкальными нотами, которых всего семь в отличие от словарного запаса любого автора, любой страны. И не удивительно, что может встречаться однотипное, а иногда даже и похожее исполнение любого произведения.
Любое сильное смешанное переживание героев романа, повести, новеллы или музыкальных образов композитора, передаются автором, используя всю гамму слов или звуков в музыке, пользуясь теми же сочетаниями слов, фраз или звуков, которые применяли и авторы классиков. Отсюда не удивительны и похожесть, и совпадения, как в литературе, так и в музыке» - защищались авторы современники.
Спор ещё долго продолжался, но Аделина старалась больше к нему не прислушиваться. Неожиданно раздался грохот падающих книг. «Неужели они и драться вздумали?»,- успела ещё подумать Аделина… и проснулась.
Оглядевшись, она поняла, что всю ночь провела на диване в своём «читательском уголке». «Жаль, что не узнаю, чем же разрешился этот спор. Кто выиграл, а кто проиграл?» - подумала она, с усмешкой прокомментировав свой странный сон. Хотя, реально она знала, что современники никогда не откажутся от желания войти в плеяду классиков и что спор этот – навсегда!
"Печально было другое. Если классики затрагивали такие извечные темы, как любовь и измену, богатство и нищету, порок и добродетель, а их произведения актуальны и сегодня, то в произведениях современных авторов появились такие темы, о которых ещё сто, да и пятьдесят лет назад никто и не догадывался. Появилась, так называемая, массовая культура, которая со смаком описывает маргинализацию и расслоение общества, падение нравов, наркоманию, проституцию. Не говоря уже о том, что большинство людей, особенно молодёжь, предпочитают виртуальную жизнь реальной. Так о какой качественной литературе современников может идти речь, если даже письма мы разучились писать. Конечно, всегда есть исключения из правил и это радует" - продолжала размышлять Аделина.
В конце зала уже кипела работа. Кто-то вносил коробки, как поняла Аделина, с книгами. Одна из коробок упала на пол, книги выпали и этот шум разбудил её. «Хорошо ещё, что меня за стеллажами не видно было», вздохнула она с облегчением. Часы показывали, что до открытия библиотеки время ещё есть. Проскользнув через запасную дверь из читального зала прямо в коридор, что вёл к её апартаментам, Аделина поспешила привести себя в порядок и вернулась в читальный зал.
Она не ошиблась. В зал действительно заносили книги и укладывали их на столах читального зала.
- Что за коробки с книгами привезли нам? – спросила Аделина своих коллег, - вроде бы мы ничего не заказывали?
- Сами напросились, - засмеялись коллеги. – Помнишь, мы решили дать объявление в местную газету с обращением к читателям и собственникам домашних библиотек, чтобы они не сдавали книги в макулатуру, а приносили бы нам в библиотеку безвозмездно. Вот сегодня и есть та дата, которую мы обозначили в объявлении.
- Да, да! Я помню, но не ожидала, что будет столько желающих избавиться от «живой» книги. В любом случае это лучше, чем оставлять книги у мусорных баков во дворах, что мне приходилось видеть. Надо же, отдают книги целыми коробками… и не жалко?
- Нет, Аделина! Коробки, это наша инициатива, потому что у дверей библиотеки собралось много людей и у каждого было от одной до нескольких книг. Вот мы с нашим техником и поставили пустые коробки у дверей снаружи, чтобы книги складывали прямо в коробки.
Аделина вышла из здания библиотеки и увидела, что действительно люди подходили к коробкам и складывали в них книги. Присмотревшись к добровольным «спонсорам», она с грустью констатировала, что среди желающих избавиться от «живой» книги в основном была молодёжь и немного пожилых людей.
- Ну, что ж! Будем считать, что нам очень повезло с нашей акцией по спасению «живой» книги. Я убеждена, что мы найдём и достойных авторов среди этого литературного богатства. Сегодня у нас будет «день закрытых дверей», о чём мы и сообщим читателям, - объявила она коллегам.
- Верно, - согласились коллеги, - потому как нам надо не только разобраться со всем этим богатством, но и подготовиться ко «Дню открытых дверей», который должен состояться через два дня, как и все ежемесячные «пятничные встречи» писателей и поэтов нашего региона, что проходят у нас в библиотеке.
«Хорошо, что на этой встрече будут только современники», - с улыбкой подумала Аделина, вспоминая свой странный сон.
Хорошее начало, хорошего дня. Акция по спасению книг дала свои результаты. Люди всё ещё подходили к библиотеке. Окинув взглядом площадку перед зданием, Аделина увидела стайку детей. Современные дети современных родителей. Одни из них рисовали что-то мелом на асфальте, а одна девочка, прыгая, играла в «классики».
«Вероятно, дети эти пришли к библиотеке вместе с бабушками. Интересно всё-таки, а Классики играли в «классики»?» - повеселев от собственных мыслей улыбнулась Аделина.
Свидетельство о публикации №215092800703