Бунт в библиотеке

       Архитектура старинного здания городской библиотеки, как нельзя лучше гармонировала не только с духом богатства классической и современной литературы, что хранили эти стены, но и с атмосферой возвышенности и теплоты отношений, между писателями и поэтами современности, для которых это здание стало пристанищем, своего рода «олимпом» для тех, кто захотел посвятить себя писательскому искусству. Уже много лет читальные залы библиотеки периодически становились трибуной для всех желающих участвовать в литературных вечерах.
       Хранительницей всего этого интеллектуального богатства, уже много лет, была заведующая библиотеки – Аделина, женщина не простой судьбы, для которой библиотека стала не только духовным домом, но и пристанищем, крышей над головой.
       После того, как несчастный случай унёс всю её семью, она больше не смогла жить там, где жила раньше. Городские власти пошли ей на встречу и взамен её дома они предоставили Аделине небольшие апартаменты в здании библиотеки, где она работала. Аделину это устраивало. Небольшой круг сослуживцев стал её единственной семьёй, а книги её любимыми детьми.

       Шли годы. Менялись времена и люди. Менялась психология людей и быт. Неизменными оставались лишь имена классиков, современников и их литературное наследие.
       Казалось, что ещё совсем недавно читальные залы едва вмещали всех желающих, пополнить свои знания благодаря «живой» книге. Для Аделины печатные издания имели какую-то свою особую ауру. Держа книгу в руках, можно было рассмотреть её, полистать, ощутить её запах, а потом начать читать. И даже после прочтения, приятно было снова перелистать книгу, чтобы ещё раз прожить вместе с литературными героями все те эмоции, которыми они наполняли благодарного читателя.

       Так что же произошло? Почему в читальные залы  стало приходить всё меньше и меньше читателей? Аделина постоянно задавала себе эти вопросы, на которые знала ответы, но её консерватизм мешал с этим соглашаться.
«Разве могут планшеты, iPad, iPhone заменить тепло печатной литературы», -  рассуждала огорчённая Аделина. Печатная книга – это что-то душевное, электронная же, сродни роботу. Электронная книга никогда не передаст той теплоты и душевности, что дарят нам печатные книги.


       Аделина любила иногда, после закрытия библиотеки, оставаться в читальном полукруглом зале, где на полках были собраны классики и современники, литература научного и познавательного характера, книги наиболее востребованные читателями, разного интеллектуального уровня.
       «Если, как сказал Ричард Бах, книги заглушают шум внешнего мира, - подумала Аделина, - то и пустоту моего одиночества они заглушают тоже».
       В один из вечеров опустевшего читального зала, листая страницы литературного журнала, взгляд Аделины задержался на статье о непрекращающемся споре между любителями классической и современной литературы.
       Споры о литературе были всегда. Каждый писатель хочет оказаться в категории «классики». Классика продолжает быть читаемой и современной и в наши дни. Однако и среди современной литературы, есть книги претендующие на роль классики.
       « Если говорить о современной русской литературе, - читала далее статью Аделина, -  то вся хорошая современная литература вышла из русской классики, постмодернизм в том числе. Более того, многие современные произведения – это сплошные аллюзии из Толстого, Лескова, Пушкина, мировой классики».
       «Если бы в 19 веке существовало интернет-пиратство, многим писателям пришлось бы менять профессию», - вспомнила Аделина с улыбкой чьё-то высказывание. «Да, уж! – согласилась она, - если учесть возможности интернета, то «аллюзий» и у "интернет писателей" прибавится»…
       По опыту Аделина знала, что доля выдачи классической и современной литературы примерно одинакова. Однако читателям требуется, почему-то, больше помощи при выборе современной литературы, чем при выборе классической.
       Чехов сказал –
Не существует добрых, плохих, хороших.
Не существует милый, прекрасный, злой.
Есть только два типа людей, не больше:
Твой человек и человек не твой.
       То же самое можно сказать и о книгах – твоя она или не твоя. О вкусах и приоритетах не спорят. Каждому – своё.

       Вот так же и сегодня вечером, как и в другие одинокие вечера, Аделина прошла через пустые коридоры библиотеки в свою небольшую квартиру, где она поужинала и переоделась. Оставаться одной в квартире не хотелось и она решила вернуться в читальный зал библиотеки. «Всё равно надо покормить рыбок», - вспомнила она. Не забыла она и о себе, прихватив поднос с чаем и со всем необходимым к чаепитию.
       В одном из читальных залов, где она любила больше всего бывать, Аделина, с согласия сослуживцев, установила аквариум. «Всё-таки я вечерами не одна!», - радовалась она. Да, и книги! Конечно же, книги! Она часто повторяла фразу, сказанную когда-то Эмилией Бронте – «заберите у меня мои книги и я приду в отчаяние».
       В этом же читальном зале, за одним из стеллажей в конце зала, Аделина устроила свой собственный «читательский уголок», где она любила иногда проводить вечера за книгой. Набросив на плечи лёгкий плед, она углубилась в чтение. Для неё были одинаково интересны и классики и современники, хотя надо признаться, что стать популярным современником, это ещё не значит войти в плеяду классиков.   Классиков определяет время. Да и не все современники могут похвастать широким кругом читателей. А некоторую современную литературу можно рассматривать, всего лишь как пример связи с реальностью той жизни, в которой живёт читатель, не говоря уж об обсценной (непристойной, грязной) литературе.

       Время бежало незаметно. Чай был уже выпит, а уходить не хотелось. Неожиданно Аделине послышался лёгкий шёпот, слова, непонятный шум… Казалось, что в полутёмной комнате никого нет… Да и быть не могло! Она сама проверяла все ли закрыты и внутренние, и внешние двери в библиотеку. Всё было в порядке!


       Прислушавшись, она наконец-то стала различать отдельные слова, а потом и фразы. Спор?! Да, да, да! Это был извечный спор современников с классиками!!
       Тишину читального зала первыми нарушили авторы книг современной литературы. Они соглашались, что классическая литература внесла большой вклад в мировую культуру, но авторы классической литературы не должны отрицать, что современная литература также отражает события и дух своего времени, как это делали когда-то сами классики. «Мы не можем ни соглашаться, ни отрицать что-либо, потому как мы, авторы классики, вообще о вас современниках ничего не знаем», - возразили они.
       Однако, после некоторого раздумья, авторы классики предложили сыграть в интеллектуальную игру, которая поможет им всем разрешить этот уже давний спор.
       «Понятно, что все современные авторы (если не все, то большинство из вас) читали классическую литературу», - предположили авторы классики. По крайней мере, классики убеждены в том, что романисты, обязательно должны были читать классические романы. Авторы детективной литературы – детективные произведения. Фантасты – фантастов. Новеллисты – новеллистов.
       Авторам же классики неизвестно абсолютно ничего чем богата современная литература. Именно поэтому они и предложили игру, где современники должны выбрать у классиков литературу по жанрам (по форме, содержанию или родам), но только ту, которая соответствует их собственному жанру - для сравнения!
       «Поскольку мы, классики не знакомы с литературой современников, то мы будем читать ваши произведения, а вы современники – наши, но те произведения, которые вам возможно ещё не известны. Не могли же авторы современники прочесть абсолютно всю классическую литературу. Мы в это не верим! И только после этого мы сможем дать реально сравнительную оценку, как качеству так и ценности современной и классической литературы» - предложили классики.
       В спор не вступали лишь такие мэтры от литературы, как Гомер, Эзоп, Данте Алигьери и другие, которые считали себя первопроходцами в литературе, поскольку древние греки и римляне творили не национальную, а общечеловеческую литературу. Ведь не зря же над стеллажами античной литературы работники библиотеки написали изречение - «Античность – это колыбель человечества».
       Авторы современники согласились на эту игру. «Мы понимаем, что каждая эпоха рождала и заурядных беллетристов, и великих», - рассуждали они, согласившись, что эта игра стоит свеч.


       Аделина с удивлением наблюдала, как книги пришли в движение, перепрыгивая с полки на полку, располагаясь на них по жанрам, в соответствии с правилами игры. Через некоторое время прыганье прекратилось, но послышался шелест перелистываемых страниц книг. «Ну и пусть читают друг дружку, хоть тихо будет» - подумала она.
Сколько прошло времени Аделина не знала, но возглас – «mon dieu!», опять заставил её прислушаться.
       «И это вы называете литературой? - возмущались авторы классики. – Эта современная литература, мало того что попахивает плагиатом от классиков, да и интерпретация-то какая-то низкопробная. Через 10 – 20 лет об этих современных авторах никто и не вспомнит, в то время как нас знает весь читающий мир» - всё ещё возмущались авторы классики.
       «Плагиат? – возразили авторы современники. – Словесное исполнение произведений можно сравнить с музыкальными нотами, которых всего семь в отличие от словарного запаса любого автора, любой страны. И не удивительно, что может встречаться однотипное, а иногда даже и похожее исполнение любого произведения.
       Любое сильное смешанное переживание героев романа, повести, новеллы или музыкальных образов композитора, передаются автором, используя всю гамму слов или звуков в музыке, пользуясь теми же сочетаниями слов, фраз или звуков, которые применяли и авторы классиков. Отсюда не удивительны и похожесть, и совпадения, как в литературе, так и в музыке» - защищались авторы современники.

       Спор ещё долго продолжался, но Аделина старалась больше к нему не прислушиваться. Неожиданно раздался грохот падающих книг. «Неужели они и драться вздумали?»,- успела ещё подумать Аделина… и проснулась.
       Оглядевшись, она поняла, что всю ночь провела на диване в своём «читательском уголке». «Жаль, что не узнаю, чем же разрешился этот спор. Кто выиграл, а кто проиграл?» - подумала она, с усмешкой прокомментировав свой странный сон. Хотя, реально она знала, что современники никогда не откажутся от желания войти в плеяду классиков и что спор этот – навсегда!

       "Печально было другое. Если классики затрагивали такие извечные темы, как любовь и измену, богатство и нищету, порок и добродетель, а их произведения актуальны и сегодня, то в произведениях современных авторов появились такие темы, о которых ещё сто, да и пятьдесят лет назад никто и не догадывался. Появилась, так называемая, массовая культура, которая со смаком описывает маргинализацию и расслоение общества, падение нравов, наркоманию, проституцию. Не говоря уже о том, что большинство людей, особенно молодёжь, предпочитают виртуальную жизнь реальной. Так о какой качественной литературе современников может идти речь, если даже письма мы разучились писать. Конечно, всегда есть исключения из правил и это радует" - продолжала размышлять Аделина.


       В конце зала уже кипела работа. Кто-то вносил коробки, как поняла Аделина, с книгами. Одна из коробок упала на пол, книги выпали и этот шум разбудил её. «Хорошо ещё, что меня за стеллажами не видно было», вздохнула она с облегчением. Часы показывали, что до открытия библиотеки время ещё есть. Проскользнув через запасную дверь из читального зала прямо в коридор, что вёл к её апартаментам, Аделина поспешила привести себя в порядок и вернулась в читальный зал.
       Она не ошиблась. В зал действительно заносили книги и укладывали их на столах читального зала.
       - Что за коробки с книгами привезли нам? – спросила Аделина своих коллег,    - вроде бы мы ничего не заказывали?
       - Сами напросились, - засмеялись коллеги. – Помнишь, мы решили дать объявление в местную газету с обращением к читателям и собственникам домашних библиотек, чтобы они не сдавали книги в макулатуру, а приносили бы нам в библиотеку безвозмездно. Вот сегодня и есть та дата, которую мы обозначили в объявлении.
       - Да, да! Я помню, но не ожидала, что будет столько желающих избавиться от «живой» книги. В любом случае это лучше, чем оставлять книги у мусорных баков во дворах, что мне приходилось видеть. Надо же, отдают книги целыми коробками… и не жалко?
       - Нет, Аделина! Коробки, это наша инициатива, потому что у дверей библиотеки собралось много людей и у каждого было от одной до нескольких книг. Вот мы с нашим техником и поставили пустые коробки у дверей снаружи, чтобы книги складывали прямо в коробки.

       Аделина вышла из здания библиотеки и увидела, что действительно люди подходили к коробкам и складывали в них книги. Присмотревшись к добровольным «спонсорам», она с грустью констатировала, что среди желающих избавиться от «живой» книги в основном была молодёжь и немного пожилых людей.
       - Ну, что ж! Будем считать, что нам очень повезло с нашей акцией по спасению «живой» книги. Я убеждена, что мы найдём и достойных авторов среди этого литературного богатства. Сегодня у нас будет «день закрытых дверей», о чём мы и сообщим читателям, - объявила она коллегам.
       - Верно, - согласились коллеги, - потому как нам надо не только разобраться со всем этим богатством, но и подготовиться ко «Дню открытых дверей», который должен состояться через два дня, как и все ежемесячные «пятничные встречи» писателей и поэтов нашего региона, что проходят у нас в библиотеке.
«Хорошо, что на этой встрече будут только современники», - с улыбкой подумала Аделина, вспоминая свой странный сон.

       Хорошее начало, хорошего дня. Акция по спасению книг дала свои результаты. Люди всё ещё подходили к библиотеке. Окинув взглядом площадку перед зданием, Аделина увидела стайку детей. Современные дети современных родителей. Одни из них рисовали что-то мелом на асфальте, а одна девочка, прыгая, играла в «классики».
«Вероятно, дети эти пришли к библиотеке вместе с бабушками. Интересно всё-таки, а Классики играли в «классики»?» - повеселев от собственных мыслей улыбнулась Аделина.


Рецензии