50. Современная российская живопись

ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 50. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ.


            Эта глава - последняя, и вольно-невольно она оказывается как бы итогом всего сказанного.

     Начну сразу с вывода. Современной живописи России, да и российскому искусству вообще, очень заметно присущи две черты. Первая - отсутствие единого общего регламентирования, почти полная произвольность выбора тем и манер, вплоть до самых невообразимых. Вторая - отсутствие большой, значительной идеи, служению которой могли бы посвятить себя творческие таланты. Твори, что хочешь и как хочешь, - как бы говорит жизнь. Но для чего? ради чего?

     В последние позднесоветские годы было очень модно идти "против течения". Но сейчас, когда эта мода так разрослась, что сама стала общим течением, не пора ли, по той же логике, пойти уже против неё?


            Один мой знакомый как-то рассуждал так: "Если человек увлечён творчеством, значит он не скотина. А если не скотина, то должен иметь большой образец-идеал." Рассуждение, в общем-то, верное. Из него следует, что само творчество будет осуществлением в художественной форме этого идеала. Всё так. Но откуда взять этот идеал? Из своей фантазии? Но служить всеми своими талантами, всеми своими силами хочется не придуманной фантастической идейке, а идеалу, реально существующему, при этом - идеалу великому. Как видим, речь идёт не о каком-то "идеале живописи", а об идеале самой жизни. А если в жизни его нет?

     Когда-то творческий человек с абсолютной уверенностью, как реальности, служил религиозному идеалу. Например, выдающийся художник позднего средневековья Джованни Анджелико всегда постился и молился, прежде чем приступить к новой работе, а когда ему пришлось выписывать раны распятого Христа, делал это, стоя на коленях. Но это время прошло. Сейчас другое общество.

     Люди Европы рубежа 17 - 18-го веков верили в силу разума, правды и прогресса, и это воодушевляло их. Российское искусство 19-го века было наполнено стремлением к свободе и благу народа. Раннесоветское время - это самоотверженный романтический подвиг ради честного переустройства всего мира. Но всё это тоже прошло.

     В том-то и величие предыдущего искусства, что оно стояло не на плоской низкой земле, а как бы на высоком пьедестале какой-то великой идеи. Где сейчас подобные пьедесталы?

     Вот почему, вырвавшись из "бюрократической закованности" к демократической разнузданности, нынешние творцы растеклись огромным множеством индивидуальных изобретений, - может быть, и интересных, - но пока не смогли придать своему творчеству такое величие, которое звало бы вперёд и ввысь. Почему? Потому что нет у них ещё великой общей идеи.

     Эта ненайденность идеи не даёт им правильно ответить на вопрос: так для кого же, для чего, ради чего они изощряются в своих художественных изобретениях?

     В одном старом советском фильме говорилось (правда, о поэзии): "Стихи - это взрывчатое вещество." Согласитесь, это относится к любому виду искусства. Но если неизвестно, что подрывать и куда этими взрывами прокладывать путь, остаётся только впустую сотрясать воздух грохотом или бесцельно играть в красивые фейерверки.


                * * *

            Я хотел бы дать здесь побольше разных примеров. Но, к сожалению, текст на этом сайте почему-то не сохраняет ссылки, которые ведут к этим изображениям. У меня поэтому нет другого выхода, кроме как просто назвать произведения, а заинтересованный читатель пусть уж сам через интернетовский поиск находит эти картины. А что делать?

     Наверное, было бы правильным показать и явную дрянь, которой, к сожалению, немало. Но мне не хочется. Я сошлюсь в примерах на тех современных художников, чьи работы показывают заметный художественный талант.

     Как бы ни обстояло дело с нашим обществом, с нашим искусством, но таланты остаются, они никуда не исчезают. Но между прочим, тем ясней, тем наглядней видно, как даже хороший талант не может восполнить отсутствие великого жизненного идеала. Это не вина, а большая беда этих людей, искренне, по-настоящему любящих живопись.

     Дрянь же не стоит того, чтобы на неё смотреть. Что движет этими бездарями? Чего они хотят? Эгоистического самоутверждения? Денег? Очень много стало того, что называется словом "кич" (по энциклопедии - "дешёвая безвкусная массовая продукция, расчитанная на внешний эффект"). "Кич" бывает и изысканный, и яркий, и возвышенный. Да, представьте себе! Не правда ли, интересно звучит - "возвышенный кич"? Но такое действительно есть.

     Искусство и бизнес-шоу не надо путать. Это не просто разные, это - непримиримо противоположные вещи. Для того, чтобы заработать много денег, нужно, во-первых, побольше работ, как можно побольше (а отсюда - падение качества), а во-вторых, ставку нужно делать на те чувства, которые есть у большинства, у всех, - а это чувства или чисто биологические, животные или если и социальные, то самые-самые примитивные.

     Разве уважающий себя художник пойдёт на это?

     Уважающий себя художник работает медленно, много (очень много) учится и всегда считает, что лучше потерпеть неудачу в великом замысле, чем "нащёлкать" десятки и сотни невеликих поделок. Потерпеть неудачу в великом не стыдно (хоть что-то, хоть частью, но сделаешь); стыдно не ставить перед собой таких задач. Если ты не ставишь перед собой великих задач, тогда зачем ты?

     Да, это трудно. Да, тебя будут не понимать более "успешные" коллеги. Да, ты  будешь в среде этого "элитного быдла" белой вороной. Ну и пусть.


            Я помню когда-то давно-давно, в школе, у нас был спор: каким должен быть человек - таким, как все, или не таким, как все. Одни говорили: таким, как все; нехорошо выделять себя перед людьми. Другие говорили: нет, обязательно не таким, как все; нужно быть особенной, отличающейся от других индивидуальностью.

     Но один парень сказал такую мысль, которая всех потрясла, и все с ним немедленно согласились. Он сказал: "И то, и то неправильно. Потому что и там, и там одна и та же ошибка: за систему отсчёта берут "всех". А за систему отсчёта надо брать образец. Никогда не спрашивай себя: я такой, как все, или не такой, как все? Спрашивай: такой ли я, как надо? А дальше уже, как получится. Если и все такие, как надо, то ты окажешься таким, как все. Если все - не такие, как надо, то ты будешь не таким, как все. Но и то, и другое не важно. Важно - следовать образцу."

     Думаю, что это полностью относится и к художнику.

     В древнем Китае была одна пословица. Речь в ней идёт о мелодии, которую придумали боги. Она называлась "янчунь байсюэ". Она была поразительно сильной и прекрасной, но настолько сложной, что сыграть её человеку было невероятно трудно, практически невыполнимо.

     Так вот пословица звучит так: "Кто хорошо играет "янчунь байсюэ", тот всегда одинок."

     Ну что ж, пусть так, зато ты не унизишься до дешёвого "кича".


                * * *

            В заголовок поставлена картина художника Дмитрия Анненкова "Одуванчики". Конечно, для заголовка можно было подобрать и что-то более сильное по теме. Но я специально показываю эту вещь, сделанную умело, со вкусом, с чувством натуры, с пониманием цвета.

     Автор, безусловно, талантлив и профессионален. Но как-то не по себе становится, когда представишь, как в нашей сегодняшней жизни, в нашем сегодняшнем мире талантливый человек, мужчина, сидит и создаёт картину под названием "Одуванчики".

    
            Почему-то многих современных российских художников тянет в символизм. Чем это объяснить? Очевидно, есть какая-то причина, заставляющая их изъясняться не прямо, а смутными многоходовыми аллегориями. Но символизм силён только тогда, когда за символом стоит что-то очень большое и настоящее.

     Нынешняя российская живопись разнообразна, но...вот парадокс...в то же время однотипна в этом разнообразии. Хотелось бы более сильного, более определённого и громкого искусства. Очень многие темы часто повторяются. Пересмотрев много работ, невольно даже устаёшь от речек, берёзок, храмов, современных красоток, распластанных ангелов, мчащихся машин и тому подобного.
    
     Да, молодых талантливых художников в сегодняшней России много. Есть работы, смотреть на которые очень интересно и приятно. Но тем острее чувствуешь, что ту черту, за которой начинается великое, они почему-то не переходят.

     Почему-то, когда нынешний художник хочет всё же перейти черту обыденного, он часто идёт лишь к нарочитой амбициозности, пёстрой декоративности или ещё глубже лезет в усложнённый тёмный символизм. Зачем? Найдите великое в живой жизни, в окружающих людях. Его там нет? Ну, если так, то действительно виноваты не вы, а сама жизнь. Но присмотритесь получше: если в нынешней бесцветной жизни его в настоящей мере и вправду нет, то всё же оно приближается, вот-вот появится, признаки его рождения всё более накапливаются. Сумейте же это почувствовать. Успейте раньше других увидеть и изобразить его будущее лицо.

     Я думаю, можно уверенно сказать, что среди этих талантливых людей всё-таки найдутся те, которые возвратят нашему искусству его подлинное предназначение.

     Посмотрите, для примера, работу Мергена Мошулдаева (Калмыкия)"Портрет старика" или найдите в интернете картину Алексея Базанова "Противостояние". Думаю, вы согласитесь, что это гораздо лучше, чем одуванчики или раскрашенные рожи стильных красавиц.


                -----

            Ну вот и всё. Мне очень хотелось этими заметками увлечь настоящим искусством тех, кто способен на это отозваться. Многое, может быть, здесь спорно. Дело не в этом. Дело в том, чтобы научиться чувствовать настоящее искусство, задача которого, конечно же, не только в украшении мира, но и в преобразовании его.

     Хочу закончить словами замечательного советского художника Юрия Пименова: "Душа искусства – тонкая душа, и чем сложнее и умнее будет становиться человек, тем богаче и умнее будет становиться его искусство".


     Очень благодарен всем, прочитавшим это. Спасибо.


Рецензии