Пять секретов Волшебника из Гель-Гью

Его обвиняли в плагиате, в космополитизме, в измене Родине, называли «живым анахронизмом», певцом Несбывшегося и иностранцем русской литературы, а он создал Блистающий мир, в котором смелые летают и ходят по воде, негодяи погибают, а добрые осуществляют заветные мечты. Имя этого писателя - Александр Грин (Александр Степанович Гриневский, 1880-1932).

Сшить парус судьбы

Прозревая неминуемые перипетии долгого путешествия по бушующему морю жизни, Саша с детства, словно ткань паруса, проверяет себя на прочность. В школе шалит и насмешничает. Конфликтные ситуации намеренно усугубляет. Против него ополчаются, но ему это как раз и нужно. Его больше всего интересует анатомия страстей. Он спешит, не зная меры. Употребляет неприличные выражения, дразнит на улице пьяницу. В реальном училище открыто восстает против ханжества и фальши. Пишет в подражание Пушкину пасквиль на учителей, и его исключают. Мать предостерегает его: «Не хочешь учиться, быть послушным, под забором сдохнешь». Он спорит и с отцом. Потеряв маму, ругается с мачехой. Выдерживает страшный шквал. С 12-ти лет начинает зарабатывать на жизнь перепиской, переплетным делом и рукоделием. С 14-ти живет отдельно от родителей. Читает тысячи книг. Свой опыт сшивает стихами и наполняет мечтами о путешествиях. Они переносят его после окончания третьесортного училища из «болота предрассудков и лжи» ненавистной Вятки в Одессу, к обожаемому им морю.

Взять нужный курс

Он уже знает, что долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собою лучше завоевателя города, поэтому упорно ищет свой курс в неизведанных местах со сложными течениями, подводными рифами и штормовыми ветрами. Порывает с дворянским прошлым. Об опыте в матросах в 1897 году пишет в рассказе «Трюм и палуба»: «Над ним издеваются с утра до вечера, прячут его брюки, бросают ему в кружку фунтовые куски сахара, насыпают соли! Он должен чистить гальюны...» После Одессы пытает счастья в Баку. Возвращается оттуда пешком по берегу моря и едва не погибает от жары. Затем работает банщиком Пермь-Котласской железной дороги, матросом на барже, на Урале: на приисках и у доменной печи, в железных рудниках и на лесоповале. Попадает в царскую тюрьму, бежит и много лет живет по фальшивым документам… и таки находит себя. Писательский дар его признают все!

Возможность писать, о чем и как хочешь, важнее популярности

Его то и дело стараются привлечь к совместной работе, чтобы «сблизить с эпохой» и «прописать» в советской литературе. Просят открывать рассказами хорошо оплачиваемые юбилейные сборники. «Есть много талантливых людей, с радостью пишущих о современности, - говорит он. - У них и ищите того, что просите у меня». И, несмотря на критику маститых писателей, переносит место действия своих повестей и новелл в далекие экзотические страны, ибо «его душа ищет Ассоль, которой столь же трудно выйти из сказок своего сердца, как тем войти в них». У фильма, снятого без его ведома по рассказу «Жизнь Гнора», Грин требует изменить название и убрать свое имя: «Я считаю такую рекламу оскорблением и предпочитаю обойтись без нее».

«Чистая» фантазия – не уход от борьбы, а ее форма

Словно выписавшись из своего времени, Грин много лет подряд как бы «закрывает» революцию, делает вид, что ее не было вовсе. «Пусть за все мое писательство обо мне ничего не говорили, как о человеке, не лизавшем пятки современности, никакой и никогда, но я сам себе цену знаю» - утверждает он. «Формула умолчания» становится его творческим методом, а «чистая» фантазия - формой борьбы. Он выдумывает Гринландию, города Лисс и Зурбаган, острова Магескон и Рено, где все очень предметно и идет по своему пути. «Дать герою кусок счастья – это в моей воле!» – говорит Грин. И пишет настолько убедительно, что современники нарекают его Волшебником из Гель-Гью.

Из кремня трудностей высекать огонь

Череда войн в России сменяется кровавым террором и классовыми чистками. Мир рушится. Грин обложен жуткими сплетнями. Казалось бы, конец, опоры нет. Но, высекая из кремнистого пути свет и пламень, он превозмогает все. Находит силы одарить на улице незнакомку; с риском для себя вызволить из подвала ЧК коллегу и сохранить от него это в тайне... В «Сердце пустыни» его герой переступает через проходимцев и своими руками создает прекрасную реальность. В «Блистающем мире» совсем простая девушка Тави, поверив в себя, начинает у него летать. А в «Алых парусах» Грин лишает права на существование само неверие. Как и в юности, он наполняет паруса мечтами, но в этот раз такой силы и убедительности, что заставляет поверить в возможность создания чуда своими руками тысячи и миллионы сердец. Сама Россия говорит голосом Грина. Идеалы у нас есть, только за них надо бороться!


Рецензии
Собственно, об авторе феерии и писать надо также феерично, как Вы это сделали)

Ааабэлла   24.12.2015 18:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.