Огромный труд великого знахаря

Александр Солженицын: «Двести лет вместе»

В книге на основе архивных документов, свидетельств очевидцев и собственных размышлений автор оценил истинную, ранее не до конца понятную роль, которую играли евреи в жизни России ХVIII, ХIХ и ХХ веков. А также и то, как Россия и русский народ влияли на многочисленное еврейское население.

«Эту книгу я писал, исходя лишь из велений исторического материала и поиска доброжелательных решений на будущее. Но надо и не упускать из виду: за последние годы состояние России столь крушительно изменилось, что исследуемая проблема сильно отодвинулась и померкла сравнительно с другими нынешними российскими».
Александр Солженицын

В начале второго тома определён предмет изучения, ведь книга — исследование (по-солженицынски: «В УЯСНЕНИИ»), или, словами В. Высоцкого, «кто ж такие евреи?».

Подробно и научно (на 19 страниц текста 84 ссылки на первоисточники) разбирает этот вопрос автор. Приводит цитаты, например: «…чем больше еврейство дробится физически, тем более оно внутренне сплачивается». Цитируемая фраза — либо обычная писательская выходка, текстовая красивость, не имеющая смысла, либо дьявольский посыл типа усиления классовой борьбы при социализме, чтобы руки развязать для расправ с невинными. А.И. Солженицын из этой науки делает вывод: евреи — это все кто хочешь: в ком есть еврейская кровь, или кто ходит в синагогу, или кто сам себя считает евреем, или кого другие считают евреем, или кто евреям сочувствует. Проще сослался бы на генерала Макашова: «Жиды — это плохие люди». Для полноты и наукообразия можно было бы так: «Все евреи — плохие люди, а все плохие люди — евреи».

Автор, мудрец и беспристрастный философ, одинаково строго относящийся и к русским, и к евреям (иногда только позволяющий себе простительное восклицание: «Эх! И нам бы так же, как они!»), делает следующие выводы.

1. Угнетения евреев в тех масштабах, о которых принято думать, в России не было. «Тюрьма народов» — это миф, раздутый недоброжелателями России. Евреи всегда жили лучше, чем русские крестьяне. Черта оседлости была в большой степени условной. Правительство не угнетало евреев, а, наоборот, о них заботилось, старалось приобщить евреев к положительным занятиям, к земледелию. Но евреи упорствовали, отлынивали, не хотели садиться на землю, а стремились заняться привычным для них непроизводительным трудом — торговлей, маклерством, винокурением, арендой. Другими словами, ограблением и спаиванием русского народа. Причины разные, но главная — в том, что евреи никогда не чувствовали себя настоящими гражданами России, считай, саботировали, не хотели трудиться по-настоящему, а так, вертелись, чтобы временно перебиться.

Тому факту, что попытка посадить евреев на землю в Новороссии частично удалась, автор не придаёт большого значения, считая его, по-видимому, нетипичным. Ведь прижились некоторые еврейские хозяйства на юге. За несколько десятков лет эти хозяйства добились высоких урожаев и надоев, в этих хозяйствах выросла еврейская молодёжь, с детства привычная к сельскому труду. Даже делегация была в столицу с просьбой расширить площади. Наверное, успехи были бы весомее, но чиновники разворовывали то, что правительство давало еврейским переселенцам на обустройство на пустом месте, а наверх слали отчёты о неспособности евреев к земледелию. Эти отчёты цитирует А.И. Солженицын. К тому же настоящих свидетелей нет — почти всех евреев-крестьян Причерноморья убили немцы в Отечественную войну, а потомки немногочисленных уцелевших еврейских сельских жителей рассеяны по России и по миру.

2. Деятельность евреев наносила России экономический вред. Основные еврейские занятия: торговля вином, контрабанда, посредничество, аренда — приводили к угнетению, экономическому закабалению крестьянства и, конечно, к спаиванию русского народа. Из-за этого правительство пыталось ограничить еврейскую деятельность, уменьшить вред, который евреи приносили России. Но никакие меры не давали прямых результатов, скорее приводили к противоположному — ещё большему расползанию зла, потому что евреи любые меры обходили, честных государственных деятелей обманывали и переманивали на свою сторону, а нечестных чиновников подкупали.

При объяснении смысла полезных для России предприятий, затеянных евреями: развития банковского дела, строительства железных дорог, организации хлеботорговли и торговли лесом и др. — автор книги вскрывает тайные и низкие побуждения, подчёркивает антирусский и проеврейский характер этих предприятий. Иногда, впрочем, отмечая вскользь, что по тем временам дело это было неплохое и жаль, что оно развалилось, когда из него очередным ограничением заставили уйти евреев.

С таким же основанием можно было бы написать, что Третьяков скупал картины русских художников, чтобы разбогатеть, потом оставил галерею городу, чтобы прославиться, а П.И. Щукин обменял свои картины на генеральский чин. Разбору этих обвинений можно посвятить много страниц, а на последней странице небрежно согласиться с тем, что шедевры, собранные братьями Третьяковыми и братьями Щукиными, всё-таки приносят пользу родине.

3. Слухи о еврейских погромах сильно приукрашены. Обычно евреи сами провоцировали погромы своей наглостью, богатством, оскорблением святынь. Русское население от погромов страдало больше, чем еврейское, потому что у русских не было оружия, а евреи стреляли в людей, в портреты государя, в уважаемых народом общественных деятелей и членов царской семьи. Правительство никак не замешано в организации погромов (хоть в книгу и просочилось обращение одного деятеля к своим подчинённым, сделанное во время одесского погрома, что мы, мол, в душе согласны с тем, что надо бить евреев, но помогать погромщикам не должны). Православная церковь стояла (даже на коленях) за евреев, защищала их от громил. И самих же русских за эти погромы судили и наказывали.

Страдания евреев от погромов преувеличивали, особенно надеясь на реакцию богатых зарубежных евреев. Где убили 10 человек, кричали, что погибло 50, говорили об изнасилованиях и глумлении над трупами, а этого просто не было.

Поневоле вспомнишь унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла.

4. Евреи бегали от военной службы. Хоть и отмечает автор отдельные проявления еврейской храбрости на войне, но в целом роль евреев в войне, в обороне страны — негативная. Кроме того, отставные солдаты, жившие вне черты оседлости, выписывали себе кучу мнимых родственников, чем разрушали здоровый и спокойный быт свободной от евреев местности. В Первую мировую войну евреи-солдаты перебегали на сторону противника или дезертировали, евреи-поставщики воровали, евреи — жители прифронтовой полосы шпионили, за что их выселяли и брали из них заложников (автор признаёт, что выселяли бессистемно и бездарно). Евреи, жившие в странах-союзницах, подрывали авторитет России.

Мой отец воевал в Отечественную войну с первого до последнего дня, мой дед воевал в Первую мировую унтером, а в Отечественную — ополченцем и был контужен и на той войне, и на этой. Мой прадед родился в Кронштадте в солдатской семье. Все знакомые моих родителей, и евреи, и русские, воевали, никто в тылу не подъедался. Так что про мой еврейский род А.И. Солженицын пишет неправду.

5. Огромный вред приносили евреи России во внешней политике. Преувеличенные слухи о притеснениях русских евреев возбуждали антирусские настроения в Европе, мешали проведению сбалансированной политики. Еврейские банкиры отказывали в кредитах, мешали сближению России с Западом.

6. Революция — чисто еврейское дело. Ушедшая от еврейства и не пришедшая никуда еврейская молодёжь раскачивала существующий строй. Евреи заставляли рабочих бастовать, стремились превратить требования об увеличении зарплаты в революцию. Принуждали рабочих бунтовать по-настоящему, строить баррикады, стрелять. А русские рабочие были недовольны только условиями труда и, если бы не подзуживание евреев, возможно, договорились бы с хозяевами. Для евреев же главное было — поджечь чужой дом — Россию. Ради такого поджога евреи-революционеры могли выступить и с антиеврейскими призывами.

Герберт Уэллс писал в «России во мгле», что в русской революции много евреев, но подчёркивал, что борются они не за еврейскую идею. Спектр интересов, приведших людей в революцию, необычайно широк. Шли от бедности, от богатства, от чистоты души и светлых устремлений, от подлости, от горя и от радости. Получались тираны, кровопийцы, герои, полководцы, провокаторы, кто угодно. Причём каждому еврею можно поставить в соответствие русского или грузина, который ничем не лучше или не хуже.

В дальнейшем или вычёркивали евреев из истории революции, говорили, что их в революции не было, а был только иуда Троцкий (это когда революция считалась хорошим делом), или, как А.И. Солженицын, усиливали роль, говорили, что вот они-то кашу и заварили. Исследуя причины такого сложного явления, как русская революция, столь настойчиво тянуть еврейскую нитку бессовестно. Тем более что существуют более авторитетные мнения. «Евреи не внесли решительно ничего нового, своего, не обнаружили не малейшей инициативы, никакой оригинальности: они только легко усваивали выработанные христианами понятия, идеи, привычки». Так писал Л.Г. Дейч, один из первых русских марксистов, в книге «Роль евреев в русском революционном движении» (ГИ, М—Л, 1926 г.).

7. Еврей — агент, представитель еврейства. Русский может быть великим человеком, может совершить благородный, героический поступок, может работать во благо родины, но может быть и подлецом, предателем, пьяницей. Русского можно наградить или наказать. Русский — это отдельный человек. Еврей только выполняет задание. Если еврей играет на скрипке, то «да, действительно, евреи музыкальны», если еврей не стал пахать, то «евреи не годятся для этого дела», если еврей не хочет креститься, то «евреи сохранили обособленность», если еврей крестился, то «евреи — конформисты». Во всяком деле нужно найти хоть одного еврея, а дальше можно смело объявить любое дело еврейской затеей. Даже если еврей прославил Россию, то «да, евреи талантливы, но полностью доверять им нельзя, потому что они, маскируясь, служат своему еврейству».

Если поверить А.И. Солженицыну, то я не существую. Моя душа, единственная в мире, не принадлежащая никому, кроме моих любимых людей, ничего не стоит. Про меня можно сказать только, что некоторые евреи совершенно не имеют музыкального слуха и что многие евреи носят очки.

Хорошо, что Солженицын начал исследование с 1795 года. Начни он на две тысячи лет раньше, от него бы не укрылись тайные еврейские намерения самого известного деятеля первых лет первого тысячелетия, отдавшего себя во спасение человечества.

8. Евреи — везде. Стоит чуть ослабить контроль, они тут же набегают. Захватили поставки в армию, скупили, сгноили, продали за границу, взвинтили цены. Дороговизна военного времени — во многом из-за них. Правда, отмечает автор, русские откупщики воровали так же (но эти-то воровали своё, а те — чьё?). Разрешили детям воинов поступать в высшие учебные заведения, так сразу троюродные племянники всех тыловых крыс заполнили университеты, в частности заняли места студентов-патриотов, добровольно ушедших на фронт. Евреев-студентов стало где половина, где 80%.

Бывшие жители ГДР после объединения налегли на бананы, ещё бы немного, и оставили бы они всю Германию, весь мир без этого полезного и вкусного продукта. Беда! Но обошлось, поели-поели и наелись, теперь не отличаются от других немцев. Может, и тут… Но не оставляет А.И. Солженицын такой надежды. Нет, не наедятся, дай только волю, и они всю Россию захапают.

9. Все причины активного участия евреев в русской революции приводятся крайне несимпатичные: упадок торговли, а евреи ничего другого не умели делать, нежелание идти на фронт, нежелание вернуться в те места, откуда их выселили, боязнь отказаться от роли штрейкбрехеров (работа в административных органах), стремление отомстить русскому народу за притеснения (работа в карательных органах). Тут и Б. Пастернаку достаётся за узость взглядов. Тут же спорный тезис о том, что иудаизм близок к большевизму, а православие — противоположно. Поэтому, мол, евреям в революции вольготнее. Сюда бы добавить высказывание Г.А. Зюганова, что Иисус Христос был первым коммунистом, тогда уж ни за что не сведёшь концы с концами.

10. А.И. Солженицын навязывает читателю мысль о непреодолимости границы, отделяющей евреев от человечества. Исследует, делит ассимиляцию на культурную, бытовую и прочую, которую ещё можно признать. Но уж в душе еврей — всё равно еврей, как бы ни маскировался. Но не только русские не должны растворять в себе евреев, но и хорошие по-солженицынски евреи должны соблюдать дистанцию. Приводится цитата: «Унизительно уповать на власть, чтобы она защитила от не любящего тебя народа, унизительно исходить благодарностью к лучшим, достойнейшим представителям этого народа за то, что они замолвили за тебя слово». Примените эти слова к любой житейской ситуации, и станет ясна их нелепость.

Мне кажется, что если вот так кратко записать основные тезисы книги А.И. Солженицына «Двести лет вместе», то опровергать их особенно не нужно, и так всё ясно. В книге эта суть скрыта в огромном количестве ссылок, цитат, странных, не сразу читаемых фраз, оговорок, искажённых слов и рассуждений вроде таких: может ли еврей радоваться успехам своей страны России и огорчаться от её неудач и что еврей при этом имеет в виду.

У меня есть знакомый (не еврей, не русский), страдающий тяжёлой болезнью. Человек он умный, образованный, но слишком самостоятельный, поэтому пытается лечиться от своей болезни сам. Он обратился через интернет во Всемирный институт здоровья, или Мировую академию самолечения, в какое-то такое виртуальное учреждение, точного названия я не знаю. Описал признаки болезни и попросил совета. Ему пришёл пространный ответ, который он дал мне прочитать. В документе содержалась россыпь медицинских, биологических и химических терминов. На двух страницах описано, как свободные радикалы переходят в аминокислоты, а молекулы проникают сквозь оболочки, от этого сердце бьётся ритмичней, лёгкие дышат свободней, почки работают лучше. А причина — в этих радикалах и молекулах, и это ясно любому здравомыслящему человеку. Только у врачей официальных медицинских учреждений «не хватает ума это понять». Так и было написано. Потом, конечно, советовали купить их лекарства за хорошие деньги. Написал этот документ классический современный знахарь. Я листочки вернул знакомому и посоветовал не связываться.

Сходство удивило. Уж очень знахарский документ походил по стилю на книгу «Двести лет вместе»: всеми силами доказать то, чего нет, но в чём сам автор хочет быть уверен. А такое у Солженицына есть, хочется ему подогнать факты, ссылки, документы под заранее придуманную теорию. Я сам слышал, как он рассказывал по телевизору, что его сыновья — настоящие русские. А его сыновья на самом деле — настоящие американцы, и по виду, и по речи.

Зачем Солженицын написал эту книгу? Хотел привлечь к себе внимание, раз мало стали к нему прислушиваться, раз не удалось стать пророком, Львом Толстым? Может, со дна души у него поднялось то, что было всегда, но в такой степени не выходило наружу? Не знаю, не мне судить. Но книжку я прочитал, а таких немного среди тех, кто её купил. Душная книга.

Частный Корреспондент (2011-05-18)// М.Лифшиц "Огромный труд великого знахаря" -


Рецензии